Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Евтифеевой О.Э.
судей Виноградовой О.В, Пушкаревой Н.В, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Областного государственного казенного учреждения "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог по Иркутской области" (далее - ОГКУ "Дирекция автодорог"), поданную 13 июля 2023 г, на решение Братского районного суда Иркутской области от 16 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 18 января 2023 г, по административному делу N 2а-542/2022 по административному исковому заявлению прокурора Братского района Иркутской области, действующего в интересах неопределенного круга лиц, о возложении обязанности на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области, ОГКУ "Дирекция автодорог" произвести ремонт автомобильной дороги, Заслушав доклад судьи Евтифеевой О.Э, пояснения прокурора Афонина А.В, полагавшего судебные акты законными и обоснованными,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Братского района Иркутской области, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в Братский районный суд Иркутской области с административным исковым заявлением о возложении обязанности на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области, ОГКУ "Дирекция автодорог" произвести ремонт автомобильной дороги.
В обоснование требований указано, что прокуратурой проведена проверка деятельности ОГКУ "Дирекция автодорог".
В ходе проверки выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии участка 38-53 км автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Полукольцо" (Тулун - Братск)" от поворота на с. Большеокинское до поворота на с. Калтук, находящейся в оперативном управлении ОГКУ "Дирекция автодорог", а именно: установлено наличие многочисленных дефектов покрытия проезжей части в виде выбоин, просадок, колей с гребнями выпора в нарушении требований пункта 5.2.4 ГОСТ Р 50597-2017, дефектов обочин в виде занижений их участков относительно прилегающей кромки проезжей части в месте их сопряжения в нарушение требований пункта 5.3.1 ГОСТ Р 50597-2017. Состояние автомобильной дороги "Полукольцо" "Тулун - Братск" не позволяет обеспечить требуемые потребительские свойства автомобильных дорог, безопасность дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
Решением Братского районного суда Иркутской области от 16.06.2022 административные требования удовлетворены, на Министерство транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области, Областное государственное казенное учреждение "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области" возложена обязанность в срок до 30.10.2023 выполнить работы по ремонту участка 38-53 км. автомобильной дороги общего пользования "Полукольцо" "Тулун-Братск" (25 ОП М3 25Н-127) в соответствии с требованиями ГОСТ 50597-2017.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 18.01.2023, решение Братского районного суда Иркутской области от 16.06.2022 в связи с принятием отказа от иска в части административных исковых требований к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области отменено, производство по административному делу в части требований к Министерству транспорта и дорожного хозяйства Иркутской области прекращено. В остальной части решение районного суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе ОГКУ "Дирекция автодорог" ставит вопрос об отмене судебных актов как принятых с нарушением норм материального и процессуального права, направлении материалов дела в суд первой инстанции на новое рассмотрение.
В обоснование жалобы, повторяя изложенную позицию по делу, указывают, что судом не дано оценки доводу ОГКУ "Дирекция автодорог" о том, что в рамках государственного контракта N от 26.04.2022 выполнение работ по ремонту автомобильных дорог общего пользования Братского района, находящегося в государственной собственности Иркутской области, одним из объектов является автомобильная дорога "Полукольцо" - Тулун - Братск на участке км. 38+000 - км 53+000 в Братском районе Иркутской области", ОГКУ "Дирекция автодорог" как законным владельцем, несущем бремя содержания, принадлежащего ему имущества приняты своевременные меры, направленные на поддержание указанного участка автомобильной дороги в надлежащем состоянии и обеспечение безопасности дорожного движения, а именно заключены контракты по результатам открытых аукционов в электронной форме выше упомянутых государственных контрактов на выполнение работ по содержанию, выполнение работ по разработке проектной документации, на выполнение работ по ремонту спорной автомобильной дороги. Указывает, что судом не учтено, что до момента проведения прокурорской проверки были сформированы бюджетные обязательства на выполнение работ на участке автодороги. Судебный акт суда апелляционной инстанции не содержит нормативно правового обоснования, по которым не приняты во внимание доводы и доказательства ОГКУ "Дирекция автодорог".
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке извещены. В судебное заседание не явились, в том числе в Иркутский областной суд, с использованием системы видеоконференц - связи которого было обеспечено их участие в судебном заседании. Об уважительных причинах неявки суд не уведомили, об отложении рассмотрения кассационной жалобы не заявляли. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы административного дела, заслушав пояснения прокурора, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, проверив правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалоб, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Нарушения такого характера не были допущены судами первой и апелляционной инстанций в обжалуемой части.
Судами установлено, что автомобильная дорога на территории Братского района Иркутской области идентификационный N N, наименование "Полукольцо" - "Тулун - Братск" в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 05.08.2016 N 478-пп является дорогой общего пользования регионального значения IV категории и передана в оперативное управление ОГКУ "Дирекция по строительству и эксплуатации автомобильных дорог Иркутской области".
На основании обращения Главы Большеокинского муниципального образования прокуратурой Братского района была проведена проверка, по результатам который выявлены нарушения исполнения законодательства в сфере безопасности дорожного движения.
Установлено, что на участке 38+000 км - 53+000 км. указанной автомобильной дороги общего пользования регионального значения "Полукольцо" - "Тулун - Братск" от поворота на с. Большеокинское до поворота на с. Калтук выявлены недостатки в эксплуатационном состоянии данного участка автомобильной дороги: наличие многочисленных дефектов покрытия проезжей части в виде выбоин, просадок, колей с гребнями выпора, дефектов обочин в виде занижений их участков относительно прилегающей кромки проезжей части в месте их сопряжения. Состояние автомобильной дороги не позволяет в должной мере обеспечить требуемые потребительские свойства автомобильных дорог, безопасность дорожного движения, сохранение жизни, здоровья и имущества населения.
Указанная информация подтверждается справкой прокурора о результатах надзорной деятельности, заключением государственного инспектора ОГИБДД. Доказательств отсутствие недостатков, а равно устранения выявленных нарушений не представлено.
Разрешая заявленные требования, руководствуясь требованиями статей 3, 5, 15 Федерального закона от 08.11.2007 N 257-ФЗ "Об автомобильных дорогах и о дорожной деятельности в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", статьи 12 Федерального закона от 10.12.1995 N 196-ФЗ "О безопасности дорожного движения", пунктов 5.2.4, 5.3.1 "ГОСТ Р 50597-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Дороги автомобильные и улицы. Требования к эксплуатационному состоянию, допустимому по условиям обеспечения безопасности дорожного движения. Методы контроля", утвержденного Приказом Росстандарта от 26.09.2017 N 1245-ст, Постановлением Правительства Иркутской области от 27.10.2014 N 527-пп "Об утверждении Положения о порядке ремонта и содержания автомобильных дорог общего пользования регионального или межмуниципального значения Иркутской области", а также принимая во внимание полномочия, установленные Уставом ОГКУ "Дирекция автодорог", суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для удовлетворения требований, поскольку доказательств выполнения ремонт на спорном участке дороги не представлено, ненадлежащее содержание дороги нарушает права неопределенного круга лиц.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность решения, в части наличия оснований для удовлетворения требований и возложения спорной обязанности на ОГКУ "Дирекция автодорог" согласилась, отклонив как не обоснованные доводы о вмешательстве в хозяйственную деятельность, по ремонту спорной автомобильной дороги, наличии заключенного государственного контракта на выполнение работ по ее ремонту.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает выводы судов по существу правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов в обжалуемой части, поскольку выводов судов не опровергают.
Доводы кассационной жалобы не опровергают представленные административным истцом сведения о выявленных недостатках дорожного полотна и прилегающей кромки на исследованном участке дороги, сведения о которых содержатся в справке по результатам надзора, доказательств выполнения работ по содержанию и текущему ремонту на спорном участке автодороги, направленных на устранение выявленных недостатков, как при выполнении обязательств по государственному контракту N от 16.07.2019 на выполнение работ по содержанию, текущему ремонту и восстановлению изношенных верхних слоев асфальтобетонных покрытий и поперечного профиля, а так и при выполнении обязательств по государственному контракту N от 26.04.2022 на выполнение работ по ремонту автомобильных дорог, в ходе рассмотрения дела не представлено, на что обоснованно было указано судами при оценке доказательств, представленных в обоснование заявленных возражений.
Доводы кассационных жалоб фактически повторяют позицию административного ответчика по административному спору, которая являлась предметом судебной проверки в судах первой и апелляционной инстанций и получила правовую оценку, изложенную в судебных актах, оснований считать которую неправильной не имеется.
С учетом изложенного, судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не установилаоснований для отмены судебных актов в обжалуемой части по доводам, изложенным в кассационной жалобе, кассационная жалоба ОГКУ "Дирекция по строительству" удовлетворению не подлежат.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Братского районного суда Иркутской области от 16 июня 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Иркутского областного суда от 18 января 2023 г. в обжалованной части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок и порядке, предусмотренные статьями 318, 19 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение составлено 15 сентября 2023 г.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.