Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Пушкаревой Н.В, судей Виноградовой О.В, Евтифеевой О.Э, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федеральной службы исполнения наказаний, Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", поданную через суд первой инстанции 10 июля 2023 г, на решение Сретенского районного суда Забайкальского края от 5 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 26 января 2023 г.
по административному делу N 2а-263/2022 по административному исковому заявлению Ананьева Станислава Александровича к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний России по Хабаровскому краю, Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний России о признании бездействия по обеспечению надлежащих условий незаконным, присуждении компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Пушкаревой Н.В, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Ананьев С.А. обратился в суд с административным исковым заявлением к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в размере 300 000 рублей.
Требования мотивирует тем, что он отбывает наказание в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, где не обеспечены надлежащие условия его содержания с 2 апреля 2021 г..в части горячего водоснабжения. В связи с чем, он вынужден все санитарные и гигиенические процедуры, стирку одежды, уборку камеры, чистку зубов, умывание осуществлять в холодной воде. В ходе судебного разбирательства административный истец Ананьев С.А. уточнил административные исковые требования, указав, что ненадлежащие условия его содержания также выражаются в неработающей системе вентиляции; отсутствии горячего водоснабжения с 2 апреля 2021 г..; москитных сеток на окнах, дневного света в камере, предметов мебели для сушки белья; отсутствии возможности полноценно открыть окно; неполноценной стирке белья, наличии запрета на хранение табачных изделий в жилой камере; наличии в камере отсекающих решеток; лишений возможности просмотра телепередач и прогулки путем невыдачи зимних вещей; незаконном водворение в ШИЗО и признании злостным нарушителем. В летний период времени отсутствие москитных сеток и нерабочая вентиляция вызывают духоту и позволяют залетать в камеру насекомым, что мешает полноценному сну. Отсекающие решетки мешают полноценно открыть окно и проветрить камеру, также мешают свободному пространству и перемещению по камере. Хранение табачных изделий не более 2 пачек и 1 коробки спичек разрешено Приказом Минюста России, от 16 декабря 2016 г..N 295 "Об утверждении Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений". Вместе с тем, административный истец ссылается на неразрешение ему хранить табачные изделия в камере. Кромке того, в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю установлен распорядок дня и определен график просмотра телепередач в определенное время, что не соответствует части 2 статьи 94 УИК РФ. На многочисленные устные просьбы и письменные заявления о выдаче зимней одежды Ананьеву С.А. были выданы верхонки взамен ватных штанов и зимних ботинок.
Считает незаконным водворение в ШИЗО и признание его злостным нарушителем установленного порядка отбывания наказания, в связи с отказом выйти, на работу, поскольку он не писал заявление о трудоустройстве на работу, а медицинский осмотр перед выходом, на работу не проводился, обязательное государственное страхование и трудовой договор не заключались. Администрация ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю производит оплату труда ниже МРОТ, что запрещено законодательством.
Решением Сретенского районного суда Забайкальского края от 5 мая 2022 г. административные исковые требования удовлетворены частично; признано незаконным бездействие Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю по обеспечению надлежащих условий содержания Ананьева С.А. в учреждении за период со 2 апреля 2021 г. по 5 мая 2022 г.; взыскана с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Ананьева С.А. компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 30 000 рублей; в остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Дополнительным решением Сретенского районного суда Забайкальского края от 14 октября 2022 г. административные исковые требования удовлетворены частично; признано незаконным бездействие Федерального казенного учреждения Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю по обеспечению надлежащих условий содержания Ананьева С.А. в учреждении за период со 2 апреля 2021 г. по 5 мая 2022 г, выраженные в отсутствии в камере N исправительного учреждения, где содержится административный истец, исправной принудительной вытяжной вентиляции с механическим побуждением, а также отсутствии горячего водоснабжения в указанной камере, условий для полноценной стирки белья, отсутствии в камерах сушилки для вещей.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 26 января 2023 г. решение Сретенского районного суда Забайкальского края от 5 мая 2022 г. и дополнительное решение Сретенского районного суда Забайкальского края от 14 октября 2022 г. в части признания незаконным бездействия Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", выраженное в отсутствии в камере N исправительного учреждения, где содержится административный истец, исправной принудительной вытяжной вентиляции с механическим побуждением, отсутствии в камерах сушилки для вещей отменено, принято в указанной части новое решение, которым в удовлетворении требований Ананьева С.А. о признании незаконным бездействия Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", выраженного в отсутствии в камере N исправительного учреждения, где содержится административный истец, исправной принудительной вытяжной вентиляции с механическим побуждением, отсутствии в камерах сушилки для вещей отказано.
Решение Сретенского районного суда Забайкальского края от 5 мая 2022 г. и дополнительное решение Сретенского районного суда Забайкальского края от 14 октября 2022 г. в части присуждения к взысканию суммы компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении изменено, взыскана с Российской Федерации в лице Федеральной службы исполнения наказаний за счет казны Российской Федерации в пользу Ананьева С.А. компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 19 000 рублей. В остальной части решение и дополнительное решение суда оставлено без изменения.
Кассационным определением Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июня 2023 г. апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 26 января 2023 г. оставлено без изменения, кассационная жалоба Ананьева С.А. - без удовлетворения.
В кассационной жалобе заявители просят отменить судебные акты и принять новое решение об отказе в удовлетворении требований. Полагают, что судами допущены нарушения в применении и толковании норм материального права. Указывают о том, что на момент постройки зданий ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в 1994 г. система водоснабжения и канализации запроектированы в соответствии с "Временными нормами проектирования следственных изоляторов МВД России" и в соответствии с пунктом 8.5 рабочей документации предусмотрен водопровод горячей воды на хозяйственно-бытовые нужды от сетей теплоснабжения с присоединением по открытой схеме, проектной документацией ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю не предусмотрена непрерывная круглогодичная подача горячего водоснабжения в камеры содержания. В исправительном учреждении горячее водоснабжение обеспечивается путем нагрева холодной воды в электрических водонагревателях накопительного типа, установленных в душевых. При помывке административный истец пользуется горячей водой. Для стирки постельных принадлежностей и нательного белья в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю имеется прачечная. В камере для нагрева воды разрешается использовать кипятильники. Кроме того, ни одним нормативным актом не установлена обязанность обеспечения осужденных горячей водой в камере. Выражают несогласие с размером компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме. В судебное заседание не явились. На основании статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит возможным рассмотрение дела в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в пределах доводов кассационной жалобы пришла к следующим выводам.
В соответствии с частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Судебная коллегия по административным делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций нарушений норм материального и процессуального права, регулирующих возникшие правоотношения, не допущено.
Судами установлено, что Ананьев С.А. отбывает наказание в виде пожизненного лишения свободы в исправительной колонии особого режима.
2 апреля 2021 г. Ананьев С.А. прибыл в порядке перевода из другого исправительного учреждения для отбывания наказания в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. На дату обращения в суд с настоящим административным иском содержался в камере N
Начальнику ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю 31 августа 2018 г. вносилось представление по факту отсутствия горячего водоснабжения в камерах для проживания осужденных к пожизненному лишению свободы. По результатам рассмотрения указанного представления нарушения закона не устранены, направлен в суд иск об устранении нарушений закона и обеспечении осужденных горячим водоснабжением. Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 14 января 2021 г. по административному делу N 2а-10/2021 административные исковые требования и.о. Комсомольского-на-Амуре прокурора по надзору за соблюдением законов в исправительных учреждениях, действующего в интересах неопределенного круга лиц, к ФКУ ИК N 6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН по Хабаровскому краю, ФСИН России о понуждении к совершению действий удовлетворены. Решение суда не исполнено. Судебным актом установлено, что проектной документацией ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю предусмотрено горячее водоснабжение учреждения на хозяйственно-бытовые нужды от сетей теплоснабжения с присоединением по открытой схеме в узлах управления каждого здания; к жилым камерам имеется подводка горячего водоснабжения; данная услуга не оказывается ввиду отсутствия в населенном пункте централизованного отопления и горячего водоснабжения, а также в связи с нерабочим состоянием газовой котельной.
В камерах, где отбывал наказание Ананьев С.А. со 2 апреля 2021 г. по 5 мая 2022 г. горячее водоснабжение отсутствовало.
Администрацией исправительного учреждения разрешена стирка в камерах содержания осужденных, также в камерах разрешена сушка вещей осужденных на батарее за отсекающей решеткой, разрешено использование кипятильников, кроме того, в учреждении функционирует прачечная.
Согласно данным лицевого счета Ананьева С.А. вещевым довольствием он был обеспечен до прибытия в ИК-6, нормативный срок носки вещей не истек, с заявление о выдачи ввиду утраты либо негодности он не обращался.
Разрешая заявленные требования, суд первой инстанции пришёл к выводу, что административный иск подлежит удовлетворению в части нарушения условий содержания административного истца, выразившихся в отсутствии в камерах сушилки для вещей, а также отсутствии принудительной вытяжной вентиляции с механическим побуждением, отсутствия в камерах горячего водоснабжения, неполноценной стирки белья, определив размере компенсации в 30 000 рублей.
Суд апелляционной инстанции, проверяя законность обжалуемого судебного акта не согласился с выводами суда первой инстанции в части признания незаконным бездействие ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю выраженное в отсутствии в камере N исправной принудительной вытяжной вентиляции с механическим побуждением, а также сушилки для вещей. Отменяя решение суда в указанной части и отказывая в удовлетворении в данной части, судебная коллегия указала, что имеющаяся в камере вентиляция соответствует приведенным требованиям к вентиляции, принудительной вытяжной вентиляции с механическим вытяжной вентиляции с естественным обеспечивающей надлежащий микроклимат, не свидетельствует о нарушении прав административного истца; признала ошибочными выводы суда о том, что в камере административного истца должен быть такой предмет мебели, как сушилка для белья. С учетом принципов разумности и справедливости, судебная коллегия посчитала возможным снизить размер компенсации до 19 000 рублей.
Судебная коллегия полагает выводы судов правильными, доводы кассационной жалобы не могут являться основанием для отмены судебных актов, поскольку не свидетельствуют о нарушении судами норм материального и процессуального права, основаны на неверной оценке заявителями обстоятельств дела.
Частями 1 и 2 статьи 10 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осуждённых, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний.
При исполнении наказаний осуждённым гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации.
В соответствии со статьями 9 и 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 г. N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" учреждения, исполняющие наказания, обязаны: создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осуждённых, обеспечивать охрану здоровья осуждённых, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы.
Финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Согласно подпункту 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утверждённого Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 г. N 1314, задачей ФСИН России является создание осуждённым и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Пунктами 20.1 и 20.5 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утверждённой приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 г. N 130-дсп, определено, что здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.
В силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утверждённого приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 г. N 1454/пр, здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками.
Подводку холодной и горячей воды следует предусматривать к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.), а также ко всем зданиям исправительных учреждений, требующим обеспечения холодной и горячей водой.
В соответствии со статьёй 227.1 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания в исправительном учреждении.
Из пункта 2 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 г. N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц.
В пункте 14 данного Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации указано, что условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Учитывая вышеприведённое регулирование, фактические обстоятельства настоящего дела, выводы судов о нарушении прав административного истца вследствие отсутствия доступа к горячей воде надлежащего качества с целью обеспечения личных и бытовых нужд являются обоснованными.
Доводы кассационной жалобы, о том, что на момент начала постройки здания подведение горячей воды в каждую камеру законом не было предусмотрено, являлись предметом исследования и оценки суда апелляционной инстанции, который, отклоняя указанные доводы как не свидетельствующие о наличии оснований для отмены решения суда первой инстанции, обоснованно указал на то, что согласно разрешению на ввод объекта в эксплуатацию от 27 декабря 2012 г. выполнение положения пункта 20.5 Инструкции СП 17-02 от 2 июня 2003 г. являлось обязательным. При этом, доказательств принятия необходимых и достаточных мер к выполнению установленных законодательством стандартов материально-бытовых условий заключенных в материалы административного дела административным ответчиком не представлено.
Учитывая изложенное, а также принимая во внимание доказанность факта нарушения условий содержания административных истцов в исправительном учреждении, ссылки в кассационной жалобе на то, что подведение горячего водоснабжения в каждую камеру, где содержатся осужденные, проектной документацией не предусмотрено, а также, что в пос. Эльбан, где находится исправительная колония, отсутствует горячее водоснабжение для всего населения, в том числе и для сотрудников исправительного учреждения, не свидетельствуют о соблюдении условий содержания осужденных в исправительном учреждении, исключающим право административного истца на получение компенсации, в том числе с учетом положений статьи 21 Конституции Российской Федерации, статьи 3 Римской Конвенции гарантии основных прав и свобод человека, части 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации.
Также не свидетельствуют об отсутствии оснований для удовлетворения заявленных требований либо необоснованности размера компенсации и доводы жалобы административных ответчиков о том, что при помывке в душевой административный истец пользуются горячей водой, для стирки белья имеется прачечная, а в камере разрешается использовать кипятильники, поскольку указанные доводы фактически сводятся к переоценке доказательств и установленных судами обстоятельств дела, оснований для которой не имеется.
Указание заявителей на наличие договорных отношений с теплоснабжающей организацией не свидетельствуют об ошибочности выводов судов при разрешении заявленных требований, поскольку установлено, что обязанность по соблюдении прав осужденных на обеспечение необходимых жизненных потребностей возложена законом на органы исполнения наказаний, в том числе обязанность по контролю качества горячей воды, поступающей в централизованную систему водоснабжения конкретного испарительного учреждения. В материалах дела представлены надлежащие доказательства свидетельствующие о несоответствии горячей воды по своим качественным характеристикам необходимым нормативам, что повлекло нарушение прав административных истцов, в том числе на охрану их здоровья от воздействия внешних негативных факторов, на которые они как лица находящиеся в условиях изоляции не могут повлиять, вместе с тем при рассмотрении административного дела административными ответчиками не отрицался факт отказа от использования горячей воды из централизованной системы в душевых ввиду наличия данных о ее ненадлежащем качестве, вместе с тем меры по прекращению её использования в камерах осужденных не было предпринято.
Вопреки доводам, приведенным в кассационной жалобе, взысканная сумма компенсации не является явно несоразмерной характеру нарушения прав административного истца, длительности нарушения, иным обстоятельствам дела, при этом судом, учтены все обстоятельства, установленные по делу, в частности характер выявленного нарушения, и его продолжительность, а также обеспечение принятия административным истцом гигиенических процедур в душе с использованием горячей воды в установленные режимом исправительного учреждения дни. Определённые судом суммы ко взысканию являются доставочными и не чрезмерными относительно степени нарушения прав административного истца. Ссылка заявителей на отсутствие горячего водоснабжения в населенном пункте местонахождения колонии правового значения для разрешения требования с учётом вышеприведенного правового регулирования не имеет.
Несогласие административных ответчиков с оценкой доказательств на предмет их достаточности для установления вышеуказанных обстоятельств, а также несогласие с размером компенсации, не свидетельствуют о допущенных судами существенных нарушениях норм процессуального права и о наличии оснований для изменения или отмены судебных актов, приведенных в статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Обстоятельств, указывающих на несоответствие выводов, изложенных в обжалованных судебных актах, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, которые привели к принятию неправильных судебных актов, не усматривается.
Нарушений при рассмотрении дела норм процессуального права, которые являются основанием для отмены или изменения судебных актов в безусловном порядке, не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Сретенского районного суда Забайкальского края от 5 мая 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Забайкальского краевого суда от 26 января 2023 г. в обжалованной части оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в порядке и в срок, предусмотренные статьями 318, 319 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 14 сентября 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.