Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
Председательствующего: Лавник М.В, судей: Латушкиной С.Б, Раужина Е.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело 2-1360/2022 (38RS0017-01-2022-001881-73) по иску Жиронкиной Л.А, действующей за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2, к ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" и министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения
по кассационной жалобе Жиронкиной Л.А, действующей за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2, на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 29 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 13 марта 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Раужина Е.Н, пояснения участвующих в судебном заседании путем использования системы видеоконференц- связи Жиронкиной Л.А, ее представителя - адвоката Кузьминой Е.Б, поддержавших доводы кассационной жалобы судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Жиронкина Л.А. (далее - Жирокина Л.А, истец), действующая за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО1 (далее - ФИО7 К.С.) и ФИО2 (далее - ФИО7 Т.С.), обратилась с иском к Областному казенному государственному учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" (далее - ОГКУ УСЗН по Нижнеудинскому району, ответчик) и Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области о признании права (далее - ответчик) на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения.
В обоснование исковых требований истец Жиронкина Л.А, действующая за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО7 К.С. и ФИО7 Т.С, указала, что с 5 апреля 2019 г..она является фактическим собственником "адрес", расположенной в многоквартирном "адрес", на основании предварительного договора купли-продажи, из пункта 3.7 которого следует, что в период заключения договора продавцы передали ей техническую документацию на квартиру и два комплекта ключей. С 5 апреля 2019 г..она со своими детьми постоянно живет в данной квартире на правах собственника. Сроком расчета за квартиру и подписания основного договора купли-продажи квартиры было определено 1 января 2020 г..10 декабря 2019 г..был заключен основной договор купли-продажи квартиры, который явился основанием государственной регистрации 18 декабря 2019 г..ее права собственности на квартиру. 28 декабря 2019 г..она и ее дети были зарегистрированы в квартире. В июне-июле 2019 года многоквартирный дом, в котором расположена спорная квартира, находился в границах зоны чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 года на территории Иркутской области.
Заключением межведомственной комиссии от 13 апреля 2022 г..N12 были выявлены основания признания многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу, а постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 14 апреля 2022 г..N439 дом был признан непригодным для проживания. В мае 2022 г..она обратилась в ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" с заявлением о вынесении решения о признании ее права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченной в паводок квартиры, однако получила уведомление об отказе в удовлетворении данного требования от 22 июня 2022 года N01-02-7034 в связи с пропуском установленного для такого обращения срока; отсутствия причинно-следственной связи между состоянием многоквартирного дома и воздействием паводка и отсутствием права собственности на спорную квартиру в день введения режима чрезвычайно ситуации.
Истец просила установить юридический факт владения и пользования на праве собственности спорной квартирой в день введения режима чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019 года; юридический факт постоянного проживания ее детей ФИО23 и ФИО24 в этой квартире в день введения режима чрезвычайной ситуации; признать незаконным решение ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" от 22 июня 2022 г. N об отказе в принятии решения о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на соответствующую социальную выплату; признать право ее и детей на соответствующую социальную выплату; обязать ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" принять решение о выдаче свидетельства, а министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - оформить и выдать соответствующее свидетельство в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N556-пп и постановлением Правительства Иркутской области от 5 ноября 2020 г. N898-пп.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 29 ноября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 13 марта 2023 г, в удовлетворении исковых требований отказано.
Жиронкиной Л.А, действующей за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО25 и ФИО26 на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 29 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 13 марта 2023 г. подана кассационная жалоба, в которой ставится вопрос об отмене указанных судебных постановлений, как незаконных.
По мнению заявителя жалобы, представленными ею доказательствами нашел свое подтверждение факт владения и пользования жилым помещением на праве собственности в период чрезвычайной ситуации, спор о праве отсутствует. При этом судом не дана оценка представленному истцом рапорту участкового, подтверждающему факт проживания в спорном жилом помещении в момент чрезвычайной ситуации, показаниям свидетелей - жильцов многоквартирного дома ФИО12, ФИО13, подтвердивших суду факт владения истцом квартирой на момент чрезвычайной ситуации, однако данным доказательствам оценка судами не дана.
Также заявитель указывает на то, что суд необоснованно определил, что истец владела квартирой в момент чрезвычайной ситуации на праве безвозмездного пользования.
По мнению заявителя, суду были предоставлены все доказательства права истца на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного вследствие чрезвычайной ситуации - наводнения в июне-июле 2019г. на территории Иркутской области.
Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области представлены письменные возражения на кассационную жалобу.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции представители ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району", Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, Администрации Нижнеудинского муниципального образования, Межведомственной комиссии по оценке жилых помещений администрации Нижнеудинского муниципального образования, Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации, надлежаще извещенные о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, в том числе публично, путем размещения соответствующей информации на официальном сайте суда (http://8kas.sudrf.ru), не явились, сведений о причинах неявки не представили, об отложении рассмотрении дела в связи с невозможностью явиться в судебное заседание не просили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, заслушав пояснения участвующих в судебном заседании путем использования системы видеоконференц- связи Жиронкиной Л.А, ее представителя - адвоката Кузьминой Е.Б, действующей на основании ордера от 18 июля 2023 г. N, поддержавших доводы кассационной жалобы, обсудив доводы жалобы, письменных возражений, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В силу положений статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы исходя из следующего.
Как установлено судами и следует из материалов дела, 5 апреля 2019 г. между Жиронкиной Л.А, с одной стороны, и ФИО14, ФИО15 и ФИО16 с другой, был заключен предварительный договор купли-продажи недвижимого имущества, пунктами 1.1, 2.1.1, 2.1.2, 2.1.3, 2.2 которого установлено, что предметом договора является "адрес" общей площадью 42, 9 кв.м, с кадастровым номером N расположенная в многоквартирном "адрес" в "адрес" "адрес" "адрес", стоимостью 1 800 000 рублей, уплата которой осуществляется в период подписания основного договора купли- продажи квартиры из собственных средств покупателя, но не позднее 1 января 2020 г.; соглашение о цене является существенным условием договора, и с момента передачи квартиры покупателю до полной ее оплаты.
Согласно пункту 3.2 предварительного договора Жиронкина Л. А. приобретает право собственности на квартиру с момента государственной регистрации перехода права собственности в установленном законом порядке.
Право собственности на спорное жилое помещение в установленном порядке было зарегистрировано Жиронкиной Л.А. 18 декабря 2019 г, на основании договора купли-продажи от 10 декабря 2019 г, что подтверждается Выпиской из ЕГРН от 18 декабря 2019 г.
В день введения режима чрезвычайной ситуации на территории Нижнеудинского муниципального образования 26 июня 2019 г. стоимость спорной квартиры Жиронкиной Л.А. не была оплачена ни полностью, ни в большей её части; документа, являвшегося основанием государственной регистрации права собственности на спорную квартиру, у истца не имелось.
Вступившим в законную силу 18 мая 2022 г. решением Тулунского городского суда Иркутской области от 17 ноября 2021 г. признаны незаконными заключение межведомственной комиссии от 31 июля 2019 г. N1304 о выявлении оснований для проведения капитального ремонта многоквартирного дома, в котором расположена спорная квартира, и постановление администрации Нижнеудинского муниципального образования от 23 августа 2019 г. N1304 в части пункта 1.53 о проведении капитального ремонта данного многоквартирного дома, а на межведомственную комиссию возложена обязанность по повторному обследованию многоквартирного дома, на администрацию Нижнеудинского муниципального образования - обязанность по принятию решения по результату повторного обследования многоквартирного дома.
На основании указанного судебного решения межведомственной комиссией проведено повторное обследование. Многоквартирный дом признан аварийным и подлежащим сносу заключением межведомственной комиссии от 13 апреля 2022 г.
Заключение межведомственной комиссии от 13 апреля 2022 г. N12, которым выявлены основания для признания многоквартирного жилого дома аварийным и подлежащим сносу, не оспорено и не признано незаконным в установленном законом порядке.
Право жильцов многоквартирного дома на получение социальной выплаты подтверждено на основании повторного обследования жилого помещения.
13 мая 2022 г. Жиронкина Л.А. обратилась в учреждение с заявлением о принятии решения о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на соответствующую социальную выплату, однако ей было отказано ввиду отсутствия причинно-следственной связи между состоянием непригодности для проживания многоквартирного дома и воздействием паводка; пропуска установленного правительством Иркутской области срока обращения с таким заявлением и отсутствия у нее права собственности на спорное жилое помещение в день введения режима чрезвычайной ситуации.
Разрешая спор, руководствуясь положениями статей 8, 131, 164, 218, 223, 432, 551, 555 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 1, 2 8, 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г..N68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера", Указа Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г..N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнения на территории Иркутской области", Положения о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г..N556-пп, установив, что право собственности на квартиру N15 общей площадью 42, 9 кв.м, с кадастровым номером 38:37:000000:778, расположенную в многоквартирном доме N47 на ул.Советской в г..Нижнеудинске Иркутской области, в день введения режима чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019 года, в установленном законом порядке за Жиронкиной Л.А. не было зарегистрировано, договор купли-продажи указанного жилого помещения, являвшегося основанием государственной регистрации права собственности на спорную квартиру, заключен не был, предварительный договор купли-продажи недвижимого имущества от 5 апреля 2019 г..не является договором купли-продажи недвижимого имущества, исходя из того, что правовые основания для удовлетворения требований истца об установлении факта владения Жиронкиной Л.А. указанной выше квартирой на праве собственности в день введения чрезвычайной ситуации отсутствуют, суд первой инстанции пришел к выводу об отказе в удовлетворении заявленных исковых требований в части установления юридического факта владения и пользования истцом на праве
собственности спорным жилым помещением в день введения режима чрезвычайной ситуации в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019г. на территории Иркутской области.
Также суд первой инстанции пришел к выводу, что установление юридического факта постоянного проживания несовершеннолетних ФИО27. и ФИО28 в квартире, расположенной в многоквартирном "адрес" в "адрес" "адрес" "адрес" в день введения режима чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением, вызванным сильными дождями, прошедшими на территории Иркутской области в июне-июле 2019г, не имеет для истца и для детей юридического значения, поскольку они владели и пользовались спорной квартирой в соответствии со статьей 20 Гражданского кодекса Российской Федерации, согласно которой местом жительства несовершеннолетних является место жительства их родителей, в данном случае матери детей Жиронкиной Л.А, которая после передачи ей квартиры после 5 апреля 2019 г. и до заключения договора купли-продажи 10 декабря 2019г. и государственной регистрации перехода права собственности 18 декабря 2019 г. владела данной квартирой не как собственник, а на праве безвозмездного пользования, поэтому установление факта проживания детей в спорной квартире в период введения режима чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением, не повлечет возникновение у них права на получение соответствующей финансовой поддержки в связи с утратой недвижимого имущества в результате стихийного бедствия, поэтому оснований для удовлетворения иска в этой части также не имеется.
Отказывая в удовлетворении заявленных исковых требований в части признания незаконным решения ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" от 22 июня 2022 г. N об отказе в принятии решения о выдаче свидетельства, удостоверяющего право на соответствующую социальную выплату, признании права истца и ее детей на соответствующую социальную выплату, возложении обязанности на ОГКУ "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" принять решение о выдаче свидетельства, а на министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области - оформить и выдать соответствующее свидетельство в соответствии с постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N556-пп и постановлением Правительства Иркутской области от 5 ноября 2020 г. N898-пп, суд первой инстанции указал, что оснований для предоставления указанной меры социальной поддержки отсутствуют.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с выводами суда первой инстанции.
Судебная коллегия по гражданским делам Иркутского областного суда, отклоняя доводы апелляционной жалобы о том, что суд, принимая решение, вышел за пределы заявленных требований в части непризнании предварительного договора купли-продажи квартиры основным договором купли-продажи, указал на то, что судом первой инстанции установлено и материалами дела подтверждается, что до заключения договора купли-продажи спорной квартиры от 10 декабря 2019 г. ее стоимость не была оплачена истцом, в связи с чем предварительный договор купли-продажи от 5 апреля 2019 г. нельзя было квалифицировать как договор купли-продажи недвижимого имущества с условием о предварительной оплате, основанием для государственной регистрации перехода права собственности к Жиронкиной Л.А. предварительный договор купли-продажи не являлся.
Также суд апелляционной инстанции отклонил доводы стороны истца о том, что спорная квартира находится в многоквартирном доме, иные собственники получили социальные выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченной в паводок квартиры в соответствии с Положением о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, утвержденного Постановление Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556~пп, указав на то, что истец в период введения режима чрезвычайной ситуации собственником спорной квартиры не являлась, документов, являющихся основанием государственной регистрации права собственности, у нее не имелось. В связи с признанием в настоящее время жилого дома, в котором расположена квартира истца признан непригодным для проживания, истец не лишена права на получение мер социальной поддержки в ином порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих возникшие отношения, и установленных фактических обстоятельствах дела, подтверждаются совокупностью исследованных доказательств, оценка которым дана в соответствии с требованиями статья 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 2 названного Закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным Законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Как указано в пункте "в" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьей 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причиненного их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причиненный их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи Закона).
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. N134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введен режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. N316 "О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 г. N916 утверждены Правила предоставления в 2019 г. иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 г. на территории Иркутской области (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что трансферт предоставляется на следующие цели:
а) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации;
б) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;
в) приобретение, строительство жилых помещений уполномоченным органом государственной власти Иркутской области для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения;
г) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на приобретение, строительство жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил;
д) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на осуществление капитального ремонта поврежденных жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
В соответствии с пунктом 4 Правил мероприятия реализуются в том числе в отношении граждан, являвшихся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений или поврежденных жилых помещений по договорам социального найма и не имеющих в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющих в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К членам семьи гражданина относятся его супруг или супруга, дети (в том числе усыновленные), родители, усыновители этого гражданина и его внуки, а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N556-пп утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Положение от 17 июля 2019 г. N556-пп).
В соответствии с пунктом 2 Положения от 17 июля 2019 г. N556-пп социальные выплаты предоставляются на следующие цели: приобретение жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации; строительство жилого помещения гражданами, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации.
В соответствии с пунктом 6 указанного Положения предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, в том числе являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учетной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Согласно пункту 7 Положения от 17 июля 2019 г. N556-пп социальная выплата предоставляется однократно в отношении одного утраченного жилого помещения. В случае утраты в связи с чрезвычайной ситуацией двух жилых помещений предоставление социальной выплаты осуществляется в отношении каждого из утраченных жилых помещений.
Таким образом, к условиям предоставления меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, строительство жилого помещения относится, в том числе, владение гражданами на день введения режима чрезвычайной ситуации утраченным жилым помещением на праве собственности или по договору социального найма.
В случаях, когда отчуждение имущества подлежит государственной регистрации, право собственности у приобретателя возникает с момента такой регистрации, если иное не установлено законом (пункт 2).
Государственной регистрации в силу пункта 1 статьи 131 данного Кодекса подлежат право собственности и другие вещные права на недвижимые вещи, ограничения этих прав, их возникновение, переход и прекращение.
Согласно пункту 1 статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации, по предварительному договору стороны обязуются заключить в будущем договор о передаче имущества, выполнении работ или оказании услуг (основной договор) на условиях, предусмотренных предварительным договором.
Предварительный договор по смыслу статьи 429 Гражданского кодекса Российской Федерации не влечет иных прав и обязанностей сторон такого договора, кроме права требовать заключения основного договора от контрагента и соответствующей обязанности контрагента, поскольку его предметом является заключение будущего договора, а не обязательство по передаче индивидуально-определенной вещи.
Руководствуясь приведенными нормами права, оценив представленные по делу доказательства в их совокупности в соответствии с положениями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, установив, что на день введения чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области - 27 июня 2019 г. право собственности истца и ее несовершеннолетних детей на "адрес" расположенную в многоквартирном "адрес" в "адрес" "адрес" "адрес" зарегистрировано не было, в спорной квартире на день введения чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области истец и ее несовершеннолетние дети проживали на основании предварительного договора купли-продажи недвижимого имущества от 5 апреля 2019 г, документов, подтверждающих возникновение у истца права собственности на указанную квартиру по состоянию на 27 июня 2019 г, суду не представлено, в предварительном договоре от 5 апреля 2019 г. стороны не предусмотрели обязанность Жиронкиной Л.А. по полной оплате спорной квартиры или существенной части ее цены до заключения основного договора, право собственности на спорное жилое помещение в установленном порядке было зарегистрировано Жиронкиной Л.А. 18 декабря 2019 г, на основании договора купли-продажи от 10 декабря 2019 г, исходя из отсутствия доказательств факта владения и пользования истцом спорной квартирой на праве собственности в день введения режима чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением в июне-июле 2019 г, что является основанием для предоставления меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение жилого помещения, строительство жилого помещения в связи с утратой жилого помещения в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года, судебные инстанции пришли к правомерному выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения заявленных исковых требований в полном объеме.
Доводы кассатора о подтверждении факта владения и пользования истцом и членами ее семьи жилым помещением на праве собственности в период чрезвычайной ситуации материалами дела, предоставлении суду всех необходимых доказательств повторяют позицию истца, изложенную в суде первой и апелляционной инстанций, были предметом исследования и оценки судебных инстанций, получили надлежащую правовую оценку в обжалуемых судебных актах и отклонены как несостоятельные с подробным изложением мотивов отклонения, выводы судов не опровергают, не содержат указаний на нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, фактически сводятся к иной оценке установленных судом обстоятельств и собранных по делу доказательств, тогда как, в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом самостоятельно устанавливать обстоятельства дела и давать иную оценку собранным по делу доказательствам, кассационный суд общей юрисдикции не наделен, а потому не могут повлечь отмену судебных постановлений применительно к требованиям статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации
Изучение материалов дела показало, что выводы суда первой и апелляционной инстанции основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведенном правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
Приведенные заявителем доводы основаны на неправильном понимании закона и на субъективной оценке доказательств, которые получили соответствующую правовую оценку и не подтверждают нарушений норм права, повлиявших на исход дела, и не являются основанием для отмены в кассационном порядке обжалуемых судебных актов по настоящему делу.
Вопреки доводам кассационной жалобы суд первой инстанции дал оценку показаниям свидетелей ФИО12 и ФИО13 о фактическом владении Жиронкиной Л.А. на день введения режима чрезвычайной ситуации, связанной с наводнением, указав, что показания указанных свидетелей не подтверждают владение истцом спорной квартирой на праве собственности.
Иные доводы кассационной жалобы не подтверждают нарушений норм материального и (или) процессуального права, повлиявших на исход дела, и фактически основаны на несогласии с оценкой обстоятельств дела, неверном толковании норм права, поэтому они не могут служить основанием для кассационного пересмотра состоявшихся по делу судебных постановлений.
Суд кассационной инстанции полагает, что по настоящему делу юридически значимые обстоятельства судами определены правильно, выводы мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам исследования и проверки в соответствии с требованиями статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации доказательств, представленных сторонами в материалы дела.
Судами не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятого по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 29 ноября 2022 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 13 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Жиронкиной Л.А, действующей за себя и в интересах несовершеннолетних ФИО1 и ФИО2, - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.