Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Латушкиной С.Б, судей Гусева Д.А, Андугановой О.С.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 2-356/2022 (УИД 22RS0009-01-2022-000306-93) по иску Старцева Александра Викторовича к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю о включении периодов работы в специальный стаж, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости, по кассационной жалобе Старцева Александра Викторовича на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 марта 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гусева Д.А, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Старцев Александр Викторович (далее по тексту - Старцев А.В, истец) обратился в суд с иском к Государственному учреждению - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Алтайскому краю (далее по тексту - ОПФР по Алтайскому краю, ответчик) о включении периодов работы в специальный стаж, признании права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
Требования мотивированы тем, что работал водителем на карьере, что подтверждается соответствующими записями в его трудовой книжке и учитывая условия и характер труда имеет право на досрочное назначение ему пенсии. Согласно записи в трудовой книжке он работал в ОАО "Сибирь Полиметаллы" с 21 декабря 2010 г. в должности водителя автомобиля (всесезонного содержания дорог) шестого разряда на участие эксплуатации и ремонта транспорта Степного рудника, с 30 декабря 2010 г. был переведен на должность водителя автомобиля заправщика до 4 июня 2013 г. Также работал в ЗАО "Сибантрацит" с 28 февраля 2017 г. по 29 апреля 2017 г. в должности водителя автомобиля, занятого на транспортировании горной массы, с 30 апреля 2017 г. по 26 мая 2020 г. в должности водителя автомобиля Skania - производственное подразделение "Разрез Колыванский". В период 16 июня 2020 г. по 31 декабря 2021 г. работал в ООО "Современные горные технологии" в должности водителя вахтового автобуса 5 разряда.
11 января 2022 г. истец обратился в пенсионный орган с заявлением о начислении досрочной страховой пенсии по старости, однако ответчиком было принято данное заявление в качестве корректировки сведений индивидуального учета и вышеуказанные периоды работы были не включены в льготный стаж по причине, что указанные профессии не предусмотрены списками, дающие право на льготное пенсионное исчисление.
С указанным решением пенсионного органа истец не согласен, поскольку в спорные периоды работы он непосредственно был занят работой в разрезе, спускался в шахту, где производил заправку транспортных средств, отвозил людей. Работал на автомобилях, специально предназначенных для движения по горным массивам и которые относятся к тяжелой карьерной технике. Включение указанных периодов в специальный страховой стаж необходимо ему для реализации права на назначение досрочной страховой пенсии по старости.
С учетом изложенного истец просил включить в специальный страховой стаж периодов работы в открытом акционерном обществе "Сибирь Полиметаллы" (далее по тексту - ОАО "Сибирь Полиметаллы") с 21 декабря 2010 г. по 29 декабря 2010 г. в должности водителя автомобиля (всесезонного содержания дорог) шестого разряда на участке эксплуатации и ремонта транспорта Степного рудника, с 30 декабря 2010 г. по 4 июня 2013 г. в должности водителя автомобиля заправщика, периода работы в закрытом акционерном обществе "Сибантрацит" (далее по тексту - ЗАО "Сибантрацит") с 28 февраля 2017 г. по 29 апреля 2017 г. в должности водителя автомобиля, занятого на транспортировании горной массы, с 30 апреля 2017 г. по 26 мая 2020 г. в должности водителя автомобиля "Skania" в производственном подразделении "Разрез Колыванский", период работы с 16 июня 2020 г. по 31 декабря 2021 г. в обществе с ограниченной ответственностью "Современные горные технологии" (далее по тексту - ООО "Современные горные технологии") в должности водитель вахтового автобуса 5 разряда, а также признать за ним право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в связи с выполнением работы на производстве с тяжелыми условиями труда с 11 января 2022 г.
Решением Змеиногорского районного суда Алтайского края от 23 сентября 2022 г. исковые требования удовлетворены частично, на ОПФР по Алтайскому краю возложена обязанность включить в специальный стаж, дающий право на назначение досрочной страховой пенсии по старости периоды работы Старцева А.В. с 21 декабря 2010 г. по 29 декабря 2010 г. в должности водителя автомобиля всесезонного содержания дорог шестого разряда на участке эксплуатации и ремонта транспорта Степного рудника ОАО "Сибирь Полиметаллы", с 30 декабря 2010 г. по 4 июня 2013 г. в должности водителя автомобиля заправщика на участке эксплуатации и ремонта транспорта Степного рудника ОАО "Сибирь Полиметаллы", с 28 февраля 2017 г. по 29 апреля 2017 г. в должности водителя автомобиля, занятого на транспортировании горной массы в ЗАО "Сибантрацит", с 30 апреля 2017 г. по 26 мая 2020 г. в должности водителя автомобиля "Skania" производственного подразделения "Разрез Колыванский", с 16 июня 2020 г. по 31 декабря 2021 г. в должности водителя вахтового автобуса 5 разряда ООО "Современные горные технологии", с ОПФР по Алтайскому краю в пользу Старцева А.В. взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 300 рублей, в удовлетворении остальной части исковых требований отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 марта 2023 г. решение Змеиногорского районного суда Алтайского края от 23 сентября 2022 г. отменено, принято новое решение, которым в удовлетворении исковых требований отказано.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Старцев А.В. просит отменить апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 марта 2023 г.
Относительно доводов кассационной жалобы письменных возражений не представлено.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции лица, участвующие в деле, своевременно и надлежащим образом извещенные о дне, времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции, не явились, сведений об уважительных причинах неявки суду не сообщили.
На основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции полагает кассационную жалобу подлежащей оставлению без удовлетворения по следующим основаниям.
Согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений по настоящему делу не усматривает и в пределах доводов, изложенных в кассационной жалобе, не находит оснований для признания выводов суда апелляционной инстанции незаконными.
Право на социальное обеспечение по возрасту относится к основным правам и свободам человека и гражданина и гарантируется статьей 39 Конституции Российской Федерации. Государственные пенсии и социальные пособия устанавливаются законом.
Основания возникновения и порядок реализации права граждан Российской Федерации на страховые пенсии установлены Федеральным законом от 28 декабря 2013 г. N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" (далее по тексту - Федеральный закон "О страховых пенсиях"), вступившим в силу с 1 января 2015 г.
Согласно статье 2 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховые пенсии устанавливаются и выплачиваются в соответствии с настоящим Федеральным законом. Изменение условий назначения страховых пенсий, норм установления страховых пенсий и порядка выплаты страховых пенсий осуществляется не иначе как путем внесения изменений в настоящий Федеральный закон.
Согласно части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию имеют граждане Российской Федерации, застрахованные в соответствии с Федеральным законом от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации", при соблюдении ими условий, предусмотренных этим федеральным законом.
В силу части 1 статьи 8 Федерального закона "О страховых пенсиях" право на страховую пенсию по старости имеют лица, достигшие возраста 65 и 60 лет (соответственно мужчины и женщины) (с учетом положений, предусмотренных приложением 6 к настоящему Федеральному закону).
Устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой в определенной сфере профессиональной деятельности, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. При этом также учитываются различия в характере работы и функциональных обязанностях работающих лиц.
В соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" основанием для досрочного назначения страховой пенсии по старости лицам, имеющим право на такую пенсию, является работа определенной продолжительности в опасных, вредных, тяжелых и иных неблагоприятных условиях труда.
Согласно указанной норме закона одним из условий установления страховой пенсии по старости ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста является наличие стажа, дающего право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, установленной законом продолжительности.
В соответствии с пунктом 2 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 настоящего Федерального закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 следующим лицам мужчинам по достижении возраста 55 лет и женщинам по достижении возраста 50 лет, если они проработали на работах с тяжелыми условиями труда соответственно не менее 12 лет 6 месяцев и 10 лет и имеют страховой стаж соответственно не менее 25 лет и 20 лет. В случае, если указанные лица проработали на перечисленных работах не менее половины установленного срока и имеют требуемую продолжительность страхового стажа, страховая пенсия им назначается с уменьшением возраста, предусмотренного статьей 8 настоящего Федерального закона по состоянию на 31 декабря 2018 года, на один год за каждые 2 года и 6 месяцев такой работы мужчинам и за каждые 2 года такой работы женщинам.
Частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" установлено, что списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, могут исчисляться с применением правил исчисления, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях").
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях" Правительством Российской Федерации принято Постановление от 16 июля 2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее по тексту также Постановление Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665).
Подпунктом "б" пункта 1 Постановления Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 установлено, что при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, работавшим на работах с тяжелыми условиями труда в соответствии со статьей 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" применяются:
Список N 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей с вредными и тяжелыми условиями труда, занятость в которых дает право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденный Постановлением Кабинета Министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 "Об утверждении Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих право на льготное пенсионное обеспечение";
Список N 2 производств, цехов, профессий и должностей с тяжелыми условиями труда, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 22 августа 1956 г. N 1173 "Об утверждении Списков производств, цехов, профессий и должностей, работа в которых дает право на государственную пенсию на льготных условиях и в льготных размерах", - для учета периодов выполнения соответствующих работ, имевших место до 1 января 1992 г.
В соответствии с частью 1 статьи 11 Федерального закона "О страховых пенсиях" в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 названного закона, при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Фонд пенсионного и социального страхования Российской Федерации.
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 16 июля 2014 г. N 665 определено, что исчисление периодов работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии со статьями 30 и 31 Федерального закона "О страховых пенсиях", осуществляется в том числе с применением Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516 "Об утверждении Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".
Согласно абзацу 1 пункта 4 Правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьями 27 и 28 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 11 июля 2002 г. N 516, в стаж работы, дающий право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, засчитываются периоды работы, выполняемой постоянно в течение полного рабочего дня, если иное не предусмотрено этими правилами или иными нормативными правовыми актами, при условии уплаты за эти периоды страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации.
Согласно разъяснениям Министерства труда и занятости населения РСФСР и Министерства социальной защиты населения РСФСР от 8 января 1992 г. N 1, утвержденным приказом Министерства труда и занятости населения РСФСР N 3, Министерства социальной защиты населения РСФСР N 235 от 8 января 1992 г. "О порядке применения на территории РСФСР Списков N 1 и 2 производств, работ, профессий, должностей и показателей, которые дают право на пенсию по возрасту (по старости) на льготных условиях, утвержденных Постановлением Кабинета министров СССР от 26 января 1991 г. N 10 и введенных в действие на территории РСФСР с 1 января 1992 г. Постановлением Совета Министров РСФСР от 2 октября 1991 г. N 517", действующих в спорный период, право на пенсию на льготных условиях имеют работники, постоянно занятые выполнением работ, предусмотренных Списками N 1 и 2, в течение полного рабочего дня.
Под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях, предусмотренных Списками, не менее 80% рабочего времени. При этом, в указанное время включается выполнение подготовительных, вспомогательных, текущих ремонтных работ, а также работ вне своего рабочего места в целях обеспечения выполнения своих трудовых функций.
Аналогичные положения содержатся в пункте 5 разъяснений Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 5 "О порядке применения Списков производств, работ, профессий, должностей и показателей, дающих в соответствии со статьями 12, 78 и 78.1 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР" право на пенсию по старости в связи особыми условиями труда и на пенсию за выслугу лет", утвержденных Постановлением Министерства труда Российской Федерации от 22 мая 1996 г. N 29, действующих в настоящее время, где указано, что под полным рабочим днем понимается выполнение работы в условиях труда, предусмотренных списками, не менее 80 процентов рабочего времени. При этом в указанное время включается время выполнения подготовительных и вспомогательных работ, а у работников, выполняющих работу при помощи машин и механизмов, также время выполнения ремонтных работ текущего характера и работ по технической эксплуатации оборудования. В указанное время может включаться время выполнения работ, производимых вне рабочего места с целью обеспечения основных трудовых функций.
Условия и порядок подтверждения страхового стажа, в том числе для назначения досрочной страховой пенсии по старости, определены статьей 14 Федерального закона "О страховых пенсиях".
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (часть 1 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета (часть 2 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях").
Постановлением Правительства Российской Федерации от 2 октября 2014 г. N 1015 утверждены Правила подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий.
Пунктом 43 названных Правил определено, что периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами о начислении или уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся и в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258 н.
Из статьи 3 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительных пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении.
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования, является Фонд (статья 5 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
На территории Российской Федерации на каждого гражданина Российской Федерации, а также на иностранного гражданина и лицо без гражданства Фонд открывает индивидуальный лицевой счет, имеющий постоянный страховой номер (пункт 1 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
Исходя из положений подпункта 10.1 пункта 2 статьи 6 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" в общей части индивидуального лицевого счета застрахованного лица указываются в том числе периоды работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости в соответствии с пунктами 1 - 18 части 1 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях", за которые уплачены страховые взносы в соответствии с дополнительными тарифами, предусмотренными статьей 33.2 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
В силу пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" страхователи представляют предусмотренные пунктами 2 - 6 настоящей статьи сведения для индивидуального (персонифицированного) учета в органы Фонда по месту своей регистрации, а сведения, предусмотренные пунктом 8 настоящей статьи, - в налоговые органы в соответствии с законодательством Российской Федерации о налогах и сборах.
Фонд осуществляет прием и учет сведений о зарегистрированных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования").
В соответствии со статьей 28 Федерального "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования. Перед сдачей отчетности предприятия, имеющие льготные профессии, представляют в Фонд документы, подтверждающие льготу, персонально по каждому работающему у него по льготной профессии человеку.
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей (работодателей). Страхователь (работодатель) представляет сведения о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых пенсионный орган вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица, при этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, либо оспаривания достоверности таких сведений факт выполнения гражданином работы, дающей право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, может быть подтвержден путем представления письменных доказательств, отвечающих требованиям статей 59, 60 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Согласно записям в трудовой книжке истца в спорные периоды Старцев А.В. работал с 21 декабря 2010 г. по 4 июня 2013 г. водителем автомобиля (всесезонного содержания дорог) шестого разряда на участок эксплуатации и ремонта транспорта степного рудника, 30 декабря 2010 г. переведен водителем автомобиля (заправщика), с 7 октября 2014 г. принят в Управление автотранспорта, Технологическую автоколонну N 2 водителем автомобиля, занятым на транспортировании горной массы в технологическом процессе ЗАО "Сибантрацит", ЗАО "Сибантрацит" с 29 мая 2015 г. переименовано в АО "Сибантрацит", 30 апреля 2017 г. он переведен в Техническую дирекцию Производственное подразделение "Разряд Колыванский", Управление автотранспорта, технологическую автоколонну N 2 водителем автомобиля (Skania), 1 февраля 2020 г. переведен в Дирекцию по производству Управления автотранспорта Технологическая автоколонна N 2 водителем автомобиля (Skania), 26 мая 2020 г. трудовой договор прекращен по соглашению сторон, с 16 июня 2020 г. принят в обособленное подразделение "Сибирь-Полиметаллы" водителем вахтового автобуса (5 разряда) ООО "Современные горные технологии", 16 февраля 2022 г. переведен в обособленное подразделение Распадское водителем вахтового автобуса (5 разряд).
Согласно справке от 21 июня 2022 г. N АО "Сибантрацит", уточняющей особый характер работы и условия труда, Старцев А.В. работал полный рабочий день в АО "Сибирский Антрацит" с 7 октября 2014 г. по 27 февраля 2017 г. в качестве водителя автомобиля, занятого в производстве Горные работы, добыча (угля) открытым способом в особых условиях труда; был занят полный рабочий день на транспортировании горной массы в технологическом процессе в разрезах, ведущих добычу угля открытым способом. Данная работа дает право на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 от 26 января 1991 г. Дополнительные страховые взносы начислены и уплачены в полном объеме.
Однако с 28 февраля 2017 г. водитель автомобиля, занятый на транспортировании горной массы, не является льготной профессией для досрочного назначения страховой пенсии по старости на основании отчета по результатам проведения специальной оценки условий труда, проведенной филиалом "Новосибирский" ООО "ЭсАрДжи-ЭКО", отчет от 27 февраля 2017 г. Справка выдана на основании: личной карточки формы Т-2, приказов, лицевых счетов, табеля учета рабочего времени, паспорта марки автомобиля "Скания Р-380" N, должностной инструкции, штатного расписания с 2014 г. по настоящее время, Устава предприятиями.
Из письма начальника отдела оценки пенсионных прав застрахованных лиц N от 24 января 2022 г. N следует, что администрация ЗАО "Сибантрацит" своевременно включала в перечни рабочих мест, наименований профессий и должностей, работникам которых установлено льготное пенсионное обеспечение, профессию "водитель автомобиля, занятый на транспортировании горной массы в технологическом процессе". По отчетам результатов проведения специальной оценки условий труда на предприятии, проведенной филиалом "Новосибирский" ООО "ЭсАрДжи-ЭКО" от 18 сентября 2017 г. профессия "водитель автомобиля, занятый на транспортировании горной массы в технологическом процессе" не является льготной профессией.
По информации, предоставленной АО "Сибирь-Полиметаллы" в справке от 24 июня 2022 г. N индивидуальные сведения на Старцева А.В, за период его работы в ОАО "Сибирь-Полиметаллы" с 21 октября 2010 г. по 4 июня 2013 г. на Степном руднике участке эксплуатации и ремонта транспорта подавались с общими условиями труда, так как рабочее место "Водитель автомобиля (всесезонного содержания дорог)" и рабочее место "Водитель автомобиля (заправщика)" не пользуется правом на льготное пенсионное обеспечение, что подтверждается актом ПФР документальной проверки достоверности сведений, содержащихся в дополнении к Перечню рабочих мест, наименований профессий, должностей, работникам которых установлено льготное пенсионное обеспечение от 18 декабря 2012 г, а также расчетными листами.
11 января 2022 г. истец обратился в ОПФР по Алтайскому краю с заявлением, в котором просил дополнить льготный стаж периодами работы с 1 июля 1980 г. по 13 октября 1981 г. в совхозе "Таловский", а также уточнить по каким причинам работа за периоды в АО "Антрацит" с 1 января 2018 г. по 26 мая 2020 г, в ООО "СГТ" с 16 июня 2020 г. по 31 декабря 2021 г, в АО "Сибирь-Полиметаллы" с 21 декабря 2010 г. по 4 июня 2013 г. не включена в стаж работы, дающий право на льготное пенсионное обеспечение.
Решением ОПФР по Алтайскому краю от 21 марта 2022 г. в корректировке сведений индивидуального (персонифицированного) учета и внесении уточнений (дополнений) в индивидуальный лицевой счет в отношении периодов работы с 21 декабря 2010 г. по 4 июня 2013 г. в ОАО "Сибирь Полиметаллы", с 28 февраля 2017 г. по 26 мая 2020 г. в ЗАО "Сибантрацит", с 16 июня 2020 г. по 31 декабря 2021 г. в ООО "Современные горные технологии" отказано по тем основаниям, что профессия водителя автобуса (всесезонного содержания дорог), водителя автомобиля (заправщика), водителя вахтового автобуса не предусмотрены списками профессий, дающими право на льготное пенсионное обеспечение. Период работы с 28 февраля 2017 г. по 29 апреля 2017 г. в должности водителя автомобиля, занятого на транспортировании горной массы ЗАО "Сибантрацит", с 30 апреля 2017 г. по 26 мая 2020 г. в должности водителя автомобиля "Скания" в производственном подразделении "Разрез Колыванский" не относятся к льготным по результатам проведенной специальной оценки условий труда - отчет от 27 февраля 2017 г.
Разрешая спор, суд первой инстанции пришел к выводу о наличии оснований для зачета спорных периодов в специальный страховой стаж истца исходя их того, что льготный характер трудовой деятельности, связанной с работой по вывозу угля и горной породы из разрезов, предполагает работу в тяжелых условиях угольного предприятия, на что указывают записи в трудовой книжке и представленные в материалы дела справки, допрошенные в судебном заседании свидетели ФИО8, ФИО9, ФИО10 подтвердили обстоятельства, что работали, как и Старцев А.В. на автомобилях по сменному графику полный рабочий день, им предоставлялись дополнительные дни к отпуску. Непосредственно трудовая деятельность была связана с работой в разрезе, спускались в шахту, где производили заправку транспортных средств, отвозили людей. Работали на автомобилях, специально предназначенных для движения по горным массивам, которые относятся к тяжелой карьерной технике.
Суд апелляционной инстанции не согласился с выводами суда первой инстанции и исходил из того, что судом первой инстанции не учтено, что в соответствии с частью 2 статьи 30 Федерального закона "О страховых пенсиях" правом определять перечень работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости на льготных условиях, наделено Правительство Российской Федерации, которое, в частности, утверждает соответствующие Списки, тогда как оснований для зачета в стаж, дающий право на досрочное назначение пенсии периодов работы Старцева А.В. с 21 декабря 2010 г. по 29 декабря 2010 г, с 30 декабря 2010 г. по 4 июня 2013 г. в ОАО "Сибирь Полиметаллы", с 30 апреля 2017 г. по 26 мая 2020 г. в подразделении "Резерв Колыванский" АО "Сибантрацит" и с 16 июня 2020 г. по 31 декабря 2021 г. не имелось.
Вместе с тем, по мнению суда апелляционной инстанции, суд первой инстанции правомерно сослался в решении, однако не применил положения пункта 4 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от 31 марта 2011 г. N 258н, согласно которому в тех случаях, когда необходимы данные о характере работы и других факторах (показателях), определяющих право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, установленные для отдельных видов работ (деятельности), для подтверждения периодов работы принимаются справки, а также иные документы, выдаваемые работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами.
При этом по сведениям работодателя, приведенным в справках от 27 января 2022 г. N и от 21 июня 2022 г. N, уточняющих особый характер работы и условия труда Старцева А.В. АО "Сибантрацит", со ссылкой на первичные документы, указывал, что истец работал с 7 октября 2014 г. по 27 февраля 2017 г. в качестве водителя автомобиля, занятого в производстве Горные работы, добыча (угля) открытым способом в особых условиях труда; был занят полный рабочий день на транспортировании горной массы в технологическом процессе в разрезах, ведущих добычу угля открытым способом. Данная работа дает право на льготное пенсионное обеспечение по Списку N 2 от 26 января 1991 г. Дополнительные страховые взносы начислены и уплачены в полном объеме. Однако, с 28 февраля 2017 г. водитель автомобиля, занятый на транспортировании горной массы, не является льготной профессией для досрочного назначения страховой пенсии по старости на основании отчета по результатам проведения специальной оценки условий труда.
Заключение экспертизы условий труда не оспорено, недействительным не признано. Данное обстоятельство исключает возможность зачета спорного периода работы Старцева А.В. с 28 февраля 2017 г. по 29 апреля 2017 г. в должности водителя автомобиля, занятого в производстве Горные работы, добыча (угля) открытым способом, в льготный стаж.
Оснований не соглашаться с выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не имеется, поскольку они подробно и обстоятельно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемом апелляционном определении, постановлены в соответствии с правильно установленными фактическими обстоятельствами дела, верной оценкой собранных по делу доказательств, основаны на правильном применении норм права, регулирующих возникшие отношения, и на имеющихся в деле доказательствах, которым судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка в соответствии с требованиям статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Из материалов дела следует, что истец зарегистрирован в системе обязательного пенсионного страхования до наступления оспариваемых периодов 23 июня 1999 г, тогда как работодателями сведения о работе истца в спорные периоды подавались на общих основаниях, без указания на условия, дающие право на льготное назначение страховой пенсии по старости
Таким образом, суд апелляционной инстанции пришел к обоснованному выводу, что в отсутствие документов, подтверждающих особый характер и условия труда, а также соответствующих сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанные периоды у суда первой инстанции не имелось оснований для их зачета в в специальный страховой стаж истца.
Вопреки доводам кассационной жалобы, не могут быть учтены по настоящему делу в качестве относимого доказательства, подтверждающего работу истца в особых условиях, и заключения медицинских осмотров, не отражающие условий труда.
Не влечет отмену апелляционного определения указание в расчетных листках ООО "Современные горные технологии" за май, сентябрь октябрь и ноябрь 2021 г. на доплаты за вредные условия труда, поскольку оно не является достаточным основанием для отнесения работы Старцева А.В. в эти месяцы к льготному стажу, притом, что работа водителем вахтового автобуса Списком N 2 не предусмотрена.
Пояснения допрошенных судом первой инстанции свидетелей также обоснованно не приняты во внимание судом апелляционной инстанции, поскольку в силу пункта 3 статьи 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды работы на территории Российской Федерации, предусмотренные статьей 11 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от 1 апреля 1996 г. N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системах обязательного пенсионного страхования и обязательного социального страхования" могут устанавливаться на основании показаний двух и более свидетелей, если документы о работе утрачены в связи со стихийным бедствием (землетрясением, наводнением, ураганом, пожаром и тому подобными причинами) и восстановить их невозможно. В отдельных случаях допускается установление стажа работы на основании показаний двух и более свидетелей при утрате документов и по другим причинам (вследствие небрежного их хранения, умышленного уничтожения и тому подобных причин) не по вине работника. Характер работы показаниями свидетелей не подтверждается.
По смыслу приведенных нормативных положений и разъяснений Пленума Верховного Суда Российской Федерации, при рассмотрении судами дел, связанных с реализацией прав граждан на страховые пенсии, характер работы, включаемой в специальный стаж для досрочного назначения страховой пенсии по старости, подтверждается на основании документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в установленном порядке.
Доводы кассационной жалобы повторяют позицию истца, изложенную в ходе рассмотрения дела, однако им судом апелляционной инстанции дана надлежащая правовая оценка, эти доводы не содержат фактов, которые не были проверены и не учтены судом апелляционной инстанции при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения оспариваемого апелляционного определения, влияли на его обоснованность и законность, либо опровергали выводы суда апелляционной инстанции, являются процессуальной позицией истца, не свидетельствуют о том, что при рассмотрении дела были допущены нарушения, влекущие отмену оспариваемого апелляционного определения в кассационном порядке.
Фактически доводы кассационной жалобы направлены на переоценку собранных по делу доказательств, что в силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации является недопустимым в суде кассационной инстанции.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции считает, что судом апелляционной инстанции все юридические значимые обстоятельства по делу определены верно, доводы участников процесса судом проверены с достаточной полнотой, выводы соответствуют фактическим обстоятельствам и материалам гражданского дела.
Поскольку судом апелляционной инстанции материальный закон применен и истолкован правильно, нарушений процессуального права не допущено, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Алтайского краевого суда от 22 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Старцева Александра Викторовича - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.