Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Дударёк Н.Г.
судей Долматовой Н.И, Татаринцевой Е.В, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N 54RS0007-01-2022-002787-07 по исковому заявлению Ожигановой Н. В. к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищного хозяйства Октябрьского района" о признании действий (бездействия) незаконными, обязании устранить нарушения
по кассационной жалобе Ожигановой Н.В. на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 23 марта 2023 г.
Заслушав доклад судьи Долматовой Н.И, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Ожиганова Н.В. обратилась в суд с иском к обществу с ограниченной ответственностью "Управляющая компания жилищного хозяйства Октябрьского района" (далее - ООО "Управляющая компания жилищного хозяйства Октябрьского района", ООО "УКЖХ Октябрьского района"), в котором просила признать бездействия исполнителя коммунальных услуг ООО "УКЖХ Октябрьского района" по неисполнению обязанностей в установленный законом срок по не размещению (указанию) обязательной (подлежащей внесению) информации в платежном документе для внесения платы за предоставленную коммунальную услугу (за январь 2022 г, л/счет N) (идентификатор платежного документа N) обязательной (подлежащей внесению) информации: в разделе 4 "Справочная информация" текущие показания приборов учета коммунальных ресурсов индивидуальные (квартирные), предоставленные потребителем коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению в текущем месяце; в разделе 2 "Сведения о показаниях индивидуальных приборов учета" - сведения о приборе учета по электроснабжению, наименование коммунальной услуги по электроснабжению, показания приборов учета за предыдущий месяц по электроснабжению, показания приборов учета за текущей месяц по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению в системе на официальном сайте Госуслуги портала ГИС ЖКХ в личном кабинете потребителя Ожигановой Н.В. - незаконным, нарушением законодательство; обязать исполнителя коммунальных услуг ООО "УКЖХ Октябрьского района" исполнить свои обязательства в соответствии с законодательством Российской Федерации, а именно требованиям пункта 1 части 2 статьи 155, пункта 10.1 статьи 161, части 4 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 69 Правил 354, приказов Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N1 14/пр от 29 февраля 2016 г, приказа Минстроя России от 26 января 2018 г..N, разместить в платежном документе для внесения платы за предоставленную коммунальную услугу (за январь 2022 г, л/счет N)
обязательную (подлежащему внесению) информацию: в разделе 2 "Сведения о показаниях индивидуальных приборов" - показания приборов учета за текущий месяц по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению в системе на официальном сайте Госуслуги портала ГИС ЖКХ в течение пятнадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.
В обоснование уточненных исковых требований указано, что в личном кабинете потребителя Ожигановой Н.В. на официальном сайте Госуслуги портала ГИС ЖКХ ответчик ООО "УКЖХ Октябрьского района" 1 февраля 2022 г. разместил в системе платежный документ по л/счет N для внесения платы за содержание и ремонт помещения и предоставление коммунальных услуг за январь 2022 года, (идентификатор платежного документа N), в котором отсутствовала указанная истцом информация а именно не указана информация в разделе 4 "Справочная информация" - текущие показания приборов учета коммунальных ресурсов индивидуальные (квартирные), предоставленные потребителем коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению в текущем месяце и не указана информация в разделе 2 "Сведения о показаниях индивидуальных приборов Учета" - сведения о приборе учета по электроснабжению, наименование коммунальной услуги по электроснабжению, показания приборов учета за предыдущий месяц по электроснабжению, показания приборов учета за текущий месяц по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению, что противоречит требованиям пункта 67, пункта 69 Правил 354. Приказа Минстроя России от ДД.ММ.ГГГГ N и влечет за собой нарушение прав потребителя Ожигановой Н.В. на доступ к информации.
Решением Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 9 ноября 2022 года исковое заявление удовлетворено. Постановлено:
"Признать незаконными действия (бездействия) ООО "Управляющая компания жилищного хозяйства Октябрьского района" по не размещению в установленные сроки обязательной информации в платежном документе для внесения платы за предоставленную коммунальную услугу за январь 2022 года: в разделе 4 "Справочная информация" - текущие показания приборов учета коммунальных ресурсов индивидуальные (квартирные), предоставленные потребителем коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению в текущем месяце; в разделе 2 "Сведения о показаниях индивидуальных приборов учета" - сведения о приборе учета по электроснабжению, наименование коммунальной услуги по электроснабжению, показания приборов учета за предыдущий месяц по электроснабжению, показания приборов учета за текущей месяц по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению в системе на официальном сайте Госуслуги портала ГИС ЖКХ в личном кабинете потребителя Ожигановой Н.В.
Обязать ООО "УКЖХ Октябрьского района" разместить в платежном документе для внесения платы за предоставленную коммунальную услугу за январь 2022 г, л/счет N обязательную информацию: в разделе 2 "Сведения о показаниях индивидуальных приборов" - показания приборов учета за текущий месяц по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению в системе на официальном сайте Госуслуги портала ГИС ЖКХ в течение пятнадцати дней со дня вступления решения суда в законную силу.
Взыскать с ООО "Управляющая компания жилищного хозяйства Октябрьского района" в доход местного бюджета государственную пошлину в размере 300 руб."
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 23 марта 2023 года решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 9 ноября 2022 года отменено в части признания незаконными действий (бездействия) ООО "Управляющая компания жилищного хозяйства Октябрьского района" по не размещению в установленные сроки обязательной информации в платежном документе для внесения платы за предоставленную коммунальную услугу за январь 2022 года: в разделе 2 "Сведения о показаниях индивидуальных приборов учета" - сведения о приборе учета по электроснабжению, наименование коммунальной услуги по электроснабжению, показания приборов учета за предыдущий месяц по электроснабжению, показания приборов учета за текущей месяц по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению в системе на официальном сайте Госуслуги портала ГИС ЖКХ в личном кабинете потребителя Ожигановой Н.В.; в части возложения на ООО "УКЖХ Октябрьского района" обязанности по размещению в платежном документе для внесения платы за предоставленную коммунальную услугу за январь 2022 года, л/счет N обязательной информации: в разделе 2 "Сведения о показаниях индивидуальных приборов" - показания приборов учета за текущий месяц по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению в системе на официальном сайте Госуслуги портала ГИС ЖКХ. В отмененной части принято новое решение, которым в удовлетворении требований Ожигановой Н. В. в указанной части отказано. В остальной части решение Октябрьского районного суда г. Новосибирска от 9 ноября 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе Ожиганова Н.В. ставит вопрос об отмене апелляционного определения и оставлении решения суда в силе, поскольку полагает, что суд неправильно опередил юридически значимые обстоятельства по делу. Кассатор указывает, что доказательств объективной невозможности размещения управляющей компании в платежном документе для внесения платы за предоставленную коммунальную услугу за январь 2022 г, л/счет N обязательной информации в разделе 2 "Сведения о показаниях индивидуальных приборов учета" - показания приборов учета за текущий месяц по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжения в системе на официальном сайте Госуслуги портала ГИС ЖКХ, ответчиком не представлено. Просит присудить понесенные по делу судебные расходы в части уплаты государственной пошлины в суд.
Относительно доводов кассационной жалобы возражения не представлены.
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание не явились. Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Статья 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации предусматривает, что кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции таких нарушений при принятии обжалуемого судебного постановления не усматривает, рассмотрение произведено в пределах доводов кассационной жалобы.
Как установлено судом и следует из материалов дела, Ожиганова Н.В. является собственником жилого помещения, расположенного по "адрес".
Управление многоквартирным домом, расположенным по "адрес", находится в ведении ООО "УКЖХ Октябрьского района" на основании договора N от ДД.ММ.ГГГГ
Судом установлено, что в личном кабинете Ожигановой Н.В. на официальном сайте Госуслуги портала ГИС ЖКХ ответчик ООО "УКЖХ Октябрьского района" ДД.ММ.ГГГГ разместил в системе платежный документ по л/счет N для внесения платы за содержание и ремонт помещения и предоставление коммунальных услуг за январь 2022 года, (идентификатор платежного документа N
В платежном документе за январь 2022 г, (идентификатор платежного документа N) не указана информация в разделе 4 "Справочная информация" - текущие показания приборов учета коммунальных ресурсов индивидуальные (квартирные), предоставленные потребителем коммунальных услуг по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению в текущем месяце; не указана информация в разделе 2 "Сведения о показаниях индивидуальных приборов учета" - сведения о приборе учета по электроснабжению, наименование коммунальной услуги по электроснабжению, показания приборов учета за предыдущий месяц по электроснабжению, показания приборов учета за текущий месяц по холодному водоснабжению, горячему водоснабжению, электроснабжению.
Суд первой инстанции, установив нарушения со стороны управляющей компании в части неполноты информации, внесенной в платежный документ, размещенный в личном кабинете Ожигановой Н.В. в системе ГИС ЖКХ, презюмируя необходимость соответствия платежного документа предъявляемым к нему требованиям, пришел к выводу об удовлетворении заявленных Ожигановой Н.В. требований.
Судебная коллегия апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части отсутствия оснований для признания незаконным бездействия и возложении на ответчика обязанности по внесению в платежный документ в раздел 2 "Сведения о показаниях индивидуальных приборов учета" и принимая новое решение в указанной части об отказе в удовлетворении требований, указала, что из представленных доказательств следует, что разработанный программный комплекс не позволяет управляющей организации внести требуемые истцом сведения в соответствующий раздел платежного документа, отсутствие такового не может быть вменено в вину управляющей компании, равно как и на управляющую компанию не может быть возложена обязанность по внесению спорных сведений в платежный документ.
В соответствии с частью 10.1 статьи 161 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющая организация обязана обеспечить свободный доступ к информации об основных показателях ее финансово-хозяйственной деятельности, об оказываемых услугах и о выполняемых работах по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, о порядке и об условиях их оказания и выполнения, об их стоимости, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги посредством ее размещения в системе. Порядок, состав, сроки и периодичность размещения в системе информации о деятельности по управлению многоквартирным домом и предоставления для ознакомления документов, предусмотренных настоящим Кодексом, товариществом собственников жилья либо жилищным кооперативом или иным специализированным потребительским кооперативом, осуществляющими управление многоквартирным домом (без заключения договора с управляющей организацией), устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере информационных технологий, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере жилищно-коммунального хозяйства, если иной срок размещения в системе указанной информации не установлен федеральным законом.
В силу части 2 статьи 165 Жилищного кодекса Российской Федерации управляющие организации обязаны предоставлять гражданам по их запросам информацию, в том числе с использованием системы, об установленных ценах (тарифах) на услуги и работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирных домах и жилых помещений в них, о размерах оплаты в соответствии с установленными ценами (тарифами), об объеме, о перечне и качестве оказываемых услуг и (или) выполняемых работ, о ценах (тарифах) на предоставляемые коммунальные услуги и размерах оплаты этих услуг, об участии представителей органов местного самоуправления в годовых и во внеочередных общих собраниях собственников помещений в многоквартирных домах.
Статьей 155 Жилищного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что платежные документы, информация о размере платы за жилое помещение и коммунальные услуги и задолженности по оплате жилых помещений и коммунальных услуг подлежат размещению в системе в срок, предусмотренный частью 2 настоящей статьи.
На основании пункта 1 части 2 статьи 155 Жилищного кодекса Российской Федерации плата за жилое помещение и коммунальные услуги вносится на основании платежных документов (в том числе платежных документов в электронной форме, размещенных в системе), представленных не позднее первого числа месяца, следующего за истекшим месяцем, если иной срок не установлен договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья, жилищного кооператива или иного специализированного потребительского кооператива.
Как следует из приказа Министерства связи и массовых коммуникаций Российской Федерации N 504 и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 934/пр от 30 декабря 2014 г. "Об определении официального сайта государственной информационной системы жилищно-коммунального хозяйства в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет", в соответствии с пунктом 11 части 3 статьи 7 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 209-ФЗ "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства", определен "адрес"
Приказом Минкомсвязи России N 504, Минстроя России N 934/пр от 30 декабря 2014 г. определен "адрес"
В соответствии с совместным приказом Министерства связи и массовых коммуникаций и Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации N 368/691/пр от 29 сентября 2015 г. утвержден состав сведений о многоквартирных домах, деятельность по управлению которыми осуществляют управляющие организации, подлежащих размещению в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства.
В разделе 10 приказа Минкомсвязи России N 74, Минстроя России N 114/пр от 29 февраля 2016 г. "Об утверждении состава, сроков и периодичности размещения информации поставщиками информации в государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" указана информация, подлежащая размещению в системе лицами, осуществляющими деятельность по управлению многоквартирными домами на основании договора управления многоквартирным домом, товариществами собственников жилья, жилищными кооперативами и иными специализированными потребительскими кооперативами, осуществляющими управление многоквартирным домом.
В соответствии с положениями статьи 6 Федерального закона от 21 июля 2014 г. N 209 "О государственной информационной системе жилищно-коммунального хозяйства" в системе должна размещаться, в том числе, информация о приборах учета, используемых для определения объема (количества) ресурсов, поставленных для предоставления коммунальных услуг в многоквартирные дома, жилые дома, а также объема коммунальных услуг, предоставленных собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, и об использовании показаний этих приборов при расчете стоимости таких услуг.
Правила предоставления коммунальных услуг установлены "Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов", утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 "О предоставлении коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов".
Правила 354 возлагают обязанность по соблюдению установленного порядка ценообразования при начислении платы за коммунальные услуги на исполнителей этих услуг: организации, осуществляющие управление многоквартирными домами (далее - МКД), а также ресурсоснабжающие организации - в случаях непосредственного способа управления МКД либо оказания коммунальных услуг потребителям индивидуальных жилых домов.
Согласно пункту 33 Правил 354 потребитель имеет право получать от исполнителя информацию, которую он обязан предоставить потребителю в соответствии с законодательством Российской Федерации и условиями договора, содержащего положения о предоставлении коммунальных услуг.
В соответствии с пунктом 67 Правил 354 плата за коммунальные услуги вносится на основании платежных документов, представляемых потребителям исполнителем не позднее 1-го числа месяца, следующего за истекшим расчетным периодом, за который производится оплата, если договором управления многоквартирным домом либо решением общего собрания членов товарищества собственников жилья или кооператива (при предоставлении коммунальных услуг товариществом или кооперативом) не установлен иной срок представления платежных документов.
Согласно пункта 69 Правил 354 в платежном документе указываются:
в) указание на оплачиваемый месяц, наименование каждого вида оплачиваемой коммунальной услуги, размер тарифов (цен) на каждый вид соответствующего коммунального ресурса, единицы измерения объемов (количества) коммунальных ресурсов (при применении в расчетах за коммунальные услуги по горячему водоснабжению тарифов на горячую воду, состоящих из компонента на холодную воду, используемую в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, и компонента на тепловую энергию, используемую на подогрев воды в целях предоставления коммунальной услуги по горячему водоснабжению, - величина каждого из компонентов, единицы измерения объема (количества) горячей воды и тепловой энергии в натуральных величинах);
г) объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных потребителю за расчетный период в жилом (нежилом) помещении, и размер платы за каждый вид предоставленных коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами.
Пунктом 69 Правил 354 предусмотрено, что в платежном документе должно быть отражено, помимо прочего объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период на общедомовые нужды для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами, (подпункта "д" пункта 69).
Исходя из анализа приведенного нормативно-правового регулирования, подлежащего применению в рамках спорных правоотношений, именно исполнитель коммунальной услуги, в целях доведения до потребителя уведомительной и справочной информации обязан сформировать платежный документ, отвечающий установленным Правилами 354 требованиям и содержанию, в том числе показания о приборах учета, объем каждого вида коммунальных услуг, предоставленных за расчетный период для случаев, предусмотренных настоящими Правилами, в расчете на каждого потребителя, и размер платы за каждый вид таких коммунальных услуг, определенные в соответствии с настоящими Правилами, разместив соответствующую информацию в установленный законом срок.
Потребители обязаны своевременно и полностью вносить плату за коммунальные услуги (часть 1 статья 153 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 63 Правил 354).
Основанием для внесения платы за жилое помещение и коммунальные услуги является платежный документ, который организация, в том числе управляющая организация ООО "Управляющая компания жилищного хозяйства Октябрьского района", являющаяся исполнителем коммунальных услуг, обязана представить потребителям, (пункта 1 часть 2 статья 155 Жилищного кодекса Российской Федерации, пункта 2, 37, 67, 69 Правил 354).
Оснований для отмены судебного постановления в обжалуемой части по доводам кассационной жалобы судом кассационной инстанции не усматривается.
Содержащиеся в обжалуемом судебном акте выводы суда апелляционной инстанции соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам и действующему законодательству, юридически значимые по делу обстоятельства судом определены верно.
В целом доводы кассационной жалобы по существу сводятся к несогласию с оценкой судом доказательств и обстоятельств дела. Между тем, такие доводы не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку такая оценка отнесена законом к компетенции судов первой и второй инстанций, тогда как суд кассационной инстанции в силу норм главы 41 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации правом переоценки доказательств и установления иных фактических обстоятельств не наделен.
Несогласие заявителя с выводами апелляционного суда, основанными на установленных фактических обстоятельствах дела и оценке доказательств, не свидетельствует о неправильном применении судом норм материального и процессуального права, повлиявшем на исход дела.
В соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими, в связи с чем доводы заявителей кассационных жалоб о несогласии с данной судом оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут быть приняты во внимание.
Таким образом, обжалуемые судебные постановления подлежат оставлению без изменения, поскольку выводы апелляционного суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела и основаны на правильном применении норм материального права. Разрешая спор, суд правильно определилюридически значимые обстоятельства. Установленные судом обстоятельства подтверждены материалами дела и исследованными доказательствами, которым суд дал надлежащую оценку.
С учетом изложенного, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Новосибирского областного суда от 23 марта 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Ожигановой Н.В. без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.