Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Гордиенко А.Л, судей: Жуленко Н.Л, Папушиной Н.Ю, рассмотрев в открытом судебном заседании гражданское дело N55RS0026-01-2022-002454-71 по иску Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к Администрации Омского муниципального района Омской области, сельскохозяйственному производственному кооперативу "Ачаирский-1" о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, запрете деятельности по размещению отходов животноводства
по кассационной жалобе сельскохозяйственного производственного кооператива "Ачаирский-1" на решение Омского районного суда Омской области от 9 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 24 мая 2023 г.
Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Гордиенко А.Л,
УСТАНОВИЛА:
Сибирское межрегиональное управление Росприроднадзора обратилось в суд с иском к Администрации Омского муниципального района Омской области, сельскохозяйственному производственному кооперативу "Ачаирский-1" (далее - СПК "Ачаирский-1") о возложении обязанности обеспечить рекультивацию земель.
Требования мотивированы тем, что в адрес Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора в период с 2019 г. по 2022 г. поступали обращения граждан о несанкционированном сбросе жидких отходов животноводства на территорию, расположенную в границах кадастрового квартала с N с местоположением "адрес"
В ходе проверки установлено, что сброс отходов производства на земельный участок осуществляет СПК "Ачаирский-1", территория, на которой устроены чеки-накопители, не является объектом размещения отходов, разрешительная документация на ее использование отсутствует, в государственный реестр мест размещения отходов участок не включен.
22 марта 2019 г. филиалом ФГБУ "ЦЛАТИ по СФО" - ЦЛАТИ по Омской области произведен отбор проб почвы на земельном участке, по результатам выполненных лабораторных исследований установлено, что исследуемая проба имеет щелочную реакцию среды, обладает незначительными признаками плодородия, характеризуется низкой обеспеченностью гумусом (органическим веществом).
Рейдовый осмотр показал, что данная территория представлена в виде площадки, по наружному периметру которой произведена обваловка из грунтовой насыпи высотой более 2, 5 м. Внутри площадка разделена на секции (чеки) такой же обваловкой, площадь секции составляет 1 га. По визуальным признакам площадка имеет статус объекта некапитального строительства, при въезде на территорию площадки установлена металлическая решетка, ограничивающая въезд в секцию.
Уточнив исковые требования, просили взыскать солидарно с Администрации Омского муниципального района Омской области, СПК "Ачаирский-1" в пользу Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования в счет возмещения вреда, причиненного почвам как объекту охраны окружающей среды, 4 962 500, 79 рублей, обязать "СПК "Ачаирский-1" прекратить деятельность по сбросу/размещению отходов животноводства вне специально отведенных участков, в том числе, в границах кадастрового квартала с N, находящегося на расстоянии "адрес"
Решением Омского районного суда Омской области 9 марта 2023 г. исковые требования Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования к Администрации Омского муниципального района Омской области, СПК "Ачаирский-1" о возмещении ущерба, причиненного окружающей среде, запрете деятельности по размещению отходов животноводства, удовлетворены частично.
С СПК "Ачаирский-1" в доход бюджета Омского муниципального района Омской области в счет возмещения ущерба, причиненного окружающей среде, взыскано 4 962 500 рублей 79 рублей.
На СПК "Ачаирский-1" возложена обязанность прекратить деятельность по сбросу/размещению отходов животноводства на территории в границах кадастрового квартала с N, находящейся на расстоянии "адрес"
С СПК "Ачаирский-1" в доход местного бюджета взыскана государственная пошлина в размере 33 312, 50 рублей.
В остальной части в удовлетворении требований Сибирского межрегионального управления Федеральной службы по надзору в сфере природопользования отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 24 мая 2023 г. указанное решение суда оставлено без изменения.
В кассационной жалобе СПК "Ачаирский-1" ставит вопрос об отмене вышеуказанных судебных постановлений как принятых с нарушением норм материального и процессуального права.
Истцом представлены возражения на кассационную жалобу.
В судебном заседании суда кассационной инстанции представители СПК "Ачаирский-1" - Худякова М.А, Мандрыгин Н.С, действующие на основании доверенностей, поддержали доводы кассационной жалобы.
Представитель Сибирского межрегионального управления Росприроднадзора - Тиханович А.Ю, действующая на основании доверенности, просила оставить без изменения обжалуемые судебные акты.
Иные лица, участвующие в деле, в суд кассационной инстанции не явились, извещены надлежащим образом о времени и месте рассмотрения дела, в связи с чем судебная коллегия, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Изучив материалы дела, проверив обжалуемые судебные постановления в пределах доводов кассационной жалобы в соответствии с частью 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
По настоящему делу таких нарушений судами не допущено.
В соответствии со статьями 42, 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, достоверную информацию о ее состоянии и на возмещение ущерба, причиненного его здоровью или имуществу экологическим правонарушением.
Согласно пункту 1 статьи 1 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" (далее - Закон об охране окружающей среды) под вредом окружающей среде понимается негативное изменение окружающей среды в результате ее загрязнения, повлекшее за собой деградацию естественных экологических систем и истощение природных ресурсов; загрязнение окружающей среды представляет собой поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
К видам негативного воздействия на окружающую среду пункт 1 статьи 16 этого же Закона относит: выбросы в атмосферный воздух загрязняющих веществ и иных веществ; сбросы загрязняющих веществ, иных веществ и микроорганизмов в поверхностные водные объекты, подземные водные объекты и на водосборные площади; загрязнение недр, почв; размещение отходов производства и потребления; загрязнение окружающей среды шумом, теплом, электромагнитными, ионизирующими и другими видами физических воздействий; иные виды негативного воздействия на окружающую среду.
Пунктом 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды определено, что юридические и физические лица, причинившие вред окружающей среде в результате ее загрязнения, истощения, порчи, уничтожения, нерационального использования природных ресурсов, деградации и разрушения естественных экологических систем, природных комплексов и природных ландшафтов и иного нарушения законодательства в области охраны окружающей среды, обязаны возместить его в полном объеме в соответствии с законодательством.
Частью 1 статьи 1 Земельного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ЗК РФ) установлен, в частности, приоритет охраны земли как важнейшего компонента окружающей среды. "
Целями охраны земель являются предотвращение и ликвидация загрязнения, истощения, деградации, порчи, уничтожения земель и почв и иного негативного воздействия на земли и почвы, а также обеспечение рационального использования земель, в том числе для восстановления плодородия почв на землях сельскохозяйственного назначения и улучшения земель (статья 12 ЗК РФ).
Собственники земельных участков и лица, не являющиеся собственниками земельных участков, обязаны использовать земельные участки в соответствии с их целевым назначением и принадлежностью к той или иной категории земель и разрешенным использованием способами, которые не должны наносить вред окружающей среде, в том числе земле как природному объекту; осуществлять мероприятия по охране земель; соблюдать при использовании земельных участков требования градостроительных регламентов, строительных, экологических, санитарно-гигиенических, противопожарных и иных правил, нормативов; не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий; выполнять иные требования, предусмотренные указанным кодексом, федеральными законами (статья 42 ЗК РФ).
Исходя из положений пункта 1 статьи 1064 Гражданского кодекса Российской Федерации, пункта 1 статьи 77 Закона об охране окружающей среды, обязанность по возмещению вреда возлагается на лиц, в результате хозяйственной деятельности которых произошло соответствующее загрязнение, в том числе вследствие несоблюдения лицом обязательных требований, направленных на предотвращение и ликвидацию загрязнения.
В пункте 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде" указано, что лицо, которое обращается с требованием о возмещении вреда, причиненного окружающей среде, представляет доказательства, обосновывающие с разумной степенью достоверности причинно- следственную связь между действиями (бездействием) ответчика и причиненным вредом.
Судами установлено, что СПК "Ачаирский-1" на протяжении нескольких лет размещает отходы животноводства в границах кадастрового квартала с N, находящегося на "адрес", государственная собственность на который не разграничена. Эти обстоятельства ответчиком не оспаривались.
В статье 1 Закона Российской Федерации от 24 июня 1998 г. N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" содержится понятие отходов производства и потребления, к которым относятся вещества или предметы, образованные в процессе производства, выполнения работ, оказания услуг или в процессе потребления, которые удаляются, предназначены для удаления или подлежат удалению в соответствии с названным Федеральным законом. К отходам не относится донный грунт, используемый в порядке, определенном законодательством Российской Федерации.
Размещение отходов - это хранение и захоронение отходов; хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения; захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду.
В соответствии со ст. 12 этого же Закона определение места строительства объектов размещения отходов осуществляется на основе специальных (геологических, гидрологических и иных) исследований в порядке, установленном законодательством Российской Федерации (пункт 2).
Объекты размещения отходов вносятся в государственный реестр объектов размещения отходов. Ведение государственного реестра объектов размещения отходов осуществляется в порядке, определенном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (пункт 6).
Запрещается размещение отходов на объектах, не внесенных в государственный реестр объектов размещения отходов (пункт 7).
Как следует из материалов дела, в связи с неоднократными обращениями граждан в адрес Департамента Росприроднадзора по Сибирскому федеральному округу о нарушении законодательства в области обращения с отходами животноводства, специалистом-экспертом регионального отдела экологического надзора, государственным инспектором Российской Федерации в области охраны окружающей среды по Сибирскому Федеральному округу 20 марта 2019 г. возбуждено дело об административном правонарушении и проведении административного расследования, в рамках которого в период с 20 февраля 2019 г. по 12 апреля 2019 г. установлено, что СПК "Ачаирский-1" осуществляет сброс отходов производства (навоз от крупного рогатого скота свежий, пастообразный) в отстойник - накопитель, расположенный в границах кадастрового квартала с N, находящийся на расстоянии "адрес"
Постановлением о назначении административного наказания N-в от 16 апреля 2019 г. СПК "Ачаирский-1" признан виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного ст. 8.2 КоАП РФ.
По обращениям граждан от 3 февраля 2020 г, от 13 октября 2021 г. Управлением проводились рейдовые обследования территории, в ходе которых установлено, что СПК "Ачаирский-1" продолжает размещать на земельном участке отходы животноводства.
Разрешая спор по существу, суд первой инстанции, руководствуясь ст. 42 Конституции Российской Федерации, ст. ст. 1-4, 34, 51, 76 Федерального закона от 10 января 2002 г. N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды", ст. ст. 12, 42 Земельного кодекса Российской Федерации, разъяснениями, содержащимися в пунктах 2, 3, 6, 16, 18, 24 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 ноября 2017 г. N 49 "О некоторых вопросах применения законодательства о возмещении вреда, причиненного окружающей среде", пришел к выводу о наличии правовых оснований для привлечения СПК "Ачаирский-1" к гражданско-правовой ответственности за вред, причинённый почвам как объекту охраны окружающей среды при осуществлении слива отходов животноводства.
Суд апелляционной инстанции с вышеуказанными выводами суда первой инстанции и их обоснованием согласился.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит, что выводы судов отвечают требованиям законодательства, соответствуют фактическим обстоятельствам дела и имеющимся в деле доказательствам.
Доводы кассационной жалобы о том, что территория, на которой расположен спорный чек-накопитель (отстойник), является специальной зоной для размещения отходов в соответствии с генеральным планом Комсомольского сельского поселения и положением о территориальном планировании, опровергаются имеющимися по делу доказательствами.
Судами достоверно установлено, что данный отстойник-накопитель (чек) не является объектом размещения отходов и не включен в реестр объектов размещения отходов. Правоустанавливающие документы на данное сооружение, расположенное в границах Ачаирского поселения Омского района, на которое осуществлялся слив отходов животноводства у СПК "Ачаирский - 1" отсутствуют.
Вопреки доводам кассационной жалобы, заключение эксперта оценено судом в соответствии с требованиями ст. 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации наряду с другими представленными доказательствами. Оснований для назначения по делу повторной экспертизы не имелось.
Доводы кассационной жалобы о том, что ответчик не может прекратить доступ на объект третьим лицам, которые производят вывоз отходов, не обязан обеспечивать его охрану, не являясь собственником спорной территории, отклоняются судом кассационной инстанции.
В силу прямого указания ст. 42 ЗК РФ обязанность осуществлять мероприятия по охране земель, соблюдать порядок пользования лесами, водными и другими природными объектами, не допускать загрязнение, захламление, деградацию и ухудшение плодородия почв на землях соответствующих категорий возложена как на собственников, так и на лиц, не являющихся собственниками земельных участков.
Из обжалуемого решения суда следует, что судом первой инстанции на ответчика возложена обязанность прекратить деятельность по сбросу/размещению отходов животноводства, которая осуществляется именно СПК "Ачаирский-1", а не иными лицами.
Само по себе несогласие с оценкой данной судом доказательствам не может служить основанием к отмене обжалуемых судебных постановлений, поскольку согласно части 1 статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд оценивает доказательства по своему внутреннему убеждению, основанному на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании имеющихся в деле доказательств.
Нарушения требований статей 56, 59, 60, 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации при оценке судами доказательств допущено не было. Нормы материального и процессуального права применены верно.
Иные доводы, изложенные в кассационной жалобе, были предметом рассмотрения судов, не свидетельствуют о нарушении норм материального и процессуального права, повлиявших на исход дела, направлены на переоценку имеющихся в материалах дела доказательств, что не может служить основанием для отмены судебных актов в кассационном порядке.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для отмены обжалуемых судебных постановлений по доводам кассационной жалобы.
Руководствуясь статьёй 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Омского районного суда Омской области от 9 марта 2023 г. и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Омского областного суда от 24 мая 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу сельскохозяйственного производственного кооператива "Ачаирский-1" - без удовлетворения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.