Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего Латушкиной С.Б, Судей Леонтьевой Т.В, Андугановой О.С, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием системы видеоконференц-связи, при содействии Нижнеудинского городского суда Иркутской области, гражданское дело N 2-49/2023, УИД 38RS0017-01-2022-002218-32 по иску Павловой Ирины Николаевны к областному государственному казённому учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району", Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области об установлении юридического факта пользования жилым помещением на период чрезвычайной ситуации, признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения, по кассационной жалобе Павловой Ирины Николаевны на решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 18 января 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 апреля 2023 г, Заслушав доклад судьи Восьмого кассационного суда общей юрисдикции Латушкиной С.Б, выслушав объяснения Павловой И.Н. и её представителя по ходатайству Хроменкова О.А, поддержавших доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Павлова И.Н. обратилась в суд с иском к областному государственному казённому учреждению "Управление социальной защиты населения по Нижнеудинскому району" (далее - ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району"), Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области об установлении юридического факта пользования жилым помещением на период чрезвычайной ситуации, признании незаконным решения об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в паводок жилого помещения.
В обоснование заявленных требований Павлова И.Н. ссылалась на то, что является собственником квартиры N, расположенной по адресу: "адрес". Из справки администрации Нижнеудинского муниципального образования от 6 февраля 2020 г. следует, что жилое помещение N по "адрес" находилось в зоне затопления в связи с резким повышением уровня воды в реке Уда в г. Нижнеудинске с 26 июня 2019 г. по 28 июня 2019 г. На момент введения чрезвычайной ситуации указанная квартира принадлежала её матери К, умершей ДД.ММ.ГГГГ, при этом она являлась членом семьи К, в спорной квартире имеет постоянную регистрацию. После смерти матери Павлова И.Н. вступила в наследство и оформила право собственности на указанную квартиру. Таким образом, принадлежащее ей жилое помещение оказалось под воздействием источника чрезвычайной ситуации - паводка.
Павлова И.Н. просила суд установить юридический факт владения и пользования жилым помещением, расположенным по адресу: "адрес", в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г..на территории Иркутской области; признать незаконным отказ ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" от 22 февраля 2022 г..об отказе в выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г..N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г..на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём"; признать за ней права на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г..на территории Иркутской области, жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г..N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем"; возложить обязанность на ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району" устранить нарушение её прав путём вынесения решения о предоставлении мер социальной поддержки по обеспечению жильём путём выдачи свидетельства, удостоверяющего право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г..на территории Иркутской области, жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в
соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г..N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г..на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильем"; возложить обязанность на министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области оформить и выдать Павловой И.Н. свидетельство, удостоверяющее право на социальную выплату на приобретение или строительство жилого помещения взамен утраченного в период наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г..на территории Иркутской области, жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес", в соответствии с Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г..N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г..на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём".
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 18 января 2023 г, отравленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 апреля 2023 г, исковые требования Павловой И.Н. оставлены без удовлетворения.
В кассационной жалобе, поданной в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции, Павлова И.Н. просит отменить решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 18 января 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 апреля 2023 г.
На кассационную жалобу Министерством социального развития, опеки и попечительства Иркутской области принесены письменные возражения.
В судебное заседание судебной коллегии по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции представители ответчиков ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району", Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области, третье лицо Мишута Е.Н, представитель третьего лица Администрации Нижнеудинского муниципального образования не явились, о времени и месте рассмотрения дела в суде кассационной инстанции извещены надлежащим образом, что подтверждается уведомлениями о вручении заказного почтового отправления, сформированными официальным сайтом Почты России.
Судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции с учётом мнения истца Павловой И.Н. и её представителя Хроменкова О.А, руководствуясь статьями 61, 35, 113, 118, частями 3, 5 статьи 167, частью 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело по существу в отсутствие неявившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационной жалобе, в письменных возражениях Министерства социального развития, опеки и попечительства Иркутской области на кассационную жалобу, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции находит кассационную жалобу не подлежащей удовлетворению.
Согласно части первой статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения не были допущены судами первой и апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела.
В соответствии с пунктом "з" части 1 статьи 72 Конституции Российской Федерации осуществление мер по борьбе с катастрофами, стихийными бедствиями, эпидемиями, ликвидация их последствий находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
Федеральным законом от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ) определены общие для Российской Федерации организационно-правовые нормы в области защиты граждан Российской Федерации, иностранных граждан и лиц без гражданства, находящихся на территории Российской Федерации, всего земельного, водного, воздушного пространства в пределах Российской Федерации или его части, объектов производственного и социального назначения, а также окружающей среды от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера.
Согласно статье 2 названного Закона правовое регулирование отношений в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций основывается на общепризнанных принципах и нормах международного права и осуществляется названным Законом, принимаемыми в соответствии с ним федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации, законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации. Органы местного самоуправления в пределах своих полномочий могут принимать муниципальные правовые акты, регулирующие отношения, возникающие в связи с защитой населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
В силу Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ чрезвычайная ситуация - это обстановка на определённой территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей; зона чрезвычайной ситуации - это территория, на которой сложилась чрезвычайная ситуация (абзацы первый и четвертый статьи 1).
Как указано в пункте "в" статьи 8 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ Президент Российской Федерации определяет в соответствии со статьёй 80 Конституции Российской Федерации и федеральными законами основные направления государственной политики и принимает иные решения в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций.
Органы государственной власти субъектов Российской Федерации принимают в соответствии с федеральными законами законы и иные нормативные правовые акты в области защиты населения и территорий от чрезвычайных ситуаций межмуниципального и регионального характера (подпункт "а" пункта 1 статьи 11 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ).
В силу пункта 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ граждане Российской Федерации имеют право на защиту жизни, здоровья и личного имущества в случае возникновения чрезвычайных ситуаций; на возмещение ущерба, причинённого их здоровью и имуществу вследствие чрезвычайных ситуаций; на медицинское обслуживание, компенсации и социальные гарантии за проживание и работу в зонах чрезвычайных ситуаций; на получение компенсаций и социальных гарантий за ущерб, причинённый их здоровью при выполнении обязанностей в ходе ликвидации чрезвычайных ситуаций.
Порядок и условия, виды и размеры компенсаций и социальных гарантий, предоставляемых гражданам Российской Федерации в соответствии с пунктом 1 статьи 18 Федерального закона от 21 декабря 1994 г. N 68-ФЗ, устанавливаются законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации (пункт 2 этой же статьи закона).
Указом Губернатора Иркутской области от 27 июня 2019 г. N 134-уг "О введении режима чрезвычайной ситуации на территории Иркутской области" на территории Иркутской области с 13 часов 00 минут 27 июня 2019 г. введён режим чрезвычайной ситуации для территориальной подсистемы Иркутской области единой государственной системы предупреждения и ликвидации чрезвычайных ситуаций и установлен региональный (межмуниципальный) уровень реагирования.
Указом Президента Российской Федерации от 3 июля 2019 г. N 316 "О мерах по ликвидации последствий наводнений на территории Иркутской области" наводнение на территории Иркутской области признано чрезвычайной ситуацией федерального характера и установлен особый уровень реагирования.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 18 июля 2019 г. N 916 "Об утверждении Правил предоставления иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области в целях софинансирования расходных обязательств Иркутской области по финансовому обеспечению оказания мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 г. на территории Иркутской области" утверждены Правила предоставления в 2019 году иного межбюджетного трансферта из федерального бюджета бюджету Иркутской области на финансовое обеспечение реализации мер социальной поддержки граждан, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области (далее - Правила).
Пунктом 3 Правил предусмотрено, что трансферт предоставляется на следующие цели:
а) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения, на приобретение или строительство ими жилых помещений на территории Российской Федерации;
б) предоставление социальных выплат гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, на осуществление капитального ремонта повреждённых жилых помещений, находящихся в собственности этих граждан;
в) приобретение, строительство жилых помещений уполномоченным органом государственной власти Иркутской области для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил, утратившим жилые помещения;
г) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на приобретение, строительство жилых помещений для передачи их гражданам, указанным в пункте 4 настоящих Правил;
д) предоставление бюджетам муниципальных образований Иркутской области межбюджетных трансфертов из бюджета Иркутской области на осуществление капитального ремонта повреждённых жилых помещений, находящихся в муниципальной собственности.
Постановлением Правительства Иркутской области от 17 июля 2019 г. N 556-пп "О предоставлении гражданам, жилые помещения которых утрачены или повреждены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне - июле 2019 года на территории Иркутской области, мер социальной поддержки по обеспечению жильём" утверждено Положение о порядке и условиях предоставления гражданам, жилые помещения которых утрачены в результате чрезвычайной ситуации, сложившейся в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне 2019 года на территории Иркутской области, социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - Положение от 17 июля 2019 г. N 556-пп).
Пунктом 6 указанного Положения от 17 июля 2019 г. N 556-пп (в редакции, действовавшей на дату подачи истцом заявления о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты - 25 января 2022 г.) предусмотрено, что предоставление социальной выплаты осуществляется гражданам, отвечающим на момент обращения за предоставлением социальной выплаты одному из следующих условий:
1) являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений или нанимателями утраченных жилых помещений по договорам социального найма (далее - собственники (наниматели) утраченных жилых помещений) и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учётной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
2) имеющим на день введения режима чрезвычайной ситуации документы, которые в соответствии с законодательством Российской Федерации являются основанием для государственной регистрации права собственности на утраченные жилые помещения (далее - имеющие документы), и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учётной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
3) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпунктах 1 и 2 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) на каждого проживающего, имеющего постоянную регистрацию по месту жительства в таком жилом помещении, составляет менее учётной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации.
К членам семьи гражданина относятся его супруг или супруга, дети (в том числе усыновлённые, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приёмную семью, а также рождённые или усыновленные после дня введения режима чрезвычайной ситуации), несовершеннолетние братья и сёстры, родители и усыновители этого гражданина и его внуки (в том числе рождённые или усыновлённые детьми гражданина после дня введения режима чрезвычайной ситуации), а также иные лица, признанные решением суда членами семьи гражданина (далее - члены семьи).
В приоритетном порядке социальная выплата предоставляется семьям, имеющим двух и более детей.
В случае, если дети, принятые под опеку (попечительство), переданные на воспитание в приёмную семью, одновременно имеют право на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением и право на обеспечение жильём в соответствии с другими правовыми актами, по выбору гражданина, являющегося законным представителем указанных детей, предоставляется социальная выплата в соответствии с настоящим Положением либо осуществляется обеспечение жильем в соответствии с другими правовыми актами;
4) являвшимся собственниками (нанимателями) утраченных жилых помещений или имеющим документы и имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учётной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации;
5) не являвшимся на день введения режима чрезвычайной ситуации собственниками утраченных жилых помещений, но имеющим постоянную регистрацию по месту жительства в утраченных жилых помещениях, относящимся к членам семьи граждан, указанных в подпункте 4 настоящего пункта, и не имеющим в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, либо имеющим в собственности иное жилое помещение, пригодное для проживания, или долю в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания, если общая площадь такого жилого помещения (часть общей площади такого жилого помещения, приходящейся на долю в праве общей собственности на жилое помещение) составляет более учётной нормы площади жилого помещения, установленной в соответствии с частью 5 статьи 50 Жилищного кодекса Российской Федерации, за исключением граждан, в отношении которых принято решение о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения (далее - свидетельство);
6) указанным в подпунктах 1 - 5 настоящего пункта, в отношении которых решениями суда, вступившими в законную силу, признано право на предоставление социальной выплаты (далее - решение суда о признании права).
Порядок удостоверения права на получение социальной выплаты регламентирован Главой 3 указанного Положения.
В соответствии с пунктом 10, 11 Положения от 17 июля 2019 г. N 556-пп (в редакции, действовавшей на дату подачи истцом заявления о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты) право на получение социальной выплаты удостоверяется свидетельством. В целях выдачи свидетельства гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение) или его (их) представитель в срок до 25 декабря 2020 года включительно, за исключением гражданина (граждан), указанного (указанных) в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения, а также гражданина (граждан) право на получение социальной выплаты которого (которых) подтверждено судебным решением либо на основании повторного обследования жилого помещения, обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты (далее - заявление о выдаче свидетельства) по форме согласно приложению 1 к настоящему Положению в государственное учреждение Иркутской области, подведомственное министерству социального развития и включенное в перечень, утверждённый нормативным правовым актом указанного министерства, по месту жительства (пребывания) гражданина (далее - учреждение).
Заявление о выдаче свидетельства подписывается гражданином (гражданами) и всеми членами его (их) семьи или его (их) представителем.
Гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение), указанный (указанные) в подпункте 6 пункта 6 настоящего Положения, или его (их) представитель, а также гражданин (совместно граждане, являющиеся участниками общей собственности на утраченное жилое помещение), право на получение социальной выплаты которого (которых) подтверждено судебным решением либо на основании повторного обследования жилого помещения, или его (их) представитель в срок до 1 ноября 2021 года включительно обращается (обращаются) с заявлением (совместным заявлением) о выдаче свидетельства в учреждение по месту жительства (пребывания) гражданина.
В соответствии с пунктом 16 Положения учреждение не позднее двух рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства обеспечивает направление запросов (межведомственных запросов) в государственные органы, органы местного самоуправления, подведомственные государственным органам и органам местного самоуправления организации в целях получения следующих документов (сведений): 1) сведений о нахождении утраченного жилого помещения в зоне чрезвычайной ситуации, определенной решением главы муниципального образования Иркутской области, на территории которого решением главы указанного муниципального образования введен режим функционирования "Чрезвычайная ситуация"; 2) сведений о признании жилого помещения утраченным; 3) сведений о праве собственности на утраченное жилое помещение или о праве пользования утраченным жилым помещением по договору социального найма - в случае обращения гражданина, указанного в подпункте 1 пункта 6 настоящего Положения, или его представителя; 4) сведений о регистрации членов семьи по месту жительства в утраченном жилом помещении; 5) сведений о наличии (отсутствии) у гражданина, членов семьи в собственности иного жилого помещения, пригодного для проживания, или доли в праве общей собственности на иное жилое помещение, пригодное для проживания.
После получения ответов на запросы (межведомственные запросы), указанные в пункте 16 настоящего Положения, но не позднее 30 рабочих дней со дня обращения гражданина (граждан) или его (их) представителя за выдачей свидетельства учреждение принимает решение о выдаче свидетельства или об отказе в выдаче свидетельства.
В соответствии с пунктом 18 Положения основаниями для принятия решения об отказе в выдаче свидетельства являются: 1) отсутствие права гражданина на предоставление социальной выплаты в соответствии с настоящим Положением; 2) несоблюдение условий предоставления социальной выплаты, указанных в пункте 6 настоящего Положения; 3) непредставление документов или представление неполного перечня документов в соответствии с пунктом 12 настоящего Положения, за исключением документов, которые гражданин (граждане) или его (их) представитель вправе не представлять; 4) обращение с заявлением о выдаче свидетельства после срока, установленного в пункте 11 настоящего Положения.
Отказ в выдаче свидетельства может быть обжалован в порядке, установленном законодательством (пункт 19 Положения).
Свидетельство оформляется министерством социального развития по форме согласно приложению 2 к настоящему Положению в срок не позднее трех рабочих дней со дня поступления от учреждения решения о выдаче свидетельства и материалов (пункт 23 Положения).
В соответствии с частью 4 статьи 15 Жилищного кодекса Российской Федерации жилое помещение может быть признано непригодным для проживания по основаниям и в порядке, которые установлены Правительством Российской Федерации.
Во исполнение данной нормы Правительством Российской Федерации принято постановление от 28 января 2006 г. N 47 "Об утверждении Положения о признании помещения жилым помещением, жилого помещения непригодным для проживания и многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции", действие которого распространяется на находящиеся в эксплуатации жилые помещения независимо от формы собственности, расположенные на территории Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 7 указанного Положения уполномоченным органом, к компетенции которого относится признание помещения жилым помещением, пригодным (непригодным) для проживания граждан, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции, является межведомственная комиссия, порядок создания которой урегулирован данной нормой.
Оценка соответствия помещения установленным в Положении требованиям и признание жилого помещения пригодным (непригодным) для проживания, а также многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу или реконструкции производится межведомственной комиссией на основании заявления собственника помещения или заявления гражданина (нанимателя) либо на основании заключения органов государственного надзора (контроля) по вопросам, отнесённым к их компетенции.
По результатам работы комиссия принимает одно из следующих решений: о соответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, и его пригодности для проживания; о необходимости и возможности проведения капитального ремонта, реконструкции или перепланировки (при необходимости с технико-экономическим обоснованием) с целью приведения утраченных в процессе эксплуатации характеристик жилого помещения в соответствие с установленными в Положении требованиями и после их завершения - о продолжении процедуры оценки; о несоответствии помещения требованиям, предъявляемым к жилому помещению, с указанием оснований, по которым помещение признаётся непригодным для проживания; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим сносу; о признании многоквартирного дома аварийным и подлежащим реконструкции (пункт 47 Положения).
Таким образом, вопросы признания жилых помещений непригодными для проживания и многоквартирных домов аварийными и подлежащими сносу или реконструкции отнесены к исключительной компетенции межведомственной комиссии, создаваемой в зависимости от принадлежности жилого дома к соответствующему жилищному фонду федеральным органом исполнительной власти, органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации или органом местного самоуправления.
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 26 июня 2019 г. N 934 введён режим чрезвычайной ситуации в связи с повышением уровня воды в реке Уде.
Многоквартирный жилой дом по "адрес" находится в границах чрезвычайной ситуации, произошедшей в летний период 2019 г. согласно постановлению администрации Нижнеудинского муниципального образования от 3 июля 2019 г. N 956.
В соответствии с соглашением о прекращении долевой собственности от 29 декабря 2016 г. квартира N в "адрес" на праве собственности принадлежит К, матери истца Павловой И.Н, квартира N в указанном доме на праве собственности принадлежит Мишута Е.Н.
Согласно заключению межведомственной комиссии от 31 июля 2019 г. N жилое помещение по адресу: "адрес" признано подлежащим капитальному ремонту.
Постановлением администрации Нижнеудинского муниципального образования от 2 августа 2019 г. N жилой дом по адресу: "адрес" признан подлежащим капитальному ремонту.
19 августа 2019 г. К. выдано свидетельство N, удостоверяющее право гражданина на получение социальной выплаты на капитальный ремонт повреждённого жилого помещения, согласно которому К. имеет право на предоставление социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес" в размере 352 140 руб. Указанная социальная выплата перечислена К. 22 ноября 2019 г. и 23 марта 2020 г.
Согласно свидетельству N от 2 октября 2019 г. Мишута Е.Н. также предоставлено право получения социальной выплаты на капитальный ремонт жилого помещения в размере 281 400 руб. Указанные средства были перечислены Мишута Е.Н. 1 ноября 2019 г. и 7 февраля 2020 г.
Заключением межведомственной комиссии от 5 марта 2021 г. N жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу. На основании акта обследования жилого помещения от 5 марта 2021 г.
Постановлением Администрации Нижнеудинского муниципального образования от 5 марта 2021 г. N многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес" признан аварийным и подлежащим сносу.
Согласно свидетельству о смерти К. умерла ДД.ММ.ГГГГ После смерти матери К, с 10 августа 2021 г. Павлова И.Н. является собственником жилого помещения (квартиры), расположенной по адресу: "адрес", что подтверждается выпиской из ЕГРН, свидетельством о праве на наследство по закону.
Мишута Е.Н. обращалась в суд с иском о признании на ней права на получение социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения. Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 1 декабря 2021 г, вступившим в законную силу 28 февраля 2022 г, в удовлетворении исковых требований Мишута Е.Н. было отказано. Истец Павлова И.Н. была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.
Указанным решением суда установлено отсутствие причинно-следственной связи между наводнением, произошедшим в июне-июле 2019 г, и имеющимися дефектами и повреждениями жилого дома.
Также, Мишута Е.Н. обращалась в суд с иском к администрации Нижнеудинского муниципального образования, ОГКУ "УСЗН по Нижнеудинскому району", Министерству социального развития, опеки и попечительства Иркутской области об установлении факта утраты жилого дома в результате паводка. Истьец Павлова И.Н. также была привлечена к участию в деле в качестве третьего лица.
Решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 14 октября 2022 г, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 19 декабря 2022 г, в удовлетворении заявленных Мишута Е.Н. исковых требований отказано.
25 января 2022 г. Павлова И.Н. обратилась в Министерство социального развития, опеки и попечительства Иркутской области с заявлением о выдаче свидетельства на получение социальной выплаты.
Приказом директора ГКУ УСЗН по Нижнеудинскому району" от 22 февраля 2022 г. N Павловой И.Н. отказано в выдаче свидетельства о предоставлении социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения в соответствии с подпунктом 1 пункта 18 Положения от 17 июля 2019 г. N 556-пп).
Согласно ответу ОГКУ "Единый заказчик в сфере строительства Иркутской области" от 22 февраля 2022 г. основанием для принятия отказа в выдаче свидетельства послужило то, что на момент введения режима чрезвычайной ситуации Павлова И.Н. не являлась собственником жилого помещения, расположенного по адресу: "адрес"; собственником квартиры являлась К, которой получено свидетельство на получение социальной выплаты на капитальный ремонт указанного жилого помещения на сумму 352 140 руб, социальная выплата перечислена в полном объёме, а также получено свидетельство на получение социальной выплаты на капитальный ремонт указанного жилого помещения N-с от 23 марта 2020 г. на сумму 100 860 руб, социальная выплата перечислена в полном объёме.
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных Павловой И.Н. требований, руководствуясь приведёнными выше нормами материального права, исходил из того, что на день введения режима чрезвычайной ситуации спорное жилое помещение, собственником которого в настоящее время является Павлова И.Н, принадлежало на праве собственности К, которая как собственник жилого помещения реализовала своё право на получение социальной выплаты на капитальный ремонт. На день введения режима чрезвычайной ситуации Павлова И.Н. не имела правоустанавливающего документа о принадлежности ей на момент возникновения чрезвычайной ситуации на праве собственности жилого помещения по адресу: "адрес".
При этом суд первой инстанции также исходил из того, что вступившим в законную силу решением Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 14 октября 2022 г, имеющим преюдициальное значение для разрешения настоящего спора, установлено, что спорное жилое помещение непригодно для проживания в результате физического износа, а не в результате паводка, произошедшего в июне-июле 2019 г.
Проверяя законность и обоснованность принятого по делу решения, суд апелляционной инстанции, установив, что выводы суда, изложенные в обжалуемом решении, соответствуют обстоятельствам дела, установленным судом по результатам исследования и оценки представленных сторонами доказательств в соответствии с правилами статьи 67 ГПК РФ, нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения, применены правильно, согласился с принятым по делу решением.
Выводы судебных инстанций являются правильными, соответствуют требованиям закона, сомнений у суда кассационной инстанции не вызывают.
Доводы кассационной жалобы Павловой И.Н. о том, что на момент введения режима чрезвычайной ситуации она, хотя и не являлась собственником жилого помещения по адресу: "адрес", но имела постоянную регистрацию в данном жилом помещении, в связи с чем имеет право на получение меры социальной поддержки в виде социальной выплаты на приобретение или строительство жилого помещения, отмену обжалуемых судебных актов не влекут, поскольку Павлова И.Н. не относится к членам семьи, указанным в пункте 6 Положения от 17 июля 2019 г. N 556-пп. Вступившее в законную силу решение суда о признании Павловой И.Н. членом семьи собственника К. в материалы дела не представлено.
Установив, что на день введения режима чрезвычайной ситуации Павлова И.Н. не являлась собственником жилого помещения по адресу: "адрес", суды пришли к правильному выводу о том, что Павлова И.Н. не отвечает одному из условий, указанному в пункте 6 Положения от 17 июля 2019 г. N 556-пп, при котором предоставляется социальная выплата.
Доводы кассационной жалобы о том, что спорный жилой дом стал непригодным вследствие паводка направлены на переоценку установленных судами первой и апелляционной инстанций обстоятельств, основанных на оценке доказательств по делу, в связи с чем не могут повлечь отмену обжалуемых судебных актов, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Судами первой и апелляционной инстанций установлено и материалами дела подтверждается отсутствие причинно-следственной связи между паводком и признанием многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес" непригодным для проживания и подлежащим сносу.
В соответствии с частью 2 статьи 61 ГПК РФ обстоятельства, установленные вступившим в законную силу судебным постановлением по ранее рассмотренному делу, обязательны для суда. Указанные обстоятельства не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении другого дела, в котором участвуют те же лица, а также в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом.
Суды обоснованно исходили из того, что решения Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 1 декабря 2021 г. и от 14 октября 2022 г. имеют преюдициальное значение при рассмотрении настоящего дела, и факты, установленные данными решениями суда, не доказываются вновь и не подлежат оспариванию при рассмотрении дела по спору между теми же сторонами.
Судами правомерно приняты во внимание факты, установленные судом, устанавливающие, что многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес" стал непригодным для проживания в результате естественного износа жилого дома, а не в результате наводнения, вызванного сильными дождями, прошедшими в июне-июле 2019 г. на территории Иркутской области.
Иные доводы кассационной жалобы заявителя также не свидетельствуют о наличии оснований, установленных в статье 379.7 ГПК РФ, для отмены обжалуемых решения суда и апелляционного определения кассационным судом общей юрисдикции.
Изучение материалов дела показало, что выводы судов первой и апелляционной инстанций основаны на установленных фактических обстоятельствах дела, приведённом правовом регулировании спорных правоотношений, и доводами кассационной жалобы не опровергаются.
По настоящему делу юридически значимые обстоятельства судами первой и апелляционной инстанций определены правильно, выводы суда подробно мотивированы, должным образом отражены в обжалуемых судебных постановлениях, основаны на фактических обстоятельствах дела, установленных по результатам исследования и проверки в соответствии с требованиями статьи 67 ГПК РФ доказательств, представленных в материалы дела.
Фактически приведённые в кассационной жалобе доводы не содержат обстоятельств, которые не были бы проверены и учтены судами первой и апелляционной инстанций при рассмотрении дела и имели бы юридическое значение для вынесения судебных актов, влияли на законность и обоснованность постановленных судебных актов, либо опровергали выводы судов первой и апелляционной инстанций.
Судами первой и апелляционной инстанций не допущено нарушений норм материального или процессуального права, повлиявших на исход дела, влекущих отмену или изменение принятых по настоящему делу судебных постановлений по тем доводам, которые изложены в кассационной жалобе.
Таким образом, при изложенной совокупности обстоятельств, доводы жалобы нельзя квалифицировать в качестве нарушения судами первой и апелляционной инстанций норм материального и процессуального права, приведших к судебной ошибке, а потому принятые по делу решение суда и апелляционное определение отмене в кассационном порядке не подлежат.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Восьмого кассационного суда общей юрисдикции, определила:
решение Нижнеудинского городского суда Иркутской области от 18 января 2023 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Иркутского областного суда от 27 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Павловой Ирины Николаевны - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.