N 88-18271/2023
г. Кемерово 5 сентября 2023 г.
Восьмой кассационный суд общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Зайцевой Е.Н, рассмотрев гражданское дело УИД38RS0036-01-2022-002932-84 по иску Архинчеева Алексея Львовича к ООО "РТ-НЭО Иркутск" об освобождении от уплаты платежей по оплате услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами, судебных расходов, по кассационной жалобе Архинчеева А.Л. на апелляционное определение Свердловского районного суда г. Иркутска от 27 апреля 2023 г.
установил:
исковые требования мотивированы тем, что истец является собственником жилого помещения по адресу: "адрес" и зарегистрирован в нем. ДД.ММ.ГГГГ по электронной почте им получен платежный документ на оплату услуги "обращение с ТКО" в размере 7 068, 32 рубля за период с 01.01.2019 г. по август 2020 г. Считает, что начисленная оплата в указанном платежном документе является незаконной, т.к. данная услуга истцу ответчиком не оказана. Установленные правила предоставления услуг "обращения с ТКО" ответчиком не были соблюдены. Ближайшая к дому истца (примерно в 300 метров) мусорная площадка была установлена МО "Усть-Ордынское" только в августе 2020 г. по "адрес". Информацию в графическом виде о размещении мест накопления ТКО и подъездных путей истец не получал. До августа 2020 г. вывоз ТКО истец осуществлял на личном автомобиле на мусорный полигон "адрес". Соответственно услуга "обращение с ТКО" за период с 01.01.2019 г. по 01.08.2020 г. истцу не оказывалась, ответчик незаконно начисляет основную сумму долга и пени. Истец просил освободить его от уплаты образовавшейся задолженности за период с 01.01.2019 г. по 01.08.2020 г. в сумме 6 721, 74 рубля, пени в сумме 1 959.27 рублей.
Решением мирового судьи, исполняющего обязанности мирового судьи судебного участка N17 Свердловского района г. Иркутска от 04 октября 2022 г. исковые требования удовлетворены, постановлено:
освободить Архинчеева Алексея Львовича от уплаты услуги "обращение с ТКО" жилого дома по адресу "адрес" пользу Общества с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" за период с 01.01.2019 г. по 01.08.2020 г. в сумме 6 721, 74 рублей, пени в сумме 1 959, 27 рублей.
Взыскать с Общества с ограниченной ответственностью "РТ-НЭО Иркутск" в пользу Архинчеева Алексея Львовича судебные расходы по уплате государственной пошлины в размере 300 рублей.
Апелляционным определением Свердловского районного суда г.Иркутска от 27 апреля 2023 г. постановлено указанное решение отменить. Принять по делу новое решение. В удовлетворении исковых требований отказать.
В кассационной жалобе Архинчеев А.Л. просит апелляционное определение отменить. Настаивает на обоснованности и доказанности исковых требований.
От ООО "РТ-НЭО Иркутск" по доводам кассационной жалобы поступили возражения.
В соответствии с ч. 10 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационная жалоба рассмотрена без вызова участников процесса в судебное заседание. По общему правилу рассмотрение кассационной жалобы осуществляется без проведения судебного заседания судьей единолично.
Согласно положениям ч. 1 ст. 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для отмены судебного акта в кассационном порядке в пределах доводов кассационной жалобы не имеется.
Так, в соответствии с ч. 1, п. 5 ч. 2 ст. 153 Жилищного кодекса Российской Федерации граждане и организации обязаны своевременно и полностью вносить плату за жилое помещение и коммунальные услуги. Обязанность по внесению платы за жилое помещение и коммунальные услуги возникает у собственника жилого помещения с момента возникновения права собственности на жилое помещение с учетом правила, установленного ч. 3 ст. 169 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Положениями ч. 4 ст. 154 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что плата за коммунальные услуги включает в себя плату за обращение с твердыми коммунальными отходами.
В соответствии с пунктом 1 Правил обращения с коммунальными отходами, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156 "Об обращении с твердыми коммунальными отходами и внесении изменения в постановление Правительства Российской Федерации от 25 августа 2008 г. N 641" услуга по вывозу ТКО является коммунальной услугой.
Порядок предоставления коммунальных услуг определяется Правилами предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям помещений в многоквартирных домах и жилых домов, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 6 мая 2011 г. N 354 (далее - Правила N 354).
Согласно подп. "ж" пункта 4 Правил N 354, потребителю может быть предоставлена коммунальная услуга - обращение с твердыми коммунальными отходами, то есть транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов, образующихся в многоквартирных домах и жилых домах.
Подпунктом "а" пункта 148(22) Правил N 354 предусмотрено, что исполнитель коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами обязан предоставлять потребителю коммунальную услугу по обращению с твердыми коммунальными отходами в необходимых для него объемах и надлежащего качества в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации, настоящими Правилами и договором, содержащим положения о предоставлении указанной коммунальной услуги.
Подпункт "г" пункта 148(22) Правил N 354 обязывает исполнителя коммунальной услуги по обращению с ГКО производить в установленном Правилами порядке при наличии оснований производить перерасчет размера платы за указанную коммунальную услугу, в том числе в связи с предоставлением коммунальной услуги по обращению с твердыми коммунальными отходами ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими допустимую продолжительность.
Подпунктом "д" пункта 33 Правил N 354 определено, что потребитель имеет право требовать в случаях и порядке, которые установлены настоящими Правилами, изменения размера платы за коммунальные услуги при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, а также за период временного отсутствия потребителя в занимаемом жилом помещении.
Из разъяснений в пункте 20 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2017 г. N 22 "О некоторых вопросах рассмотрения судами споров по оплате коммунальных услуг и жилого помещения, занимаемого гражданами в многоквартирном доме по договору социального найма или принадлежащего им на праве собственности", при предоставлении коммунальных услуг ненадлежащего качества и (или) с перерывами, превышающими установленную продолжительность, наниматели (собственники) имеют право на уменьшение размера платы за коммунальные услуги (вплоть до полного освобождения), которое производится в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (часть 4 статьи 157 ЖК РФ).
Согласно части 5 статьи 30 Жилищного кодекса Российской Федерации, собственник жилого дома или части жилого дома обязан обеспечивать обращение с твердыми коммунальными отходами путем заключения договора с региональным оператором по обращению с твердыми коммунальными отходами. Под обращением с твердыми коммунальными отходами для целей настоящего Кодекса и иных актов жилищного законодательства понимаются транспортирование, обезвреживание, захоронение твердых коммунальных отходов.
В силу пункта 1 статьи 426 Гражданского кодекса Российской Федерации, публичным договором признается договор, заключенный коммерческой организацией и устанавливающий ее обязанности по продаже товаров, выполнению работ или оказанию услуг, которые такая организация по характеру своей деятельности должна осуществлять в отношении каждого, кто к ней обратится (розничная торговля, перевозка транспортом общего пользования, услуги связи, энергоснабжение, медицинское, гостиничное обслуживание и т.п.).
Согласно пункту 1 статьи 24.7 Закона N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", региональные операторы заключают договоры на оказание услуг по обращению с ТКО с собственниками ТКО, если иное не предусмотрено законодательством Российской Федерации. Договор на оказание услуг по обращению с ТКО является публичным для регионального оператора.
В соответствии с абзацем 2 пункта 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N 1156, предусмотрено, что региональный оператор течение 10 рабочих дней со дня утверждения в установленном порядке единого тарифа на услугу регионального оператора на 1-й год действия соглашения размещает одновременно в печатных средствах массовой информации, установленных для официального опубликования правовых актов органов государственной власти субъекта Российской Федерации, и на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" адресованное потребителям предложение о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами и текст типового договора.
Из содержания пункта 8(17) раздела 1(1) Правил N 1156, следует, что потребитель в течение 15 рабочих дней со дня размещения региональным оператором предложения о заключении договора на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами направляет региональному оператору заявку потребителя и документы.
В случае если потребитель не направил региональному оператору заявку потребителя и документы в соответствии с п.п. 8(5) - 8(7) настоящих Правил N1156, в указанный срок, договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами считается заключенным на условиях типового договора и вступившим в силу на 16-й рабочий день после размещения региональным оператором предложения о заключении указанного договора на своем официальном сайте в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Судом апелляционной инстанции установлено, что истцу Архинчееву АЛ. с ДД.ММ.ГГГГ принадлежит 1/7 доли жилого дома по адресу: "адрес", что подтверждается Выпиской из Единого государственного реестра недвижимости.
Ответчик ООО "РТ-НЭО Иркутск" имеет статус регионального оператора по обращению с ТКО, на основании соглашения N с Министерством жилищной политики, энергетики и транспорта Иркутской области об организации деятельности по обращению с твердыми коммунальными отходами на территории Иркутской области (Зона 2) от ДД.ММ.ГГГГ
Деятельность регионального оператора осуществляется в соответствии с территориальной схемой обращения с отходами Иркутской области, утвержденной Приказом министерства природных ресурсов и экологии Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ N-мпр. Согласно разделу 12 территориальной схемы (в редакции Приказа министра природных ресурсов и экологии Иркутской области от ДД.ММ.ГГГГ N-мир) в зону деятельности регионального оператора N входит 31 муниципальное образование, в том числе "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ региональный оператор исполнил обязанность по направлению публичной оферты, разместив на официальном сайте ООО "РТ-НЭО Иркутск" информацию о заключении договора с размещением типовой формы договора.
Также региональным оператором информация о заключении договора размещена в печатном издании - "ОБЛАСТНАЯ" (официальном источнике опубликования правовых актов органов государственной власти Иркутской области) в выпуске N от ДД.ММ.ГГГГ в том числе на сайте www.ogirk.ru/issue-print/292937/ на странице 33, с размещением всех типовых договоров.
В августе 2020 г. региональным оператором на лицевой счет истца выставлен счет на оплату услуг по обращению с ТКО за период с 01.01.2019 г. по 01.08.2020 г. на сумму 6 721, 74 рублей (основания сумма долга - 6 261, 08 рублей, пени - 460, 66 рублей).
Суд первой инстанции удовлетворяя исковые требования пришел к выводу об их доказанности и обоснованности.
Суд апелляционной инстанции, проверяя решение суда первой инстанции, пришел к выводу, об отсутствии правовых оснований для освобождения истца от уплаты услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами, поскольку судом определено, что истец являясь долевым собственником жилого дома, обязан нести бремя расходов по оплате предоставленных услуг.
Суд кассационной инстанции полагает, что при постановлении апелляционного определения, судами верно определены обстоятельства по делу, правовая позиция суда, изложенная в судебном акте, основана на нормах права, регулирующих спорные правоотношения, учитывает характер этих правоотношений, а также конкретные обстоятельства дела.
Выводы, суда апелляционной инстанции подробно мотивированы, основаны на всесторонней оценке представленных сторонами доказательств, с приведением мотивов, по которым суд отдает предпочтение одним доказательствам и отвергает другие, в соответствии с требованиями ст. 198 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, и не противоречат требованиям действующего законодательства.
Доводы кассационной жалобы не содержат обстоятельств, которые могли повлиять на обоснованность и законность обжалуемого судебного акта, либо опровергнуть выводы суда.
При определении обстоятельств по делу, с учетом вышеприведенных норм права, представленных по делу доказательств, судом апелляционной инстанции верно определено, что ООО "РТ-НЭО Иркутск" вправе предъявлять Архинчееву А.Л. счет на взыскание платы за коммунальные услуги по обращению с ТКО в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ, поскольку сведений, подтверждающих не предоставление ответчиком услуг истцу, либо сведений подтверждающих отсутствие задолженности, истцом представлено не было.
Доводы кассационной жалобы об отсутствии договорных отношений между истцом и ответчиком, не предоставлении ответчиком истцу услуг по обращению с ТКО, в полной мере проверены судом апелляционной инстанции, получили надлежащую правовую оценку, с учетом положений ст.24.7 Закона N89-ФЗ "Об отходах производства и потребления", п. 8(17) Правил обращения с твердыми коммунальными отходами, утв. Постановлением Правительства Российской Федерации от 12 ноября 2016 г. N1156, ст.421 и п. 1 ст. 426 ГК РФ, обоснованно указано, что договор на оказание услуг по обращению с ТКО был опубликован на официальном сайте ООО "РТ-НЭО Иркутск", а также в печатном издании - "ОБЛАСТНАЯ", истец проживающий на территории "адрес", является собственником твердых коммунальных отходов, на которого в силу закона возложена обязанность заключить с региональным оператором договор на оказание услуг по обращению с твердыми коммунальными отходами. Отсутствие заключенного между сторонами в письменной форме договора об оказании данного вида коммунальных услуг не исключает обязанность собственника имущества производить оплату услуг по сбору и вывозу твердых бытовых отходов.
Указание заявителя на то, что истец не является потребителем услуг по обращению с ТКО, утилизирует отходы самостоятельно, были проверены судом апелляционной инстанции, не нашли своего подтверждения, поскольку Архинчеевым А.Л. не представлено доказательств обращения с ТКО иными предусмотренными действующим законодательством способами (заключение договора на предоставление таких услуг с иными лицами). При этом судом принято во внимание, что единственным установленным способом обращения с ТКО является их передача региональному оператору.
Доводы жалобы о ненадлежащем оказании ответчиком услуг по сбору и вывозу ТКО, также в полной мере проверены и оценены судом апелляционной инстанции, обоснованно отклонены с учетом отсутствия официальных обращений жителей "адрес" на несвоевременный вывоз ТКО, отсутствием сведений о несанкционированных свалках на территории прилегающей к дому истца.
На основании изложенного, суд кассационной инстанции полагает, что доводы кассационной жалобы направлены на переоценку выводов суда апелляционной инстанции по оценке доказательств и установленных обстоятельств по делу, и на иное толкование заявителем норм права, в связи с чем не могут являться основанием для отмены судебного акта.
Выраженное несогласие с выводами суда в части оценки доказательств и установленных обстоятельств в соответствии со статьей 379.7 ГПК РФ не может являться основанием для пересмотра вступивших в законную силу судебных постановлений, поскольку отмена или изменение судебного постановления в кассационном порядке возможна лишь в случае допущения судебными инстанциями нарушений норм материального или процессуального права, имевших место в ходе предшествующего разбирательства и повлиявших на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов.
Оспариваемый судебный акт является законным и обоснованным, постановленным в соответствии с нормами процессуального и материального права, оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступившего в законную силу судебного акта не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, Восьмой кассационный суд общей юрисдикции
определил:
апелляционное определение Свердловского районного суда г. Иркутска от 27 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Архинчеева А.Л. без удовлетворения.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.