Судебная коллегия по административным делам Третьего апелляционного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Сицинской О.В., судей Салтыкова Е.В., Слепченко Е.В., при ведении протокола судебного заседания помощником судьи Мальцевой Л.Н., рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело N 3а-10/2023 по апелляционной жалобе Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан
на решение Верховного Суда Республики Дагестан от 17 мая 2023 г, вынесенное по административному иску о признании незаконным решения бюджетного учреждения об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере равном его рыночной стоимости, заслушав доклад судьи Сицинской О.В,
УСТАНОВИЛА:
Ошитов В.П. обратился в Верховный Суд Республики Дагестан с административным иском (впоследствии уточненным) о признании незаконным решения ГБУ Республики Дагестан "Дагтехкадастр" от 14 июля 2022 г. N 11.17-исх-ГКО-1823/2 об отказе в установлении кадастровой стоимости нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 948, 9 кв.м, расположенного по адресу "адрес" в размере его рыночной стоимости, и установлении кадастровой стоимости нежилого здания равной его рыночной стоимости по состоянию на 26 апреля 2022 г. в размере 14 129 000 рублей.
Административные требования мотивированы тем, что кадастровая стоимость объекта недвижимости не соответствует рыночной стоимости, что нарушает имущественные права Ошитова В.П, поскольку влечет необходимость оплаты налоговых платежей в завышенном размере, а полученный отказ нарушает права административного истца на оспаривание кадастровой стоимости.
Решением Верховного Суда Республики Дагестан от 17 мая 2023 г. административный иск удовлетворен частично, установлена кадастровая стоимость объекта недвижимости - нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 26 апреля 2022 г. в размере 15 848 000 рублей. В удовлетворении административных требований о признании незаконным решения ГБУ Республики Дагестан "Дагтехкадастр" от 14 июля 2022 г. N 11.17-исх-ГКО-1823/2 - отказано. Разрешены вопросы о дате подачи заявления о пересмотре кадастровой стоимости, распределении судебных расходов.
В апелляционной жалобе Министерство по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан просит отменить и принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований, либо направить дело на новое рассмотрение. Указывает на ряд нарушений, допущенных судебным экспертом при производстве судебной экспертизы по делу. В частности, что экспертом нарушены требования ФСО N 7. Полагает, что эксперт не провел полное исследование объектов и материалов дела, не дал обоснованное и объективное заключение по поставленным вопросам
Возражений на апелляционную жалобу не поступило.
В судебное заседание суда апелляционной инстанции лица, участвующие в деле, извещенные своевременно и в надлежащей форме, не явились. Учитывая положения статей 150, 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия определиларассмотреть административное дело в их отсутствие.
Судом были запрошены дополнительные письменные пояснения от эксперта ООО "Профэксперт" ФИО11 относительно возражений, изложенных в апелляционной жалобе.
Заслушав доклад дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, приобщив и исследовав в качестве новых доказательств пояснения эксперта, проверив материалы административного дела, судебная коллегия оснований к отмене либо изменению решения суда не находит.
В силу части 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
На основании части 1 статьи 245 КАС РФ, юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости, включая оспаривание решений комиссии по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, а также с административным исковым заявлением об оспаривании действий (бездействия) такой комиссии в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости регулируется в настоящее время КАС РФ, Федеральным законом от 29 июля 1998 г. N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) и Федеральным законом от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ) с учетом изменений, внесенных Федеральным законом от 31 июля 2020 г. N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ).
Как следует из части 1 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ, к отношениям, возникающим в связи с проведением государственной кадастровой оценки, пересмотром и оспариванием ее результатов, устанавливается переходный период применения данного закона с 1 января 2017 года до 1 января 2026 года (далее - переходный период).
В течение переходного периода государственная кадастровая оценка может проводиться в соответствии с Федеральным законом N 237-ФЗ или Федеральным законом N 135-ФЗ с учетом особенностей, предусмотренных федеральными законами (ч. 2 ст. 24 Федерального закона N 237-ФЗ).
Частью 3 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ предусмотрено, что решение о дате перехода к проведению государственной кадастровой оценки в соответствии с этим законом принимается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Постановлением Правительства Республики Дагестан от 2 февраля 2022 г. N 12 "Об установлении даты перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 г. N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" установлено, что датой перехода к новому порядку установления кадастровой стоимости в размере рыночной является 15 февраля 2022 г.
Принимая во внимание вышеизложенное, правоотношения, связанные с пересмотром кадастровой стоимости объектов после указанной даты - 15 февраля 2022 г, подлежат регулированию в соответствии с нормами статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 3 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке", кадастровая стоимость - стоимость объекта недвижимости, определенная в порядке, предусмотренном настоящим Федеральным законом, в результате проведения государственной кадастровой оценки в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке или в соответствии со статьей 16, 20, 21 или 22 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 2 статьи 3 названного Федерального закона кадастровая стоимость определяется для целей, предусмотренных законодательством Российской Федерации, в том числе для целей налогообложения, на основе рыночной информации и иной информации, связанной с экономическими характеристиками использования объекта недвижимости, в соответствии с методическими указаниями о государственной кадастровой оценке.
Подпунктом 6 пункта 1 статьи 401 Налогового кодекса Российской Федерации здания, помещения, расположенные в пределах муниципального образования, указаны в качестве объектов налогообложения по налогу на имущество физических лиц. В силу положений части 1 статьи 403 Налогового кодекса Российской Федерации налоговая база определяется в отношении каждого объекта налогообложения как его кадастровая стоимость, внесенная в Единый государственный реестр недвижимости и подлежащая применению с 1 января года, являющегося налоговым периодом, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей.
Как следует из материалов дела, административный истец Ошитов В.П. является собственником нежилого здания с кадастровым номером N, площадью 948, 9 кв.м, расположенного по адресу "адрес".
Следовательно, административный истец имеет право на оспаривание кадастровой стоимости, как непосредственно влияющей на его материальные права.
Оспариваемая кадастровая стоимость спорного нежилого здания утверждена приказом Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан от 27 ноября 2019 г. N 500 по состоянию на 1 января 2019 г. и установлена в размере 20 648 535 рублей 70 копеек.
В соответствии с порядком, предусмотренным ст. 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, административный истец 26 мая 2022 г. обратился в ГБУ Республики Дагестан "Дагтехкадастр" с заявлением об установлении кадастровой стоимости принадлежащего ему нежилого здания в размере его рыночной стоимости, представив при этом отчет об оценкеN 22/04-117 от 26 апреля 2022 г, выполненный оценщиком ООО "Институт профессиональной оценки, экспертиз и проектирования" ФИО12, согласно которому стоимость спорного объекта недвижимости с кадастровым номером N по состоянию на 26 апреля 2022 г. составляет 12 818 500 рублей.
Решением ГБУ РД "Дагтехкадастр" от 14 июля 2022 г. N 11.17-исх-ГКО-1823/2 в удовлетворении заявления Ошитова В.П. отказано в связи с многочисленными нарушениями положений федеральных стандартов оценки, допущенными оценщиком при составлении отчета.
В соответствии с частью 5 статьи 247 КАС РФ стороны по административному делу обязаны доказать те обстоятельства, на которые они ссылаются в обоснование своих требований и возражений.
При этом обязанность доказывания указанных в статье 248 КАС РФ оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости по общему правилу возлагается на административного истца, поскольку им реализуется право на установление в судебном порядке кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере рыночной.
Аналогичное разъяснение содержит пункт 19 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости". В том числе на административном истце лежит обязанность доказать недостоверность сведений об объекте недвижимости, использованных при определении его кадастровой стоимости, а также величину рыночной стоимости, устанавливаемой в качестве кадастровой.
Удовлетворяя административные требования в части установления иной кадастровой стоимости, суд первой инстанции пришел к выводу, что кадастровая стоимость объекта недвижимости подлежит установлению в размере рыночной стоимости по состоянию на дату отчета - 26 апреля 2022 г, поскольку последняя ниже утвержденной кадастровой.
С данными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается, т.к. они основаны на материалах дела, исследованных доказательствах, и постановлены в соответствии с нормами действующего законодательства, регулирующими данный вид правоотношений, с учетом юридически значимой даты.
Проверяя соответствие рыночной стоимости установленной кадастровой стоимости, суд первой инстанции провел ряд судебных оценочных экспертиз, поручив их проведение - ООО "ИМА-КОМ" эксперт ФИО16, ООО "ПРОФЭКСПЕРТ" (эксперт ФИО14). В основу решения суда положено заключение повторной судебной оценочной экспертизы N 088/281222-Э от 29 марта 2023 г. ООО "ПРОФЭКСПЕРТ", согласно которому рыночная стоимость нежилого здания с кадастровым номером N по состоянию на 26 апреля 2022 г. определена экспертом в размере 15 848 000 рублей.
Оценив заключение судебной оценочной экспертизы в совокупности с другими доказательствами по правилам статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд пришел к выводу, что заключение эксперта отвечает требованиям относимости, допустимости, не вызывает сомнений в достоверности, является надлежащим доказательством, подтверждающим рыночную стоимость объекта недвижимости, определенную по состоянию на дату кадастровой оценки. Давая оценку экспертному заключению, суд первой инстанции исходил из того, что названное заключение соответствует действующему законодательству Российской Федерации об экспертной и оценочной деятельности, содержит указание на применение экспертом при проведении исследований и производстве расчетов нормативных правовых актов и нормативных документов в области оценочной деятельности, стандартов по проведению оценки, учебных пособий, справочной аналитики и коэффициентов корректировок.
Судом апелляционной инстанции были затребованы от эксперта, проводившего судебную экспертизу, письменные объяснения по поступившим замечаниям, которые в порядке ч. 2 ст. 308 КАС РФ исследованы и приобщены к материалам дела в качестве новых доказательств.
Эксперт ФИО15 по поступившим замечаниям дала подробные объяснения, которые суд находит обоснованными. Оснований сомневаться в верности профессиональных суждений эксперта, являющегося субъектом оценочной деятельности и обладающего необходимым опытом и знаниями в данной области, суд апелляционной инстанции не находит.
По мнению суда апелляционной инстанции, заключение судебной оценочной экспертизы соответствует положениям Закона об оценочной деятельности и требованиям федеральных стандартов оценки, является допустимым доказательством, достоверно подтверждающим размер рыночной стоимости спорного объекта недвижимости, в связи с чем оснований к назначению повторной либо дополнительной судебной экспертизы по правилам ст. 77, 83 КАС РФ, не имеется. Доводы апелляционной жалобы являлись предметом исследования судом первой инстанции и оснований к повторной проверке не имеют.
В иной части решение сторонами не оспаривается. Нарушений норм материального и процессуального права, которые могли бы повлечь вынесение незаконного решения, судом первой инстанции не допущено.
Решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для его отмены, предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, не установлено.
Руководствуясь ст. 309-311 КАС РФ, определила:
решение Верховного Суда Республики Дагестан от 17 мая 2023 г. оставить без изменения, апелляционную жалобу Министерства по земельным и имущественным отношениям Республики Дагестан - без удовлетворения.
Апелляционное определение вступает в законную силу немедленно и может быть обжаловано путем подачи кассационной жалобы в Пятый кассационный суд общей юрисдикции через Верховный Суд Республики Дагестан в течение шести месяцев со дня его вынесения.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 8 сентября 2023 г.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.