Судебная коллегия по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Белоногого А.В, судей Бутковой Н.А. и Шеповаловой О.А, при ведении протокола помощником судьи Егоровой О.А, с участием прокурора Капсамун И.С, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-399/2023 по апелляционной жалобе Фарносовой Н.В. на решение Свердловского областного суда от 18 мая 2023 года, которым отказано в удовлетворении её административного искового заявления о признании не действующим постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 19 января 2023 года N 4-ПК "О признании утратившим силу Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 23 декабря 2011 года N 211-ПК "О применении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области", и частично не действующим постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 19 января 2023 года N 5-ПК "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год".
Заслушав доклад судьи Второго апелляционного суда общей юрисдикции Белоногого А.В, объяснения участвующих в судебном заседании посредством системы видеоконференц-связи представителей административного ответчика, Региональной энергетической комиссии Свердловской области Бычина А.В. и Прокопьева А.А, возражавших против доводов жалобы, представителя заинтересованного лица, Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации Карпусь П.Б, находившего решение суда подлежащим оставлению без изменения, явившегося в судебное заседание суда апелляционной инстанции представителя заинтересованного лица, АО "Энергосбыт Плюс" Черыговой И.А, находившей решение суда законным и обоснованным, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Капсамун И.С, полагавшей, что решение суда не подлежит отмене, судебная коллегия
установила:
19 января 2023 года Региональной энергетической комиссией Свердловской области приняты постановления:
- N 4-ПК "О признании утратившим силу Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 23 декабря 2011 года N 211-ПК "О применении тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области" (далее постановление N 4-ПК), - N 5-ПК "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год" (далее постановление N 5-ПК).
Постановления N 4-ПК и N 5-ПК опубликованы 20 января 2023 года на официальном интернет-портале правовой информации Свердловской области http://www.pravo.gov66.ru.
Фарносова Н.В. обратилась в Свердловский областной суд с административным иском, в котором просила признать не действующими:
- постановление N 4-ПК полностью, - строки 4.1 и 4.2 приложения к постановлению N 5-ПК, в которых установлены одноставочный тариф и одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток.
Административный иск мотивирован тем, что административный истец является собственником жилого дома, оборудованного электроотопительной установкой и не оборудованным стационарной электроплитой. Оспариваемое регулирование противоречит пункту 7 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, а также положениям Основ ценообразования, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике". По мнению административного истца, оспариваемое постановление N 5-ПК противоречит пункту 31 вышеуказанных Правил государственного регулирования цен (тарифов), поскольку придаёт обратную силу нормативному правовому акту.
Административный истец ссылается то, что оснований для принятия оспариваемого регулирования не имелось.
Решением Свердловского областного суда от 18 мая 2023 года в удовлетворении административного иска Фарносовой Н.В. отказано.
В апелляционной жалобе Фарносова Н.В. просит решение суда отменить, ссылаясь на то, что судом первой инстанции неправильно применены нормы материального права, просит принять новое решение, которым удовлетворить административный иск.
Относительно апелляционной жалобы участвующим в деле прокурором, акционерным обществом "Энергосбыт Плюс" (Свердловский филиал) представлены возражения, Региональной энергетической комиссией Свердловской области - отзыв.
Судебная коллегия полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие административного истца и его представителя, извещённых судом надлежащим образом о времени и месте судебного разбирательства, не просивших об отложении судебного заседания.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений и отзыва на неё, выслушав объяснения участников процесса и заключение прокурора, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу пункта 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее Закон об электроэнергетике) государственное регулирование цен (тарифов), надбавок осуществляется в порядке, установленном основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике и правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждёнными Правительством Российской Федерации. При этом регулируемые цены (тарифы), надбавки могут устанавливаться как в числовом выражении, так и в виде формул или порядка определения таких цен (тарифов) и надбавок.
Пунктом 1 статьи 24 Закона об электроэнергетике установлено, что Правительство Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике утверждает основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике, определяющие принципы и методы расчёта цен (тарифов) в электроэнергетике, в том числе критерии оценки экономической обоснованности затрат, включаемых в указанные цены (тарифы), и определения уровня доходности инвестированного капитала, используемого в сферах деятельности субъектов электроэнергетики, в которых применяется государственное регулирование цен (тарифов), порядок учёта результатов деятельности субъектов электроэнергетики по итогам работы за период действия ранее утверждённых цен (тарифов), порядок определения, распределения и учёта величины перекрёстного субсидирования между потребителями (покупателями) на розничных рынках электрической энергии, особенности определения цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую покупателям в технологически изолированных территориальных энергетических системах.
Во исполнение предписаний федерального законодателя Правительство Российской Федерации 29 декабря 2011 года приняло постановление N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике", которым, среди прочего, утвердило Основы ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее Основы ценообразования).
При рассмотрении и разрешении административного дела суд первой инстанции установил, что оспариваемое правовое регулирование принято в пределах полномочий компетентного органа публичной власти - Региональной энергетической комиссии Свердловской области, с соблюдением требований законодательства к форме нормативных правовых актов, порядку их принятия и введения в действие.
По данному основанию постановления N 4-ПК и N 5-ПК не оспариваются.
Проверяя соответствие постановлений N 4-ПК и N 5-ПК в оспариваемой части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд пришёл к выводу об отсутствии какого-либо противоречия нормам, имеющим большую юридическую силу, в связи с чем не усмотрел правовых оснований для удовлетворения административного иска.
Судебная коллегия признаёт данные выводы суда правильными.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 23 декабря 2011 года N 211-ПК утверждены разъяснения (пункт 1) по применению тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области (далее Разъяснения по применению тарифов по Свердловской области).
Пунктом 1 Разъяснений по применению тарифов по Свердловской области было установлено, что тарифы на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области, распространяются на электрическую энергию, поставляемую гарантирующими поставщиками, энергоснабжающими организациями и энергосбытовыми организациями, осуществляющими деятельность на территории Свердловской области, независимо от организационно-правовой формы, населению и потребителям, приравненным к категории население.
Согласно пункту 5 Разъяснений по применению тарифов по Свердловской области по одноставочным тарифам производятся расчёты за весь объём электрической энергии, потреблённый в расчётном периоде, определённый по показаниям однотарифных приборов учёта или нормативам потребления.
В силу пункта 6 Разъяснения по применению тарифов по Свердловской области при наличии двухтарифных приборов учёта применяются тарифы, дифференцированные по зонам суток, в том числе:
- тарифы, установленные для пиковой (дневной) зоны, применяются в будние дни с 07.00 до 23.00 часов;
- тарифы, установленные для ночной зоны, применяются в будние дни с 23.00 до 07.00 часов, в выходные и праздничные дни - круглосуточно.
Оспариваемым постановлением N 4-ПК вышеуказанное постановление от 23 декабря 2011 года N 211-ПК отменено.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28 ноября 2022 года N 236-ПК установлены тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год.
Оспариваемое постановление N 4-ПК, как следует из его преамбулы, принято во исполнение Приказа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 28 декабря 2022 года N 1053/22 "Об отмене Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28 ноября 2022 года N236-ПК "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год", Представления Прокуратуры Свердловской области от 9 января 2023 года N 7/1-12-2023.
Из Приказа Федеральной антимонопольной службы от 28 декабря 2022 года N 1053/22 "Об отмене Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28 ноября 2022 года N236-ПК "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год" усматривается, что постановлением от 28 ноября 2022 года N236-ПК установлены с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области, а также признано утратившим силу с 1 декабря 2022 года постановление Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28 декабря 2021 года N 248-ПК "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2022 год". Тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2022 год установлены постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27 декабря 2021 года N 248-ПК, а не постановлением от 28 декабря 2021 года N 248-ПК. Таким образом, пункт 2 постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28 ноября 2022 года N 236-ПК не признаёт утратившим силу нормативный правовой акт об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2022 год.
Пунктом 2 постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 26 декабря 2022 года N261-ПК "О внесении изменений в отдельные постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области" внесены изменения в пункт 2 постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28 ноября 2022 года N 236-ПК "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год".
Согласно подпункту 19 пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" предельные (минимальные и (или) максимальные) уровни цен (тарифов), предусмотренные пунктом 3 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N1178, установленные Федеральной антимонопольной службой на 2023 год, вводятся в действие с 1 декабря 2022 года.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28 ноября 2022 года N 236-ПК "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год" установлены одноставочные тарифы на электрическую энергию для населения в размере 5, 15 руб./кВт*ч, что соответствует предельному минимальному уровню таких тарифов по Свердловской области, утверждённому приказом Федеральной антимонопольной службы России от 11 октября 2022 года N 733/22.
Вместе с тем тариф на электрическую энергию для населения, за исключением населения, проживающего в городских населённых пунктах в домах, оборудованных электроплитами и (или) электроотопительными установками, и населения, проживающего в сельских населённых пунктах, в дневной зоне суток установлен в размере 7, 36 руб./кВт*ч с ростом на 35% относительно тарифа, установленного постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27 декабря 2021 года N248-ПК. Тариф на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населённых пунктах в домах, оборудованных электроплитами и (или) электроотопительными установками, в дневной зоне суток установлен в размере 5, 15 руб./кВт*ч с ростом на 35% относительно тарифа, установленного постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27 декабря 2021 года N248-ПК.
Тариф на электрическую энергию для населения, проживающего в сельских населённых пунктах в домах, оборудованных электроплитами и (или) электроотопительными установками, и для населения, проживающего в сельских населённых пунктах, в дневной зоне суток установлен в размере 5, 15 руб./кВт*ч с ростом на 35% относительно тарифа, установленного постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27 декабря 2021 года N248-ПК.
В соответствии с абзацем четвёртым пункта 70 Основ ценообразования интервалы тарифных зон суток (по месяцам календарного года) утверждаются Федеральной антимонопольной службой. Приказом Федеральной службы по тарифам от 26 ноября 2013 года N1473-э утверждены интервалы тарифных зон суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей. Ночная зона суток соответствует часам с 23-го по 7-й. Пиковая - с 7-го по 10-й и с 17-го по 21-й. Полупиковая зона - остальное время. Дневная зона - время пиковой и полупиковой зон.
При этом прогнозные объёмы электрической энергии (мощности), поставляемой населению Свердловской области, по двум зонам суток (день, ночь) и трём зонам суток (пик, полупик, ночь), сформированы с учётом пункта 6 разъяснений по применению тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области, утверждённых постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 23 декабря 2011 года N211-ПК, согласно абзацу третьему которого тарифы, установленные для ночной зоны, применяются в выходные и праздничные дни круглосуточно, что противоречит пункту 70 Основ ценообразования и приказу Федеральной службы по тарифам от 26 ноября 2013 года N1473-э "Об утверждении интервалов тарифных зон суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей".
Не основанное на нормах федерального законодательства завышение Региональной энергетической комиссией Свердловской области объёмов потребления электрической энергии в ночной зоне суток привело соответственно к занижению объёмов потребления электрической энергии в дневной (полупиковой и пиковой) зоне суток, что повлекло завышение дневного и пикового тарифов на электрическую энергию для населения вследствие занижения знаменателя в формулах расчёта таких тарифов.
Из материалов дела также следует, что 9 января 2023 года прокуратурой Свердловской области в адрес вице-губернатора Свердловской области вынесено преставление N 7/1-12-2023 об устранении нарушений федерального законодательства.
Данным представлением установлено следующее.
Прокуратурой области в рамках рассмотрения обращения Муртузова Э.Р. о необоснованном повышении тарифов на электрическую энергию в Свердловской области, взятому на контроль Генеральным прокурором Российской Федерации, проведён анализ постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28 ноября 2022 года N 236-ПК "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год".
Региональной энергетической комиссией Свердловской области принято постановление от 28 ноября 2022 года N 236-ПК "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год" (далее ? Постановление N 236-ПК), которым установлены с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области.
Постановлением N 236-ПК установлены одноставочные тарифы на электрическую энергию для населения в размере 5, 15 руб./кВт*ч, что соответствует предельному минимальному уровню таких тарифов по Свердловской области, утверждённому приказом Федеральной антимонопольной службы России от 11 октября 2022 года N 733/22. Вместе с тем тариф на электрическую энергию для населения, за исключением населения, проживающего в городских населённых пунктах в домах, оборудованных электроплитами и (или) электроотопительными установками, и населения, проживающего в сельских населённых пунктах, в дневной зоне суток установлен в размере 7, 36 руб./кВт*ч с ростом на 35 % относительно тарифа, установленного постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27 декабря 2021 года N248-ПК. Рост на 35 % также зафиксирован по тарифу на электрическую энергию для населения, проживающего в городских населённых пунктах в домах, оборудованных электроплитами и (или) электроотопительными установками, в дневной зоне суток (5, 15 руб./кВт*ч), по тарифу на электрическую энергию для населения, проживающего в сельских населённых пунктах в домах, оборудованных электроплитами и (или) электроотопительными установками, и населения, проживающего в сельских населённых пунктах, в дневной зоне суток (5, 15 руб./кВт* ч).
Приказом Федеральной службы по тарифам от 26 ноября 2013 года N 1473-э утверждены интервалы тарифных зон суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей. Ночная зона суток соответствует часам с 23-го по 7-й, пиковая - с 7-го по 10-й и с 17-го по 21-й, полупиковая зона - остальное время. Дневная зона соответствует времени пиковой и полупиковой зон. При этом прогнозные объёмы электрической энергии (мощности), поставляемой населению Свердловской области, по двум зонам суток (день, ночь) и трём зонам (пик, полупик, ночь) сформированы с учётом пункта 6 разъяснений по применению тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории население, по Свердловской области, утверждённых постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 23 декабря 2011 года N 211-ПК, согласно абзацу третьему которого тарифы, установленные для ночной зоны, применяются в выходные и праздничные дни круглосуточно, что противоречит пункту 1 статьи 23 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", пункту 70 Основ ценообразования и приказу Федеральной службы по тарифам от 26 ноября 2013 года N 1473-э "Об утверждении интервалов тарифных зон суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей".
Не основанное на нормах федерального законодательства завышение Региональной энергетической комиссией Свердловской области объёмов потребления электрической энергии в ночной зоне суток привело соответственно к занижению объёмов потребления электрической энергии в дневной (пиковой и полупиковой) зоне суток, что повлекло завышение дневного и пикового тарифов на электрическую энергию для населения вследствие занижения знаменателя в формулах расчёта таких тарифов. В результате изложенного, с 1 декабря 2022 года для населения региона действуют завышенные дневной и пиковый тарифы на электрическую энергию, что недопустимо (том 1, л.д.55-58).
Также судебная коллегия учитывает, что в материалы дела представлено заключение об обоснованности тарифов на электрическую энергию для населения и потребителей, приравненных к категории населения Свердловской области на 2023 год (том 1, л.д.125-126).
Из данного заключения следует, что приказом Федеральной антимонопольной службы России от 11 октября 2022 года N 733/22 установлены предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненных к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2023 год. Указанным приказом для Свердловской области установлены на период с 1 января 2023 года по 31 декабря 2023 года предельные уровни тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к населению категорий потребителей в следующих размерах (коп./кВт*ч, с НДС): минимальный уровень - 515, 0; максимальный уровень - 516, 0. Изменение предельного максимального уровня тарифов, установленного приказом Федеральной антимонопольной службы России от 11 октября 2022 года N 733/22 для Свердловской области, к одноставочному тарифу, установленному постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27 декабря 2021 года N 248-ПК "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2022 год" на 2 полугодие 2022 года, составило 109, 09 %. Изменение предельного минимального уровня тарифов, установленного приказом Федеральной антимонопольной службы России от 11 октября 2022 года N 733/22 для Свердловской области, к одноставочному тарифу, установленному постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27 декабря 2021 года N 248-ПК "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2022 год" на 2 полугодие 2022 года, составило 108, 88 %. В соответствии с Прогнозом социально-экономического развития Российской Федерации на 2023 год и на плановый период 2024 и 2025 годов, разработанного Минэкономразвития Российской Федерации (опубликован в сентябре 2022 года), рост тарифов для населения с 1 декабря 2022 года составляет 9 %.
Расчет тарифов для населения и приравненных к нему категорий потребителей на 2023 год произведён в соответствии с Методическими указаниями по расчёту тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утверждёнными приказом Федеральной антимонопольной службы России от 27 мая 2022 года N 412/22 (приложение N 1 к заключению). Тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области на 2023 год рассчитаны в рамках предельных, установленных приказом Федеральной антимонопольной службы России от 11 октября 2022 года N 733/22. При этом одноставочный тариф на период с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года установлен с ростом 108, 88% к уровню 2-го полугодия 2022 года. Тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области сформированы в размерах, указанных в приложении N 2 к данному заключению (том 1, л.д.125-126).
Пунктом 1 оспариваемого постановления N 5-ПК установлены на 2023 год тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области согласно приложению.
Из приложения к данному постановлению усматривается следующее:
N п/п
Категории потребителей с разбивкой по ставкам и дифференциацией по зонам суток
Цена (тариф), руб./кВт.ч (с учётом НДС)
2023 год
1
2
3
4.
Население, проживающее в городских населённых пунктах в домах, оборудованных электроотопительными установками и не оборудованных стационарными электроплитами, и приравненные к нему:исполнители коммунальных услуг (товарищества собственников жилья, жилищно-строительные, жилищные или иные специализированные потребительские кооперативы либо управляющие организации), приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг собственникам и пользователям жилых помещений и содержания общего имущества многоквартирных домов;наймодатели (или уполномоченные ими лица), предоставляющие гражданам жилые помещения специализированного жилищного фонда, включая жилые помещения в общежитиях, жилые помещения маневренного фонда, жилые помещения в домах системы социального обслуживания населения, жилые помещения фонда для временного поселения вынужденных переселенцев, жилые помещения фонда для временного поселения лиц, признанных беженцами, а также жилые помещения для социальной защиты отдельных категорий граждан, приобретающие электрическую энергию (мощность) для предоставления коммунальных услуг пользователям таких жилых помещений в объёмах потребления электрической энергии населением и содержания мест общего пользования в домах, в которых имеются жилые помещения специализированного жилого фонда;юридические и физические лица, приобретающие электрическую энергию (мощность) в целях потребления на коммунально-бытовые нужды в населённых пунктах и жилых зонах при воинских частях и рассчитывающиеся по договору энергоснабжения по показаниям общего прибора учёта электрической энергии
4.1.
Одноставочный тариф
3, 61
4.2.
Одноставочный тариф, дифференцированный по двум зонам суток
Дневная зона (пиковая и полупиковая)
4, 21
Ночная зона
2, 00
Как следует из преамбулы постановления N 5-ПК, оно принято в соответствии с Федеральным законом от 26 марта 2003 года N35-ФЗ "Об электроэнергетике", постановлениями Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике" и от 14 ноября 2022 года N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", приказами Федеральной антимонопольной службы от 10 марта 2022 года N196/22 "Об утверждении Регламента установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающего порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов", от 27 мая 2022 года N 412/22 "Об утверждении Методических указаний по расчёту тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей", от 11 октября 2022 года N 733/22 "О предельных минимальных и максимальных уровнях тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2023 год", Указом Губернатора Свердловской области от 13 ноября 2010 года N 1067-УГ "Об утверждении Положения о Региональной энергетической комиссии Свердловской области" и во исполнение Приказа Федеральной антимонопольной службы от 28 декабря 2022 года N 1053/22 "Об отмене Постановления Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28 ноября 2022 года N 236-ПК "Об установлении тарифов на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей
по Свердловской области на 2023 год".
Приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 10 марта 2022 года N 196/22 утверждён Регламент установления цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, предусматривающий порядок регистрации, принятия к рассмотрению и выдачи отказов в рассмотрении заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней, и формы решения органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов (далее Регламент).
Согласно пункту 2 Регламента установление цен (тарифов) и (или) их предельных уровней производится регулирующими органами путём рассмотрения дел об установлении регулируемых цен (тарифов) и (или) их предельных уровней.
В силу пункта 14 Регламента регулирующий орган проводит экспертизу заявлений об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней в порядке, предусмотренном пунктом 22 Правил регулирования.
Согласно пункту 33 Регламента решение органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней принимается по форме согласно приложению N 2 к данному приказу.
Цены (тарифы) в электроэнергетике - система ценовых ставок, по которым осуществляются расчёты за электрическую энергию (мощность), а также за услуги, оказываемые на оптовом и розничных рынках (абзац 17 статьи 3 Закона об электроэнергетике).
В соответствии с вышеуказанными требованиями Закона об электроэнергетике поставка электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей должна производиться строго по регулируемым тарифам, утверждённым органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов.
Стоимость электрической энергии по договору энергоснабжения, в том числе для населения, в соответствии с пунктом 78 Основных положений функционирования розничных рынков электрической энергии, утверждённых Постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442, включает: стоимость покупки единицы электрической энергии (мощности) с оптового рынка электроэнергии и мощности, стоимость услуг по передаче единицы электрической энергии по электрическим сетям, сбытовой надбавки гарантирующего поставщика и иных услуг, оказание которых является неотъемлемой частью процесса снабжения электрической энергией потребителей.
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах, установленных Федеральной антимонопольной службой предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) (отдельно на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы потребления и сверх этой нормы, - в случае, если в соответствующем субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления), при этом в соответствии с пунктом 64 Основ ценообразования органы регулирования обязаны учитывать макроэкономические показатели прогноза социально-экономического развития Российской Федерации на соответствующий год.
Методические указания по расчёту тарифов на электрическую энергию (мощность) для населения и приравненных к нему категорий потребителей, тарифов на услуги по передаче электрической энергии, поставляемой населению и приравненным к нему категориям потребителей, утверждены Приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 27 мая 2022 года N 412/22 (далее Методические указания по расчёту тарифов на электрическую энергию).
Правительством Российской Федерации 14 ноября 2022 года принято постановление N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее постановление Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года N 2053).
Подпунктом 2 пункта 3 постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года N 2053 предписано исполнительным органам субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов не позднее 15 дней со дня вступления в силу настоящего постановления установить (скорректировать) на 2023 год без календарной разбивки и ввести в действие с 1 декабря 2022 года цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей.
В силу подпункта 16 пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года N 2053 предписано установить с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2022 года и на 2023 год (финансовый год) следующую особенность формирования индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги, установления (пересмотра, корректировки) регулируемых цен (тарифов) в сферах электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, а также в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами в Российской Федерации: при установлении (пересмотре) регулируемых цен (тарифов) в сферах электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, а также в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами в соответствии с пунктами 2 и 3 настоящего постановления используются годовые планируемые на 2023 год параметры для расчёта указанных регулируемых цен (тарифов).
Таким образом, нормативно установлена обязанность использования при расчёте регулируемых цен (тарифов) в сферах электроэнергетики, газоснабжения, теплоснабжения, горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и водоотведения, а также в области обращения с твёрдыми коммунальными отходами годовых планируемых на 2023 год параметров для расчёта регулируемых цен (тарифов), в связи с чем отражённые в оспариваемом постановлении N 5-ПК тарифы на электрическую энергию для населения и приравненных к нему категорий потребителей по Свердловской области установлены на весь период 2023 года, т.е. без календарной разбивки на первое и второе полугодие 2023 года.
Предельные уровни тарифов на электрическую энергию, поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, на 2023 год установлены Приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 11 октября 2022 года N 733/22 (приложение к нему) (далее Предельные уровни тарифов на электрическую энергию).
Тарифы, установленные данным приказом, введены в действие с 1 января 2023 года.
Из таблицы N 2 приложения к приказу от 11 октября 2022 года N 733/22 (Предельные уровни тарифов на электрическую энергию) усматривается следующее:
N п/п
Наименование субъекта Российской Федерации
с 01.01.2023 по 31.12.2023
Минимальный уровень тарифа, коп./кВтч(с НДС)
Максимальный уровень тарифа, коп./кВтч(с НДС)
1
2
3
4
56
Свердловская область
515, 0
516, 0
Таким образом, установлены следующие предельные уровни тарифов на электрическую энергию на территории Свердловской области:
- минимальный уровень тарифа, 515, 0 коп./кВтч (с НДС), - максимальный уровень тарифа, 516, 0 коп./кВтч (с НДС).
В соответствии с пунктом 70 Основ ценообразования регулируемые цены (тарифы) для поставки электрической энергии населению и приравненным к нему категориям потребителей устанавливаются регулирующим органом одновременно в 2 вариантах:
- одноставочная цена (тариф), включающая в себя стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учётом стоимости мощности;
- одноставочная, дифференцированная по 2 и по 3 зонам суток цена (тариф), включающая в себя стоимость поставки 1 киловатт-часа электрической энергии с учётом стоимости мощности.
Таким образом, под одноставочным тарифом на электроэнергию понимается цена (тариф), при которой потребитель оплачивает общий объём потреблённой электроэнергии по единой ставке, отражающей полную стоимость поставляемой электрической энергии.
Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации утверждены интервалы тарифных зон суток (по месяцам календарного года) как для населения и (или) приравненных к нему категорий, так и для иных потребителей, в частности:
- приказ Федеральной службы по тарифам России от 26 ноября 2013 года N 1473-э "Об утверждении интервалов тарифных зон суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей", - приказ Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 6 декабря 2022 года N 933/22 "Об утверждении интервалов тарифных зон суток для потребителей на 2023 год (за исключением населения и (или) приравненных к нему категорий)").
Из приказа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 6 декабря 2022 года N 933/22 следует, что утверждены следующие интервалы тарифных зон суток для населения и приравненных к нему категорий потребителей:
Зона суток
январь
февраль
март
апрель
май
июнь
ночная
23 - 7
23 - 7
23 - 7
23 - 7
23 - 7
23 - 7
пиковая
7 - 10
7 - 10
7 - 10
7 - 10
7 - 10
7 - 10
17 - 21
17 - 21
17 - 21
17 - 21
17 - 21
17 - 21
Зона суток
июль
август
сентябрь
октябрь
ноябрь
декабрь
ночная
23 - 7
23 - 7
23 - 7
23 - 7
23 - 7
23 - 7
пиковая
7 - 10
7 - 10
7 - 10
7 - 10
7 - 10
7 - 10
17 - 21
17 - 21
17 - 21
17 - 21
17 - 21
17 - 21
Отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании не действующим постановления N 4-ПК, пунктом 6 которых было предусмотрено, что при наличии двухтарифных приборов учёта применяются тарифы, дифференцированные по зонам суток, в том числе: тарифы, установленные для пиковой (дневной) зоны, применяются в будние дни с 07.00 до 23.00 часов; тарифы, установленные для ночной зоны, применяются в будние дни с 23.00 до 07.00 часов, в выходные и праздничные дни - круглосуточно; суд первой инстанции верно исходил из того, что приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 6 декабря 2022 года N 933/22 установлена ночная зона суток на период с 23.00 до 07.00, тогда как вышеуказанными Разъяснениями период действия ночной зоны установлен в будние дни с 23.00 до 07.00 часов, в выходные и праздничные дни - круглосуточно, что подтверждает превышение интервалов тарифных зон суток для населения на уровне регионального регулирования, установленных федеральным законодательством, что является основанием для вывода о противоречии такого регулирования нормам, имеющим большую юридическую силу; и пришёл к выводу, что признание утратившим силу оспариваемым постановлением N 4-ПК постановления от 23 декабря 2011 года N 211-ПК реализовано органом тарифного регулирования в рамках предоставленных ему полномочий. Судебная коллегия соглашается с указанным выводом суда, отмечает, что материалами дела не подтверждается наличие противоречий в оспариваемом регулировании нормам, имеющим большую юридическую силу.
Обоснованно суд не усмотрел оснований для признания не действующими оспариваемых строк 4.1 и 4.2 приложения к постановлению N5-ПК.
В оспариваемой строке 4.1 приложения к этому постановлению воспроизведены нормы федерального законодательства (приказа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 11 октября 2022 года N 733/22) об установлении одноставочного тарифа для населения и приравненных к нему потребителей, за исключением потребителей, указанных в строках 2-5, на территории Свердловской области: установлен размер тарифа, 515, 0 коп./кВтч (с НДС), т.е. в минимальном размере.
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, в пределах установленных Федеральной антимонопольной службой предельных (минимального и (или) максимального) уровней цен (тарифов) (отдельно на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей в пределах социальной нормы потребления и сверх этой нормы, - в случае, если в соответствующем субъекте Российской Федерации принято решение об установлении социальной нормы потребления).
Предельные минимальные и максимальные уровни тарифов на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению и приравненным к нему категориям потребителей, по субъектам Российской Федерации на 2022 год, утверждены приказом ФАС России от 13 октября 2021 года N 1107/21.
Пунктом 71 Основ ценообразования предусмотрено, что при утверждении цен (тарифов) на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами для пищеприготовления и (или) электроотопительными установками, а также для населения, проживающего в сельских населённых пунктах, в зависимости от региональных особенностей, социальных и экономических факторов, сложившихся в субъекте Российской Федерации, по решению органа исполнительной власти соответствующего субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов применяются понижающие коэффициенты от 0, 7 до 1.
Также понижающий коэффициент от 0, 7 до 1 применяется по решению органа исполнительной власти субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов к ценам (тарифам) на электрическую энергию (мощность) при их утверждении на соответствующий период регулирования для каждой из приравненных к населению категорий потребителей по перечню согласно приложению 1 к настоящему документу (за исключением потребителей, указанных в пункте 71 (1) настоящего документа).
Приложением 1 к Основам ценообразования определён исчерпывающий Перечень категорий потребителей, которые приравнены к населению и которым электрическая энергия (мощность) поставляется по регулируемым ценам (тарифам) (в отношении объёмов потребления электрической энергии, используемых на коммунально-бытовые нужды и не используемых для осуществления коммерческой (профессиональной) деятельности).
Согласно пункту 2 названного перечня к категориям потребителей, которые приравнены к населению, отнесены, в том числе, садоводческие, огороднические или дачные некоммерческие объединения граждан - некоммерческие организации, учреждённые гражданами на добровольных началах для содействия её членам в решении общих социально-хозяйственных задач ведения садоводства, огородничества и дачного хозяйства.
Постановлением Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 28 ноября 2022 года N 235-ПК утверждено:
- установить с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года понижающий коэффициент к тарифам на электрическую энергию для населения Свердловской области, проживающего в городских населённых пунктах в домах, оборудованных в установленном порядке стационарными электроплитами и (или) электроотопительными установками и населения, проживающего в сельских населенных пунктах, в размере 0, 7 (пункт 1), - установить с 1 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года понижающий коэффициент к тарифам на электрическую энергию для категории потребителей "Садоводческие или огороднические некоммерческие товарищества", приравненных к населению Свердловской области, в размере 0, 7 (пункт 2).
Из пункта 19 Методических указаний следует, что тариф на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населённых пунктах в домах, оборудованных электроотопительными установками и не оборудованных стационарными электроплитами, в пределах социальной нормы в первом полугодии i-го периода регулирования (, руб./кВт·ч) устанавливается в соответствии с формулой (43), включая НДС:, (43), где:
- понижающий коэффициент к тарифам на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населённых пунктах в домах, оборудованных электроотопительными установками и не оборудованных стационарными электроплитами, установленный в соответствии с абзацем первым пункта 71 Основ ценообразования на первое полугодие i-го периода регулирования.
Тариф на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населённых пунктах в домах, оборудованных электроотопительными установками и не оборудованных стационарными электроплитами, в пределах социальной нормы во втором полугодии i-го периода регулирования (, руб./кВт·ч) устанавливается в соответствии с формулой (44), включая НДС:, (44), где:
- понижающий коэффициент к тарифам на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населённых пунктах в домах, оборудованных электроотопительными установками и не оборудованных стационарными электроплитами, установленный в соответствии с абзацем первым пункта 71 Основ ценообразования на второе полугодие i-го периода регулирования.
Суд первой инстанции, проведя арифметический расчёт по указанной формуле, установил, что в соответствии с данной формулой понижающий коэффициент, установленный Региональной энергетической комиссией Свердловской области в размере 0, 7, умножается на тариф для населения, который установлен приказом Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 11 октября 2022 года N 733/22, в связи с чем пришёл к выводу о том, что одноставочный тариф в размере 3 рублей 61 копейки, регламентированный в строке 4.1 приложения к постановлению N 5-ПК, исчисленный судом по формуле: 0, 7 * 5, 15 = 3 рубля 61 копейка, не противоречит нормам Методических указаний, действующих с учётом особенностей, установленных постановлением Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года N 2053.
Судебная коллегия признаёт данный вывод обоснованным, мотивированным.
Оспариваемый административным истцом размер тарифной ставки одноставочного тарифа представляет собой расчётную величину от исходного тарифа, который установлен Федеральной антимонопольной службой Российской Федерации. При этом оспариваемая величина максимально снижена и уменьшена на понижающий коэффициент.
Анализируя в апелляционном порядке осуществлённую судом проверку на соответствие нормам, имеющим большую юридическую силу, содержание строки 4.2 оспариваемого приложения к постановлению N 5-ПК, судебная коллегия принимает во внимание следующее.
Как усматривается из пункта 21 Методических указаний, тарифы на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению, проживающему в городских населённых пунктах в домах, оборудованных электроотопительными установками и не оборудованных стационарными электроплитами, в пределах социальной нормы, дифференцированные по двум зонам суток (день, ночь), рассчитываются в следующем порядке:
а) тариф на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению в ночной зоне суточного графика нагрузки в пределах социальной нормы, в первом полугодии i-го периода регулирования (, руб./кВт·ч) определяется по формуле (51), включая НДС:, (51).
Тариф на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению в ночной зоне суточного графика нагрузки в пределах социальной нормы, во втором полугодии i-го периода регулирования (, руб./кВт·ч) определяется по формуле (52), включая НДС:, (52);
б) тариф на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению в дневной зоне суточного графика нагрузки в пределах социальной нормы, в первом полугодии i-го периода регулирования (, руб./кВт·ч) определяется по формуле (53), включая НДС:, (53).
Тариф на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению в дневной зоне суточного графика нагрузки в пределах социальной нормы, во втором полугодии i-го периода регулирования (, руб./кВт·ч) определяется по формуле (54), включая НДС:, (54).
Проанализировав представленный административным ответчиком расчёт одноставочного тарифа для населения Свердловской области и приравненным к ним категориям, дифференцированного по двум зонам суток, на 2023 год (том 1, л.д.203-206), суд первой инстанции установил, что при определении коэффициентов по формулам 15 и 16 пункта 11 Методических указаний используются отношение (деление) 2-х величин тарифов: тариф, который действовал в ночной зоне суточного графика нагрузки в пределах социальной нормы, во втором полугодии 2022 года, делится на тариф для населения; указанные величины установлены приказом Региональной энергетической комиссии Свердловской области от 27 декабря 2021 года N 248-ПК в размере: одноставочный тариф для ночной зоны - 2, 59, одноставочный тариф - 4, 73; в результате проведённых расчётов установлены коэффициенты доведения нижней и верхней границ интервала определения тарифов для населения в ночной зоне суточного графика нагрузки в пределах социальной нормы, во втором полугодии 2023 года определены в размере 0, 044 (нижний коэффициент, минимальный, формула 15) и 0, 000 (верхний коэффициент, максимальный, формула 16); тариф на электрическую энергию (мощность), поставляемую населению в ночной зоне суточного графика нагрузки определён как минимум в рамках диапазона по расчёту тарифа по формуле 14 пункта 11 Методических указаний в размере 2, 86 руб./кВт.ч.
Учитывая данные обстоятельства, суд пришёл к обоснованному выводу о том, что величина тарифа для ночной зоны в размере 2 рублей, исчисленная по формуле 52 пункта 11 Методических указаний, путём умножения понижающего коэффициента 0, 7 на полученную величину тарифа в размере 2, 86, определена органом тарифного регулирования верно.
Вопреки доводам истца, оспариваемое постановление N 5-ПК не противоречит требованиям пункта 7 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, утверждённых постановлением Правительства Российской Федерации 29 декабря 2011 года N 1178 "О ценообразовании в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике".
В силу части 2 статьи 24 Закона об электроэнергетике Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации рассматривает разногласия, возникающие между органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов, организациями, осуществляющими регулируемые виды деятельности, и потребителями, и принимает решения, обязательные для исполнения, за исключением споров, связанных с установлением и применением платы за технологическое присоединение и (или) стандартизированных тарифных ставок, определяющих величину этой платы.
В соответствии с пунктом 7 вышеуказанных Правил государственного регулирования цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев (абзац 1); действие настоящего пункта не распространяется на решения регулирующих органов, направленные на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов или их предельных уровней в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике (абзац 4).
Толкование приведённых выше норм даёт основание к выводу о том, что, если Федеральная антимонопольная служба Российской Федерации принимает решение, обязательное для исполнения органом регулирования и направленное на приведение ранее принятых решений об установлении тарифов в соответствие с законодательством Российской Федерации об электроэнергетике, то регулируемые государством цены (тарифы) подлежат пересмотру до окончания срока их действия и, соответственно, могут быть введены в действие не с начала очередного года и на срок менее 12 месяцев.
Поскольку в настоящем случае постановление N 5-ПК принято в соответствии с абзацем 13 пункта 7 Основ ценообразования во исполнение приказа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 28 декабря 2022 года N 1053/22 об отмене решения регулирующего органа, принятого им с превышением полномочий, оно соответствует положениям абзаца 4 пункта 7 вышеуказанных Правил государственного регулирования, в связи с чем соответствует требованиям нормативных правовых актов, регулирующих правоотношения в сфере электроснабжения, имеющих большую юридическую силу.
Судебная коллегия отмечает, что у тарифного органа в силу положений абзаца 4 пункта 7 вышеуказанных Правил регулирования цен имеются полномочия по принятию в любое время, независимо от срока действия тарифов, привести в соответствие с действующим законодательством ранее принятые тарифные решения.
Доводы апелляционной жалобы о том, что оспариваемое постановление N 5-ПК противоречит пункту 31 Правил государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике, подлежат отклонению.
В соответствии с пунктом 63 Основ ценообразования органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов в соответствии с методическими указаниями, утверждаемыми Федеральной антимонопольной службой, устанавливают на очередной финансовый год на розничном рынке цены (тарифы) на электрическую энергию (мощность).
Как отмечено, согласно пункту 7 Правил государственного регулирования, цены (тарифы) и (или) их предельные уровни вводятся в действие с начала очередного года на срок не менее 12 месяцев.
В пункте 31 Правил государственного регулирования определено, что решение об установлении цен (тарифов) и (или) их предельных уровней обратной силы не имеет.
Однако судебная коллегия исходит из того, что постановление N 5-ПК, принятое во исполнение приказа Федеральной антимонопольной службы Российской Федерации от 28 декабря 2022 года N 1053/22 об отмене решения регулирующего органа, ранее действовавшего и принятого им с превышением полномочий, не придает тарифам обратную силу. Принятие такого акта направлено на установление экономически обоснованного размера тарифов в целях исключения возникновения правовой неопределённости в существующих отношениях. Иное означало бы возможность сохранения для взаиморасчётов экономически необоснованных тарифов в нарушение принципов соблюдения баланса экономических интересов организаций, осуществляющих производство электроэнергии и их потребителей, обеспечения стабильных и недискриминационных условий для осуществления предпринимательской деятельности.
Довод апелляционной жалобы о том, что судом не обоснованно не применены положения Указа Губернатора Свердловской области от 28 ноября 2022 года N 603-УГ "Об установлении предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, на декабрь 2022 года и об установлении значений платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, расположенных на территории Свердловской области, на 2023 год", не является основанием для отмены состоявшегося судебного решения и признания нормативного правового акта недействующим.
В соответствии с положениями статьи 157.1 Жилищного кодекса Российской Федерации не допускается повышение размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги выше предельных (максимальных) индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в муниципальных образованиях, утверждённых высшим должностным лицом субъекта Российской Федерации (руководителем высшего исполнительного органа государственной власти субъекта Российской Федерации) (часть 1).
Предельные индексы устанавливаются на основании индексов изменения размера вносимой гражданами платы за коммунальные услуги в среднем по субъектам Российской Федерации, утверждённых Правительством Российской Федерации. Предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются на долгосрочный период (на срок не менее чем три года, если иное не установлено Правительством Российской Федерации) в соответствии с основами формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации (часть 2).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2014 года N400 утверждены Основы формирования индексов изменения размера платы граждан за коммунальные услуги в Российской Федерации, согласно пункту 4 которых предельные индексы и индексы по субъектам Российской Федерации устанавливаются и применяются исходя из неизменности порядка оплаты коммунальных услуг, а также из принципа неизменности набора и объёма потребляемых коммунальных услуг.
Таким образом, предельный индекс не ограничивает рост тарифов на отдельные коммунальные услуги, а применяется к совокупному платежу за все коммунальные услуги (холодное и горячее водоснабжение, водоотведение, электроснабжение, газоснабжение, отопление, за обращение с твёрдыми коммунальными отходами).
Рост размера платы граждан по каждому виду коммунальных услуг, равно как и рост тарифов отдельных ресурсоснабжающих организаций может составить величину, отличную от утверждённых показателей.
С учётом изложенного, судебная коллегия приходит к выводу о том, что обжалуемое решение является обоснованным и законным.
Результаты оценки доказательств подробно отражены в решении, судебная коллегия согласна с данной оценкой и не усматривает оснований для вывода о её необъективности.
Материалы дела исследованы судом полно и объективно, обстоятельства, имеющие значение для дела, определены правильно, всем установленным обстоятельствам дана надлежащая оценка, нормы материального права применены верно, процессуальных нарушений, влекущих отмену решения, судом первой инстанции не допущено.
С учётом изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Свердловского областного суда от 18 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Фарносовой Н.В. - без удовлетворения.
На состоявшиеся по делу судебные акты может быть подана кассационная жалоба в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции через Свердловский областной суд в течение шести месяцев со дня вынесения апелляционного определения.
Председательствующий:
Судьи:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.