Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Хабаровской таможни на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 21 марта 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Хабаровской таможни к Абраамяну Рубену Айказовичу о взыскании задолженности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, объяснения представителя Хабаровской таможни - Инжиевской П.А, поддержавшей доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
представитель Хабаровской таможни обратился в Благовещенский городской суд Амурской области, с учетом уточнения просила взыскать с Абраамяна Р.А. неуплаченные таможенные платежи в сумме 745 282 руб. 89 коп, пени за просрочку уплаты таможенных платежей за период с 12 марта 2018 года по 13 декабря 2022 года в сумме 616 915 руб. 95 коп, всего 1 362 198 руб. 84 коп.
Решением Благовещенского городского суда Амурской области от 20 декабря 2022 года административное исковое заявление Хабаровской таможни удовлетворено. С Абраамяна Р.А. в пользу Хабаровской таможни взысканы неуплаченные таможенные платежи в сумме 745 282 руб. 89 коп, пени за просрочку уплаты таможенных платежей за период с 12 марта 2018 года по 13 декабря 2022 года в сумме 616 915 руб. 95 коп, а всего 1 362 198 руб. 84 коп.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 21 марта 2023 года решение Благовещенского городского суда Амурской области от 20 декабря 2022 года отменено в части взыскания с Абраамяна Р.А. в пользу Хабаровской таможни пени за просрочку уплаты таможенных платежей за период с 1 апреля 2022 года по 1 октября 2022 года в сумме 161 626 руб. 40 коп. с принятием в этой части по делу нового решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований Хабаровской таможни. В остальной части решение Благовещенского городского суда Амурской области от 20 декабря 2022 года оставлено без изменения, изложено в следующей редакции: "Взыскать с Абраамяна Рубена Айказовича, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, уроженца "данные изъяты", зарегистрированного по адресу: "адрес", общежитие, фактически проживающего по адресу: "адрес" в пользу Хабаровской таможни неуплаченные таможенные платежи в размере 745 282 руб. 89 коп, пени за просрочку уплаты таможенных платежей за период с 12 марта 2018 года по 31 марта 2022 года в размере 414 469 руб. 41 коп. и за период с 2 октября 2022 года по 13 декабря 2022 года в размере 40 820 руб. 14 коп, а всего 1 200 572 (один миллион двести тысяч пятьсот семьдесят два) руб. 44 коп.".
18 мая 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Хабаровской таможни, поданная через Благовещенский городской суд Амурской области 10 мая 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене в части судебного акта апелляционной инстанции и принятии по делу нового решения об удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что судом при вынесении решения нарушены нормы материального и процессуального права, так как при рассмотрении дела не подлежало применению постановление Правительства Российской Федерации от 28 марта 2022 года N497 "О введении моратория на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами" ввиду нераспространения его действий на обязательства, образовавшиеся в период с 1 апреля 2022 года по 1 октября 2022 года. Абраамяном Р.А. не представлено доказательств наступления тяжких последствий, являющихся основанием для введения моратория, он не является банкротом и в отношении него не подано заявление о банкротстве.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 22 мая 2023 года кассационная жалоба Хабаровской таможни передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился административный ответчик, в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителя Хабаровской таможни - Инжиевской Полины Александровны, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемого судебного постановления в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Под "таможенным декларированием" понимается заявление таможенному органу с использованием таможенной декларации сведений о товарах, об избранной таможенной процедуре и (или) иных сведений, необходимых для выпуска товаров (подпункт 35 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).
Декларант обязан: произвести таможенное декларирование товаров; представить таможенному органу в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, документы, подтверждающие сведения, заявленные в таможенной декларации; предъявить декларируемые товары в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, либо по требованию таможенного органа; уплатить таможенные платежи, специальные, антидемпинговые, компенсационные пошлины и (или) обеспечить исполнение обязанности по их уплате в соответствии с настоящим Кодексом; соблюдать условия использования товаров в соответствии с таможенной процедурой или условия, установленные для использования отдельных категорий товаров, не подлежащих в соответствии с настоящим Кодексом помещению под таможенные процедуры; выполнять иные требования, предусмотренные настоящим Кодексом (пункт 2 статьи 84 ТК ЕАЭС).
Под "иностранными товарами" понимаются товары, не являющиеся товарами Союза, в том числе утратившие статус товаров Союза в соответствии с настоящим Кодексом, а также товары, которые приобрели статус иностранных товаров (признаны иностранными товарами) в соответствии с настоящим Кодексом (подпункт 12 пункта 1 статьи 2 ТК ЕАЭС).
В силу подпункта 3 пункта 1 статьи 126 ТК ЕАЭС условно выпущенными считаются товары, помещенные под таможенную процедуру выпуска для внутреннего потребления, в отношении которых в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз (международными договорами о присоединении государства к Договору о Союзе) (далее - международные договоры о вступлении в Союз) применены более низкие ставки ввозных таможенных пошлин, чем установленные Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза.
Условно выпущенные товары имеют статус иностранных товаров и находятся под таможенным контролем до приобретения такими товарами статуса товаров Союза (пункт 6 статьи 126 ТК ЕАЭС). Условно выпущенные товары приобретают статус товаров Союза после исполнения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин и (или) их взыскания в размере разницы сумм ввозных таможенных пошлин, исчисленных по ставкам ввозных таможенных пошлин, установленных Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза, и сумм ввозных таможенных пошлин, уплаченных при выпуске товаров, либо в ином размере, установленном в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз, если уплата ввозных таможенных пошлин в таком размере предусматривается в соответствии с международными договорами в рамках Союза или международными договорами о вступлении в Союз, либо прекращения обязанности по уплате ввозных таможенных пошлин в связи с наступлением иных обстоятельств, предусмотренных пунктом 6 статьи 136 настоящего Кодекса, - в отношении товаров, указанных в подпункте 3 пункта 1 настоящей статьи (подпункт 3 пункта 7 статьи 126 ТК ЕАЭС).
Согласно статьи 1 "Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года" (Подписан в г.Минске 10 октября 2014 года) Республика Армения присоединяется к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года, а также другим заключенным в рамках формирования договорно-правовой базы Таможенного союза и Единого экономического пространства международным договорам, входящим в право Евразийского экономического союза, по перечню согласно приложению N 1 к настоящему Договору и с даты вступления в силу настоящего Договора становится членом Евразийского экономического союза.
Пунктом 5 названного приложения N 1 определено, что республика Армения присоединилась также к договору о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года (в редакции Протокола от 16 апреля 2010 года о внесении изменений и дополнений в Договор о Таможенном кодексе таможенного союза от 27 ноября 2009 года).
11 апреля 2017 года государствами-членами Союза был подписан Договор о Таможенном кодексе Евразийского экономического союза, который на территории Российской Федерации применяется с 1 января 2018 года.
В соответствии с абзацем 3 статьи 1 "Договора о присоединении Республики Армения к Договору о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года" применение Республикой Армения отдельных норм Договора о Евразийском экономическом союзе от 29 мая 2014 года и других международных договоров, указанных в приложении N 1 к настоящему Договору, осуществляется в соответствии с условиями и переходными положениями согласно приложению N 3 к настоящему Договору и с учетом договоренностей по применению Единого таможенного тарифа Евразийского экономического союза в отношении товаров по перечню согласно приложению N 4 к настоящему Договору.
Меры взыскания таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней применяются таможенным органом после истечения срока исполнения уведомления (уточнения к уведомлению) о не уплаченных в установленный срок суммах таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, процентов и пеней, за исключением случаев, если в соответствии с пунктом 4 статьи 55 Кодекса Союза, частями 10 и 11 статьи 76, частью 2 статьи 79 настоящего Федерального закона такое уведомление не направляется, а также если плательщиком является таможенный орган (часть 6 статьи 71 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ).
Обязанность по уплате пеней возникает со дня, следующего за днем истечения срока исполнения обязанности по уплате таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, установленного международными договорами и актами в сфере таможенного регулирования и (или) законодательством Российской Федерации о таможенном регулировании (часть 3 статьи 72 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ).
Размер пеней не может превышать размер таможенных платежей, специальных, антидемпинговых, компенсационных пошлин, в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением обязанности по уплате которых начислены пени.
Уменьшение размера начисленных пеней и предоставление отсрочки или рассрочки уплаты пеней не допускаются (части 8 и 9 статьи 72 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ).
Вместе с тем, пунктом 1 статьи 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" установлено, что для обеспечения стабильности экономики в исключительных случаях (при чрезвычайных ситуациях природного и техногенного характера, существенном изменении курса рубля и подобных обстоятельствах) Правительство Российской Федерации вправе ввести мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, на срок, устанавливаемый Правительством Российской Федерации.
Такой мораторий на возбуждение дел о банкротстве по заявлениям, подаваемым кредиторами, в отношении юридических лиц и граждан, в том числе индивидуальных предпринимателей, введен постановлением Правительства РФ от 28 марта 2022 года, вступившим в силу со дня его официального опубликования 1 апреля 2022 года, и действовавшим в течение шести месяцев (по 1 октября 2022 года включительно).
На срок действия моратория в отношении должников, на которых он распространяется наступают последствия, предусмотренные абзацами пятым и седьмым - десятым пункта 1 статьи 63 настоящего Федерального закона (не начисляются неустойки (штрафы, пени) и иные финансовые санкции за неисполнение или ненадлежащее исполнение денежных обязательств и обязательных платежей, за исключением текущих платежей) (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1 (абзац 10 пункта 1 статьи 63) Федерального закона от 26 октября 2002 года N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)").
В соответствии с правовой позицией, изложенной в пунктах 2 и 7 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2020 года N 44 "О некоторых вопросах применения положений ст. 9.1 Федерального закона от 26 октября 2002 г. N 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)", в соответствии с пунктом 1 статьи 9.1 Закона о банкротстве на лицо, которое отвечает требованиям, установленным актом Правительства Российской Федерации о введении в действие моратория, распространяются правила о моратории независимо от того, обладает оно признаками неплатежеспособности и (или) недостаточности имущества либо нет. В период действия моратория проценты за пользование чужими денежными средствами (статья 395 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), неустойка (статья 330 ГК РФ), пени за просрочку уплаты налога или сбора (статья 75 Налогового кодекса Российской Федерации), а также иные финансовые санкции не начисляются на требования, возникшие до введения моратория, к лицу, подпадающему под его действие (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве). В частности, это означает, что не подлежит удовлетворению предъявленное в общеисковом порядке заявление кредитора о взыскании с такого лица финансовых санкций, начисленных за период действия моратория. Лицо, на которое распространяется действие моратория, вправе заявить возражения об освобождении от уплаты неустойки (подпункт 2 пункта 3 статьи 9.1, абзац десятый пункта 1 статьи 63 Закона о банкротстве) и в том случае, если в суд не подавалось заявление о его банкротстве.
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, в период с 17 августа 2020 года по 28 сентября 2020 года в соответствии со статьей 332 ТК ЕАЭС Хабаровской таможней проведена камеральная таможенная проверка на предмет соблюдения гражданином Российской Федерации Абраамяном Р.А. установленных таможенным законодательством Евразийского экономического союза условий таможенных процедур, в том числе при помещении под которые товары не приобретают статус товаров ЕАЭС, контроля правильности исчисления и своевременности уплаты таможенных платежей в отношении транспортного средства марки "данные изъяты" "данные изъяты" года выпуска, идентификационный номер N, объем двигателя 2, 4 л, государственный регистрационный знак Республики Армения N
В ходе камеральной таможенной проверки установлено, что собственником указанного транспортного средства является Абраамян Р.А, который 29 августа 2007 года приобрел гражданство РФ, вследствие чего ДД.ММ.ГГГГ УВД по г.Благовещенску ему был выдан паспорт гражданина РФ, с тех пор он постоянно проживает в г.Благовещенске Амурской области, где зарегистрирован по месту жительства, имеет водительское удостоверение РФ серии N
Легковой автомобиль марки "данные изъяты" года выпуска, идентификационный номер N, был ввезен на территорию Республики Армения из третьих стран 22 февраля 2018 года (дата оформления таможенного приходного ордера N 05100010/220218/0000163853).
На момент ввоза указанного транспортного средства таможенные платежи уплачены по ставкам, установленным для Республики Армения, а именно: уплачена таможенная пошлина в размере 96 092 АМD, НДС - 211 402, 00 АМD.
По сведениям Комитета государственных доходов Республики Армения указанный автомобиль не имеет статуса товара Евразийского экономического союза.
Впоследствии данное транспортное средство было приобретено на территории Республики Армения гражданином РФ Абраамяном Р.А, 5 марта 2018 года поставлено им на учет в органах ГИБДД г.Еревана (свидетельство об учете N) с выдачей государственного регистрационного знака Республики Армения N.
В результате поиска с использованием автоматизированной информационной системы "Авто-Транспорт" установлено отсутствие данных о выдаче таможенными органами Российской Федерации паспорта транспортного средства на легковой автомобиль марки "данные изъяты" года выпуска, идентификационный номер N. Данные о последующей регистрации автомобиля в органах ГИБДД МВД России также отсутствуют.
По итогам камеральной таможенной проверки, результаты которой отражены в акте от 28 сентября 2020 года N 10704000/210/280920/А000012, таможенным органом установлен факт неуплаты таможенных платежей в отношении транспортного средства "данные изъяты" года выпуска, идентификационный номер N, государственный регистрационный знак Республики Армения N, в размере разницы уплаченных сумм таможенных пошлин и сумм таможенных пошлин, подлежащих уплате по ставкам, указанным в Решении Совета Евразийской экономической комиссии от 20 декабря 2017 года N 107.
По результатам таможенного контроля Хабаровской таможней принято решение от 9 ноября 2020 года N 10703000/210/091120/Т000012/001, экземпляр которого получен Абраамяном Р.А. 10 ноября 2020 года.
29 ноября 2020 года Хабаровской таможней посредством услуг почтовой связи заказным письмом Абраамяну Р.А. направлено уведомление от 23 ноября 2020 года N 10703000/У2020/0000404 о необходимости уплаты таможенных платежей в сумме 793 874 руб. 15 коп. и пени в сумме 144 115 руб. 72 коп. в течение пятнадцати рабочих дней со дня получения уведомления, которое с учетом вышеприведенных норм считается полученным 7 декабря 2020 года.
Однако в срок, установленный в частью 19 статьи 73 Федерального закона от 3 августа 2018 года N 289-ФЗ, то есть до 28 декабря 2020 года, сумма таможенных платежей и пени административным ответчиком уплачена не была, доказательств обратного не представлено.
В пределах шестимесячного срока со дня истечения срока исполнения уведомления от 23 ноября 2020 года N 10703000/У2020/0000404 Хабаровская таможня обратилась к мировому судье Амурской области по Благовещенскому городскому судебному участку N 3 с заявлением о вынесении судебного приказа о взыскании с Абраамяна Р.А. задолженности по таможенным платежам и пени, в принятии которого определением мирового судьи от 5 февраля 2021 года было отказано.
Апелляционным определением Благовещенского городского суда от 19 мая 2021 года определение мирового судьи от 5 февраля 2021 года было отменено, после чего 10 июня 2022 года мировым судьей был вынесен судебный приказ о взыскании с Абраамяна Р.А. таможенных платежей и пени. Определением мирового судьи от 30 сентября 2022 г. судебный приказ отменен в связи с поступившими от должника возражениями относительно его исполнения.
Административное исковое заявление направлено Хабаровской таможней в Благовещенский городской суд Амурской области 21 октября 2022 года, то есть в течение шести месяцев с момента вынесения определения об отмене судебного приказа, что с учетом положений части 4 статьи 2 КАС РФ, пункта 3 статьи 38 НК РФ свидетельствует о соблюдении таможенным органом срока на обращение в суд.
С учетом денежных средств в размере 48 591 руб. 26 коп, взысканных в рамках исполнения судебного приказа, размер предъявленной таможенным органом ко взысканию задолженности по таможенным платежам составил 745 282 руб. 89 коп.
Удовлетворяя административное исковое заявление Хабаровской таможни в полном объеме заявленных требований, суд первой инстанции, пришел к выводу о том, что у гражданина Российской Федерации Абраамяна Р.А. при перемещении указанного транспортного средства через таможенную границу возникла обязанность по уплате таможенных платежей (за вычетом сумм, уплаченных в Республике Армения); при этом произведенный таможенным органом расчет задолженности по таможенным платежам в сумме 745 282 руб. 89 коп. и пени за период с 12 марта 2018 года по 13 декабря 2022 года в сумме 616 915 руб. 95 коп. проверен судом и признан обоснованным и арифметически верным.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда первой инстанции в части взыскания пени за период с 1 апреля 2022 года по 1 октября 2022 года в размере 161 626 руб. 40 коп. и отказывая в удовлетворении административных исковых требований таможенного органа в указанной части, руководствуясь вышеприведенными правовыми нормами и разъяснениями Пленума Верховного Суда Российской Федерации, исходил из того, что с момента введения моратория, то есть с 1 апреля 2022 года на 6 месяцев - по 1 октября 2022 года включительно прекращается начисление неустоек (штрафов, пеней) и иных финансовых санкций за неисполнение или ненадлежащее исполнение должником денежных обязательств и обязательных платежей по требованиям, возникшим до введения моратория, пришел к выводу об отмене в этой части решения суда первой инстанции и об отказе в удовлетворении в этой части административных исковых требований Хабаровской таможни.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами суда апелляционной инстанции у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суд пришел к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы хабаровской таможни основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного истца, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в апелляционном определении.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судом апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Амурского областного суда от 21 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Хабаровской таможни - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.