Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федотова Константина Сергеевича на решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 24 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 18 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Федотова К.С. к администрации Ханкайского муниципального округа Приморского каря о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения представителя администрации Ханкайского муниципального округа Приморского края - Цмакалова А.И. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Федотов К.С. обратился во Фрунзенский районный суд г.Владивостока, с учётом уточнений просил признать незаконными решения администрации Ханкайского муниципального округа Приморского края о возврате заявления о предоставлении земельного участка в собственность от 5 мая 2022 года, об отказе в предоставлении земельного участка в собственность от 18 мая 2022 года, об отказе в предоставлении земельного участка в собственность от 3 июня 2022 года; возложить на администрацию Ханкайского муниципального округа Приморского края обязанность в установленные законом сроки рассмотреть заявление Федотова К.С. от 29 апреля 2022 года о предоставлении безвозмездно в собственность земельного участка площадью 2 099 кв.м, кадастровый N N
Решением Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 24 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 18 января 2023 года, в удовлетворении административного искового заявления Федотова К.С. отказано.
25 мая 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Федотова К.С, поданная через Фрунзенский районный суд г.Владивостока 18 мая 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии решения о передаче дела на новое рассмотрение в ином составе суда со ссылкой на то, что судами неправильно применены нормы материального и процессуального права. Судом первой инстанции не установлено ни одного из оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, предусмотренных ч.8 ст.10 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ, также были приняты во внимание обстоятельства, которые не являлись предметом рассмотрения. Судом не учтено, что несение Федотовым К.С. расходов на выполнение подготовительных работ, свидетельствует о начале фактического использования земельного участка по его назначению. Судом оставлены без оценки предоставленные доказательства о наличии строения на участке в 2018 году. Суд лишил возможности предоставления административным истцом дополнительных доказательств о производимых работах по сносу объекта. Администрацией перед заключением договора осмотр земельного участка с целью выявления на нем строений не производился. Наличие на земельном участке строения, в том числе в случае выявления прав третьих лиц на это строение, не является основанием для одностороннего расторжения договора администрацией. В установленном законом порядке ни администрация, ни третьи лица с иском о признании договора недействительным, не обращались.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 5 июня 2023 года кассационная жалоба Федотова К.С. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явился административный истец; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в его отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, письменные пояснения по кассационной жалобе, выслушав представителя административного ответчика Цмакалова А.И, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
На основании части 1 статьи 218 КАС РФ гражданин, организация, иные лица могут обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего (далее - орган, организация, лицо, наделенные государственными или иными публичными полномочиями), если полагают, что нарушены или оспорены их права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 2 Федерального закона от 1 мая 2016 года N119-ФЗ "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ) лицу, указанному в статье 1 в настоящего Федерального закона, на основании его заявления однократно может быть предоставлен в безвозмездное пользование земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности и расположенный на территории одного из указанных в статье 1 настоящего Федерального закона субъектов Российской Федерации (в том числе и на территории Приморского края), площадь которого не превышает одного гектара.
Земельный участок предоставляется в безвозмездное пользование гражданину в соответствии с настоящим Федеральным законом сроком на пять лет на основании договора безвозмездного пользования земельным участком (часть 4 статьи 2).
В соответствии с частью 1 статьи 10 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ гражданин, с которым в соответствии с настоящим Федеральным законом заключен договор безвозмездного пользования земельным участком, вправе до дня окончания срока действия указанного договора подать в уполномоченный орган заявление о предоставлении такого земельного участка в собственность или в аренду на срок до сорока девяти лет, а в отношении предоставленного в безвозмездное пользование лесного участка из состава земель лесного фонда заявление о предоставлении такого земельного участка в аренду на срок до сорока девяти лет. Указанное в настоящей части заявление о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду не может быть подано ранее чем за шесть месяцев до дня окончания срока действия договора безвозмездного пользования таким земельным участком, за исключением случаев, предусмотренных частями 6.1 и 6.2 статьи 2 настоящего Федерального закона.
К заявлению, предусмотренному частью 1 настоящей статьи, прилагаются, в том числе, документы, подтверждающие соответствие использования земельного участка установленным в соответствии с частью 28 статьи 8 настоящего Федерального закона критериям использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом (ч.3 ст.10, Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ).
В течение пяти рабочих дней со дня поступления в уполномоченный орган заявления о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду уполномоченный орган возвращает заявление подавшему его гражданину с указанием причин возврата в случае, если: к заявлению о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду не приложены документы, предусмотренные частью 3 настоящей статьи (п.1 ч.6 ст.10 Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ).
В силу п.4 ч.7 ст.10 Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ уполномоченный орган в срок, не превышающий десяти рабочих дней со дня поступления заявления о предоставлении земельного участка в собственность или в аренду, осуществляет проверку соответствия использования этого земельного участка установленным в соответствии с частью 28 статьи 8 настоящего Федерального закона критериям использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом, и принимает решение об отказе в предоставлении земельного участка при наличии хотя бы одного из оснований, предусмотренных частью 8 настоящей статьи, и направляет принятое решение гражданину. В данном решении должны быть указаны все основания для отказа.
Пунктом 4 части 8 статьи 10 Федерального закона от 01.05.2016 N 119-ФЗ предусмотрено такое основание к отказу в предоставлении земельного участка в собственность, как несоответствие использования земельного участка установленным в соответствии с частью 28 статьи 8 настоящего Федерального закона критериям использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Согласно положениям части 28 статьи 8 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ критерии использования земельных участков, предоставленных в безвозмездное пользование гражданам в соответствии с настоящим Федеральным законом, перечень документов, подтверждающих соответствие использования земельного участка указанным критериям, а также порядок проверки соответствия использования земельного участка таким критериям устанавливается Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1459 установлены критерии использования земельных участков, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", перечень документов, подтверждающих соответствие использования земельного участка указанным критериям, а также порядок проверки соответствия использования земельных участков таким критериям согласно Приложению.
В соответствии с пунктом 1 Приложения к постановлению Правительства РФ от 16 сентября 2020 года N 1459 одним из критериев использования земельных участков, предоставленных гражданам в безвозмездное пользование в соответствии с Федеральным законом "Об особенностях предоставления гражданам земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности и расположенных на территориях субъектов Российской Федерации, входящих в состав Дальневосточного федерального округа, и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее соответственно - Федеральный закон, критерии использования), является наличие затрат в размере не менее 30 тыс. рублей, понесённых гражданином в связи с осуществлением на земельном участке деятельности в соответствии с выбранным видом (видами) разрешённого использования земельного участка со дня заключения договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 25 мая 2017 года в соответствии с Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ между Федотовым К.С. и администрацией Ханкайского муниципального района Приморского края был заключён договор N 1037583 безвозмездного пользования земельным участком площадью 2 099 кв.м, кадастровый номер N, вид разрешённого использования земельного участка - для ведения личного подсобного хозяйства, сроком на 5 лет.
29 апреля 2022 года Федотов К.С. обратился в администрацию Хасанского муниципального округа "адрес" с заявлением о предоставлении земельного участка с кадастровым номером N в собственность с уведомлением об использовании земельного участка в соответствии с видом разрешённого использования 2.2 "для ведения личного подсобного хозяйства" (приусадебный земельный участок) и в соответствии с критериями использования, установленными постановлением Правительства N 1459 от 16 сентября 2020 года.
Решением администрации Хасанского муниципального округа Приморского края от 5 мая 2022 года вышеуказанное заявление было возвращено Федотову К.С. на основании части 28 статьи 8, пункта 2 части 6 статьи 10 Федеральным законом от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ в связи с непредоставлением документов, подтверждающих соответствие использования земельного участка.
16 мая 2022 года в администрацию Хасанского муниципального округа Приморского края вновь поступило заявление Федотова К.С. о предоставлении земельного участка в собственность с указанием на наличие затрат в размере не менее 30 000 руб, понесённых в связи с осуществлением на земельном участке деятельности в соответствии с выбранным видом разрешённого использования земельного участка и наличие результатов деятельности на земельном участке в соответствии с выбранным видом разрешённого использования земельного участка со дня заключения договора безвозмездного пользования таким земельным участком.
18 мая 2022 года Федотову К.С. отказано в предоставлении указанного земельного участка в собственность в связи с тем, что 5 мая 2022 года по результатам осмотра испрашиваемого земельного участка специалистами отдела градостроительства и земельных отношений администрации Хасанского муниципального округа Приморского края установлено, что испрашиваемый земельный участок не используется по целевому назначению; в нарушение пункта 3 статьи 10 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ к заявлению не приложены документы, подтверждающие соответствие использования земельного участка установленным в соответствии с частью 28 статьи 8 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ критериям использования земельных участков, установленных постановлением Правительства РФ.
25 мая 2022 года в администрацию Хасанского муниципального округа Приморского края повторно поступило аналогичное предыдущим заявление Федотова К.С. от 29 апреля 2022 года о предоставлении земельного участка в собственность, на которое он получил отказ администрации Хасанского муниципального округа Приморского края от 3 июня 2022 года со ссылкой на то, что согласно акту осмотра земельного участка от 5 мая 2022 года N 80 на участке не осуществляется деятельность в соответствии с выбранным видом разрешённого использования; наличие затрат в размере 30 000 руб, указанных в уведомлении, документально не подтверждено в личном кабинете "ФИС на Дальний Восток"; не представлена декларация об использовании земельного участка о наличии результата деятельности на земельном участке в соответствии с видом разрешённого использования земельного участка через систему "ФИС на Дальний Восток"; срок действия договора безвозмездного пользования земельным участком от 25 мая 2017 года N 1037583 истёк 25 мая 2022 года.
Полагая незаконными решения администрации Хасанского муниципального округа Приморского края от 5 мая 2022 года, 18 мая 2022 года и 3 июня 2022 года, Федотов К.С. обратился в суд с административным исковым заявлением.
Отказывая в удовлетворении административного искового заявления Федотова К.С, суд первой инстанции, с правовой позицией которого согласился апелляционный суд, исходил из того, что испрашиваемый Федотовым К.С. земельный участок со дня заключения договора в течение 5 лет не используется по целевому назначению "для ведения личного подсобного хозяйства", на земельном участке сельскохозяйственная деятельность не осуществляется, участок не освоен и представляет собой заросший пустырь, что подтверждено актом осмотра земельного участка от 5 мая 2022 года и фотоматериалами, при этом наличие результатов деятельности в соответствии с выбранным видом разрешённого использования земельного участка не установлены и не подтверждены, как и не подтверждены факты подачи декларации об использовании земельного участка в соответствии с видом разрешённого использования и наличия понесённых затрат в размере не менее 30 000 руб, связанных именно с ведением личного подсобного хозяйства.
Судами также правомерно отвергнуты доводы административного истца о понесённых затратах на очистку земельного участка от находившегося на нём, по утверждению истца, заброшенного строения (жилого дома), так как отсутствие такового (строения) подтверждено пп.1.4 п.1 Договора безвозмездного пользования земельным участком от 25 мая 2017 года N 1037583. Кроме того, наличие на испрашиваемом земельном участке какого-либо строения, в частности жилого дома, являлось бы безусловным основанием для отказа в заключении данного договора.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Вопреки доводам кассационной жалобы судами нижестоящих судебных инстанций установлено наличие оснований для отказа в предоставлении земельного участка в собственность, предусмотренных ч.8 ст.10 Федерального закона от 1 мая 2016 года N 119-ФЗ, которые положены в обоснование оспариваемых решений администрации Хасанского муниципального округа Приморского края.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного истца, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Решение вопроса исследования и оценки доказательств в силу статей 178, 308, 310 КАС РФ отнесено к исключительной компетенции судов первой и апелляционной инстанции, поэтому связанные с ним доводы кассаторов, согласно части 3 статьи 329 КАС РФ, не могут служить основанием для отмены судебных постановлений в кассационном порядке.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Фрунзенского районного суда г.Владивостока от 24 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 18 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федотова К.С. - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.