Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу ФИО1 на решение Приморского краевого суда от 26 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 о признании недействующими со дня принятия пунктов 5914 и 8306 Перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год, утверждённого распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края от 25 декабря 2019 года N 1022-ри.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав возражения на доводы кассационной жалобы представителя министерства промышленности и торговли Приморского края ФИО4, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, полагавшей, что решение суда первой инстанции и апелляционное определения являются законными и обоснованными, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
распоряжением департамента земельных и имущественных отношений Приморского края (далее - Департамент) от 25 декабря 2019 года N 1022-ри (далее - Распоряжение от 25 декабря 2019 года N 1022-ри), размещённым 30 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) и опубликованным 1 января 2020 года в печатном издании - "Приморская газета" N 1 (1735), утверждён Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, на 2020 год (далее - Перечень).
Под пунктом 5914 в Перечень включено нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", помещение 12 (далее - Помещение N); под номером 8306 - нежилое помещение с кадастровым номером N, расположенное по адресу: "адрес", помещение 119 (далее - Помещение N).
ФИО1, являющаяся собственником Помещений N и N, обратилась в "адрес"вой суд с административным исковым заявлением о признании пунктов 5914 и 8306 Перечня недействующими со дня принятия Распоряжения от ДД.ММ.ГГГГ N-ри, указав в обоснование своих требований, что указанные выше объекты недвижимости не обладают предусмотренными статьёй 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации признаками объектов налогообложения, в отношении которых налоговая база должна определяться их кадастровой стоимостью. Включение нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N в Перечень нарушает права административного истца как налогоплательщика, необоснованно возлагая на него обязанность по уплате налога в повышенном размере.
Решением Приморского краевого суда от 26 мая 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2022 года, в удовлетворении административного искового заявления ФИО1 было отказано.
15 июня 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба административного истца, поданная через Приморский краевой суд 31 мая 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права.
Помимо прокурора и представителя министерства промышленности и торговли Приморского края, иные участвующие в деле лица, извещённые о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьёй 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия суда кассационной инстанции считает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Приморского краевого суда от 26 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2022 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 20, части 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением в верховные суды республик, краевые, областные суды, суды городов федерального значения, суд автономной области и суды автономных округов об оспаривании нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, принятых органами государственной власти субъектов Российской Федерации, вправе обратиться лица, в отношении которых применён такой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов настоящего административного дела, ФИО1 является собственником следующих объектов недвижимости:
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 51, 6 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", помещение 119 (право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 23 декабря 2020 года, регистрационная запись N);
- нежилого помещения с кадастровым номером N, площадью 78, 3 кв. м, расположенного по адресу: "адрес", помещение 12 (право собственности зарегистрировано в Едином государственном реестре недвижимости 29 декабря 2005 года, регистрационная запись N).
В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на 11 ноября 2011 года Филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Приморскому краю, Помещение N 119 имеет назначение: "нежилое помещение" и использование: "офис". Из экспликации к поэтажному плану следует, что данное помещение включает в себя: кабинет площадью 46, 2 кв. м, санузел площадью 2, 5 кв. м, подсобное помещение площадью 2, 9 кв. м.
В соответствии с техническим паспортом, составленным по состоянию на 1 ноября 2007 года Филиалом ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по Приморскому краю, Помещение N 12 имеет назначение: "нежилое помещение" и использование: "офис". Из экспликации к поэтажному плану следует, что данное помещение включает в себя: операционный зал площадью 36, 9 кв. м, кабинет площадью 31, 6 кв. м, бытовку площадью 5, 7 кв. м, туалет площадью 1, 6 кв. м.
Распоряжением от 25 декабря 2019 года N 1022-ри, размещённым 30 декабря 2019 года на официальном интернет-портале правовой информации (http://www.pravo.gov.ru) и опубликованным 1 января 2020 года в печатном издании - "Приморская газета" N 1 (1735), утверждён Перечень на 2020 год, в пунктах 5914 и 8306 которого соответственно указаны нежилые помещения с кадастровыми номерами N и N.
Определение общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Налог на имущество физических лиц относится к местным налогам, устанавливается Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, вводится в действие и прекращает действовать в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (пункт 2 статьи 15, абзац первый пункта 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
Согласно статье 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьёй 401 Налогового кодекса Российской Федерации, пунктом 1 которой закреплено, что объектом налогообложения признаётся расположенное в пределах муниципального образования (города федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга или Севастополя) следующее имущество: жилой дом; квартира, комната; гараж, машино-место; единый недвижимый комплекс; объект незавершённого строительства; иные здание, строение, сооружение, помещение.
Действовавший до декабря 2020 года пункт 3 статьи 402 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривал, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включённых в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
В соответствии с подпунктом 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации к числу таких объектов налогообложения относятся нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учёта (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
Пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусматривается, что уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации обязан не позднее 1-го числа очередного налогового периода по налогу определить на этот налоговый период перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
В силу действовавшей на момент принятия Перечня редакции пункта 5 постановления Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па "О регулировании отдельных вопросов, связанных с особенностями определения налоговой базы по налогу на имущество организаций" (далее - постановление Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па), Департамент являлся органом исполнительной власти Приморского края, уполномоченным на утверждение и формирование перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость.
В связи с принятием постановления Администрации Приморского края от 20 августа 2019 года N 547-па "О формировании органов исполнительной власти Приморского края", которым Департамент был переименован в министерство имущественных и земельных отношений Приморского края, постановлением Администрации Приморского края от 2 апреля 2020 года N 278-пп в постановление Администрации Приморского края от 8 апреля 2015 года N 105-па были внесены соответствующие изменения.
Отказывая в удовлетворении заявленных административных исковых требований, Приморский краевой суд, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции, проанализировав положения Налогового кодекса Российской Федерации, оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, указал в решении, что оспариваемый в части нормативный правовой акт принят уполномоченным органом государственной власти Приморского края в пределах его компетенции; форма, процедура принятия нормативного правового акта и порядок его официального опубликования были соблюдены. Нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, пункты 5914 и 8306 Перечня не противоречат, поскольку действительная на момент принятия Распоряжения от 25 декабря 2019 года N 1022-ри документация технического учёта (инвентаризации) в отношении Помещений N 12 и N 119 подтверждала то обстоятельство, что они предназначены для размещения офисов.
Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции считает верными выводы, положенные в основу решения суда первой инстанции и апелляционного определения. Суды нижестоящих инстанций, разрешая административный спор, верно применили нормы материального и процессуального права, какого-либо несоответствия выводов, изложенных в судебных актах, обстоятельствам административного дела не установлено.
Вопреки доводам кассационной жалобы, федеральный законодатель в пункте 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации установилнесколько самостоятельных критериев отнесения нежилых помещений к объектам налогообложения, налоговая база которых исчисляется из их кадастровой стоимости. К числу таких критериев отнесено, в том числе, назначение, разрешённое использование или наименование объектов недвижимости, которые в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или в соответствии с документами технического учёта (инвентаризации) предусматривают размещение офисов (подпункт 2).
Следовательно, то обстоятельство, что действовавшими по состоянию на 25 декабря 2019 года техническими паспортами нежилых помещений с кадастровыми номерами N и N предусматривалось, что они используются для размещения офисов, являлось достаточным основанием для включения спорных объектов недвижимости в Перечень. Обязательного дополнительного выяснения уполномоченным органом вопросов, связанных с фактическим использованием соответствующих объектов недвижимости, в таком случае не требовалось.
Доводы кассационной жалобы по существу воспроизводят позицию административного истца, изложенную им ранее при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, однако эти доводы не опровергают верных выводов судов нижестоящих инстанций, по существу они сводятся к иной субъективной переоценке имеющихся в деле доказательств и установленных по делу обстоятельств, неверному толкованию норм материального права, которые в силу положений частей 2 и 3 статьи 328 КАС РФ не могут являться основаниями для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, а также не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами первой и апелляционной инстанций были верно определены юридически значимые обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права не допущено. Оснований для отмены или изменения обжалуемых судебных актов по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену решения и апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Приморского краевого суда от 26 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции от 21 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.