Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний на решение Партизанского городского суда Приморского края от 12 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 18 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1, ФИО2 к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Управлению Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службе исполнения наказаний, Министерству финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации за нарушения условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1, ФИО2 обратились в Партизанский городской суд Приморского края с административным исковым заявлением, в котором, с учетом последующего уточнения заявленных требований, просили: признать условия их содержания в Федеральном казенном учреждении "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, исправительное учреждение) в период с 18 декабря 2020 года по 4 февраля 2022 года (в отношении ФИО1) и с 21 июня 2021 года по 4 февраля 2022 года (в отношении ФИО2) ненадлежащими; взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 450 000 рублей (в пользу ФИО1) и в размере 400 000 рублей (в пользу ФИО2).
В обоснование заявленных требований административные истцы указали, что в камерах ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, где они содержатся, отсутствует горячее водоснабжение, что препятствует осуществлению гигиенических и санитарных процедур, периодически подаваемая в камеры горячая вода не соответствует установленным нормам; перегородка туалета изготовлена так, что не обеспечивает приватность; в камерах установлены отсекающие решетки от одной стены до другой на всю высоту камеры, из-за чего невозможен доступ к окну и отопительному радиатору, что фактически уменьшает площадь камеры и делает невозможным высушить постиранное белье; душевые помещения исправительного учреждения спроектированы с нарушением установленных требований, они не имеют перегородок, разделяющих осужденных, в связи с чем не обеспечивается приватность и уединенность; прогулочные дворы надлежащим образом не оборудованы, они обшиты металлическими листами, в связи с чем в зимний период в них холодно, а летом жарко; администрация исправительного учреждения не обеспечивает административных истцов в полном объеме вещевым довольствием и питанием по установленным нормам; камеры исправительного учреждения не оборудованы холодильниками, сушильными полками, в них отсутствует надлежащее освещение и вентиляция.
Определением судьи Партизанского городского суда Приморского края от 15 июля 2022 года к участию в деле в качестве административных ответчиков привлечены Министерство финансов Российской Федерации в лице Управления Федерального казначейства по Хабаровскому краю, Управление Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю (далее - УФСИН России по Хабаровскому краю), Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России).
Решением Партизанского городского суда Приморского края от 12 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 18 января 2023 года, административные исковые требования ФИО1 и ФИО2 удовлетворены частично:
- признаны незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в необеспечении административных истцов горячим водоснабжением в камере, где они отбывают наказание, в необеспечении осужденных ФИО1 и ФИО2 вещевым обмундированием в полном объеме, разнообразным питанием и в отсутствии длительное время ряда продуктов питания;
- с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО1 взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 10 000 рублей;
- с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу ФИО2 взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 8 000 рублей.
В удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований судом было отказано.
15 июня 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю, ФСИН России, поданная через Партизанский городской суд Приморского края 8 июня 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене решения и апелляционного определения в связи с несоответствием выводов судов обстоятельствам дела, допущенными нарушениями при применении норм материального и процессуального права, а также о принятии по делу нового решения.
По существу в кассационной жалобе приведены доводы о незаконности и необоснованности обжалуемых судебных актов только в той части, в которой административные исковые требования ФИО1 и ФИО2 были удовлетворены.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 29 июня 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Участвующие в деле лица, извещенные о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения решения Партизанского городского суда Приморского края от 12 августа 2022 года и апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 18 января 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 КАС РФ).
В случае присуждения компенсации решение суда должно содержать указание на это и сведения о размере компенсации, наименование органа, осуществляющего полномочия главного распорядителя средств федерального бюджета в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации и представлявшего интересы Российской Федерации по делу о присуждении компенсации (подпункт "б" пункта 2 части 7 статьи 227.1 КАС РФ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Статьей 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Статьями 9, 13 Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1 "Об учреждениях и органах, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы" (далее - Закон Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1) предусмотрено, что учреждения, исполняющие наказания, обязаны создавать условия для обеспечения правопорядка и законности, безопасности осужденных, обеспечивать охрану их здоровья, осуществлять деятельность по развитию своей материально-технической базы и социальной сферы; финансовое обеспечение функционирования уголовно-исполнительной системы является расходным обязательством Российской Федерации.
Из содержания подпункта 6 пункта 3 Положения о Федеральной службе исполнения наказаний, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1314, следует, что задачей ФСИН России является создание осужденным и лицам, содержащимся под стражей, условий содержания, соответствующих нормам международного права, положениям международных договоров Российской Федерации и федеральных законов.
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных устанавливаются Правительством Российской Федерации Правительством Российской Федерации (часть 3 статьи 99 УИК РФ).
Частью 4 статьи 82, частью 2 статьи 99 УИК РФ предусмотрено, что администрация исправительного учреждения обязана обеспечить осужденного одеждой установленного образца, по сезону, с учетом пола и климатических условий.
Нормы вещевого довольствия осужденных, а также сроки носки предметов одежды утверждены приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2013 года N 216 (далее - приказ Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2013 года N 216).
Согласно пунктам 20.1, 20.5 Инструкции по проектированию исправительных и специализированных учреждений уголовно-исполнительной системы Министерства юстиции Российской Федерации, утвержденной приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 2 июня 2003 года N 130-дсп (далее - Инструкция), здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям, в том числе СНиП 2.04.01-85 "Внутренний водопровод и канализация зданий". Подводку холодной и горячей воды в жилой (режимной, лечебной) зоне следует предусматривать, в том числе к умывальникам и душевым установкам во всех зданиях.
Аналогично, в силу пунктов 19.2.1, 19.2.5 Свода правил 308.1325800.2017 "Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования", утвержденного приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20 октября 2017 года N 1454/пр (далее - Свод правил), здания исправительных учреждений должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водоводами, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям действующих нормативных документов; подводку холодной и горячей воды следует предусматривать, в том числе, к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.), а также ко всем зданиям исправительных учреждений, требующим обеспечения холодной и горячей водой.
Минимальные нормы питания и материально-бытового обеспечения осужденных к лишению свободы утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205 (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205). Кроме того, порядок организации питания осужденных, подозреваемых и обвиняемых, содержащихся в учреждениях уголовно-исполнительной системы, определен приказом ФСИН России от 2 сентября 2016 года N 696.
Приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 4 сентября 2006 года N 279 утверждены Наставления по оборудованию инженерно-техническими средствами охраны и надзора объектов уголовно-исполнительной системы (далее - Наставления по оборудованию ИТСОН); а приказом ФСИН России от 27 июля 2006 года N 512 - Номенклатура, норм обеспечения и сроков эксплуатации мебели, инвентаря, оборудования и предметов хозяйственного обихода (имущества) для учреждений, исполняющих уголовные наказания в виде лишения свободы, и следственных изоляторов уголовно-исполнительной системы.
Из разъяснений, приведенных в пунктах 2, 13, 14 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" (далее - постановление Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47), следует, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий. В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Учитывая объективные трудности собирания доказательств нарушения условий содержания лишенных свободы лиц, в целях реализации задач административного судопроизводства суд вправе, в том числе, истребовать доказательства по собственной инициативе (например, имеющиеся материалы по итогам осуществления общественными наблюдательными комиссиями общественного контроля, а также материалы проверок, проведенных в рамках осуществления прокурорского надзора или ведомственного контроля) (пункт 13 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 25 декабря 2018 года N 47).
Как установлено судами первой и апелляционной инстанций, а также следует из материалов административного дела, ФИО1 и ФИО2 отбывают уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому края, где отсутствует горячее водоснабжение в камерах по причине незавершения с 2012 года работ по строительству и вводу в эксплуатацию газовой котельной, которая должна обеспечивать исправительное учреждение, тогда как подводка горячей воды в камеры имеется.
С 7 октября 2021 года подача горячей воды в камеры осуществлялась из открытой системы отопления обществом с ограниченной ответственностью "Шелеховский теплоэнергетический комплекс", однако качество подаваемой горячей воды не соответствовало требованиям санитарных норм и правил, что было установлено лабораторной проверкой, проведенной ФБУЗ "Центр гигиены и эпидемиологи в Хабаровском крае" (содержание железа в горячей воде 10 раз превышало предельно допустимые показатели, мутность воды была в 10 раз выше допустимых значений).
28 февраля 2022 года администрацией ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю принято решение прекратить подачу горячей воды в камеры из системы отопления.
Согласно материалам проверок, проведенных в 2021 году Комсомольской-на-Амуре прокуратурой по надзору за соблюдением законом в исправительных учреждениях, администрацией исправительного учреждения допускались нарушения требований действующего законодательства в части обеспечения осужденных предметами вещевого довольствия, а также нарушения порядка организации и норм питания осужденных. По данным фактам специализированным прокурором начальнику ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю вносились представления от 11 ноября 2021 года N 121ж-2021, от 8 декабря 2021 года N 104ж-2021.
Разрешая заявленные административные исковые требования, Партизанский городской суд Приморского края, с выводами которого согласилась судебная коллегия по административным делам Приморского краевого суда, проанализировав положения УИК РФ, Закона Российской Федерации от 21 июля 1993 года N 5473-1, постановления Правительства Российской Федерации от 11 апреля 2005 года N 205, Положения, приказа Министерства юстиции Российской Федерации от 3 декабря 2013 года N 216, Инструкции, Свода правил, Наставлений по оборудованию ИТСОН, исследовав и оценив имеющиеся в материалах дела доказательства по правилам статьи 84 КАС РФ, не нашел нарушений условий содержания административных истцов в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в части поставленных ими вопросов, касающихся надлежащего оборудования камер, душевых помещений, прогулочных дворов, установления решеток, качества освещения и вентиляции, обеспечения приватности при пользовании осужденными туалетом. В то же время, суд первой иснтанции указал в решении, что отсутствие горячего водоснабжения надлежащего качества в камерах, где содержались ФИО1 и ФИО2, необеспечение административных истцов в соответствии с установленными нормами вещевым довольствием и продуктами питания, следует рассматривать в качестве нарушений условий их содержания в исправительном учреждении, являющихся основанием для взыскания компенсации в порядке статьи 227.1 КАС РФ. При определении размеров взыскиваемых в пользу административных истцов компенсаций за указанные нарушения условий содержания в исправительном учреждении (10 000 рублей в пользу ФИО1 и 8 000 рублей в пользу ФИО2) Партизанский городской суд Приморского края учёл характер допущенных административным ответчиком нарушений, их продолжительность и последствия, а также требования разумности и справедливости.
Поскольку кассационная жалоба ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, УФСИН России по Хабаровскому краю и ФСИН России не содержит каких-либо доводов, касающихся несогласия административных ответчиков с обжалуемыми судебными актами в той части, в которой административные исковые требования ФИО1 и ФИО2 оставлены без удовлетворения, оснований для проверки в кассационном порядке законности и обоснованности указанной части решения и апелляционного определения у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется.
Что касается выводов судов первой и апелляционной инстанций о наличии нарушений условий содержания административных истцов в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, связанных с отсутствием горячего водоснабжения в камерах и с некачественным водоснабжением, необеспечением осужденных в соответствии с установленными нормами вещевым довольствием и продуктами питания, о размере взысканной в пользу ФИО1 и ФИО2 компенсации, то в данной части оснований не согласиться с приведенными выводами судов нижестоящих инстанций у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к ним, подробно изложены в оспариваемых судебных актах со ссылками на установленные по делу обстоятельства, на нормы материального права, подлежащие применению к спорным отношениям, а также на имеющиеся в деле доказательства, включая материалы проверок, проведенных в рамках осуществления прокурорского надзора.
Доводы кассационной жалобы о том, что судами не была исследована проектная документация на реконструкцию Федерального казенного учреждения "Следственный изолятор N 4 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" в колонию особого режима ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю; что общество с ограниченной ответственностью "Шелеховский теплоэнергетический комплекс" не обеспечило подачу в исправительное учреждение горячей воды надлежащего качества; что с 14 октября 2022 года в камеры ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю началась подача горячей воды; что отсутствующие продукты питания своевременно заменялись в соответствии с приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 17 сентября 2018 года N 189 "Об установлении повышенных норм питания, рационов питания и норм замены одних продуктов питания другими, применяемых при организации питания осужденных, а также подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений, находящихся в учреждениях Федеральной службы исполнения наказаний, на мирное время"; что размер взысканной компенсации завышен и не отвечает требованиям разумности и справедливости, - по существу направлены на оспаривание обоснованности выводов судов по установленным ими обстоятельствам административного дела и основаны на неверном толковании норм материального права, в связи с чем эти доводы не могут служить предусмотренными частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены обжалуемых решения суда первой инстанции и апелляционного определения.
Суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями статьи 329 КАС РФ, при рассмотрении кассационной жалобы должен исходить из признанных установленными судами первой и апелляционной инстанций фактических обстоятельств дела, а также не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Таким образом, при рассмотрении настоящего административного дела судами были верно определены юридически значимые для дела обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора, не допущено. Оснований для отмены решения и апелляционного определения по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену обжалуемых судебных актов, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Партизанского городского суда Приморского края от 12 августа 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 18 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Федерального казенного учреждения "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю, Федеральной службы исполнения наказаний - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения суда по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.