Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Пономарева Альберта Николаевича к Департаменту имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Пономарев А.Н. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением, просил признать отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска в предоставлении Пономареву А.Н. в собственность земельного участка с кадастровым номером N по адресу: "адрес" незаконным. Возложить на Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска обязанность по предоставлению Пономареву А.Н. указанного участка.
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2023 года, административное исковое заявление Пономарева А.Н. удовлетворено. Признан незаконным отказ Департамента имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска N 7694-ДИЗО/22 от 16 декабря 2022 года в предоставлении в собственность Пономареву А.Н. земельного участка с кадастровым номером N На Департамент имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска возложена обязанность по повторному рассмотрению заявления Пономарева А.Н. от 29 ноября 2022 года вх.N 9121-ДИЗО/22 о предоставлении земельного участка в собственность.
21 июня 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Окружной администрации города Якутска, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 2 июня 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что судами не исследованы все материалы по административному делу, доводам административного ответчика не дана должная правовая оценка. Судами не принято во внимание, что в соответствии с требованиями действующего законодательства Российской Федерации граница земельного участка не установлена. Этот факт является основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 3 июля 2023 года кассационная жалоба Окружной администрации города Якутска передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители административного ответчика, заинтересованные лица; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Согласно п.3 ст.39.3 Земельного кодекса Российской Федерации без проведения торгов осуществляется продажа земельных участков, образованных из земельного участка, предоставленного садоводческому или огородническому некоммерческому товариществу, за исключением земельных участков общего назначения, членам такого товарищества.
Статьей 39.14 Земельного кодекса Российской Федерации установлен порядок предоставления в собственность земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов.
В соответствии с пунктом 2.7 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ "О введении в действие Земельного Кодекса Российской Федерации" до 1 марта 2031 года члены некоммерческих организаций имеют право независимо от даты вступления в членство приобрести находящийся в государственной или муниципальной собственности садовый или огородный земельный участок без проведения торгов в собственность бесплатно, если такой земельный участок соответствует в совокупности следующим условиям:
земельный участок не предоставлен члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок образован из земельного участка, предоставленного до дня вступления в силу настоящего Федерального закона некоммерческой организации, указанной в абзаце первом настоящего пункта, либо иной организации, при которой была создана или организована такая некоммерческая организация;
по решению общего собрания членов указанной некоммерческой организации о распределении земельных участков между членами указанной некоммерческой организации либо на основании другого документа, устанавливающего распределение земельных участков в указанной некоммерческой организации, земельный участок распределен данному члену указанной некоммерческой организации;
земельный участок не является изъятым из оборота, ограниченным в обороте и в отношении земельного участка не принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд.
Согласно пункту 2.8 статьи 3 Федерального закона от 25 октября 2001 года N 137-ФЗ в случае, предусмотренном пунктом 2.7 настоящей статьи, предоставление земельного участка гражданину в собственность или в аренду осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 Земельного кодекса Российской Федерации, на основании заявления гражданина или его представителя. К указанному заявлению прилагаются:
схема расположения земельного участка на кадастровом плане территории, подготовленная гражданином. Представление данной схемы не требуется при наличии утвержденных проекта межевания территории, в границах которой расположен земельный участок, проекта организации и застройки территории некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, либо при наличии описания местоположения границ такого земельного участка в Едином государственном реестре недвижимости;
протокол общего собрания членов некоммерческой организации, указанной в абзаце первом пункта 2.7 настоящей статьи, о распределении земельных участков между членами такой некоммерческой организации или иной документ, устанавливающий распределение земельных участков в этой некоммерческой организации, либо выписка из указанного протокола или указанного документа.
Предоставление земельного участка в собственность гражданина осуществляется на основании решения исполнительного органа государственной власти или органа местного самоуправления, предусмотренных статьей 39.2 ЗК РФ.
Решение об отказе в предварительном согласовании предоставления земельного участка должно быть обоснованным и содержать все основания отказа (ч.17 ст.39.15 ЗК РФ).
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, решением Исполнительного комитета Якутского городского Совета народных депутатов от 22 марта 1989 года N 6/28 "Об отводе земельных участков садоводческим товариществам и дачно-строительным кооперативам" садоводческому товариществу "Птицевод" предоставлена прирезка земельного участка площадью 12 га из земель Сергеляхской птицефабрики. 25 декабря 1991 года постановлением Президиума Якутского городского Совета народных депутатов N 18/12 утвержден устав и списочный состав садоводческого товарищества "Островок" в количестве 120 человек, в том числе в списке указан Карнаухов И.А, право пожизненного наследуемого владения которого на участок с кадастровым номером N площадью 850 кв.м признано отсутствующим решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 3 августа 2022 года.
12 июня 2022 года на общем собрании членов СОПК "Островок" в члены кооператива был принят Пономарев А.Н, за ним закреплен земельный участок с кадастровым номером N
28 ноября 2022 года Пономарев А.Н. как член СОПК "Островок" обратился с заявлением о предоставлении в собственность земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес" для садоводства и огородничества.
16 декабря 2022 года Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации города Якутска Пономареву А.Н. отказано в предоставлении в собственность испрашиваемого земельного участка на том основании, что земельный участок не соответствует проекту межевания территории квартала "Речевая школа", по проекту участок учтен для индивидуального жилищного строительства, расположен в территориальной зоне Ж-2А, в водоохраной зоне: береговая полоса; граница земельного участка не установлена в соответствии с требованиями законодательства.
Полагая данный отказ незаконным, нарушающим его права и законные интересы, Пономарев А.Н. обратился в суд.
Удовлетворяя административные исковые требования Пономарева А.Н, суды нижестоящих судебных инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходили из отсутствия доказательств того, что испрашиваемый земельный участок изъят из оборота, ограничен в обороте и в отношении него принято решение о резервировании для государственных или муниципальных нужд, учитывали, что проект межевания территории СОПК "Островок" в составе кварталов "Птицевод" и "Речевая школа" городского округа "город Якутск" утвержден в установленном порядке, пришли к выводу о том, что что административный истец член СОПК "Островок" имеет право приобрести земельный участок в собственность, а исключение нормативным правовым актом Якутской городской думы от 7 сентября 2022 года N 531-НПА "О внесении изменений в нормативный правовой акт Якутской городской Думы от 25 декабря 2013 года N 169-НПА "Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск" вида разрешенного использования "Ведение садоводства (13.2)" не может ограничивать административного истца как в праве на использование уже сформированного и поставленного на кадастровый учет земельного участка в соответствии с видом его разрешенного использования, так и в реализации права на приобретение такого земельного участка, который образован из земельного участка, ранее предоставленного садоводческому некоммерческому товариществу, и распределен члену такого товарищества в собственность за плату без проведения торгов в соответствии с подпунктом 3 пункта 2 статьи 39.3 Земельного кодекса Российской Федерации.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы Окружной администрации города Якутска о том, что граница земельного участка не установлена, является основанием для отказа в предоставлении земельного участка, находящегося в государственной или муниципальной собственности, без проведения торгов, основан на ошибочном толковании норм материального права, по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Иные доводы кассационной жалобы также не могут служить основанием для отмены обжалуемых судебных постановлений, поскольку не свидетельствуют о существенных нарушениях судами норм материального или процессуального права, которые повлияли на исход дела.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 16 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 26 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Окружной администрации города Якутска - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.