Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления муниципальной собственности г.Владивостока на решение Первореченского районного суда г.Владивостока от 9 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 5 апреля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Фроловой Олеси Владимировны, Фролова Александра Николаевича к Управлению муниципальной собственности г.Владивостока, заинтересованное лицо КГКУ "Приморское лесничество", о признании решения незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, объяснения представителя Управления муниципальной собственности г.Владивостока - Барлевой В.С, поддержавшей доводы кассационной жалобы, возражения представителя Фролова А.Н. - Манжуриной А.Ю. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Фролова О.В, Фролов А.Н. обратились в Первореченский районный суд г.Владивостока с административным исковым заявлением, просили признать незаконным решение Управления муниципальной собственности г.Владивостока N 9331/1у/28 от 19 мая 2022 года об отказе в утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путём перераспределения; обязать Управление муниципальной собственности г.Владивостока принять распоряжение об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес", в районе "адрес", площадью 1 488 кв.м, в целях его дальнейшего перераспределения в течение 30 дней с момента вступления в силу решения суда.
Определением Первореченского районного суда г.Владивостока от 11 октября 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено КГКУ "Приморское лесничество".
Решение Первореченского районного суда г.Владивостока от 9 ноября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 5 апреля 2023 года, административное исковое заявление Фроловой О.В, Фролова А.Н. удовлетворено частично. Признано незаконным решение Управления муниципальной собственности г.Владивостока об отказе Фроловой О.В, Фролову А.Н. в утверждении схемы расположения земельного участка, образуемого путем перераспределения, оформленное письмом от 19 мая 2022 года N 9331/1у/28; на Управление муниципальной собственности г.Владивостока возложена обязанность в течение 30 дней со дня вступления решения суда в законную силу повторно рассмотреть заявление Фроловой О.В, Фролова А.Н. об утверждении схемы расположения земельного участка на кадастровом плане территории, расположенного по адресу: "адрес", площадью 1 488 кв.м, образуемого путем перераспределения; в удовлетворении остальной части административного искового заявления отказано.
21 июня 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Управления муниципальной собственности г.Владивостока, поданная через Первореченский районный суд г.Владивостока 19 июня 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что согласно сведениям из региональной информационной системы обеспечения градостроительной деятельности испрашиваемый земельный участок полностью расположен в границах Владивостокского лесничества и входит в состав лесного фонда. Управление муниципальной собственности г.Владивостока не уполномочено распоряжаться земельными участками, отнесенными к федеральной собственности.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 3 июля 2023 года кассационная жалоба управления муниципальной собственности г.Владивостока передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения представителей сторон, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии с пунктом 3 статьи 39.28 ЗК РФ перераспределение земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, осуществляется в соответствии с утверждённым проектом межевания территории либо при отсутствии такого проекта в соответствии с утверждённой схемой расположения земельного участка.
Порядок заключения соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, и земельных участков, находящихся в частной собственности, регулируется статьёй 39.29 ЗК РФ, в соответствии с пунктом 8 которой уполномоченный орган по результатам рассмотрения заявления о перераспределении совершает одно из следующих действий: принимает решение об утверждении схемы расположения земельного участка и направляет это решение с приложением указанной схемы заявителю (подпункт 1); направляет заявителю согласие на заключение соглашения о перераспределении земельных участков в соответствии с утверждённым проектом межевания территории (подпункт 2); принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков при наличии оснований, предусмотренных пунктом 9 названной статьи (подпункт 3).
Согласно подпункту 11 пункта 9 статьи 39.29 ЗК РФ уполномоченный орган принимает решение об отказе в заключении соглашения о перераспределении земельных участков, если имеются основания для отказа в утверждении схемы расположения земельного участка, предусмотренные пунктом 16 статьи 11.10 настоящего Кодекса, в том числе, если схема разработана с нарушением предусмотренных ст.11.9 ЗК РФ требований к образуемым земельным участкам.
В силу п.7 ст.11.9 ЗК РФ не допускается образование земельного участка, границы которого пересекают границы территориальных зон, лесничеств, лесопарков.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 22.04.2022 Фролов А.Н. и Фролова О.В, являясь собственниками жилого дома и земельного участка с кадастровым номером N, площадью 1189+/-12, категория земель: земли населённых пунктов, вид разрешённого использования: для индивидуального жилищного строительства, расположенных по адресу: "адрес", обратились в УМС г.Владивостока с заявлением о перераспределении земельного участка, образуемого путём присоединения земельного участка площадью 299 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, к исходному земельному участку с кадастровым номером N; в результате общая площадь образуемого участка составит 1 488 кв.м.
Решением от 19.05.2022 N у/28 Управление муниципальной собственности г.Владивостока отказало заявителем в утверждении схемы расположения образуемого земельного участка путём перераспределения, ввиду отсутствия полномочий осуществлять управление и распоряжение образуемым земельным участком, поскольку указанный земельный участок полностью входит в состав земель лесного фонда в границах Владивостокского лесничества, границы которого установлены Приказом Рослесхоза от 12.04.2018 N 318.
Полагая данное решение незаконным, нарушающим права и законные интересы заявителей, Фроловы обратились в суд с административным исковым заявлением.
Частично удовлетворяя административное исковое заявление Фролова А.Н. и Фроловой О.В, суды нижестоящих судебных инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходили из того, что сведений о нахождении земельного участка с кадастровым номером N в границах Владивостокского лесничества в Едином государственном реестре недвижимости не имеется. Более того, ранее Управление муниципальной собственности г.Владивостока распоряжением от 07.10.2020 уже утверждало схему расположения образуемого земельного участка путём перераспределения земельного участка с кадастровым номером N и земельного участка площадью 299 кв.м, государственная собственность на который не разграничена, и в своём заявлении от 15.04.2022 Фроловы просили УМС г.Владивостока отменить утверждённое этим распоряжением схему и утвердить схему им как новым собственникам земельного участка с кадастровым номером N.
Кроме того, по акту об изменении документированной информации государственного лесного реестра от 27.05.2022, утверждённому министром лесного хозяйства и охраны объектов животного мира Приморского края, 48-й квартал в составе лесного участка площадью 6241, 8436 га целиком исключён из государственного лесного реестра, следовательно с 27.05.2022 земельный участок с кадастровым номером N не находится в составе земель лесного фонда РФ.
С учетом установленных по делу обстоятельств суды пришли к выводу о том, что административный ответчик принял преждевременное решение в отсутствие документального подтверждения описания местоположения границ земельного участка, без анализа материалов лесоустройства, что повлекло нарушение прав административных истцов на объективное, всестороннее и своевременное рассмотрение их заявления.
Кассационный суд с выводами судебных инстанций соглашается, находит их основанными на нормах материального права и установленных по делу обстоятельствах.
Доводы кассационной жалобы УМС г.Владивостока по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Первореченского районного суда г.Владивостока от 9 ноября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 5 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу управления муниципальной собственности г.Владивостока - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.