Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Ровенко П.А, Кудриной Я.Г.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи кассационную жалобу ФИО1 на апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 апреля 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению ФИО1 к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колония N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю", Федеральной службе исполнения наказаний о признании действий (бездействия) незаконными, взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении.
Заслушав доклад судьи Ровенко П.А, выслушав объяснения ФИО1, поддержавшего доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО1 обратился в Амурский городской суд Хабаровского края с административным исковым заявлением к Федеральному казенному учреждению "Исправительная колонии N 6 Управления Федеральной службы исполнения наказаний по Хабаровскому краю" (далее - ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, исправительное учреждение), в котором просил: признать незаконными действия (бездействие) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, нарушающие условия его содержания в исправительном учреждении; возложить на административного ответчика обязанность устранить допущенные нарушения; взыскать в его пользу компенсацию за нарушение условий содержания в размере 300 000 рублей.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что с 26 января 2018 года он отбывает уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. Администрацией исправительного учреждения неоднократно допускались нарушения его прав, свобод и законных интересов. Так, не были рассмотрены обращения ФИО1 от 11 мая, 12 июля и 29 сентября 2021 года о замене четырехчасового краткосрочного свидания на телефонный разговор продолжительностью четыре часа; по обращению от 24 июня 2021 года административному истцу не были выданы два формуляра жалобы в Европейский суд по правам человека; 17 ноября 2021 года администрация исправительного учреждения отказала ФИО1 в отправке в закрытом конверте без цензуры письма, адресованного в ФКУ ИК-56 ГУФСИН РФ по Свердловской области; 18 октября 2021 года не были отправлены за счет исправительного учреждения письма административного истца в Генеральную прокуратуру Российской Федерации, УФСИН России по Хабаровскому краю, прокуратуру Комсомольска-на-Амуре, Амурский городской суд Хабаровского края, Назрановский районный суд Республики Ингушетия, Верховный Суд Российской Федерации по причине отсутствия на конвертах адресов получателей; 22 октября 2021 года при обыске камеры у ФИО1 изъято зарядное устройство со шнуром от радиоприемника, что лишило административного истца возможности использовать радиоприемник; подача горячей воды в камеру в период с 7 октября 2021 года по 28 февраля 2022 года и в душевую комнату с 7 октября по 25 ноября 2021 года осуществлялась из системы отопления ненадлежащего качества, в результате чего у административного истца появились слабость, головокружение, тошнота; обращения ФИО1 о вызове врача и его осмотре медицинским работником были проигнорированы.
Определением Амурского городского суда Хабаровского края от 29 ноября 2021 года к участию в деле в качестве административного ответчика привлечена Федеральная служба исполнения наказаний (далее - ФСИН России).
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц определениями суда первой инстанции от 27 декабря 2021 года и от 14 февраля 2022 года были привлечены УФСИН России по Хабаровскому краю и ООО "Шелеховский теплоэнергетический комплекс".
Решением Амурского городского суда Хабаровского края от 23 мая 2022 года административное исковое заявление ФИО1 удовлетворено частично:
- признаны незаконными и нарушающими права осужденного действия (бездействия) ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившиеся в отказе в отправлении в закрытом виде корреспонденции, адресованной в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области; в лишении возможности пользоваться радиоприемником; в обеспечении горячим водоснабжением ненадлежащего качества в камере, где отбывает наказание Яндиев И.Б. в период с 7 октября 2021 года по 28 февраля 2022 года, и в душевой комнате в период с 7 октября по 25 ноября 2021 года;
- на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю возложена обязанность устранить допущенные нарушения путем направления в закрытом виде корреспонденции осужденного ФИО1, адресованной начальнику ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, в направлении которой в закрытом виде осужденному отказано;
- с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО1 взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 4 000 рублей. В остальной части в удовлетворении административного искового заявления было отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 9 сентября 2022 года решение суда первой инстанции оставлено без изменения, при этом абзац шестой резолютивной части решения изложен в новой редакции: "Возложить на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю обязанность устранить допущенные нарушения путем направления в закрытом виде корреспонденции осужденного ФИО1, адресованной начальнику ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, в направлении которой в закрытом виде осужденному отказано письмом о предоставлении информации от 17 ноября 2021 года".
Кассационным определением судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 8 февраля 2023 года решение Амурского городского суда Хабаровского края от 23 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 9 сентября 2022 года отменены в части признания незаконными и нарушающими права осужденного ФИО1 действий ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившихся в отказе отправления в закрытом виде корреспонденции, адресованной в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, возложении на ФКУ ИК-6 ГУФСИН России по Хабаровскому краю обязанности устранить допущенное нарушение путем направления в закрытом виде корреспонденции ФИО1, адресованной начальнику ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, в направлении которой ему отказано, а также в части взыскания с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО1 компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 4 000 рублей. Административное дело в данной части направлено на новое рассмотрение в суд апелляционной инстанции. В остальной части решение Амурского городского суда Хабаровского края от 23 мая 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 9 сентября 2022 года оставлено без изменения.
По результатам нового апелляционного рассмотрения административного дела апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 апреля 2023 года решение Амурского городского суда Хабаровского края от 23 мая 2022 года отменено в части признания незаконными и нарушающими права осужденного ФИО1 действий ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившихся в отказе отправления в закрытом виде корреспонденции, адресованной в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, возложении на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю обязанности устранить допущенное нарушение путем направления в закрытом виде корреспонденции ФИО1, адресованной начальнику ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, в направлении которой ему отказано, во взыскании с Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО1 компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 4 000 рублей. В указанной части по делу принято новое решение, которым, отказано в удовлетворении требований о признании незаконными и нарушающими права осужденного ФИО1 действий ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, выразившихся в отказе отправления в закрытом виде корреспонденции, адресованной в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, и о возложении на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю обязанности устранить допущенное нарушение путем направления в закрытом виде корреспонденции ФИО1, адресованной начальнику ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, в направлении которой ему отказано. С Российской Федерации в лице главного распорядителя средств федерального бюджета - ФСИН России за счет средств казны Российской Федерации в пользу ФИО1 взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении в размере 3 000 рублей.
15 июня 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФИО1, поданная через Амурский городской суд 13 июня 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене апелляционного определения в связи с допущенными судом апелляционной иснтанции нарушениями при применении норм материального права (по мнению административного истца, в соответствии с положениями действующего законодательства он вправе направлять почтовую корреспонденцию в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области в закрытом виде без цензуры), а также об оставлении в силе решения суда первой инстанции.
Определением судьи Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 29 июня 2023 года данная кассационная жалоба передана для рассмотрения в судебном заседании суда кассационной инстанции.
Помимо ФИО1, представители иных участвующих в деле лиц, извещенных о месте и времени рассмотрения кассационной жалобы, в судебное заседание не явились. При указанных обстоятельствах, руководствуясь статьей 150, частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в их отсутствие.
Частью 2 статьи 329 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
В соответствии с частями 2 и 3 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта. Также судебный акт подлежит безусловной отмене кассационным судом общей юрисдикции в случаях, указанных в части 1 статьи 310 КАС РФ.
Таких оснований для отмены или изменения апелляционного определения судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 апреля 2023 года по результатам рассмотрения кассационной жалобы с административным делом судебной коллегией по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не установлено.
Частью 1 статьи 218 КАС РФ предусмотрено, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решений, действий (бездействия) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями (включая решения, действия (бездействие) квалификационной коллегии судей, экзаменационной комиссии), должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены или оспорены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Согласно части 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном главой 22 КАС РФ, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 КАС РФ).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации (далее - УИК РФ), лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном КАС РФ, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение. Компенсация за нарушение условий содержания осужденного в исправительном учреждении присуждается исходя из требований заявителя с учетом фактических обстоятельств допущенных нарушений, их продолжительности и последствий и не зависит от наличия либо отсутствия вины органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих.
Статьей 10 УИК РФ установлено, что Российская Федерация уважает и охраняет права, свободы и законные интересы осужденных, обеспечивает законность применения средств их исправления, их правовую защиту и личную безопасность при исполнении наказаний. При исполнении наказаний осужденным гарантируются права и свободы граждан Российской Федерации с изъятиями и ограничениями, установленными уголовным, уголовно-исполнительным и иным законодательством Российской Федерации. Права и обязанности осужденных определяются УИК РФ исходя из порядка и условий отбывания конкретного вида наказания.
Пленум Верховного Суда Российской Федерации в пунктах 2, 13, 14 постановления от 25 декабря 2018 года N 47 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при рассмотрении административных дел, связанных с нарушением условий содержания лиц, находящихся в местах принудительного содержания" разъяснил, что под условиями содержания лишенных свободы лиц следует понимать условия, в которых с учетом установленной законом совокупности требований и ограничений реализуются закрепленные Конституцией Российской Федерации, общепризнанными принципами и нормами международного права, международными договорами Российской Федерации, федеральными законами и иными нормативными правовыми актами Российской Федерации права и обязанности указанных лиц, включая право на материально-бытовое обеспечение, обеспечение жилищно-бытовых, санитарных условий. В силу частей 2 и 3 статьи 62 КАС РФ обязанность доказывания соблюдения надлежащих условий содержания лишенных свободы лиц возлагается на административного ответчика - соответствующие орган или учреждение, должностное лицо, которым следует подтверждать факты, обосновывающие их возражения. Условия содержания лишенных свободы лиц должны соответствовать требованиям, установленным законом, с учетом режима места принудительного содержания, поэтому существенные отклонения от таких требований могут рассматриваться в качестве нарушений указанных условий.
Согласно части 2 статьи 91 УИК РФ получаемые и отправляемые осужденными письма, почтовые карточки и телеграммы подвергаются цензуре со стороны администрации исправительного учреждения, за исключением случаев, указанных в части 4 статьи 15 КАС РФ. Срок осуществления цензуры составляет не более трех рабочих дней, а в случае, если письма, почтовые карточки и телеграммы написаны на иностранном языке, - не более семи рабочих дней.
В свою очередь, из содержания части 4 статьи 15 УИК РФ следует, что предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденных к аресту, содержанию в дисциплинарной воинской части, лишению свободы, смертной казни, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, и ответы на них цензуре не подлежат. Указанные предложения, заявления, ходатайства и жалобы не позднее одного рабочего дня передаются операторам связи для их доставки по принадлежности.
Пунктом 58 действовавших до 16 июля 2022 года Правил внутреннего распорядка исправительных учреждений, утвержденных приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 16 декабря 2016 года N 295 (далее - Правила внутреннего распорядка), предусматривалось, что предложения, заявления, ходатайства и жалобы осужденного, адресованные Президенту Российской Федерации, в палаты Федерального Собрания Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, законодательные (представительные) органы субъектов Российской Федерации, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, суд, органы прокуратуры, вышестоящие органы уголовно-исполнительной системы и их должностным лицам, Уполномоченному по правам человека в Российской Федерации, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по правам ребенка, Уполномоченному при Президенте Российской Федерации по защите прав предпринимателей, уполномоченному по правам человека в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по правам ребенка в субъекте Российской Федерации, уполномоченному по защите прав предпринимателей в субъекте Российской Федерации, в общественные наблюдательные комиссии, образованные в соответствии с законодательством Российской Федерации, а также адресованные в соответствии с международными договорами Российской Федерации в межгосударственные органы по защите прав и свобод человека, Европейский Суд по правам человека, и ответы на них цензуре не подлежат. При отсутствии на лицевом счете осужденного по независящим от него причинам денежных средств, указанные предложения, заявления, и жалобы отправляются за счет исправительного учреждения (за исключением направляемых в форме телеграмм).
Указанные почтовые отправления не позднее одного рабочего дня (за исключением выходных и праздничных дней) передаются операторам связи для их доставки по принадлежности. О принятии предложений, заявлений, ходатайств и жалоб осужденному выдается расписка от имени администрации исправительного учреждения с указанием даты передачи жалобы представителю исправительного учреждения.
Как следует из материалов настоящего административного дела, 17 ноября 2021 года ФИО1, отбывающий уголовное наказание в виде пожизненного лишения свободы в ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, подал через администрацию исправительного учреждения в закрытом виде конверт для его направления почтой в адрес ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области.
17 ноября 2021 года врио начальника ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю ФИО4 вернул данный конверт административному истцу, предложив ФИО5 представить соответствующее почтовое отправление в открытом виде.
Признавая данные действия администрации исправительного учреждения незаконными, Амурский городской суд Хабаровского края, исходил из того, что предложения, заявления и ходатайства осужденных к лишению свободы, адресованные в органы уголовно-исполнительной системы, и ответы на них цензуре не подлежат, в связи с чем почтовая корреспонденция ФИО1, которую он хотел направить в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, должна была приниматься администрацией ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю в закрытом виде. Признав соответствующие действия администрации исправительного учреждения нарушающими права административного истца, суд первой инстанции, руководствуясь пунктом 1 части 3 статьи 227 КАС РФ, возложил на ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю обязанность направить в закрытом виде почтовую корреспонденцию ФИО1, адресованную начальнику ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области. Помимо этого, Амурский городской суд Хабаровского края взыскал в пользу административного истца компенсацию за допущенные нарушения условий содержания в исправительном учреждении (за отказ направить в закрытом виде почтовую корреспонденцию в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, за лишение возможности пользоваться радиоприемником, за необеспечение горячим водоснабжением надлежащего качества в камере с 7 октября 2021 года по 28 февраля 2022 года и в душевой комнате с 7 октября по 25 ноября 2021 года) в размере 4 000 рублей.
Отменяя решение суда первой инстанции в указанной выше части и принимая по делу новое решение об отказе в признании незаконными и нарушающими права ФИО1 действий ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю по отказу в направлении в закрытом виде корреспонденции, адресованной в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, судебная коллегия по административным делам Хабаровского краевого суда, проанализировав положения части 4 статьи 15 УИК РФ и пункта 58 Правил внутреннего распорядка, указала в апелляционном определении, что у администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю имелись основания для отказа в отправлении в закрытом виде без цензуры почтовой корреспонденции административного истца, адресованной в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области, поскольку данная исправительная колония не является вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы по отношению к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю. Отмена решения суда первой инстанции в указанной части повлекла за собой снижение размера взысканной в пользу ФИО1 компенсации в порядке статьи 227.1 КАС РФ с 4 000 рублей до 3 000 рублей, на что было указано судом апелляционной инстанции в апелляционном определении.
Оснований не согласиться с приведенными выводами судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суд апелляционной инстанции пришел к ним, подробно изложены в оспариваемом судебном акте со ссылками на установленные по делу обстоятельства, на нормы материального права, подлежащие применению к спорным отношениям, а также на имеющиеся в деле доказательства.
По существу суд апелляционной инстанции выполнил указания суда кассационной инстанции о толковании закона, изложенные в кассационном определении от 8 февраля 2023 года, которые в силу положений части 4 статьи 329 КАС РФ являлись для судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда обязательными.
Так, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции, направляя административное дело в части на новое рассмотрение, отметила в кассационном определении от 8 февраля 2023 года, что в данном случае ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области не является вышестоящим органом уголовно-исполнительной системы по отношению к ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, следовательно, у администрации ФКУ ИК-6 УФСИН России по Хабаровскому краю, исходя из буквального толкования части 4 статьи 15 УИК РФ и пункта 58 Правил внутреннего распорядка, имелись основания для отказа в отправлении в закрытом виде корреспонденции, адресованной в ФКУ ИК-56 ГУФСИН России по Свердловской области. Кроме того, в данном кассационном определении суду апелляционной инстанции указывалось на необходимость принятия нового решения в части размера компенсации за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, которая ранее определялась судом первой инстанции, в том числе, с учетом признания соответствующих действий исправительного учреждения незаконными.
Ссылки в кассационной жалобе на судебные решения, принятые по другим административным делам о взыскании компенсации за нарушение условий содержания в исправительных учреждениях, не свидетельствуют о незаконности и необоснованности принятого по настоящему административному делу судебного акта, поскольку сделанные в судебных актах, принятых по иным административным спорам, выводы основаны на конкретных обстоятельствах соответствующих дел и представленных доказательствах, которые не аналогичны обстоятельствам и доказательствам по данному административному делу.
Из содержания положений статьи 126 Конституции Российской Федерации и конкретизирующих ее положений пункта 1 части 7 статьи 2, пункта 1 части 3 статьи 5 и пункта 7 части 1 статьи 7 Федерального конституционного закона от 5 февраля 2014 года N 3-ФКЗ "О Верховном Суде Российской Федерации", части 4 статьи 19 Федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 года N 1-ФКЗ "О судебной системе Российской Федерации", следует, что разъяснения судам общей юрисдикции по вопросам судебной практики на основе ее изучения и обобщения в целях обеспечения единообразного применения законодательства Российской Федерации могут быть даны Пленумом или Президиумом Верховного Суда Российской Федерации.
Таким образом, при рассмотрении административного дела судом апелляционной инстанции были верно определены юридически значимые для дела обстоятельства, нарушений норм материального и процессуального права, которые привели к неправильному разрешению административного спора в соответствующей части, не допущено. Оснований для отмены обжалуемого судебного акта по доводам кассационной жалобы не имеется. Обстоятельства, влекущие безусловную отмену апелляционного определения, по делу также не установлены.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Хабаровского краевого суда от 28 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО1 - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления апелляционного определения в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.