Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Федерального бюджетного учреждения "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 8 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 мая 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению прокурора Ленского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к Федеральному бюджетному учреждению "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" о возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения прокурора Нишоновой Ф.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
прокурор Ленского района Республики Саха (Якутия) обратился в Ленский районный суд Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц, просил обязать федеральное бюджетное учреждение "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" (далее - ФБУ "Администрация Ленского бассейна") в течение 1 года с момента вступления решения суда в законную силу поднять, удалить и утилизировать лом черных металлов, находящийся в водоохранной зоне реки "данные изъяты" на N км от правого берега (N).
Определением Ленского районного суда Республики Саха (Якутия) от 24 октября 2022 года дело передано на рассмотрение по месту нахождения ответчика - ФБУ "Администрация Ленского бассейна" - в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия).
Определением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 22 ноября 2022 года исковое заявление принято к производству Якутского городского суда Республики Саха (Якутия).
Определением судьи Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 21 декабря 2022 года в качестве соответчика привлечено Министерство экологии, природопользования и лесного хозяйства Республики Саха (Якутия).
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 8 февраля 2023 года исковые требования прокурора удовлетворены. На ФБУ "Администрация Ленского бассейна" возложена обязанность течение 18 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу поднять, удалить и утилизировать лом черных металлов, находящийся в водоохранной зоне реки "данные изъяты" на N км от правого берега (N).
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 19 апреля 2023 года административное дело по административному исковому заявлению прокурора Ленского района Республики Саха (Якутия) в интересах неопределенного круга лиц к ФБУ "Администрация Ленского бассейна" о возложении обязанности по поднятию и утилизации лома черных металлов передано на рассмотрение в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия).
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 мая 2023 года решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 8 февраля 2023 года оставлено без изменения.
22 июня 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба ФБУ "Администрация Ленского бассейна", поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 9 июня 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что судами допущено нарушение норм материального и процессуального права. Судами неверно определен статус объекта, исходя из квалифицирующих его признаков (оставленное (брошенное) судно или затонувшее в результате крушения), что явилось причиной неправильного применения норм действующего законодательства. Судами не установлена причинно-следственная связь и не доказана угроза для окружающей среды вследствие нахождения объекта в водоохранной зоне реки Лена. Административным истцом доказательства, основанные на соответствующих лабораторных исследованиях, суду не представлены. Судом не принято во внимание, что оставление спорного объекта его собственниками, которые судом не установлены, имеет признаки несанкционированной свалки, ликвидация которой является прямой обязанностью органа государственной власти субъекта Российской Федерации.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 3 июля 2023 года кассационная жалоба ФБУ "Администрация Ленского бассейна" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В соответствии со статьями 42 и 58 Конституции Российской Федерации каждый имеет право на благоприятную окружающую среду, обязан сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам.
Из положений статьи 1 Федерального закона от 10.01.2002 N 7-ФЗ "Об охране окружающей среды" следует, что под негативным воздействием на окружающую среду понимается воздействие хозяйственной и иной деятельности, последствия которой приводят к негативным изменениям качества окружающей среды. Загрязнение окружающей среды - поступление в окружающую среду вещества и (или) энергии, свойства, местоположение или количество которых оказывают негативное воздействие на окружающую среду.
Запрет на сброс в водные объекты и захоронение в них отходов производства и потребления, в том числе выведенных из эксплуатации судов и иных плавучих средств (их частей и механизмов), установлен частью 1 статьи 56 Водного кодекса Российской Федерации в целях охраны водных объектов от загрязнения и засорения.
Следовательно, затопление судов, их обломков, оборудования, грузов и других предметов, либо иного имущества влечет презумпцию экологической опасности и, соответственно, обязанность лица, допустившего затопление судна или иного имущества, возмещение вреда, причиненного водным объектам, что следует из положений части 1 статьи 69 Водного кодекса Российской Федерации.
Из части 1 статьи 7 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации (далее - КВВТ РФ) следует, что внутренние водные пути и расположенные на них судоходные гидротехнические сооружения находятся в федеральной собственности и используются в целях судоходства любыми юридическими и физическими лицами. Перечень внутренних водных путей утверждается Правительством Российской Федерации.
Согласно части 13 статьи 10 КВВТ РФ запрещается оставление без надзора на водных объектах и береговой полосе судов, сооружений, оказывающих негативное влияние на состояние внутренних водных путей и береговой полосы и (или) затрудняющих их использование.
Правила, регулирующие порядок подъема, удаления и уничтожения имущества, затонувшего на внутренних водных путях, установлены главой 7 КВВТ РФ.
Пунктом 1 статьи 45 данного Кодекса установлено, что действие правил, установленных настоящей главой, распространяется на владельца затонувшего судна, его обломков, оборудования, грузов и других находившихся на судне предметов (далее также - затонувшее судно), на собственников иного затонувшего имущества.
К затонувшему имуществу относятся потерпевшие крушение суда, их обломки, оборудование, грузы и другие предметы, иное затонувшее имущество независимо от того, находятся они на плаву или под водой, опустились на дно на внутренних водных путях либо выброшены на мелководье или берег (пункт 2 приведенной статьи).
В соответствии с пунктом 1 статьи 49 КВВТ РФ администрация бассейна внутренних водных путей поднимает затонувшее судно или иное затонувшее имущество и при необходимости удаляет либо утилизирует их, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества не поднимет затонувшее судно или иное затонувшее имущество в срок, установленный в соответствии с пунктами 4 и 5 статьи 47.1 настоящего Кодекса, и такое имущество создает серьезную и непосредственную угрозу безопасности судоходства или непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением либо значительно препятствует осуществлению рыболовства, деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам.
Статьей 47.1 КВВТ РФ определены обязанности владельца затонувшего судна и собственника иного затонувшего имущества по подъему затонувшего судна и иного затонувшего имущества, при этом указано, что в случае, если владелец затонувшего судна или собственник иного затонувшего имущества неизвестен, по представлению администрации бассейна внутренних водных путей делается официальная публикация о необходимости подъема затонувшего судна его владельцем или иного затонувшего имущества его собственником (пункт 6).
Согласно пунктам 4 и 5 статьи 47.1 КВВТ РФ в случае, если затонувшее судно или иное затонувшее имущество создает угрозу безопасности судоходства или причинения вреда окружающей среде либо препятствует деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам, подъем затонувшего судна или иного затонувшего имущества по требованию администрации бассейна внутренних водных путей осуществляется в установленный администрацией бассейна внутренних водных путей срок. В случае, если затонувшее судно или иное затонувшее имущество не создает угрозу безопасности судоходства либо не препятствует деятельности на внутреннем водном транспорте и проводимым на внутренних водных путях путевым работам, подъем затонувшего судна или иного затонувшего имущества осуществляется не позднее чем через один год со дня затопления судна или иного имущества либо обнаружения их.
Из положений действующего законодательства следует, что подъем, удаление, утилизация затонувшего судна или иного затонувшего имущества осуществляются в целях охраны водных объектов от негативного воздействия, предотвращения угрозы безопасности судоходства или причинения значительного ущерба окружающей среде загрязнением.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, Перечнем внутренних водных путей Российской Федерации, утвержденным распоряжением Правительства Российской Федерации от 19 декабря 2002 года N1800-р, река "данные изъяты" отнесена к внутренним водным путям федерального значения и в соответствии с приказом Министерства транспорта Российской Федерации от 17 августа 2012 N 316 "Об определении бассейнов водных путей Российской Федерации" входит в Ленский бассейн внутренних водных путей.
По требованию прокуратуры Ленского района Ленским комитетом государственного экологического надзора Минэкологии Республики Саха (Якутия) 29 марта 2022 года проведено обследование акватории реки "данные изъяты", в ходе которого установлено, что на правом берегу реки "данные изъяты" ниже по течению в N метрах от "данные изъяты" выявлен лом черных металлов - баржа (N), которая в период половодья реки "данные изъяты" затапливается и создает помеху для местного населения при проведении любительской и спортивной рыбалки.
Согласно перечню затонувших судов на внутренних водных путях Ленского бассейна на территории Республики Саха (Якутия) данная баржа указана как "металлолом, суда", при этом указано на невозможность выявления собственника.
В соответствии с Уставом ФБУ "Администрация Ленского бассейна" осуществляет функции администрации Ленского бассейна внутренних водных путей по выполнению государственных работ и оказанию государственных услуг в сфере внутреннего водного транспорта в соответствии с КВВТ (пункт 1.1), имеет в своем составе филиалы, не являющиеся юридическими лицами (пункт 1.6). Администрация имеет право, в частности, поднимать, удалять или уничтожать затонувшее имущество в случаях, установленных законодательством РФ (подпункт 12 пункта 6.3). К видам приносящей доход деятельности ответчика также относится оказание услуг по подъему, хранению, удалению или уничтожению затонувшего имущества и его транспортировке (п.п.5 п.3.4 Устава).
Полагая, что ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" допущено незаконное бездействие по непринятию мер по ликвидации лома черных металлов, находящийся в водоохранной зоне реки Лена на 2 752 км от правого берега, прокурор Ленского района Республики Саха (Якутия) обратился в суд.
Удовлетворяя административный иск прокурора, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из того, что обязанность по подъему, удалению, утилизации затонувшего судна, иного имущества, собственник которого неизвестен, в том числе, частей корпуса судна, возлагается на ФБУ "Администрация Ленского бассейна" путей, при этом данная обязанность не исполнена, в то время, как нахождение указанных объектов в пределах водного объекта создает непосредственную угрозу причинения значительного ущерба окружающей среде и препятствует осуществлению рыболовства.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 8 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 29 мая 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу ФБУ "Администрация Ленского бассейна внутренних водных путей" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.