Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Управления Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии по Республике Саха (Якутия) на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению Апсолихова Рията Рафаиловича к Управлению Росреестра по Республике Саха (Якутия) о признании незаконным решения, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Апсолихов Р.Р. обратился в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с административным исковым заявлением, просил признать незаконным уведомление Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия) о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации; возложить на Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия) обязанность произвести действия по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес"
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 декабря 2022 года, административное исковое заявление Апсолихова Р.Р. удовлетворено. Признано незаконным решение Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия) от 6 июля 2022 года N КУВД-001/2022-26997523/1 о приостановлении государственного кадастрового учета и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости - здания, расположенного по адресу: "адрес" На Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия) возложена обязанность устранить допущенное нарушение прав и охраняемых законом интересов Апсолихова Р.Р. путем осуществления действий по государственному кадастровому учету и государственной регистрации прав на объект недвижимости - здание, расположенное по адресу: "адрес"
22 июня 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба Управления Росреестра по Республике Саха (Якутия), поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 7 июня 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового судебного акта без передачи дела на новое рассмотрение со ссылкой на то, что судами допущено нарушение норм материального права. Судами не принято во внимание, что размещение объекта недвижимости - жилого дома на земельном участке с кадастровым номером N не соответствует требованиям градостроительного регламента по его использованию, в связи с частичным расположением в зонах "Ж-6.2", "Т-1". При этом, образование земельного участка, постановка на государственный кадастровый учет и заключение договора аренды осуществлено после утверждения административных регламентов для территориальных зон, в том числе "Ж-6.2", "Т-1". В ЕГРН отсутствуют сведения, подтверждающие давностное осуществление землепользования на участке под возведенным объектом недвижимости административным истцом.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 3 июля 2023 года кассационная жалоба Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия) передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
Из смысла статей 218 (часть 1) и 227 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации следует, что гражданин может обратиться в суд с требованиями об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, иного органа, организации, наделенных отдельными государственными или иными публичными полномочиями, должностного лица, государственного или муниципального служащего, если полагает, что нарушены его права, свободы и законные интересы, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов или на него незаконно возложены какие-либо обязанности.
Для признания незаконным таких ненормативного правового акта, действий (бездействия) необходимо наличие одновременно двух условий, а именно, несоответствие оспариваемого акта, действия (бездействия) закону или иному нормативному правовому акту и нарушение данными актом, действиями (бездействием) прав и законных интересов административного истца.
Отношения, возникающие в связи с осуществлением на территории Российской Федерации государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним, а также ведением Единого государственного реестра недвижимости и предоставлением сведений, содержащихся в Едином государственном реестре недвижимости, регулируются Федеральным законом от 13.07.2015 (далее - Федеральный закон N 218-ФЗ).
Пунктом 3 части 1 статьи 29 Федерального закона N 218-ФЗ предусмотрено, что государственная регистрация прав включает в себя проведение правовой экспертизы документов, представленных для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, на предмет наличия или отсутствия установленных настоящим Федеральным законом оснований для приостановления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав либо для отказа в осуществлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав.
Частью 1 статьи 26 вышеназванного закона предусмотрено приостановление осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав по решению государственного регистратора прав в случае, если форма и (или) содержание документа, представленного для осуществления государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав, не соответствуют требованиям законодательства Российской Федерации (пункт 7).
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, 09.09.2019 между Департаментом имущественных и земельных отношений Окружной администрации г.Якутска (арендодателем) и Апсолиховым Р.Р. (арендатором) заключён договор аренды земельного участка с кадастровым номером N, площадью 527 кв.м, расположенного по адресу: РС(Я), "адрес" для использования под индивидуальный жилой дом на срок по 09.09.2022.
Решением Якутского городского суда от 5 февраля 2020 года признано незаконным уведомление Департамента о несоответствии указанных в уведомлении Апсолихова Р.Р. параметров планируемого индивидуального жилого дома установленным параметрам, возложена обязанность выдать уведомление о соответствии указанных им в уведомлении о планируемом строительстве или реконструкции параметров объекта индивидуального жилищного строительства установленным параметрам размещения объекта индивидуального жилищного строительства.
24 августа 2020 года во исполнение указанного решения суда Департаментом административному истцу выдано уведомление о соответствии планируемого объекта установленным параметрам N 1909.
28 июня 2022 года административный истец обратился в Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия) с заявлением о государственном кадастровом учёте и государственной регистрации прав в отношении объекта недвижимости - здания, расположенного по адресу: "адрес"
6 июля 2022 года Управлением Росреестра по Республике Саха (Якутия) принято решение о приостановлении государственного кадастрового учёта и (или) государственной регистрации прав на том основании, что заявленный объект недвижимости не соответствует требованиям, установленным градостроительным регламентом, проведение государственного кадастрового учёта и государственной регистрации права собственности не представляется возможным, осуществление действий по государственному кадастровому учёту и государственной регистрации прав приостанавливается до 06.10.2022; заявителю разъяснено, что в осуществлении государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним будет отказано в случае, если в течение срока приостановления не будут устранены причины, препятствующие осуществлению государственного кадастрового учёта недвижимого имущества и (или) государственной регистрации прав.
Считая данное уведомление незаконным, нарушающим его права и законные интересы, Апсолихов Р.Р. обратился в суд.
Удовлетворяя административные исковые требования Апсолихова Р.Р, суды нижестоящих судебных инстанций, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходили из того, что Апсолихов Р.Р. приобрёл право на постройку индивидуального жилого дома с 1999 года, т.е. до установления территориальной зоны "Ж-6.2" нормативным правовым актом Якутской городской Думы от 25.12.2013 N 169-НПА "Правила землепользования и застройки городского округа "город Якутск", и пришли к выводу о том, что у административного ответчика правовых оснований для приостановления государственного кадастрового учёта и государственной регистрации прав не имелось, поскольку у административного истца имеется положительное уведомление о соответствии планируемого объекта индивидуального жилищного строительства требованиям градостроительного регламента, которое было приложено к заявлению в регистрирующий орган.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы ссылок на существенные нарушения норм материального или процессуального права, повлиявшие на исход дела, без устранения которых невозможны восстановление и защита нарушенных прав, свобод и законных интересов, не содержат; по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 14 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу Управление Росреестра по Республике Саха (Якутия) - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.