Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (по ТОФ) на решение Ленинского районного суда г.Владивостока края от 2 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 21 декабря 2022 года по административному делу по административному исковому заявлению военного прокурора 204 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть 33434 в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, к Министерству обороны Российской Федерации, федеральному государственному бюджетному учреждению "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации, филиалу федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (по ТОФ), жилищно-коммунальной службе N 1 филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (по ТОФ) о признании бездействия незаконным, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, объяснения представителя ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России - Тихого А.С, поддержавшего доводы кассационной жалобы, возражения прокурора Нишоновой Ф.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
военный прокурор 204 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть 33434 Артюхов А.С. обратился в Советско-Гаванский городской суд Хабаровского края с исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, просил обязать Министерство обороны Российской Федерации в течение 2 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу предоставить ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России лимиты денежных средств, необходимых для обеспечения котельной инв. N ("адрес" резервным электроснабжением путем установки бензиновых или дизельных генераторов, либо источников бесперебойного питания, форма и характеристики которых должны позволять работать котельной в автономном режиме не менее 48 часов; обязать ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в лице жилищно-коммунальной службы N 1 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ТОФ оборудовать котельную инв. N ("адрес") резервным электроснабжением путем установки бензиновых или дизельных генераторов, либо источников бесперебойного питания, форма и характеристики которых должны позволять работать этой котельной в автономном режиме не менее 48 часов.
Определением судьи Советско-Гаванского городского суда Хабаровского края от 22 февраля 2022 года гражданское дело по исковому заявлению военного прокурора 204 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть 33434 в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц, передано по подсудности на рассмотрение в Ленинский районный суд г.Владивостока.
Решением Ленинского районного суда г.Владивостока от 2 августа 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 21 декабря 2022 года, административное исковое заявление военного прокурора 204 военной прокуратуры гарнизона, войсковая часть 33434, в защиту прав, свобод и законных интересов неопределенного круга лиц удовлетворено в части. Признано незаконным бездействие ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в лице филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ТОФ, выразившееся в непринятии мер по оборудованию котельной инв. N ("адрес") резервным электроснабжением. На ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России в лице филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ТОФ возложена обязанность принять меры по оборудованию котельной инв. N ("адрес") резервным электроснабжением путем установки бензиновых или дизельных генераторов, либо источников бесперебойного питания, форма и характеристики которых должны позволять работать этой котельной в автономном режиме не менее 48 часов, в течение 6 месяцев с момента вступления решения суда в законную силу. В удовлетворении остальной части административных исковых требований отказано.
22 июня 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ТОФ, поданная через Ленинский районный суд г.Владивостока 21 июня 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии решения об отказе в удовлетворении административных исковых требований со ссылкой на то, что судами допущено нарушение норм материального права. Суды не приняли во внимание, что спорная котельная введена в эксплуатацию в 1983 году и относится к третьей категории электроприемников, для которой не предусмотрено наличие резервного источника питания. Примененные судами Правила устройства электроустановок распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки, и их применение для действующих электроустановок носит рекомендательный характер. Так как спорная котельная реконструкции не подвергалась, Правила устройства электроустановок к ней неприменимы.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 3 июля 2023 года кассационная жалоба филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ТОФ передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители Министерству обороны Российской Федерации, жилищно-коммунальной службе N филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Центральное жилищно-коммунальное управление" Министерства обороны Российской Федерации (по ТОФ); в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, изучив письменные возражения на кассационную жалобу военного прокурора 204 военной прокуратуры гарнизона, войсковой части 33434, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
В соответствии со статьей 210 Гражданского кодекса Российской Федерации собственник несет бремя содержания принадлежащего ему имущества, если иное не предусмотрено законом или договором.
Из содержания пункта 12 статьи 1 Федерального закона от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ "Об обороне" (далее - Федеральный закон от 31 мая 1996 года N 61-ФЗ) следует, что имущество Вооруженных Сил Российской Федерации, других войск, воинских формирований и органов является федеральной собственностью и находится у них на правах хозяйственного ведения или оперативного управления.
Согласно подпункту 71 пункта 7 Положения о Министерстве обороны Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 16 августа 2004 года N 1082 (далее - Положение), к полномочиям Минобороны России отнесено, в том числе, осуществление правомочий собственника имущества Вооруженных Сил Российской Федерации, имущества, которое составляет государственную казну Российской Федерации и управление которым осуществляет Минобороны России, а также правомочия в отношении земель и других природных ресурсов, предоставленных для нужд Вооруженных Сил Российской Федерации.
Подпункт 52 пункта 7 Положения предусматривает, что Минобороны России организует эксплуатацию, модернизацию, ремонт и ликвидацию вооружения, военной техники и имущества в Вооруженных Силах Российской Федерации.
Аналогично пункт 1, подпункт "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2008 года N 1053 "О некоторых мерах по управлению федеральным имуществом" определяют, что Минобороны России осуществляет функции по управлению федеральным имуществом, находящимся у Вооруженных Сил Российской Федерации на праве хозяйственного ведения или оперативного управления, земельными участками, находящимися на праве постоянного (бессрочного) пользования, имуществом подведомственных ему федеральных государственных унитарных предприятий и государственных учреждений; осуществляет контроль за управлением, распоряжением, использованием по назначению и сохранностью находящегося в федеральной собственности имущества Вооруженных Сил Российской Федерации и подведомственных Минобороны России организаций, в том числе переданного в установленном порядке иным лицам, и при выявлении нарушений принимает в соответствии с законодательством Российской Федерации меры по их устранению и привлечению виновных лиц к ответственности.
В силу пункта 5 Положения Минобороны России осуществляет свою деятельность непосредственно и через органы управления военных округов (Северного флота), иные органы военного управления, территориальные органы (военные комиссариаты), подведомственные Минобороны России организации.
На основании приказа Минобороны России от 2 марта 2017 года N 155 в целях содержания (эксплуатации) объектов военной и социальной инфраструктуры и предоставления услуг в сфере жилищно-коммунального хозяйства создано ФГБУ "ЦЖКУ", которому котельная передана в оперативное управление.
В соответствии с пунктом 1 статьи 296 Гражданского кодекса Российской Федерации учреждение и казенное предприятие, за которыми имущество закреплено на праве оперативного управления, владеют, пользуются этим имуществом в пределах, установленных законом, в соответствии с целями своей деятельности, назначением этого имущества и, если иное не установлено законом, распоряжаются этим имуществом с согласия собственника этого имущества.
Согласно пунктам 21 и 25 Устава ФГБУ "ЦЖКУ" данное бюджетное учреждение обеспечивает и осуществляет в числе прочего капитальный ремонт, текущий ремонт закрепленных на праве оперативного управления и предоставленного в безвозмездное пользование недвижимого имущества, объектов материально-технической базы, оборудования и инженерных сетей, обеспечивающих их функционирование.
Приказом Министра обороны Российской Федерации от 30 декабря 2017 года N 860 утверждено Руководство по коммунально-эксплуатационному обеспечению Вооруженных Сил Российской Федерации (далее - Руководство), которое определяет коммунально-эксплуатационные органы (организации), отвечающие за коммунально-эксплуатационное обеспечение.
Пунктом 14 Руководства установлено, что филиалы ФГБУ "ЦЖКУ" несут ответственность за: обеспечение технической эксплуатации материально-технической базы; контроль за исполнением контрактов по закрепленной номенклатуре.
Жилищно-коммунальная служба ФГБУ "ЦЖКУ" несет ответственность за правильную эксплуатацию систем энергоснабжения, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения, противопожарной защиты, электротехнического оборудования; своевременное проведение мероприятий промышленной безопасности на опасных производственных объектах коммунального хозяйства Вооруженных Сил Российской Федерации, закрепленных на праве оперативного управления за ФГБУ "ЦЖКУ". Также Жилищно-коммунальная служба ФГБУ "ЦЖКУ" осуществляет: выявление случаев незаконных присоединений к инженерным сетям; устранение аварийных ситуаций; мероприятия по подготовке к отопительному периоду; иную деятельность, предусмотренную уставом ФГБУ "ЦЖКУ" (пункты 15 и 16 Руководства).
Согласно абзацу четвертому пункта 1 статьи 6 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике" (далее - Федеральный закон от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ) обеспечение бесперебойного и надежного функционирования электроэнергетики в целях удовлетворения спроса на электрическую энергию потребителей, обеспечивающих надлежащее исполнение своих обязательств перед субъектами электроэнергетики, является одним из принципов и основой государственной политики в указанной сфере.
В силу абзаца первого статьи 1 Федерального закона от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ "О защите населения и территорий от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера" (далее - Федеральный закон от 21 декабря 1994 года N 68-ФЗ) под "чрезвычайной ситуацией" понимается обстановка на определенной территории, сложившаяся в результате аварии, опасного природного явления, катастрофы, распространения заболевания, представляющего опасность для окружающих, стихийного или иного бедствия, которые могут повлечь или повлекли за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей.
В соответствии с пунктом 7 статьи 38 Федерального закона от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ Правительством Российской Федерации утверждается Порядок полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии потребителями - участниками оптового и розничных рынков. Указанный порядок в числе прочего определяет категории потребителей, ограничение режима потребления которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям.
Пунктом 47 Правил полного и (или) частичного ограничения режима потребления электрической энергии, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 4 мая 2012 года N 442 (далее - Правила ограничения режима потребления), установлено, что при введении ограничения режима потребления либо возникновения не регламентных отключений (повреждение линий электропередачи и (или) оборудования, в том числе в результате стихийных явлений) для обеспечения минимально необходимого уровня потребления электрической энергии в соответствии с уровнем технологической или аварийной брони (в случае невозможности осуществить передачу электрической энергии из-за повреждения объектов электросетевого хозяйства сетевых организаций или оборудования объектов по производству электрической энергии) задействуются резервные источники питания, предусмотренные категорией надежности потребителя.
К категориям потребителей электрической энергии (мощности), ограничение режима потребления электрической энергии которых может привести к экономическим, экологическим, социальным последствиям, пункт 4 Приложения к Правилам ограничения режима потребления относит воинские части Минобороны России.
Приказом Министерства энергетики Российской Федерации от 8 июля 2002 года N 204 утверждены Правила устройства электроустановок (далее - Правила УЭ), положения которых в соответствии с пунктом 1.1.1 Правил УЭ распространяются на вновь сооружаемые и реконструируемые электроустановки постоянного и переменного тока напряжением до 750 кВ, в том числе на специальные электроустановки, рассмотренные в разделе 7 Правил УЭ. Требования Правил УЭ рекомендуется применять для действующих электроустановок, если это повышает надежность электроустановки или если ее модернизация направлена на обеспечение требований безопасности, которые распространяются на действующие электроустановки.
Пунктом 1.2.18 Правил УЭ предусмотрено, что в отношении обеспечения надежности электроснабжения электроприемники разделяются на следующие три категории: первой категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых может повлечь за собой: опасность для жизни людей, угрозу для безопасности государства, значительный материальный ущерб, расстройство сложного технологического процесса, нарушение функционирования особо важных элементов коммунального хозяйства, объектов связи и телевидения; второй категории - электроприемники, перерыв электроснабжения которых приводит к массовому недоотпуску продукции, массовым простоям рабочих, механизмов и промышленного транспорта, нарушению нормальной деятельности значительного количества городских и сельских жителей; третьей категории - все остальные электроприемники, не подпадающие под определения первой и второй категорий.
Электроприемники первой и второй категорий должны обеспечиваться электроэнергией от двух независимых взаимно резервирующих источников питания (пункты 1.2.19 и 1.2.20 Правил УЭ).
В соответствии с пунктом 1.2.20 Правил УЭ для электроприемников второй категории при нарушении электроснабжения от одного из источников питания допустимы перерывы электроснабжения на время, необходимое для включения резервного питания действиями дежурного персонала или выездной оперативной бригады.
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, котельная ЖКС с инвентарным N, расположенная в военном городке "адрес", находится в собственности Российской Федерации, правомочия собственника данного имущества осуществляет Минобороны России, которое в соответствии с приказом Департамента имущественных отношений Минобороны России от 13 апреля 2017 года N 1168 передало котельную в оперативное управление ФГБУ "ЦЖКУ".
В ходе проверки, проведенной 204 военной прокуратуры гарнизона (войсковая часть 33434), установлено, что котельная не обеспечена электроэнергией от двух взаимно резервирующих источников электропитания, а также не оборудована резервным источником электропитания, что в 2021-2022 года способствовало длительным перерывам электроснабжения.
По фактам выявленных нарушений военным прокурором в адрес начальника ЖКС N 1 филиала ФГБУ "ЦЖКУ" (по ТОФ) внесено представление об устранении нарушений закона, однако резервными источниками электроснабжения котельная обеспечена не была.
Удовлетворяя административные исковые требования военного прокурора, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из того, что заключением по результатам проверки котельной N от 16.12.2021, выполненным начальником отделения 963 отдела государственного технического надзора и ответственным за исправное состояние, безопасную эксплуатацию тепловых энергоустановок котельной N, установлено, что котельная предназначена для отопления объектов военной инфраструктуры военного городка N и шести многоквартирных домов, в соответствии с методическими рекомендациями для определения категоричности относится к электроприемникам второй категории по надежности электроснабжения. При этом отсутствие резервного источника электроснабжения в котельной в случае неисправности основного источника увеличит вероятную возможность перерыва в подаче тепла потребителям и может повлечь за собой возникновение чрезвычайных ситуаций, создать реальную угрозу для жизни и здоровья военнослужащих и граждан военного городка N, а также жителей многоквартирных жилых домов.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ТОФ основаны на ошибочном толковании норм материального права, по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Ленинского районного суда г.Владивостока края от 2 августа 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Приморского краевого суда от 21 декабря 2022 года оставить без изменения, кассационную жалобу филиала ФГБУ "ЦЖКУ" Минобороны России по ТОФ - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.