Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Кудриной Я.Г, Туктамышевой О.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу администрации муниципального образования "Холмский городской округ" на решение Холмского городского суда Сахалинской области от 22 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 19 января 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Холмского городского прокурора в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования "Холмский городской округ" к администрации муниципального образования "Холмский городской округ", департаменту по управлению муниципальным имуществом и землепользованию администрации муниципального образования "Холмский городской округ" об оспаривании бездействия, возложении обязанности.
Заслушав доклад судьи Кудриной Я.Г, возражения прокурора Нишоновой Ф.А. относительно доводов кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Холмский городской прокурор обратился в Холмский городской суд Сахалинской области с административным исковым заявлением в интересах неопределенного круга лиц - жителей муниципального образования "Холмский городской округ", с учетом уточнения административных исковых требований просил признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Холмский городской округ", выраженное в длительном непринятии мер по проведению осмотров аварийных зданий, расположенных по "адрес" на предмет их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов в целях исключения возможности проникновения посторонних лиц на следующие аварийные объекты: нежилое здание варочного цеха, общей площадью 2 928, 5 кв.м, 1925 года постройки, шестиэтажное, кадастровый N, "адрес"; нежилое здание целлюлозного цеха, общей площадью 3 489, 5 кв.м, 1925 года постройки, этажность 2, кадастровый N, "адрес"; нежилое здание древесно-подготовительного цеха, общей площадью 3 489, 5 кв.м, 1965 года постройки, этажность 2, кадастровый N, по адресу: "адрес"; признать незаконным бездействие администрации муниципального образования "Холмский городской округ" и департамента по управлению муниципальным имуществом и землепользованию администрации муниципального образования "Холмский городской округ", выраженное в непринятии мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества, расположенного на территории бывшего ЦБЗ по "адрес", в отношении объектов: сооружения гражданской обороны, общей площадью 302, 8 кв.м, 1980 года постройки, кадастровый N, "адрес"; нежилого здания варочного цеха, общей площадью 2 928, 5 кв.м, 1925 года постройки, шестиэтажное, кадастровый N, "адрес"; нежилого здания древесно-подготовительного цеха, общей площадью 3 489, 5 кв.м, 1965 года постройки, этажность 2, кадастровый N, "адрес"; нежилого здания целлюлозного цеха, общей площадью 3 489, 5 кв.м, 1925 года постройки, этажность 2, кадастровый N, "адрес";
возложить на администрацию муниципального образования "Холмский городской округ" обязанность принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в аварийные здания: нежилое здание варочного цеха, общей площадью 2 928, 5 кв.м, 1925 года постройки, шестиэтажное, кадастровый N, "адрес"; нежилое здание целлюлозного цеха, общей площадью 3 489, 5 кв.м, 1925 года постройки, этажность 2, кадастровый N, "адрес"; нежилое здание древесно-подготовительного цеха, общей площадью 3 489, 5 кв.м, 1965 года постройки, этажность 2, кадастровый N, "адрес"; возложить на департамент по управлению муниципальным имуществом и землепользованию администрации муниципального образования "Холмский городской округ" обязанность в течение 6 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество в качестве бесхозяйного имущества с последующим принятием в муниципальную собственность следующих объектов: сооружение гражданской обороны, общей площадью 302, 8 кв.м, 1980 года постройки, кадастровый N, "адрес"; нежилое здание варочного цеха, общей площадью 2 928, 5 кв.м, 1925 года постройки, шестиэтажное, кадастровый N, "адрес"; нежилое здание древесно-подготовительного цеха, общей площадью 3 489, 5 кв.м, 1965 года постройки, этажность 2, кадастровый N, "адрес"; нежилое здание целлюлозного цеха, общей площадью 3 489, 5 кв.м, 1925 года постройки, этажность 2, кадастровый N, "адрес".
Определением судьи Холмского городского суда Сахалинской области от 11 мая 2022 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечен Злобов Владимир Михайлович.
Решением Холмского городского суда Сахалинской области от 22 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 19 января 2023 года, административное исковое заявление Холмского городского прокурора удовлетворено частично. Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "Холмский городской округ", департамента по управлению муниципальным имуществом и землепользованию администрации муниципального образования "Холмский городской округ" по непринятию мер по постановке на учет бесхозяйного недвижимого имущества по адресу "адрес": сооружение гражданской обороны, общей площадью 302, 8 кв.м, 1980 года постройки, кадастровый N; нежилое здание варочного цеха, общей площадью 2 928, 5 кв.м, 1925 года постройки, шестиэтажное, кадастровый N; нежилое здание древесно-подготовительного цеха, общей площадью 2 405, 9 кв.м, 1965 года постройки, этажность 2, кадастровый N; нежилое здание целлюлозного цеха, общей площадью 3 489, 5 кв.м, 1925 года постройки, этажность 2, кадастровый N. На департамент по управлению муниципальным имуществом и землепользованию администрации муниципального образования "Холмский городской округ" возложена обязанность в течение 8 месяцев со дня вступления решения суда в законную силу поставить на учет в органе, осуществляющем государственную регистрацию прав на недвижимое имущество, в качестве бесхозяйного имущества нежилые здания по адресу "адрес": сооружение гражданской обороны, общей площадью 302, 8 кв.м, 1980 года постройки, кадастровый N; нежилое здание варочного цеха, общей площадью 2 928, 5 кв.м, 1925 года постройки, шестиэтажное, кадастровый N; нежилое здание древесно-подготовительного цеха, общей площадью 2 405, 9 кв.м, 1965 года постройки, этажность 2, кадастровый N; нежилое здание целлюлозного цеха, общей площадью 3 489, 5 кв.м, 1925 года постройки, этажность 2, кадастровый N.
Признано незаконным бездействие администрации муниципального образования "Холмский городской округ" по неприятию мер по проведению осмотров в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов нежилых зданий по адресу "адрес": нежилое здание варочного цеха, общей площадью 2 928, 5 кв.м, 1925 года постройки, шестиэтажное, кадастровый N; нежилое здание древесно-подготовительного цеха, общей площадью 2 405, 9 кв.м, 1965 года постройки, этажность 2, кадастровый N; нежилое здание целлюлозного цеха, общей площадью 3 489, 5 кв.м, 1925 года постройки, этажность 2, кадастровый N. На администрацию муниципального образования "Холмский городской округ" возложена обязанность принять меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в указанные нежилые здания по адресу "адрес". В удовлетворении остальной части заявленных административных исковых требований отказано.
6 июля 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба администрации муниципального образования "Холмский городской округ", поданная через Холмский городской суд Сахалинской области 21 июня 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных актов и принятии нового решения, так как судами не принято во внимание, что спорное имущество не является бесхозняйным. Судом нарушены права Злобова В.М, являющегося собственником спорного имущества, не опрошенного в ходе судебного заседания, в связи с отсутствием по уважительной причине. Сооружение гражданской обороны, общей площадью 302, 8 кв.м, 1980 года постройки, кадастровый N, на праве собственности принадлежит ООО "Нефтегазсервис". Судом первой инстанции ненадлежащим образом изучены все обстоятельства по делу, ООО "Нефтегазсервис" к участию в деле не привлекалось. В соответствии с требованиями действующего законодательства, сооружение гражданской обороны должно находиться в федеральной собственности. К участию в деле уполномоченный орган не привлечен. Администрация муниципального образования "Холмский городской округ" не уполномочена проводить какие-либо осмотры на предмет технического состояния и надлежащего технического обслуживания объектов, а также принимать меры, препятствующие несанкционированному доступу людей в нежилые помещения, находящихся в собственности третьих лиц.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 14 июля 2023 года кассационная жалоба администрации муниципального образования "Холмский городской округ" передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание не явились представители административного ответчика, заинтересованное лицо Злобов В.М.; в соответствии с частью 2 статьи 326 КАС РФ судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, выслушав объяснения прокурора Нишоновой Ф.А, изучив письменные возражения на кассационную жалобу прокурора прокуратуры Сахалинской области, участвующего в деле, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Частью 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации предусмотрено, что основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не усматривается.
В силу положений частей 1, 2 статьи 39, части 4 статьи 218 КАС РФ прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований о признании незаконными решений, действий (бездействия) органов, организаций, лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, если полагает, что оспариваемые решения, действия (бездействие) не соответствуют нормативному правовому акту, нарушают права, свободы и законные интересы граждан и иных лиц, создают препятствия к осуществлению их прав, свобод и реализации законных интересов или на них незаконно возложены какие-либо обязанности.
Исходя из содержания пункта 1 части 2 статьи 227 КАС решение, действия (бездействие) могут быть признаны незаконными при наличии одновременно двух условий: несоответствия решения, действий (бездействия) закону и нарушения таким решением, действиями (бездействием) прав и законных интересов заявителя.
Согласно статье 225 ГК РФ бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся. По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
Порядок постановки на учет бесхозяйного недвижимого имущества регулируется приказом Минэкономразвития России от 10 декабря 2015 года N 931 "Об установлении порядка принятия на учет бесхозяйных недвижимых вещей", согласно пункту 5 которого принятие на учет объекта недвижимого имущества осуществляется на основании заявления о постановке на учет бесхозяйных недвижимых вещей (приложение N 1 к данному Порядку) органа местного самоуправления городских, сельских поселений, городских округов, а на межселенных территориях - органа местного самоуправления муниципальных районов в отношении недвижимых вещей, находящихся на территориях этих муниципальных образований.
Статьей 7 Федерального закона от 30.12.2009 N 384-ФЗ "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений" предусмотрено, что строительные конструкции и основание здания или сооружения должны обладать такой прочностью и устойчивостью, чтобы в процессе строительства и эксплуатации не возникало угрозы причинения вреда жизни или здоровью людей, имуществу физических или юридических лиц, государственному или муниципальному имуществу, окружающей среде, жизни и здоровью животных и растений в результате: разрушения отдельных несущих строительных конструкций или их частей; разрушения всего здания, сооружения или их части; деформации недопустимой величины строительных конструкций, основания здания или сооружения и геологических массивов прилегающей территории; повреждения части здания или сооружения, сетей инженерно-технического обеспечения или систем инженерно-технического обеспечения в результате деформации, перемещений либо потери устойчивости несущих строительных конструкций, в том числе отклонений от вертикальности.
В соответствии с частью 1 статьи 36 того же Закона безопасность здания или сооружения в процессе эксплуатации должна обеспечиваться посредством технического обслуживания, периодических осмотров и контрольных проверок и (или) мониторинга состояния основания, строительных конструкций и систем инженерно-технического обеспечения, а также посредством текущих ремонтов здания или сооружения.
Порядок проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки их технического состояния и надлежащего технического обслуживания на территории муниципального образования "Холмский городской округ" утвержден Решением Собрания муниципального образования "Холмский городской округ" от 23.102014 N 14/5-155. Порядок устанавливает процедуру организации и проведения осмотра зданий, сооружений в целях оценки технического состояния и надлежащего технического обслуживания в соответствии с требованиями технических регламентов к конструктивным и другим характеристикам надежности и безопасности объектов, требованиям проектной документации указанных объектов (пункт 2).
Как установлено судами и следует из материалов административного дела, что в ходе проведенной Холмской городской прокуратурой проверки выявлены бесхозяйные объекты недвижимого имущества: сооружение гражданской обороны, общей площадью 302, 8 кв.м, 1980 года постройки, кадастровый N, "адрес"; нежилое здание варочного цеха, общей площадью 2 928, 5 кв.м, 1925 года постройки, шестиэтажное, кадастровый N, "адрес"; нежилое здание древесно-подготовительного цеха, общей площадью 3 489, 5 кв.м, 1965 года постройки, этажность 2, кадастровый N, "адрес"; нежилого здания целлюлозного цеха, общей площадью 3 489, 5 кв.м, 1925 года постройки, этажность 2, кадастровый N, "адрес".
Указанные выше объекты расположены в административных границах муниципального образования "Холмский городской округ", территории бывшего Целлюлозно-бумажного завода по адресу "адрес", к ним имеется свободный доступ.
Согласно сведениям, содержащимся в Едином государственном реестре недвижимости, собственником объектов сооружение гражданской обороны кадастровый N, древесно-подготовительного цеха кадастровый N является ОАО "Холмский бумажник", которое ликвидировано 24.03.2005.
Сведения о собственнике здания варочного цеха кадастровый N, здание целлюлозного цеха кадастровый N, о нежилом знании целлюлозного цеха кадастровый N в Едином государственном реестре недвижимости отсутствуют.
Судами также установлено, что по договорам купли-продажи от 30.03.2004 Злобов В.М. приобрел у ОАО "Холмский бумажник" здания целлюлозного, варочного и древесно-подготовительного цехов, однако, в установленном законом порядке право собственности на них не зарегистрировал. Судами отказано Злобову В.М. в регистрации перехода права собственности на данные объекты недвижимости со ссылкой на то, что договоры купли-продажи не свидетельствуют о возникновении права собственности Злобова В.М. на спорное имущество и не являются основанием для совершения регистрационных действий и перехода права собственности от ОАО "Холмский бумажник" к Злобову В.М.
Из материалов дела следует, что здания расположены друг за другом, а именно слева от здания варочного цеха расположен дерево-подготовительный цех, справа целлюлозный цех, здание варочного цеха является шестиэтажным, имеются характерные межэтажные проемы круглой формы в количестве четырех штук; здания имеют недостатки, повреждения и разрушения несущих конструкций, отсутствие перекрытий.
Из протокола N 8 проверки состояния защитного сооружения гражданской обороны от 05.07.2021 следует, что защитное сооружение: убежище N расположено в подвале складского помещения ООО "Нефтегазсервис" по адресу: "адрес", балансодержатель не определен, бесхозяйное, не готово к приему укрываемых. Актом обследования объекта от 26.10.2020 подтверждается, что данный объект не является защитным сооружением гражданской обороны, его предложено исключить из журнала учета защитных сооружений гражданской обороны.
Ввиду того, что здание целлюлозного цеха, здание варочного цеха, здание древесно-подготовительного цеха представляют реальную угрозу жизни и здоровью населения муниципального образования, 12.08.2021 в адрес администрации направлено представление о принятии мер к инвентаризации указанных зданий и рассмотрении вопроса о их включении в состав имущества казны муниципального образования на баланс администрации, а также о принятии всех необходимых мер по организации охраны (ограждению, ограничению доступа граждан) потенциально опасных зданий.
Учитывая, что органом местного самоуправления меры по ограничению доступа граждан на территорию бывшего Целлюлозно-бумажного завода не приняты, имели место случаи падения несовершеннолетних с разрушенного здания, прокурор обратился в суд с административным исковым заявлением.
Частично удовлетворяя административные исковые требования прокурора, суд первой инстанции, с которым согласился апелляционный суд, оценив представленные доказательства в их совокупности по правилам статьи 84 КАС РФ, а также проанализировав доводы сторон применительно к положениям Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации и действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, исходил из того, что спорные объекты недвижимости отвечают признакам бесхозяйного имущества, находятся в полуразрушенном состоянии, к ним имеется свободный доступ, установлены факты несчастных случаев, в результате которых несовершеннолетними получены травмы, что свидетельствует как о необеспечении безопасности жизни и здоровья граждан, в том числе детей, так и о нарушении их прав в сфере санитарно-эпидемиологической, террористической безопасности, и с учетом установленных по делу обстоятельств пришел к выводу о том, что непринятие исчерпывающих мер по ограничению доступа к зданиям создает угрозу жизни и здоровья неопределенного круга лиц, не исключает возможность совершения правонарушений и преступлений, может привести к чрезвычайным ситуациям, представляет террористическую угрозу.
Отказывая прокурору в удовлетворении требований о возложении обязанности в последующем приять в муниципальную собственность спорные объекты, суд исходил из того, что они заявлены преждевременно, поскольку право на признание муниципальной собственности может возникнуть у муниципального образования лишь в случае, если по истечении года со дня постановки объектов на учет никто о своих правах на них не заявит.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды первой и апелляционной инстанций пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального и процессуального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Доводы кассационной жалобы администрации муниципального образования "Холмский городской округ" по существу направлены на переоценку установленных по делу обстоятельств и повторяют правовую позицию административного ответчика, изложенную им при рассмотрении дела в судах первой и апелляционной инстанций, которая была исследована нижестоящими судами и верно отклонена как необоснованная в решении и апелляционном определении.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного и руководствуясь статьями 329-331 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Холмского городского суда Сахалинской области от 22 сентября 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Сахалинского областного суда от 19 января 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации муниципального образования "Холмский городской округ" - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.