Судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Зиганшина И.К.
судей Туктамышевой О.В, Ровенко П.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием видеоконференц-связи кассационную жалобу Солиховой Натальи Юрьевны на решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 августа 2023 года по административному делу по административному исковому заявлению Солиховой Натальи Юрьевны к Якутской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями Сайсарской окружной избирательной комиссии об оспаривании решения.
Заслушав доклад судьи Туктамышевой О.В, пояснения представителя административного истца Солиховой Н.Ю. - Фадеева С.О, представителя Якутской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями Сайсарской окружной избирательной комиссии Иванова В.С, представителей заинтересованного лица Попова С.А, Охлопкова А.И, прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Нишоновой Ф.А, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
установила:
решением Якутской городской Думы от 14 июня 2023 N ГЯГД-50-1460, опубликованным в региональной газете "Эхо столицы" 16 июня 2023 года N 43, на 10 сентября 2023 года назначены выборы депутатов Якутской городской Думы.
Полномочия Сайсарской окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Якутской городской Думы, назначенных на 10 сентября 2023 года, возложены на Якутскую городскую территориальную избирательную комиссию.
Решением Сайсарской окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Якутской городской Думы N 3 от ДД.ММ.ГГГГ N в качестве кандидата в депутаты Якутской городской Думы по Сайсарскому одномандатному избирательному округу N зарегистрирована Солихова Н.Ю..
Решением Сайсарской окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Якутской городской Думы N от ДД.ММ.ГГГГ N в качестве кандидата в депутаты Якутской городской Думы по Сайсарскому одномандатному избирательному округу N зарегистрирован Сивцев С.И.
Солихова Н.Ю. обратилась в Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) с вышеназванным исковым заявлением к Якутской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями Сайсарской окружной избирательной комиссии (далее - Якутская городская ТИК), в котором просила признать незаконным и отменить решение Сайсарской окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Якутской городской Думы N от ДД.ММ.ГГГГ N о регистрации кандидата в депутаты Якутской городской Думы по Сайсарскому одномандатному избирательному округу N Сивцева С.И..
В обоснование иска указано, что Сивцев С.И. выдвинут в порядке самовыдвижения, им в Якутский городской ТИК представлены подписные листы с 81 подписью избирателей, из которых 80 подписей признаны действительными и достоверными. Вместе с тем подписные листы кандидата в депутаты Сивцева С.И. не соответствуют требованиям, установленным приложением 8 к Федеральному закону от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку объем указанных в них сведений не соответствует положениям закона, в них указаны дополнительные сведения, не предусмотренные законом. Так в подписных листах указано два места работы кандидата, две должности, а также указан род занятий - индивидуальный предприниматель. Кроме того, указан депутатский статус кандидата с наименованием и номером избирательного округа, от которого Сивцев С.И. избирался в Якутскую городскую Думу, что не предусмотрено законом. Но при этом не указана требуемая по закону информация, что он осуществляет свои полномочия на непостоянной основе.
Административный истец полагает, что указанная в подписных листах дополнительная информация поставила кандидата Сивцева С.И. в преимущественное положение по отношению к другим кандидатам, указана с целью влияния на восприятие избирателями информации о кандидате. Таким образом, все подписи избирателей в поддержку самовыдвижения кандидата в депутаты Якутской городской Думы Сивцева С.И. собраны в подписных листах, форма которых не соответствует требованиям закона, в связи с чем, они должны быть признаны недействительными. Кроме того, и заявление кандидата Сивцева С.И. о согласии баллотироваться оформлено неверно, поскольку в нем указано два места работы и род занятий, а также наименование и номер избирательного округа, по которому он избирался депутатом. Указанные обстоятельства в силу подпункта "д" пункта 24 статьи 38 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", пункта 7 части 9 статьи 44 Закона Республики Саха (Якутия) от 28 сентября 2011 года 964-3 N 815-IV "О муниципальных выборах в Республике Саха (Якутия)" являлись основанием для отказа в регистрации кандидата Сивцева С.И.
К участию в деле в качестве заинтересованных лиц привлечены Сайсарская окружная избирательная комиссия по выборам депутатов Якутской городской Думы N 3 и Центральная избирательная комиссия Республики Саха (Якутия).
Решением Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 августа 2023 года, оставленным без изменения судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 августа 2023 года в удовлетворении административного иска отказано.
1 сентября 2023 года в Девятый кассационный суд общей юрисдикции поступила кассационная жалоба представителя Солиховой Н.Ю. - Фадеева С.О, поданная через Якутский городской суд Республики Саха (Якутия) 28 августа 2023 года, в которой ставится вопрос об отмене судебных постановлений и принятии по делу нового решения об удовлетворении требований.
В кассационной жалобе представитель истца указывает на нарушение судами норм материального и процессуального права, неправильное определение обстоятельств по делу. Заявитель в кассационной жалобе ссылается на то, что указание дополнительной информации в подписных листах о двух местах работы, а также рода занятий и указание наименования и номера избирательного округа, от которого избран депутат, свидетельствует о нарушении требований к заполнению подписных листов, в связи с чем, подписные листы должны быть признаны недействительными. Обращает внимание на то, что в решении Сайсарской окружной избирательной комиссии по выборам депутатов в Якутскую городскую Думу N3 от 18 августа 2023 года N68/4-6 указано лишь то, что Сивцев С.И. является индивидуальным предпринимателем, депутатом Якутской городской Думы на непостоянной основе. Данное обстоятельство, по мнению заявителя, свидетельствует о том, что указание кандидатом нескольких мест работы и рода занятий, а также указание наименования и номера избирательного округа, от которого избран депутат, недопустимо.
Определением судьи судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции от 1 сентября 2023 года кассационная жалоба представителя Солиховой Н.Ю. - Фадеева С.О. передана для рассмотрения в судебном заседании судебной коллегии по административным делам суда кассационной инстанции.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения кассационной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме, в судебное заседание помимо представителя административного истца, представителя Якутской городской территориальной избирательной комиссии с полномочиями Сайсарской окружной избирательной комиссии, представителей заинтересованного лица, прокурора Генеральной прокуратуры Российской, не явились, в соответствии с частью 2 статьи 326 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) судебная коллегия полагает возможным рассмотреть кассационную жалобу в их отсутствие.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, заслушав пояснения представителя административного истца, представителя Якутской городской территориальной избирательной комиссии, представителей заинтересованного лица, прокурора, с учетом требований части 2 статьи 329 КАС РФ судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с частью 2 статьи 328 КАС РФ основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких оснований для пересмотра обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке по результатам изучения доводов кассационной жалобы и административного дела не установлено.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах и референдумах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований, определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
В соответствии с пунктом 1 статьи 32 Федерального закона N 67-ФЗ граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов в соответствии с названным Федеральным законом, иным законом.
В силу положений пункта 1 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии установленных законом документов и необходимого количества подписей избирателей, собранных в поддержку выдвижения кандидата.
Согласно пункту 6 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ решение избирательной комиссии об отказе в регистрации кандидата может быть отменено судом по заявлению кандидата, в отношении которого вынесено такое решение, если будет установлено, что решение было принято избирательной комиссией с нарушением требований, предусмотренных пунктами 24 - 26 статьи 38 данного федерального закона.
Судами установлено, что ДД.ММ.ГГГГ Сивцев С.И. подал в Якутскую городскую территориальную избирательную комиссию заявление о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты по Сайсарскому одномандатному избирательному округу N 3 Якутской городской Думы в порядке самовыдвижения с приложением документов, кроме того, удостоверяющих личность, образование, сведения о месте работы, должности, роде деятельности, подтверждение исполнения обязанностей депутата на непостоянной основе, сведения о доходах, источниках дохода, имуществе, заявлений уполномоченных лиц кандидата.
В заявлении Сивцева С.И. о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты в порядке самовыдвижения, внесены сведения о месте работы, должности в "данные изъяты"", индивидуальном предпринимательстве и то, что является депутатом Якутской городской Думы.
В представленных ДД.ММ.ГГГГ в избирательную комиссию Сивцевым С.И. подписных листах (с 81 подписью избирателей на 22 листах) на выборы депутатов Якутской городской Думы содержатся сведения в формулировке: "данные изъяты"", директор "данные изъяты"+", индивидуальный предприниматель, депутат по Сайсарскому избирательному округу N 3 Якутской городской Думы".
ДД.ММ.ГГГГ Сивцев С.И. представил изменения в данных о кандидате, кроме того, об исполнении обязанностей депутата Якутской городской Думы по Сайсарскому избирательному округу N 3.
ДД.ММ.ГГГГ решением Якутской территориальной избирательной комиссии N Сивцеву С.И. направлено извещение о выявленных недостатках в представленных документах.
ДД.ММ.ГГГГ, во исполнение решения избирательной комиссии, Сивцев С.И. обратился о внесении изменений в сведениях о кандидате, кроме того, об уточнении сведений в заявлении о согласии баллотироваться кандидатом в депутаты от ДД.ММ.ГГГГ (с учётом изменений от ДД.ММ.ГГГГ) об исполнении обязанностей депутата на непостоянной основе и наименование соответствующего представительного органа, депутатом которого является кандидат, приложив документы: справку Якутской городской Думы N- ЯГД, копию Распоряжения N от ДД.ММ.ГГГГ, копию удостоверения депутата, справки N от ДД.ММ.ГГГГ и N от ДД.ММ.ГГГГ.
ДД.ММ.ГГГГ избирательная комиссия подтвердила приём документов Сивцева С.И. и по итогам проверки соответствия порядка выдвижения кандидата в депутаты требованиям закона и представленных данным лицом документов предложила регистрацию указанного лица кандидатом в депутаты Якутской городской Думы по Сайсарскому одномандатному избирательному округу N 3.
ДД.ММ.ГГГГ Сайсарской окружной избирательной комиссии по выборам депутатов Якутской городской Думы N 3 принято оспариваемое решение.
Разрешая заявленные требования Солиховой Н.Ю. и отказывая в их удовлетворении суд первой инстанции, с выводами которого согласился суд апелляционной инстанции, руководствовался положениями Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", учитывал правовые позиции постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", и пришел к выводу о том, что оспариваемое решение принято в соответствии с нормами действующего избирательного законодательства, не противоречит гарантированному законом принципу равенства избирательных прав кандидатов в депутаты органов местного самоуправления, в связи с чем оснований к его отмене не имеется, поскольку регистрация кандидата Сивцева С.И. осуществлена избирательной комиссией при наличии предусмотренных законом документов, представленных в избирательную комиссию.
Указание Сивцевым С.И. в подписных листах сведений о трудовой деятельности в формулировке: " "данные изъяты" индивидуальный предприниматель, депутат Якутской городской Думы по Сайсарскому одномандатному избирательному округу N 3" не является грубым или умышленным нарушением требований к заполнению формы подписного листа, не может быть признано как вводящая избирателей в заблуждение и предоставляющее кандидату в депутаты какого-либо преимущества относительно других кандидатов. Нарушений прав и законных интересов административного истца оспариваемым решением не допущено.
Оснований не согласиться с соответствующими выводами нижестоящих судов у судебной коллегии по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции не имеется. Мотивы, по которым суды пришли к указанным выше выводам, подробно со ссылками на установленные судами обстоятельства и нормы материального права изложены в оспариваемых судебных актах.
Согласно пункту 2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ избирательная комиссия считается уведомленной о выдвижении кандидата, а кандидат считается выдвинутым, приобретает права и обязанности кандидата, предусмотренные настоящим Федеральным законом, иным законом, после поступления заявления о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу, й котором указываются, в том числе, фамилия, имя, отчество, основное место работы или службы, занимаемая должность (в случае отсутствия основного места работы или службы - род занятий). Если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, в заявлении должны быть указаны сведения об этом и наименование соответствующего представительного органа.
Подпунктом "б" пункта 2.2 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ предусмотрено, что вместе с заявлением о согласии баллотироваться кандидат также представляет в избирательную комиссию заверенные кандидатом копии документов, подтверждающих указанные в заявлении сведения об основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий).
Согласно пункту 8 статьи 37 Федерального закона N 67-ФЗ подписные листы для сбора подписей избирателей в поддержку самовыдвижения кандидатов в депутаты представительного органа муниципального образования изготавливаются и оформляются согласно приложению 8 к настоящему Федеральному закону.
Как следует из Приложения 8 к Федеральному закону N 67-ФЗ в подписном листе должны быть указаны, в том числе следующие сведения о кандидате в депутаты: место работы, занимаемая должность или род занятий; если кандидат является депутатом и осуществляет свои полномочия на непостоянной основе, - сведения об этом с указанием наименования соответствующего представительного органа).
В соответствии с правовой позицией, изложенной пункте 98 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", исходя из взаимосвязанных положений пункта 2 и подпункта "б" пункта 2.2 статьи 33 Закона об основных гарантиях избирательных прав в заявлении выдвинутого лица о согласии баллотироваться по соответствующему избирательному округу должны быть указаны сведения об образовании, основном месте работы или службы, о занимаемой должности (роде занятий), а также о том, что кандидат является депутатом. Вместе с таким заявлением должны быть представлены копии документов, подтверждающих названные сведения.
Согласно подпункту "и" пункта 6.4 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ недействительными признаются все подписи избирателей в подписном листе, форма которого не соответствует требованиям приложений 5, 6, 8, 9, 10 к указанному Федеральному закону, и (или) в который не внесены сведения, предусмотренные пунктами 9 и 10 статьи 37 данного Федерального закона, и (или) который изготовлен с несоблюдением требований, предусмотренных пунктом 5 статьи 37 настоящего Федерального закона.
В силу подпункта "в.1" пункта 24 статьи 38 Федерального закона 12 июня 2002 года N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации является наличие на день, предшествующий дню заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, среди документов, представленных для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, документов, оформленных с нарушением требований данного Федерального закона, иного закона.
По смыслу подпункта "в.2" пункта 24 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ основанием для отказа в регистрации кандидата является отсутствие в представленных им документах упомянутых сведений, а не их недостоверность.
Проанализировав указанные положения действующего законодательства, установив, что в подписных листах представленных кандидатом Сивцевым С.И. указаны все необходимые предусмотренные законом сведения; сведения, указанные в подписных листах и в заявлении о согласии баллотироваться подтверждены приложенными к заявлению документами, в связи с чем, избирательная комиссия на момент принятия оспариваемого решения располагала достоверными сведениями о кандидате в полном объеме, суды пришли к обоснованному выводу о том, что указание Сивцевым С.И. в подписных листах сведений о трудовой деятельности в формулировке: "данные изъяты"+", индивидуальный предприниматель, депутат Якутской городской Думы по Сайсарскому одномандатному избирательному округу N 3" не является грубым или умышленным нарушением требований к заполнению формы подписного листа, не вводит избирателей в заблуждение и не предоставляет кандидату в депутаты какого-либо преимущества относительно других кандидатов, не может служить основанием для отмены решения избирательной комиссии о регистрации кандидата.
Судебная коллегия Девятого кассационного суда общей юрисдикции находит выводы судов первой и апелляционной инстанций верными, основанными на положениях действующего законодательства с учетом установленных по делу обстоятельств, и не опровергнутыми доводами кассационной жалобы.
Доводы кассационной жалобы направлены на переоценку доказательств и установленных по делу фактических обстоятельств, и не содержат в себе данных, которые имели бы юридическое значение для отмены либо изменения обжалуемых судебных постановлений в кассационном порядке.
С учетом изложенного и поскольку при рассмотрении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено существенного нарушения или неправильного применения норм материального или процессуального права, повлекших вынесение незаконного судебного постановления, содержащиеся в решении и апелляционном определении выводы соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, судебная коллегия приходит к выводу об отсутствии оснований для отмены или изменения судебных постановлений.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Девятого кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Якутского городского суда Республики Саха (Якутия) от 15 августа 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Саха (Якутия) от 25 августа 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя Солиховой Натальи Юрьевны - Фадеева Сергея Олеговича - без удовлетворения.
Кассационное определение вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в течение шести месяцев со дня вступления решения по административному делу в законную силу.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.