Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Красиковой О.Е, судей Бутырина А.В, Войтко С.Н, при секретаре Хмаровой В.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-229/2023 по административному исковому заявлению открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" к Региональной энергетической комиссии Кузбасса об оспаривании в части нормативных правовых актов с апелляционной жалобой административного ответчика Региональной энергетической комиссии Кузбасса на решение Кемеровского областного суда от 25 мая 2023 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, возражения представителя открытого акционерного общества "Северо-Кузбасская энергетическая компания" Алхимова С.В, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Мищенко Е.Ю, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
открытое акционерное общество "Северо-Кузбасская энергетическая компания" (далее - ОАО "СКЭК", Общество) обратилось в Кемеровский областной суд с административным исковым заявлением в котором, с учетом уточнения, просило признать недействующими со дня принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса (далее - РЭК Кузбасса) от 30 ноября 2022 года N 960 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год" в части пунктов 15, 19, 24, 35, 36, 37, 38, 39, 40, 47, 59, 62, 71 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса) и постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 ноября 2022 года N 957 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2016 года N 753 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области" в части установления пунктом 14 приложения 1 открытому акционерному обществу "Северо-Кузбасская энергетическая компания" базового уровня подконтрольных расходов в 2023 году, индекса эффективности подконтрольных расходов и уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, в части установления пунктом 14 приложения 2 открытому акционерному обществу "Северо-Кузбасская энергетическая компания" необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) на 2021 и 2023 годы. Обязать Региональную энергетическую комиссию Кузбасса принять нормативные правовые акты, заменяющие названные выше постановления Региональной энергетической комиссии Кузбасса признанные не действующими в части.
В обоснование заявленных требований административный истец указал, что РЭК Кузбасса в нарушение тарифного законодательства не осуществила изменение долгосрочных параметров регулирования (уровня подконтрольных расходов и индекса эффективности подконтрольных расходов) на основании соответствующего заявления Общества, поданного в связи с принятием постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 01 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", а также оставила без рассмотрения заявление Общества о пересмотре с 2023 года нормативного уровня потерь в связи с изменением структуры потребления. Кроме того, орган регулирования при принятии Постановления N 957 вновь установилОбществу необходимую валовую выручку на 2021 год в размере, ранее признанном решением суда экономически необоснованном. Вышеуказанное регулирование повлекло установление необходимой валовой выручки на 2023 год в экономически необоснованном размере, как и допущенные нарушения при расчете расходов на аренду электросетевого хозяйства. Органом регулирования необоснованно увеличены плановые объемы передачи электрической энергии и мощности потребителям на 2023 год, неверно применены тарифы при расчете тарифной выручки, изменены пороговые значения диапазонов потребления электрической энергии.
Решением Кемеровского областного суда от 25 мая 2023 года административный иск удовлетворен частично.
Судом признаны недействующими со дня принятия постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 ноября 2022 года N 957 "О внесении изменений в постановление региональной энергетической комиссии Кемеровской области от 31 декабря 2016 года N 753 "Об установлении долгосрочных параметров регулирования и необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования для территориальных сетевых организаций Кемеровской области" в части установления пунктом 14 приложения 1 открытому акционерному обществу "Северо-Кузбасская энергетическая компания" базового уровня подконтрольных расходов с 2023 года в размере 1572, 050 млн. руб, установления пунктом 14 приложения 2 открытому акционерному обществу "Северо-Кузбасская энергетическая компания" необходимой валовой выручки на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь) на 2021 год в размере 1391678, 46 тыс. руб, на 2023 год в размере 2285681, 30 тыс. руб, а также постановление Региональной энергетической комиссии Кузбасса от 30 ноября 2022 года N 960 "Об установлении индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2023 год" в части пунктов 15, 24, 35, 36, 37, 38, 40, 47, 59, 62 приложения (индивидуальные тарифы на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса).
В остальной части в удовлетворении административных исковых требований отказано.
Не согласившись с решением суда, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса обратилась в Пятый апелляционный суд общей юрисдикции с апелляционной жалобой, в которой просит решение суда отменить, и принять по делу новый судебный акт.
В обоснование, административный ответчик, ссылаясь на действующее законодательство в сфере электроэнергетики, указывает на то, что пересмотр базового уровня подконтрольных расходов не был осуществлен, поскольку основанием для этого могут быть вступившие в законную силу решения суда, решения Федеральной антимонопольной службы, которые на момент рассмотрения заявления ОАО "СКЭК" отсутствовали. Апеллянт считает, что в ином порядке долгосрочные параметры регулирования, установленные для ОАО "СКЭК" в 2019 году, не подлежат пересмотру, поскольку постановление Правительства Российской Федерации N 2053 не относит к числу положений, которые не подлежат учету при пересмотре базового уровня подконтрольных расходов, абзац 19 пункта 12 Основ ценообразования.
Кроме того, апеллянт указывает на несоответствие выводов суда первой инстанции обстоятельствам дела в части неверного указания в оспариваемом постановлении размера необходимой валовой выручки сетевой организации на 2021 год, ранее признанном решением суда экономически необоснованном.
Относительно доводов апелляционной жалобы открытым акционерным обществом "Северо-Кузбасская энергетическая компания" и участвующим в деле прокурором представлены письменные возражения, в которых выражено мнение о законности судебного акта и необоснованности доводов апелляционной жалобы.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения апелляционной жалобы извещены своевременно и в надлежащей форме.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Осуществление деятельности в сфере электроэнергетики регулируется Федеральным законом от 26 марта 2003 года N 35-ФЗ "Об электроэнергетике", Основами ценообразования в области регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Основы ценообразования), Правилами государственного регулирования (пересмотра, применения) цен (тарифов) в электроэнергетике (далее - Правила регулирования цен), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 29 декабря 2011 года N 1178, Методическими указаниями по расчету регулируемых тарифов и цен на электрическую (тепловую) энергию на розничном (потребительском) рынке, утвержденными приказом Федеральной службы по тарифам от 06 августа 2004 года N 20-э/2 (далее - Методические указания N 20-э/2), Методическими указаниями по расчету тарифов на услуги по передаче электрической энергии, устанавливаемых с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки, утвержденные приказом Федеральной службы по тарифам от 17 декабря 2012 года N 98-э (далее - Методические указания N 98-э).
В соответствии с пунктом 3 статьи 24 Закона об электроэнергетике органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов устанавливают цены (тарифы), указанные в статье 23.1 данного федерального закона, за исключением цен (тарифов), регулирование которых осуществляется Правительством Российской Федерации или федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов.
Согласно пункту 3.3 Положения о региональной энергетической комиссии Кузбасса, утвержденного постановлением Правительства Кемеровской области - Кузбасса от 19 марта 2020 года N 142, Региональная энергетическая комиссия Кузбасса устанавливает цены (тарифы) на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям, принадлежащим на праве собственности или ином законном основании территориальным сетевым организациям, в рамках установленных федеральным органом исполнительной власти в области регулирования тарифов предельных (минимального и (или) максимального) уровней таких цен (тарифов).
Верно применив и надлежаще проанализировав положения федерального и регионального законодательства, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что оспариваемы нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, с соблюдением установленных законом требований к процедуре его принятия, подписания, порядку опубликования и введения в действие. Решение суда по этим основаниям не оспаривается.
Из материалов дела следует, что ОАО "СКЭК" является территориальной сетевой организацией, оказывающей услуги по передаче электрической энергии на территории Кемеровской области - Кузбасса.
Тарифы на услуги по передаче электрической энергии устанавливаются Обществу с применением метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки. Для Общества определен очередной долгосрочный период регулирования с 2020 по 2024 годы.
29 апреля 2022 года ОАО "СКЭК" обратилось в адрес РЭК Кузбасса с заявлением об установлении тарифов на услуги по передаче электрической энергии по электрическим сетям на 2023 год и предоставило обосновывающие материалы. Впоследствии предоставлялись дополнительные материалы, а также заявление о пересмотре долгосрочных параметров регулирования, а именно базового уровня подконтрольных расходов, индекса эффективности подконтрольных расходов и уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
По результатам экспертизы предложений Общества органом регулирования произведен расчет необходимой валовой выручки, учитываемой для расчета единых котловых тарифов, которая на 2023 год определена в размере 2285681, 30 тыс. руб.
Согласно пункту 12 Основ ценообразования при регулировании цен (тарифов) применяется в числе прочих метод долгосрочной индексации необходимой валовой выручки.
Пунктом 2 Основ ценообразования установлено, что необходимая валовая выручка определяется как экономически обоснованный объем финансовых средств, необходимых организации для осуществления регулируемой деятельности в течение расчетного периода регулирования.
В соответствии с пунктом 38 Основ ценообразования, пунктом 6 Методических указаний N 98-э к долгосрочным параметрам регулирования, которые в течение долгосрочного периода регулирования не меняются, отнесены базовый уровень подконтрольных расходов, индекс эффективности подконтрольных расходов, уровень потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям.
Согласно абзацу 8 пункта 38 Основ ценообразования, базовый уровень подконтрольных расходов при применении метода долгосрочной индексации необходимой валовой выручки определяется регулирующими органами с использованием метода экономически обоснованных расходов (затрат) и метода сравнения аналогов.
Вместе с тем, пунктом 4 постановления Правительства Российской Федерации от 14 ноября 2022 года N 2053 "Об особенностях индексации регулируемых цен (тарифов) с 01 декабря 2022 года по 31 декабря 2023 года и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации" (далее - постановление Правительства Российской Федерации N 2053), определены особенности установления (пересмотра, корректировки) регулируемых цен (тарифов) в сферах электроэнергетики в период с 01 декабря 2022 года по 31 декабря 2022 года и на 2023 год (финансовый год).
В соответствии с подпунктом 21 пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации N 2053 при установлении регулируемых цен (тарифов) в электроэнергетике на декабрь 2022 года и на 2023 год (на весь финансовый год без календарной разбивки) не применяются положения абзаца четырнадцатого пункта 34 и абзаца восьмого пункта 38 Основ ценообразования об установлении базового уровня операционных (подконтрольных) расходов территориальных сетевых организаций с применением метода сравнения аналогов.
Согласно подпункту 26 пункта 4 постановления Правительства Российской Федерации N 2053 территориальной сетевой организации предоставлено право обратиться в исполнительный орган субъекта Российской Федерации в области государственного регулирования тарифов с заявлением о пересмотре базового уровня операционных (подконтрольных) расходов с 2023 года не позднее 5 дней со дня вступления в силу настоящего постановления. Пересмотр указанного базового уровня операционных (подконтрольных) расходов территориальной сетевой организации осуществляется исполнительным органом субъекта Российской Федерации не позднее 12 дней со дня вступления в силу настоящего постановления. Указанный пересмотр осуществляется без учета положений абзацев четвертого - девятого пункта 12 Основ ценообразования.
Из материалов дела следует, что 17 ноября 2022 года, в пределах установленного пятидневного срока со дня вступления в силу постановления Правительства Российской Федерации N 2053 (14 ноября 2022 года), ОАО "СКЭК" обратилось в РЭК Кузбасса с заявлением о пересмотре долгосрочных параметров регулирования, в числе которых подконтрольные расходы.
Между тем, как установлено судом первой инстанции и подтверждается материалами дела, экспертное заключение органа регулирования каких-либо выводов по вопросу пересмотра базового уровня подконтрольных расходов не содержит.
Кемеровский областной суд, вопреки утверждению апеллянта, пришел к верному выводу о том, что осуществленное РЭК Кузбасса регулирование, вследствие которого базовый уровень подконтрольных расходов административного истца не подвергся пересмотру, противоречит нормативным правовым актам в области электроэнергетики, имеющим большую юридическую силу.
Суд первой инстанции, обоснованно исходил из того, что пункт 38 Основ ценообразования допускает пересмотр долгосрочных параметров регулирования в соответствии с актами Правительства Российской Федерации, а постановление Правительства Российской Федерации N 2053 содержит предписание регулирующему органу осуществить пересмотр строго определенного долгосрочного параметра регулирования деятельности территориальных сетевых организаций (базового уровня подконтрольных расходов), при наличии указанного в нем основания, что обусловлено особенностями тарифного регулирования на обозначенный в постановлении период, ограничено временными рамками и влечет иные последствия, нежели пересмотр долгосрочных параметров регулирования во исполнение положений абзаца 19 пункта 12 Основ ценообразования (базовый уровень подконтрольных расходов пересматривается с 2023 года, без применения метода сравнения аналогов).
Судебная коллегия соглашается с выводами областного суда о необоснованности доводов административного истца о возможности пересмотра на основании положений постановления Правительства Российской Федерации N 2053 такого долгосрочного параметра регулирования как индекс эффективности подконтрольных расходов, а также об отказе органа регулирования в пересмотре уровня потерь электрической энергии при ее передаче по электрическим сетям, относительно неверного определения РЭК Кузбасса затрат по статье "Расходы на аренду объектов электроэнергетики" и об увеличении Обществу плановых объемов передачи (отпуска) электрической энергии.
Выводы суда убедительно аргументированы, основаны на исследованных доказательствах, последовательны, материалам дела не противоречат, в указанной части решение суда не обжалуется.
При этом, суд первой инстанции обоснованно нашел заслуживающими внимания доводы административного истца о допущенных РЭК Кузбасса нарушениях, выразившихся в утверждении оспариваемым Постановлением N 957 необходимой валовой выручки ОАО "СКЭК" на долгосрочный период в части 2021 года в размере, ранее признанном решением суда экономически необоснованном, что повлекло нарушение прав Общества при расчете необходимой валовой выручки на 2023 год.
Так, областным судом установлено и подтверждается материалами дела, что решением Кемеровского областного суда от 14 июля 2021 года по делу N 3а-80/2021 признан экономически необоснованным размер необходимой валовой выручки определенный ОАО "СКЭК" на 2021 год в размере 1391678, 46 тыс. руб. Во исполнение данного судебного акта органом регулирования 14 февраля 2022 года принято постановление N 23 "Об установлении необходимой валовой выручки, индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО "Северо-Кузбасская энергетическая компания" и сетевыми организациями Кемеровской области - Кузбасса на 2021 год", согласно пункту 1 которого необходимая валовая выручка на 2021 год для ОАО "Северо-Кузбасская энергетическая компания" утверждена в размере 2715196, 70 тыс. руб. При этом, пунктом 2 данного постановления необходимая валовая выручка Общества без учета оплаты потерь, учтенная при утверждении (расчете) единых (котловых) тарифов на услуги по передаче электрической энергии в Кемеровской области - Кузбассе на 2021 год, снижена и утверждена в размере 1391678, 46 тыс. руб.
Решением Кемеровского областного суда от 31 мая 2022 года по делу N 3а-131/2022 постановление Региональной энергетической комиссией Кузбасса от 14 февраля 2022 года N 23 признано недействующим в части пунктов 2 и 3. На РЭК Кузбасса возложена обязанность принять нормативный правовой акт, заменяющий вышеуказанное постановление в отмененной части.
Между тем, пункт 1 постановления РЭК Кузбасса от 14 февраля 2022 года N 23, которым необходимая валовая выручка на 2021 год для ОАО "Северо-Кузбасская энергетическая компания" утверждена в размере 2715196, 70 тыс. руб. не являлся предметом оспаривания, нормативный правовой акт в указанной части силу не утратил.
Следовательно, на дату принятия оспариваемых постановлений утвержденное плановое значение необходимой валовой выручки Общества на 2021 год составляло 2715196, 70 тыс. руб.
Однако, как верно отмечено в обжалуемом судебном акте, принимая оспариваемое Постановление N 957 РЭК Кузбасса в приложении N 2, где содержатся нормативные положения о величине необходимой валовой выручки территориальных сетевых организаций Кемеровской области - Кузбасса на долгосрочный период регулирования (без учета оплаты потерь), в пункте 14 для ОАО "СКЭК" относительно 2021 года вновь указывает значение 1391678, 46 тыс. руб, признанное судом экономически необоснованным.
При таких данных, вопреки доводам апеллянта, суд первой инстанции пришел к правильному выводу о том, что расчет РЭК Кузбасса необходимой валовой выручки для ОАО "СКЭК" на 2023 год нельзя признать экономически обоснованным.
В силу действующего законодательства в области электроэнергетики пересмотр необходимой валовой выручки сетевой организации обуславливает пересмотр органом регулирования индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между сетевыми организациями.
В этой связи, судом первой инстанции обоснованно сделан вывод о том, что ввиду допущенных РЭК Кузбасса нарушений при расчете административному истцу необходимой валовой выручки на 2023 год, размер индивидуальных тарифов на услуги по передаче электрической энергии для взаиморасчетов между ОАО "СКЭК" и АО "Оборонэнерго" (филиал "Забайкальский" АО "Оборонэнерго"), ООО "Регионэнергосеть", ПАО "Россети Сибирь" (филиал ПАО "Россети Сибирь" - "Кузбассэнерго-РЭС"), ООО "Кузбасская энергосетевая компания", ОАО "РЖД" (Западно-Сибирская дирекция по энергообеспечению - СП Трансэнерго-филиала ОАО "РЖД"), АО "Специализированная шахтная энергомеханическая компания", ООО "Энергосервис", ООО "Кузбассэнергосеть", ООО "Территориальная сетевая организация "Сибирь", ООО "Трансхимэнерго" на 2023 год, которые определены (рассчитаны), в том числе, на основании необходимой валовой выручки Общества, также подлежат пересчету.
Таким образом, судебная коллегия полагает, что у суда первой инстанции имелись правовые основания для признания оспариваемых в части нормативных правовых актов недействующими со дня их принятия, что соответствует положениям части 2 статьи 215 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Апелляционная жалоба не содержит доводов, опровергающих выводы Кемеровского областного суда, они аналогичны позиции административного ответчика в суде первой инстанции, которой суд дал необходимую правовую оценку, в связи с чем судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Кемеровского областного суда от 25 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Региональной энергетической комиссии Кузбасса - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в течение шести месяцев со дня его вынесения в Восьмой кассационный суд общей юрисдикции путем подачи кассационных жалобы, представления через Кемеровский областной суд.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 13 сентября 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.