Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Войтко С.Н. и Красиковой О.Е.
при секретаре Хмаровой В.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании апелляционную жалобу административного истца Хакасского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" на решение Верховного суда Республики Хакасия от 04 сентября 2023 года
по административному делу N 3а-78/2023 по административному исковому заявлению Хакасского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" об отмене постановления Избирательной комиссии Республики Хакасия от 30 августа 2023 года N 67/510-8 "Об аннулировании регистрации кандидата в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия восьмого созыва, включенного в зарегистрированный республиканский список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением "Хакасское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Заслушав доклад судьи Знаменщикова Р.В, объяснения представителя административного истца ФИО8, поддержавшего доводы апелляционной жалобы, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, полагавшей решение законным и обоснованным, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
Хакасское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" обратилось в суд с административным исковым заявлением к избирательной комиссии Республики Хакасия об отмене постановления от 30 августа 2023 года N 67/510-8 "Об аннулировании регистрации кандидата в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия восьмого созыва, включенного в зарегистрированный республиканский список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением "Хакасское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" (далее - Постановление N 67/510-8).
В обоснование административных исковых требований указано, что административным ответчиком неправомерно аннулирована регистрация кандидата в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия восьмого созыва Замятина С.Г. по причине отсутствия у него пассивного избирательного права из-за наличия иностранного гражданства, поскольку в действительности Замятин С.Г. гражданином Республики Казахстан не является.
Решением Верховного суда Республики Хакасия от 04 сентября 2023 года в удовлетворении административного искового заявления отказано.
В апелляционной жалобе и в дополнениях к ней административный истец просит указанный судебный акт отменить полностью и принять по делу новое решение об удовлетворении административного иска, ссылаясь на то, что суд с формальной отсылкой на состав документов, имеющийся 30 августа 2023 года в распоряжении избирательной комиссии Республики Хакасия, уклонился от оценки и проверки имеющихся в административном деле доказательств, свидетельствующих о наличии у кандидата пассивного избирательного права. Судом не учтено, что Пленум Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в качестве необходимого дополнительного доказательства прекращения иностранного гражданства называет только факт направления уведомления о таком прекращении, а не справку, подтверждающую внесение в базу данных Министерства внутренних дел Российской Федерации сведений о прекращении гражданства иностранного государства. Согласно пункту 86 указанного Пленума судам следует учитывать, что факт прекращения гражданства иностранного государства подтверждается соответствующим документом, выданным уполномоченным органом этого государства в установленном порядке. В этой связи факт наличия (отсутствия) иностранного гражданства устанавливается не базой данных Министерства внутренних дел Российской Федерации, а соответствующим документом иностранного государства. Верховный суд Республики Хакасия, считая, что избирательная комиссия Республики Хакасия не была вправе оценивать справку компетентного органа иностранного государства от 21 февраля 2023 года, существенно нарушил часть 4 статьи 15 Конституции Российской Федерации и Конвенцию о правовой помощи и правовых отношениях по гражданским, семейным и уголовным делам.
Замятин С.Г. гражданином Республики Казахстан не был, что подтверждается справкой от 21 февраля 2023 года, а в базе данных Министерства внутренних дел Российской Федерации имеется ошибка. Судом справки Министерства внутренних дел Российской Федерации не проверены на достоверность содержащихся в них сведений и не соотнесены со справкой компетентного органа иностранного государства от 21 февраля 2023 года. Полагает необоснованными ссылки суда на судебные акты, состоявшиеся в 2021 году, поскольку в них факт наличия у заинтересованного лица гражданства Республики Казахстан не устанавливался и дело слушалось по иной категории споров. При этом любые сомнения должны толковаться в пользу сохранения, а не ограничения избирательных прав граждан. Административный ответчик не уведомил надлежащим образом ни избирательное объединение, ни кандидата о внесенном в повестку дня 30 августа 2023 года вопросе, с ответами Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Хакасия их не ознакомил. Между тем, ответ от 21 февраля 2023 года дан компетентным органом Республики Казахстан и в установленной форме.
В письменных возражениях на апелляционную жалобу избирательная комиссия Республики Хакасия и прокурор, участвующий в деле, просили решение суда оставить без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом, в связи с чем на основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия сочла возможным рассмотреть административное дело с апелляционной жалобой при указанной явке.
Заслушав объяснения представителя административного истца, заключение прокурора, исследовав материалы административного дела N 3а-78/2023, изучив доводы апелляционной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
В силу части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации кандидаты и их доверенные лица, избирательные объединения и их доверенные лица, политические партии, их региональные отделения и иные структурные подразделения, другие общественные объединения, инициативные группы по проведению референдума и их уполномоченные представители, иные группы участников референдума и их уполномоченные представители вправе оспаривать в суде решения, действия (бездействие) органа государственной власти, органа местного самоуправления, иного органа, общественного объединения, избирательной комиссии, комиссии референдума, должностного лица, нарушающие их права, свободы и законные интересы.
Если иное не предусмотрено Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, административное исковое заявление о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации может быть подано в течение трех месяцев со дня, когда административному истцу стало известно или должно было стать известно о нарушении его избирательных прав или права на участие в референдуме, законодательства о выборах и референдумах (часть 1 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
Постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 07 июня 2023 года N 1512-49 на 10 сентября 2023 года назначены выборы депутатов Верховного Совета Республики Хакасия восьмого созыва.
Постановлением избирательной комиссии Республики Хакасия от 30 августа 2023 года N 67/510-8 аннулирована регистрация кандидата Замятина С.Г, включенного в республиканский список кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия восьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Хакасское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" по причине отсутствия у кандидата пассивного избирательного права.
Поскольку Хакасское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" является участником избирательной кампании по выборам депутатов Верховного Совета Республики Хакасия восьмого созыва, судом первой инстанции сделан обоснованный вывод о том, что административный истец на основании части 2 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации был вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании Постановления N 67/510-8, подав его в установленный срок - 01 сентября 2023 года.
Законодательство Российской Федерации о выборах составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ), иные федеральные законы, конституции (уставы), законы субъектов Российской Федерации, иные нормативные правовые акты о выборах, принимаемые в Российской Федерации (пункт 1 статьи 11 Федерального закона N 67-ФЗ).
В Республике Хакасия порядок проведения выборов депутатов Верховного Совета Республики Хакасия, являющегося органом государственной власти субъекта Российской Федерации, наряду с Федеральным законом N 67-ФЗ, установлен законом Республики Хакасия от 09 июня 2012 года N 50-ЗРХ "О выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия" (далее - Закон N 50-ЗРХ).
В соответствии с подпунктами "в" и "м" пункта 10 статьи 23 Федерального закона N 67-ФЗ избирательная комиссия субъекта Российской Федерации обеспечивает на территории субъекта Российской Федерации реализацию мероприятий, связанных с подготовкой и проведением выборов, референдумов, развитием избирательной системы в Российской Федерации, внедрением, эксплуатацией и развитием средств автоматизации, правовым обучением избирателей, профессиональной подготовкой членов комиссий и других организаторов выборов, референдумов, изданием необходимой печатной продукции; осуществляет иные полномочия в соответствии с Федеральным законом N 67-ФЗ, иными федеральными законами, конституцией (уставом), законами субъекта Российской Федерации.
Статус, порядок формирования (расформирования), полномочия избирательной комиссии Республики Хакасия как коллегиального органа в системе избирательных комиссий в Российской Федерации регулируются Федеральным законом N 67-ФЗ, иными федеральными законами, Конституцией Республики Хакасия, законом Республики Хакасия от 25 мая 1999 года N 61 "Об Избирательной комиссии Республики Хакасия", иными законами Республики Хакасия (часть 1 статьи 1 закона Республики Хакасия от 25 мая 1999 года N 61 "Об Избирательной комиссии Республики Хакасия" (далее - Закон N 61)).
Из статьей 5 и 6 Закона N 61 следует, что избирательная комиссия Республики Хакасия является государственным органом Республики Хакасия, организующим подготовку и проведение выборов, референдумов в Республике Хакасия в соответствии с компетенцией, установленной Федеральным законом N 67-ФЗ, иными федеральными законами, Законом N 61 и иными законами Республики Хакасия. Избирательная комиссия Республики Хакасия действует на постоянной основе и является юридическим лицом. Срок ее полномочий составляет пять лет.
В соответствии с пунктами 2, 13, 14 и 16 статьи 28 Федерального закона N 67-ФЗ комиссия правомочна приступить к работе, если ее состав сформирован не менее чем на две трети от установленного состава. Решения комиссии об избрании, о назначении на должность либо об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, а также о внесении предложений по кандидатурам на указанные должности, о финансовом обеспечении подготовки и проведения выборов, референдума, о регистрации кандидатов, списков кандидатов и об обращении в суд с заявлением об отмене их регистрации, об итогах голосования или о результатах выборов, референдума, о признании выборов, референдума несостоявшимися или недействительными, о проведении повторного голосования или повторных выборов, об отмене решения комиссии в порядке, предусмотренном пунктом 11 статьи 20 и пунктами 6 и 7 статьи 75 Федерального закона N 67-ФЗ, принимаются на заседании комиссии большинством голосов от установленного числа членов комиссии с правом решающего голоса. Решения об освобождении от должности председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии, замещающих указанные должности в результате избрания, принимаются тайным голосованием (за исключением случая освобождения от должности по личному заявлению), при этом избрание новых председателя, заместителя председателя, секретаря комиссии осуществляется в порядке, предусмотренном пунктами 4, 5, 5.1, 6 и 8 настоящей статьи. Решения комиссии по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса. Решения комиссии подписываются председателем и секретарем комиссии (председательствующим на заседании и секретарем заседания).
Избирательная комиссия Республики Хакасия формируется в составе 14 членов комиссии с правом решающего голоса (часть 1 статьи 14 Закона N 61).
Частями 5 и 8 статьи 18, частью 3 статьи 19 Закона N 61 предусмотрено, что заседание избирательной комиссии Республики Хакасия является правомочным, если на нем присутствует большинство ее членов с правом решающего голоса от установленного состава, включая председателя, заместителя председателя и секретаря комиссии. Все заседания избирательной комиссии Республики Хакасия протоколируются. Решения Избирательной комиссии Республики Хакасия по иным вопросам принимаются большинством голосов от числа присутствующих членов комиссии с правом решающего голоса.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов административного дела, постановлением Верховного Совета Республики Хакасия от 24 ноября 2021 года N 1019-33 "О назначении членов Избирательной комиссии Республики Хакасия нового состава с правом решающего голоса" и постановлением главы Республики Хакасия - председателя Правительства Республики Хакасия от 24 ноября 2021 года N 1-6-ПП "О назначении членов Избирательной комиссии Республики Хакасия с правом решающего голоса" назначены члены избирательной комиссии Республики Хакасия с правом решающего голоса.
10 декабря 2021 года постановлением избирательной комиссии Республики Хакасия N 1/4-8 "Об избрании на должность председателя Избирательной комиссии Республики Хакасия" председателем избирательной комиссии Республики Хакасия избран Чуманин А.В.
Постановлением избирательной комиссии Республики Хакасия от 10 декабря 2021 года N 1/10-8 "Об избрании на должность секретаря Избирательной комиссии Республики Хакасия" секретарем избирательной комиссии Республики Хакасия избрана Куюкова О.С.
Постановлениями главы Республики Хакасия - председателя Правительства Республики Хакасия от 30 мая 2023 года N 26-ПП и от 19 июня 2023 года N 30-ПП, постановлением избирательной комиссии Республики Хакасия от 02 августа 2023 года N 59/435-8, а также постановлениями Центральной избирательной комиссии Российской Федерации от 16 августа 2023 года N 129/1011-8 и от 16 августа 2023 года N 129/1012-8 изменен состав административного ответчика.
Из выписки из протокола заседания избирательной комиссии Республики Хакасия от 30 августа 2023 года N 67 следует, что в заседании приняли участие 14 членов избирательной комиссии Республики Хакасия с правом решающего голоса, в том числе председатель и секретарь комиссии. Об аннулировании регистрации кандидата в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия восьмого созыва Замятина С.Г, включенного в зарегистрированный республиканский список кандидатов, выдвинутый избирательным объединением "Хакасское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ", голосовали за - 14, против - 0 (единогласно).
Постановление N 67/510-8 опубликовано на официальном сайте избирательной комиссии Республики Хакасия в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Таким образом, судебная коллегия соглашается с позицией административного ответчика, которая подтверждается материалами административного дела, о том, что Постановление N 67/510-8 вынесено в пределах его компетенции, с соблюдением порядка принятия и опубликования.
В соответствии с подпунктом 27 статьи 2 Федерального закона N 67-ФЗ избирательное право пассивное (пассивное избирательное право) - это право граждан Российской Федерации быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления.
Граждане Российской Федерации, обладающие пассивным избирательным правом, могут быть выдвинуты кандидатами непосредственно либо в составе списка кандидатов (пункт 1 статьи 32 Федерального закона N 67-ФЗ).
На основании пункта 3.1 статьи 4 Федерального закона N 67-ФЗ не имеют права быть избранными граждане Российской Федерации, имеющие гражданство (подданство) иностранного государства либо вид на жительство или иной документ, подтверждающий право на постоянное проживание гражданина Российской Федерации на территории иностранного государства.
Аналогичные положения содержатся в пункте 6 части 4 Закона N 50-ЗРХ.
Согласно пункту 3 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата аннулируется избирательной комиссией, зарегистрировавшей кандидата, в случае отсутствия у него пассивного избирательного права.
Постановлением избирательной комиссии Республики Хакасия от 01 июля 2023 года N 47/352-8 заверен республиканский список кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия восьмого созыва, выдвинутый избирательным объединением Хакасское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ".
Постановлением избирательной комиссии Республики Хакасия от 21 июля 2023 года N 55/417-8 зарегистрирован республиканский список кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия восьмого созыва, выдвинутых избирательным объединением Хакасское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" в количестве 100 человек, в том числе в территориальной группе N 9 под N 3 Замятин С.Г..
Постановлением N 67/510-8 аннулирована регистрации Замятина С.Г, включенного в республиканский список кандидатов в депутаты Верховного Совета Республики Хакасия восьмого созыва, выдвинутого избирательным объединением Хакасское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" по мотиву отсутствия у кандидата пассивного избирательного права.
Проанализировав приведенные правовые нормы, республиканский суд отказал в удовлетворении административного иска, поскольку исходил из того, что Постановление N 67/510-8 является законным, так как Хакасское региональное отделение Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" не представило официальный документ компетентного органа, уполномоченного на осуществление функций по контролю и надзору в сфере миграции, подтверждающий факт отсутствия у Замятина С.Г. гражданства иностранного государства по состоянию на дату принятия оспариваемого решения, а именно на 30 августа 2023 года.
Оснований не согласиться с решением суда первой инстанции у суда апелляционной инстанции не имеется.
Согласно статье 3 Закона Республики Казахстан от 20 декабря 1991 года N 1017-XII "О гражданстве Республики Казахстан" гражданами Республики Казахстан являются лица, которые постоянно проживают в Республике Казахстан на день вступления в силу Закона Республики Казахстан от 20 декабря 1991 года N 1017-XII "О гражданстве Республики Казахстан".
В соответствии с пунктами 1 и 3 постановления Верховного Совета Республики Казахстан от 20 декабря 1991 года "О поpядке введения в действие Закона Республики Казахстан "О гpажданстве Республики Казахстан" гражданами Республики Казахстан являются лица, постоянно проживающие в Республике Казахстан на день вступления в силу Закона Республики Казахстан "О гpажданстве Республики Казахстан", то есть на 01 марта 1992 года, если в срок до 31 декабря 1995 года они не заявят письменно в местный орган внутренних дел о своем нежелании состоять в гражданстве Республики Казахстан.
Из заявления по истребованию документа с территории иностранного государства от 10 января 2023 года следует, что в период с 22 сентября 1986 года по май 1994 года Замятин С.Г. проживал в Республике Казахстан. Сведений о том, что он обращался в письменной форме в орган внутренних дел по месту жительства с заявлением о своем нежелании состоять в гражданстве Республики Казахстан в материалах административного дела не имеется. Следовательно, заинтересованное лицо в силу вышеизложенных правовых норм приобрел гражданство Республики Казахстан.
Данное обстоятельство подтверждается письмом Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ N, поступившим в избирательную комиссию Республики Хакасия 15 августа 2023 года в связи с реализацией последней полномочий, предусмотренных пунктом 6 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ, и из которого следует, что Замятин С.Г, являясь гражданином Республики Казахстан, приобрел гражданство Российской Федерации в результате восстановления в гражданстве Российской Федерации, на основании заключения Министерства внутренних дел по Республике Хакасия от ДД.ММ.ГГГГ N, в соответствии с частью 2 статьи 20 Закона Российской Федерации от 28 ноября 1991 года N 1948-1 "О гражданстве Российской Федерации". Сведения о прекращении, утрате, выходе из гражданства Республики Казахстан в отношении Замятина С.Г. в Министерство внутренних дел по Республике Хакасия в установленном порядке не поступали.
23 августа 2023 года избирательной комиссией Республики Хакасия в Министерство внутренних дел по Республике Хакасия направлен повторный запрос в отношении заинтересованного лица, на который получено письмо Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Хакасия ДД.ММ.ГГГГ N, содержащее информацию, аналогичную ранее представленной. При этом дополнительно сообщено, что Замятину С.Г. разъяснен порядок подачи уведомления о прекращении у гражданина Российской Федерации гражданства иностранного государства.
В соответствии с пунктами 2 и 31 положения о Министерстве внутренних дел по Республике Хакасия, утвержденного приказом Министерства внутренних дел Российской Федерации от 01 августа 2017 года N 583, Министерство внутренних дел по Республике Хакасия является территориальным органом Министерства внутренних дел Российской Федерации на региональном уровне, который осуществляет в соответствии с законодательством Российской Федерации полномочия, в том числе: определение наличия гражданства Российской Федерации у лиц, проживающих на территории Российской Федерации; прием, рассмотрение заявлений по вопросам гражданства Российской Федерации, исполнение решений по заявлениям об изменении гражданства Российской Федерации, отмену в пределах своей компетенции решений по вопросам гражданства Российской Федерации; учет лиц, в отношении которых органами внутренних дел принято решение об изменении гражданства; прием от граждан Российской Федерации уведомлений о наличии у них гражданства другого государства либо вида на жительство или иного действительного документа, подтверждающего право на их постоянное проживание в иностранном государстве, и учет таких уведомлений.
В силу части 12 статьи 6 Федерального закона от 31 мая 2002 года N 62-ФЗ "О гражданстве Российской Федерации" в случае прекращения гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве гражданин Российской Федерации вправе подать письменное уведомление о прекращении гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства данного гражданина в пределах Российской Федерации (в случае отсутствия такового - по месту его пребывания в пределах Российской Федерации, а в случае отсутствия у него места жительства и места пребывания в пределах Российской Федерации - по месту его фактического нахождения в Российской Федерации).
Согласно пункту 86 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" судам следует учитывать, что факт прекращения гражданства иностранного государства подтверждается соответствующим документом, выданным уполномоченным органом этого государства в установленном порядке, и направлением уведомления о прекращении гражданства в соответствующий территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел в порядке, установленном законом. Отсутствие письменного уведомления о прекращении гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве, направленного в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства или месту пребывания данного гражданина в пределах территории Российской Федерации, а при их отсутствии - по месту фактического нахождения, с приложением в том числе копии документа о прекращении гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве является основанием для отказа в регистрации, отмены решения о регистрации, отмены регистрации, аннулирования регистрации.
Из изложенного следует, что необходимым условием для регистрации кандидата в случае, когда у него ранее имелось гражданство иностранного государства, является письменное уведомление о прекращении гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве, направленного в территориальный орган федерального органа исполнительной власти в сфере внутренних дел по месту жительства или месту пребывания данного гражданина в пределах территории Российской Федерации, а при их отсутствии - по месту фактического нахождения, с приложением, в том числе, копии документа о прекращении гражданства иностранного государства или права на постоянное проживание в иностранном государстве, отсутствие которого является основанием для отказа в регистрации, отмены решения о регистрации, отмены регистрации, аннулирования регистрации.
Из материалов административного дела следует, что соответствующее уведомление подано Замятиным С.Г. в Управление по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Хакасия лишь 04 сентября 2023 года, в связи с чем у компетентного органа на момент принятия оспариваемого постановления данные об отсутствии у заинтересованного лица гражданства Республики Казахстан отсутствовали, поэтому у административного ответчика имелись достаточные основания для аннулирования регистрации кандидата.
Учитывая специфику избирательных правоотношений и то, что об обстоятельствах наличия гражданства Республики Казахстан Замятину С.Г. стало известно как минимум в 2021 году, что подтверждается решением Абазинского районного суда Республики Хакасия от 23 августа 2021 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Хакасия от 03 сентября 2021 года, и он имел намерение реализовать свое пассивное избирательное право на выборах депутатов Верховного Совета Республики Хакасия восьмого созыва, ему следовало устранить основания, препятствующие в реализации этого права путем информирования в установленном порядке Министерство внутренних дел по Республике Хакасия.
Избирательная комиссия Республики Хакасия, компетенция которой установлена пунктом 10 статьи 23 Федерального закона N 67-ФЗ и статьей 11 Закона N 61, не наделена полномочиями по проверке достоверности, полноты и обоснованности сведений, представленных, в частности органами внутренних дел.
В этой связи отклоняются доводы апелляционной жалобы о том, что суд с формальной отсылкой на состав документов, имеющийся 30 августа 2023 года в распоряжении избирательной комиссии Республики Хакасия, уклонился от оценки и проверки имеющихся в административном деле доказательств, свидетельствующих о наличии у кандидата пассивного избирательного права, так как всем доказательствам судом первой инстанции дана правильная оценка, а проверка достоверности сведений, представленных Министерством внутренних дел по Республике Хакасия, с учетом отсутствия своевременного уведомления Замятиным С.Г. уполномоченного органа об отсутствии у него гражданства Республики Казахстан на законность Постановления N 67/510-7 повлиять не могла.
Утверждение апеллянта со ссылкой на ответ компетентного органа Республики Казахстан от 21 февраля 2023 года о том, что Замятин С.Г. никогда не имел гражданства Республики Казахстан, опровергается содержанием указанного ответа, из которого однозначно не следует, что заинтересованное лицо ранее не состояло в гражданстве Республики Казахстан.
Указание в апелляционной жалобе на то, что административный ответчик не уведомил надлежащим образом ни избирательное объединение, ни кандидата о внесенном в повестку дня 30 августа 2023 года вопросе и не ознакомил их с ответами Управления по вопросам миграции Министерства внутренних дел по Республике Хакасия, не могут служить основанием для отмены Постановления N 67/510-8, поскольку согласно выписки из протокола заседания избирательной комиссии Республики Хакасия от 30 августа 2023 года на заседании присутствовал уполномоченный представитель административного истца.
Иные доводы, изложенные в апелляционной жалобе Хакасского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ, сводятся к переоценке материалов дела и установленных обстоятельств и не могут служить основанием для отмены по сути законного решения.
Описка, допущенная в решении Верховного суда Республики Хакасия от 04 сентября 2023 года в части номера оспариваемого Постановления N 67/510-7 вместо 67/510-8 на законность судебного акта не влияет и подлежит исправлению судом первой инстанции после возвращения административного дела после апелляционного рассмотрения.
Таким образом, обжалуемое решение является законным, обоснованным, вынесенным с соблюдением норм материального и процессуального права, в связи с чем, оснований для его отмены или изменения по доводам апелляционной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 307 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного суда Республики Хакасия от 04 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного истца Хакасского регионального отделения Всероссийской политической партии "ЕДИНАЯ РОССИЯ" - без удовлетворения.
На апелляционное определение могут быть поданы кассационные жалобы, представление через Верховный суд Республики Хакасия в течение шести месяцев со дня его вынесения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 07 сентября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.