Судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Знаменщикова Р.В, судей Войтко С.Н, Бутырина А.В, при секретаре Банниковой В.О, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело N 3а-277/2023 по административным исковым заявлениям Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 15 по выборам депутатов Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва к Архинчееву В.Е. об отмене регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 15 и Избирательной комиссии Республики Бурятия к Архинчееву Валерию Ефимовичу об отмене регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва по единому избирательному округу с апелляционной жалобой Архинчеева В.Е. на решение Верховного Суда Республики Бурятия от 04 сентября 2023 года.
Заслушав доклад судьи Войтко С.Н, объяснения административного ответчика Архинчеева В.Е, возражения представителя административного истца Избирательной комиссии Республики Бурятия Хорганова В.О, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации Скрипник М.А, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
постановлением Народного Хурала Республики Бурятия N 2680-VI от 08 июня 2023 года "О назначении выборов депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" назначены выборы депутатов Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва на 10 сентября 2023 года.
Решением Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 15 от 26 июля 2023 года N 5-2 Архинчеев В.Е, выдвинутый "Региональным отделением в Республике Бурятия Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", зарегистрирован кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 15.
26 июля 2023 года Избирательной комиссией Республики Бурятия принято постановление N 77/875-7 "О регистрации списка кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Республике Бурятия Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" по единому избирательному округу. В территориальной группе N 15 под N 1 состоит Архинчеев В.Е.
Окружная избирательной комиссия N 15 по выборам депутатов Народного Хурала седьмого созыва обратилась в суд с административным иском к Архинчееву В.Е. об отмене регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 15.
Избирательная комиссия Республики Бурятия обратилась в суд с административным иском к Архинчееву В.Е. об отмене регистрации кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва по единому избирательному округу.
В обоснование заявленных требований Окружная избирательная комиссия N 15 указала, что 17 июля 2023 года в Окружную избирательную комиссию N 15 Архинчеев В.Е. представил документы, необходимые для регистрации кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва, в составе которых было представлено письменное уведомление кандидата о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, датированное и подписанное кандидатом 17 июля 2023 года.
В административном иске Избирательной комиссии Республики Бурятия указано, что 17 июля 2023 года в Избирательную комиссию Республики Бурятия поступили документы, необходимые для регистрации списка кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Республике Бурятия Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" по единому избирательному округу, в составе которых также было представлено письменное уведомление кандидата Архинчеева В.Е. о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, датированное и подписанное кандидатом 17 июля 2023 года.
Административные истцы полагают, что кандидатом Архинчеевым В.Е. нарушены требования пункта 3.3 статьи 33 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", поскольку в результате проведенной проверки было установлено, что он является владельцем иностранных финансовых инструментов.
В этой связи, на основании подпункта "и" пункта 7, пункта 9 статьи 76 Федерального закона от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации", административные истцы просили отменить регистрацию Архинчеева В.Е. по одномандатному избирательному округу N 15 и в составе списка кандидатов по единому избирательному округу.
Определением судьи Верховного Суда Республики Бурятия от 01 сентября 2023 года административные дела по искам Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 15 и Избирательной комиссии Республики Бурятия объединены в одно производство.
Решением Верховного Суда Республики Бурятия от 04 сентября 2023 года административные исковые заявления Окружной избирательной комиссии по одномандатному избирательному округу N 15, Избирательной комиссии Республики Бурятия удовлетворены. Отменена регистрация кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва Архинчеева Валерия Ефимовича, включенного в зарегистрированный список кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Республике Бурятия Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" (территориальная группа N 15 под N 1). Отменена регистрация кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва от избирательного объединения Регионального отделения в Республике Бурятия Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" Архинчеева Валерия Ефимовича, по одномандатному избирательному округу N 15.
В апелляционной жалобе административный ответчик Архинчеев В.Е. просит отменить решение Верховного Суда Республики Бурятия от 04 сентября 2023 года. В обоснование своей позиции указывает, что ранее им была представлена информация о невозможности распоряжения данными активами в силу того, что они были заблокированы в связи с санкциями, и у него отсутствовала возможность ими распоряжаться. Считает, что принятым решением нарушены его конституционные права избираться и быть избранным, предусмотренные частью 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации. Кроме того, в решении суда не указано, на основании какой информации была проведена проверка.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте проведения судебного заседания извещены надлежащим образом.
На основании статей 150 и 307 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации дело рассмотрено при указанной явке.
По результатам рассмотрения дела, судебная коллегия по административным делам приходит к следующим выводам.
Основные гарантии реализации гражданами Российской Федерации конституционного права на участие в выборах, проводимых на территории Российской Федерации в соответствии с Конституцией Российской Федерации, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований определены Федеральным законом от 12 июня 2002 года N 67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 67-ФЗ).
Порядок регистрации кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия, наряду с Федеральным законом N 67-ФЗ, установлен Законом Республики Бурятия от 06 января 2004 года N 603- III "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия" (далее - Закон Республики Бурятия N 603- III).
В силу части 11 статьи 239 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации с административным исковым заявлением об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов в суд могут обратиться избирательная комиссия, зарегистрировавшая кандидата, список кандидатов, кандидат, зарегистрированный по тому же избирательному округу, избирательное объединение, список кандидатов которого зарегистрирован по тому же избирательному округу, а также в установленных законом случаях прокурор.
В соответствии с частью 5 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации административное исковое заявление об отмене регистрации кандидата, списка кандидатов может быть подано в суд не позднее чем за восемь дней до дня голосования (в случае проведения голосования в течение нескольких дней подряд - не позднее чем за восемь дней до первого дня голосования).
Административные истцы являются субъектами возникших правоотношений, в связи с чем, в силу вышеприведенных правовых норм, вправе обратиться в суд с настоящими административными исками. Срок обращения в суд, предусмотренный частью 5 статьи 240 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ими соблюден.
В соответствии с пунктом 1 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации регистрация кандидата осуществляется соответствующей избирательной комиссией при наличии документов, указанных в пунктах 2, 2.2, 3 и 3.1 статьи 33, иных предусмотренных законом документов, представляемых в соответствующую избирательную комиссию для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата.
Согласно пункту 1.6 статьи 38 Федерального закона N 67-ФЗ при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, вместе с иными документами, необходимыми для регистрации кандидата, письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами.
Пунктом 3.3 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ установлено, что при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации кандидат обязан к моменту представления документов, необходимых для регистрации кандидата, списка кандидатов, закрыть счета (вклады), прекратить хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, и (или) осуществить отчуждение иностранных финансовых инструментов.
Понятие "иностранные финансовые инструменты" используется в настоящем Федеральном законе в значении, определенном частью 2 статьи 1 Федерального закона от 07 мая 2013 года N 79-ФЗ "О запрете отдельным категориям лиц открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами" (далее - Федеральный закон N 79-ФЗ).
В соответствии с частью 2 статьи 1 Федерального закона N 79-ФЗ под иностранными финансовыми инструментами понимаются в том числе ценные бумаги и относящиеся к ним финансовые инструменты нерезидентов и (или) иностранных структур без образования юридического лица, которым в соответствии с международным стандартом "Ценные бумаги - Международная система идентификации ценных бумаг (международные идентификационные коды ценных бумаг (ISIN)", утвержденным международной организацией по стандартизации, присвоен международный идентификационный код ценной бумаги.
В силу подпункта "и" пункта 7, пункта 9 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ регистрация кандидата, а также регистрация кандидата, включенного в зарегистрированный список кандидатов, может быть отменена судом по заявлению зарегистрировавшей кандидата избирательной комиссии, по заявлению избирательной комиссии, зарегистрировавшей список кандидатов, кандидата, зарегистрированного по тому же избирательному округу, в случае установления факта открытия или наличия у зарегистрированного кандидата счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами.
Аналогичные положения закреплены в пункте 3.4 статьи 22, подпункте 6 пункта 1 статьи 26, подпункте "и" пункта 7, пункте 9 статьи 68 Закона Республики Бурятия от 06 января 2004 года N 603-III "О выборах депутатов Народного Хурала Республики Бурятия".
Судом установлено и подтверждается материалами дела, что 14 июля 2023 года в Окружную избирательную комиссию по одномандатному округу N 15 поступили документы для уведомления о выдвижении кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва Архинчеева В.Е, выдвинутого Региональным отделением в Республике Бурятия Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ".
В составе данных документов были представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах, подписанные и датированные кандидатом 14 июля 2023 года.
17 июля 2023 года при подаче документов в Окружную избирательную комиссию по одномандатному округу N 15 для регистрации кандидата административным ответчиком представлено письменное уведомление о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, датированное и подписанное кандидатом 17 июля 2023 года.
Решением Окружной избирательной комиссии по одномандатному округу N 15 от 26 июля 2023 года N 5-2 Архинчеев В.Е, выдвинутый "Региональным отделением в Республике Бурятия Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", зарегистрирован кандидатом в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва по одномандатному избирательному округу N 15.
10 июля 2023 года в Избирательную комиссию Республики Бурятия поступили документы, необходимые для заверения списка кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Республике Бурятия Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" по единому избирательному округу.
В составе данных документов были представлены сведения о размере и об источниках доходов кандидата, имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах, подписанные и датированные кандидатом 09 июля 2023 года.
17 июля 2023 года в Избирательную комиссию Республики Бурятия поступили документы, необходимые для регистрации списка кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва, выдвинутого Региональным отделением в Республике Бурятия Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ" по единому избирательному округу, в составе которых было представлено письменное уведомление кандидата Архинчеева В.Е. о том, что он не имеет счетов (вкладов), не хранит наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, не владеет и (или) не пользуется иностранными финансовыми инструментами, датированное и подписанное кандидатом 17 июля 2023 года.
26 июля 2023 года постановлением Избирательной комиссии Республики Бурятия N 77/875-7 зарегистрирован список кандидатов в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия седьмого созыва, выдвинутый Региональным отделением в Республике Бурятия Политической партии "НОВЫЕ ЛЮДИ", в составе которого в территориальной группе N15 под N1 значится Архинчеев В.Е.
В соответствии с пунктом 6 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ избирательная комиссия обращается, в том числе с представлением, для проверки достоверности сведений о кандидатах, представляемых в соответствии с пунктами 2, 2.1 и 3 настоящей статьи, о проверке выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 настоящей статьи, в соответствующие органы, учреждения и организации, которые обязаны сообщить о результатах проверки сведений, представляемых в соответствии с пунктами 2 и 2.1 настоящей статьи, в течение десяти дней, а сведений, представляемых в соответствии с пунктом 3 настоящей статьи, и выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 настоящей статьи, в течение двадцати дней.
Согласно пункту 6.1 статьи 33 Федерального закона N 67-ФЗ проверка выполнения требований, предусмотренных пунктом 3.3 настоящей статьи, осуществляется по основаниям, установленным Федеральным законом N 79-ФЗ.
Основанием для принятия решения об осуществлении проверки соблюдения лицом, которому в соответствии с настоящим Федеральным законом запрещается открывать и иметь счета (вклады), хранить наличные денежные средства и ценности в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владеть и (или) пользоваться иностранными финансовыми инструментами, данного запрета является достаточная информация о том, что указанным лицом не соблюдается данный запрет (часть 1 статьи 5 Федерального закона N 79-ФЗ).
09 августа 2023 года по результатам проведенной с использованием Государственной автоматизированной системы Российской Федерации "Выборы" проверки представленных кандидатом сведений о размере и об источниках доходов, а также об имуществе, принадлежащем ему на праве собственности (в том числе совместной собственности), о счетах, вкладах в банках, ценных бумагах, по состоянию на 01 июня 2023 года было выявлено наличие у Архинчеева В.Е. иностранных финансовых инструментов.
19 августа 2023 года Избирательной комиссией Республики Бурятия в Центральную избирательную комиссию Российской Федерации направлен запрос о проведении дополнительной проверки факта наличия у кандидата Архинчеева В.Е. иностранных финансовых инструментов по состоянию на 17 июля 2023 года.
29 августа 2023 года в Избирательную комиссию Республики Бурятия поступил ответ Центральной избирательной комиссии Российской Федерации N 06-08/5943, из которого следует, что у кандидата Архинчеева В.Е. по состоянию на 17 июля 2023 года имелись следующие иностранные финансовые инструменты:
- 47-0813844; Berkshire Hathaway Inc.; 840; SHS6; ISIN: US0846707026; ESVUFR; 3555 Famam St, OMAHA, NE 68131-3311, United States; акция; 1 шт; 0, 3 руб.;
- 58-0628465; The Coca-Cola Company; 840; SHS6; ISIN: US1912161007; CFI: ESVUFR; One Coca-Cola Plaza, Atlanta, GA, USA, 30313; акция; 8 шт.; 22, 53 руб.;
- HRB 2168; Deutsche Lufthansa Aktiengesellschaft; 276; SHS6; ISIN: DE0008232125; CFI: ESVTFR; Von- Gablenz-Str. 2-6, Koln 50679; Germany; акция; 2 шт.; 0 руб.
В силу пункта 5 статьи 81 Федерального закона N 67-ФЗ если соблюдение кандидатом требований, установленных пунктом 3.3 статьи 33 настоящего Федерального закона, при проведении выборов в органы государственной власти субъектов Российской Федерации, указанных в пункте 3 настоящей статьи, невозможно в связи с арестом, запретом распоряжения, наложенными органами иностранного государства в соответствии с законодательством данного иностранного государства, на территории которого находятся счета (вклады) и (или) осуществляются хранение наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке, владение и (или) пользование иностранными финансовыми инструментами, или в связи с иными обстоятельствами, не зависящими от воли кандидата, кандидат вместо письменного уведомления, предусмотренного пунктом 1.6 статьи 38 настоящего Федерального закона, представляет в избирательную комиссию, осуществляющую регистрацию кандидатов, списков кандидатов, информацию о наличии счетов (вкладов), хранении наличных денежных средств и ценностей в иностранном банке, расположенном за пределами территории Российской Федерации, владении и (или) пользовании иностранными финансовыми инструментами, закрытие (отчуждение) которых по независящим от воли кандидата обстоятельствам не осуществлено, с изложением обстоятельств, препятствующих соблюдению данных требований. При этом несоблюдение кандидатом требований, установленных пунктом 3.3 статьи 33 настоящего Федерального закона, в случае, если соблюдение указанных требований невозможно по независящим от воли кандидата обстоятельствам, не может являться основанием отказа в регистрации кандидата и (или) исключения кандидата из заверенного списка кандидатов.
Судом первой инстанции установлено и подтверждается материалами дела, что кандидатом Архинчеевым В.Е, владеющим иностранными финансовыми инструментами с международными идентификационными кодами на день представления документов для регистрации списка кандидатов и регистрации в качестве кандидата по одномандатному избирательному округу N 15, не выполнены требования пункта 3.3 статьи 33, пункта 5 статьи 81 Федерального закона N 67-ФЗ.
В установленном данным федеральным законом порядке административный ответчик не уведомил соответствующие избирательные комиссии о наличии у него иностранных финансовых инструментов, не представил информацию с изложением обстоятельств, препятствующих соблюдению им требований пункта 3.3 статьи 33 Федерального Закона N 67-ФЗ, а также доказательств совершения им действий по отчуждению иностранных финансовых инструментов.
Из разъяснений, содержащихся пункте 93 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 года N 24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" следует, что, если иное не предусмотрено законом, установление судом факта открытия или наличия у кандидата на дату представления документов, необходимых для его регистрации, счетов (вкладов), хранения наличных денежных средств и ценностей в иностранных банках, расположенных за пределами территории Российской Федерации, владения и (или) пользования иностранными финансовыми инструментами свидетельствует о неисполнении им предусмотренных законом обязанностей и является основанием для отказа в его регистрации, отмены решения о регистрации, отмены регистрации.
В случае если ценные бумаги, которыми владеет кандидат (независимо от их количества), имеют международный идентификационный код ценной бумаги (ISIN), а компании (эмитенты таких бумаг) не являются российскими юридическими лицами, регистрация названного кандидата, в том числе включенного в зарегистрированный список кандидатов, выдвинутый политической партией, может быть отменена судом, за исключением случаев, установленных законом (пункты 3, 3.1, 3.3 статьи 33, подпункт "а.2" пункта 24 статьи 38, пункт 5 статьи 81 Федерального закона N 67-ФЗ).
При таком положении, учитывая допущенные кандидатом Архинчеевым В.Е. нарушения требований федерального законодательства, Верховный суд Республики Бурятия, вопреки утверждению апеллянта, пришел к обоснованному выводу о наличии оснований, предусмотренных подпунктом "и" пункта 7, пунктом 9 статьи 76 Федерального закона N 67-ФЗ, для отмены регистрации административного истца в качестве кандидата в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия и удовлетворению заявленных административных исковых требований.
Доводы апелляционной жалобы о том, что материалы дела не содержат сведений, на основании какой информации была проведена проверка в отношении административного истца, а также о выборочности проверки кандидатов (одиннадцати кандидатов) в депутаты Народного Хурала Республики Бурятия, не могут быть приняты во внимание судебной коллегией, поскольку судом первой инстанции установлены все имеющие значение для разрешения настоящего административного правового спора обстоятельства, его выводы подробно изложены в мотивировочной части решения и основаны на имеющихся в деле доказательствах, исследованных и оцененных судом в строгом соответствии с требованиями статьи 84 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Таким образом, решение суда первой инстанции основано на анализе исследованных доказательств, мотивированно, соответствует материалам дела и требованиям законодательства. Судом соблюдены нормы процессуального права, нормы материального права правильно применены и истолкованы.
Предусмотренных статьей 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации оснований для отмены решения в апелляционном порядке не имеется.
Руководствуясь статьями 309 - 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Пятого апелляционного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Верховного Суда Республики Бурятия от 04 сентября 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу административного ответчика Архинчеева В.Е. - без удовлетворения.
Апелляционное определение может быть обжаловано в течение шести месяцев со дня его вынесения в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации путем подачи кассационных жалоб, представления через Верховный Суд Республики Бурятия.
Председательствующий
Судьи
Мотивированное апелляционное определение составлено 09 сентября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.