Судебная коллегия по административным делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе председательствующего судьи Циркуновой О.М., судей Смирновой Е.Д., Иванова Д.А. рассмотрела в открытом судебном заседании в помещении Второго кассационного суда общей юрисдикции поступившую 30 июня 2023 года в суд первой инстанции кассационную жалобу представителя администрации Александровского района Владимирской области ФИО9 на решение Александровского городского суда Владимирской области от 27 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 1 июня 2023 года, вынесенные по административному делу по административному исковому заявлению Александровского городского прокурора в защиту прав и законных интересов неопределенного круга лиц к администрации муниципального образования Андреевское сельское поселение Александровского района Владимирской области о признании незаконным бездействия и возложении обязанности устранить нарушение (присвоенный судом первой инстанции номер дела: N).
Заслушав доклад судьи Смирновой Е.Д, выслушав объяснения прокурора Драева Т.К, представителей административного ответчика муниципального образования Андреевское сельское поселение Александровского района Владимирской области ФИО4, ФИО5, судебная коллегия
установила:
Александровский городской прокурор, действуя в интересах неопределенного круга лиц, обратился в суд с административным иском о признании незаконным бездействия администрации Андреевского сельского поселения Александровского района Владимирской области, выразившегося в невыполнении мер по принятию в муниципальную собственность гидротехнического сооружения - гидроузел "данные изъяты" на "адрес", ДД.ММ.ГГГГ года постройки, с кадастровым номером N, возложении обязанности в течение 1 месяца с момента вступления решения суда в законную силу обеспечить принятие мер по признанию права муниципальной собственности на указанное гидротехническое сооружение.
Требования мотивировал тем, что в ходе проверки соблюдения административным ответчиком требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений установлено, что на территории Андреевского сельского поселения имеется указанное выше гидротехническое сооружение, которое ДД.ММ.ГГГГ принято на учет как бесхозяйный объект недвижимости. Вместе с тем, административный ответчик до настоящего времени в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на указанное сооружение не обращался. Непринятие мер по признанию права собственности влечет невозможность исполнения установленных требований по обеспечению безопасности гидротехнического сооружения, не позволяет в полной мере обеспечить постоянный контроль за состоянием объекта, а также принятие мер по предупреждению совершения террористических актов, что ведет к угрозе возникновения чрезвычайной ситуации, нарушению прав граждан. Выявленные нарушения ставят под угрозу права и законные интересы неопределенного круга лиц.
Решением Александровского городского суда Владимирской области от 27 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 1 июня 2023 года, исковое заявление Александровского городского прокурора удовлетворено.
Постановлено признать незаконным бездействие администрации муниципального образования Андреевское сельское поселение Александровского района Владимирской области, выразившееся в невыполнении мер по принятию в муниципальную собственность гидротехнического сооружения: гидроузел "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ постройки, расположенного на "адрес", с кадастровым номером N
На администрацию муниципального образования Андреевское сельское поселение Александровского района Владимирской области возложена обязанность в течение 1 месяца со дня вступления решения в законную силу обеспечить принятие мер по признанию права муниципальной собственности на гидротехническое сооружение: гидроузел " "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенного на "адрес", с кадастровым номером N.
В кассационной жалобе представителя администрации Александровского района Владимирской области ФИО2 ставится вопрос об отмене судебных актов по мотивам незаконности и необоснованности.
Лица, участвующие в деле, о времени и месте рассмотрения жалобы извещены своевременно и надлежащим образом.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
Как следует из материалов дела и установлено судами первой и апелляционной инстанций, в результате проведенной Александровской городской прокуратурой проверки соблюдения администрацией Андреевского сельского поселения требований законодательства о безопасности гидротехнических сооружений установлено, что по заявлению администрации Андреевского сельского поселения гидротехническое сооружение - гидроузел "данные изъяты" ДД.ММ.ГГГГ года постройки, расположенное на "адрес", с кадастровым номером N принят на учет как бесхозяйный объект недвижимости ДД.ММ.ГГГГ. Вместе с тем, администрация Андреевского сельского поселения в суд с заявлением о признании права муниципальной собственности на указанное гидротехническое сооружение не обращалась. По данному факту ДД.ММ.ГГГГ прокуратурой в адрес главы администрации Андреевского сельского поселения внесено представление об устранении выявленных нарушений, в ответ на которое, ссылаясь на отсутствие обязанности по принятию указанного гидротехнического сооружения в муниципальную собственность, администрация Андреевского сельского поселения письмом от ДД.ММ.ГГГГ N сообщила о том, что после проведения капитального ремонта за счет средств областного бюджета готова принять данное бесхозяйное имущество в муниципальную собственность.
В соответствии с пунктом 1 статьи 225 Гражданского кодекса Российской Федерации бесхозяйной является вещь, которая не имеет собственника или собственник которой неизвестен либо, если иное не предусмотрено законами, от права собственности на которую собственник отказался.
Согласно пункту 3 статьи 225 ГК РФ бесхозяйные недвижимые вещи принимаются на учет органом, осуществляющим государственную регистрацию права на недвижимое имущество, по заявлению органа местного самоуправления, на территории которого они находятся.
По истечении года со дня постановки бесхозяйной недвижимой вещи на учет орган, уполномоченный управлять муниципальным имуществом, может обратиться в суд с требованием о признании права муниципальной собственности на эту вещь.
В силу статьи 9 Федерального закона от 21 июля 1997 года N 117-ФЗ "О безопасности гидротехнических сооружений" собственник гидротехнического сооружения и (или) эксплуатирующая организация обязаны обеспечивать соблюдение норм и правил безопасности гидротехнических сооружений при их эксплуатации.
Статьей 3 названного Закона предусмотрено, что гидротехнические сооружения - это плотины, здания гидроэлектростанций, водосбросные, водоспускные и водовыпускные сооружения, туннели, каналы, насосные станции, судоходные шлюзы, судоподъемники; сооружения, предназначенные для защиты от наводнений, разрушений берегов и дна водохранилищ, рек; сооружения (дамбы), ограждающие хранилища жидких отходов промышленных и сельскохозяйственных организаций; устройства от размывов на каналах, а также другие сооружения, здания, устройства и иные объекты, предназначенные для использования водных ресурсов и предотвращения негативного воздействия вод и жидких отходов, за исключением объектов централизованных систем горячего водоснабжения, холодного водоснабжения и (или) водоотведения, предусмотренных Федеральным законом от 7 декабря 2011 года N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (абзац 2);
чрезвычайной ситуацией следует считать обстановку на определенной территории, сложившуюся в результате аварии гидротехнического сооружения, которая может повлечь или повлекла за собой человеческие жертвы, ущерб здоровью людей или ущерб окружающей среде, значительные материальные потери и нарушение условий жизнедеятельности людей (абзац 5);
под безопасностью гидротехнических сооружений следует понимать свойство гидротехнических сооружений, позволяющее обеспечивать защиту жизни, здоровья и законных интересов людей, окружающей среды, объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации и хозяйственных объектов (абзац 6).
Согласно пунктам 8, 23, 26 части 1 статьи 14 Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в РФ" к вопросам местного значения поселения относится, в том числе: участие в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения; организация и осуществление мероприятий по гражданской обороне, защите населения и территории поселения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера; осуществление мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
В силу пунктов 2, 3, 6 статьи 1 Закона Владимирской области от 14 ноября 2014 года N 121-ОЗ "О закреплении за сельскими поселениями Владимирской области отдельных вопросов местного значения" за сельскими поселениями области закреплены вопросы участия в предупреждении и ликвидации последствий чрезвычайных ситуаций в границах поселения, осуществления мероприятий по обеспечению безопасности людей на водных объектах, охране их жизни и здоровья.
Оценив установленные обстоятельства, руководствуясь при этом приведенными нормами действующего законодательства, суды нижестоящих инстанций пришли к правильному и обоснованному выводу о том, что отсутствие собственника у гидротехнического сооружения создает опасность чрезвычайных ситуаций, угрозу жизни и здоровью для неопределенного круга лиц, что свидетельствует о невыполнении органом местного самоуправления обязанности, вытекающей из положений пункта 3 статьи 225 ГК РФ, целей и задач как публично-властного образования, предусмотренных Уставом муниципального образования Андреевское сельское поселение Александровского района Владимирской области.
В этой связи судебная коллегия не принимает во внимание приведенные в кассационной жалобе доводы о применении судами норм, не подлежащих применению, и неприменении норм, подлежащих применению.
Аналогичные доводы приводились в апелляционной жалобе, они были предметом проверки и правомерно опровергнуты по приведенным в апелляционном определении основаниям, с которыми судебная коллегия соглашается.
Выводы судов нижестоящих инстанций основаны на правильном применении норм материального права, регулирующих настоящие правоотношения.
Учитывая вышеизложенное, кассационная жалоба представителя администрации Александровского района Владимирской области оставляется без удовлетворения.
Руководствуясь статьями 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
решение Александровского городского суда Владимирской области от 27 февраля 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Владимирского областного суда от 1 июня 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу представителя администрации Александровского района Владимирской области ФИО10 - без удовлетворения.
Кассационное определение может быть обжаловано в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в срок, установленный частью 2 статьи 318 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Председательствующий О.М. Циркунова
Судьи: Е.Д. Смирнова
Д.А. Иванов
Мотивированное кассационное определение изготовлено 22 августа 2023 года
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.