Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Бибеевой С.Е, судей Байбакова М.А. и Курчевской С.В.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N по иску ФИО2 к Государственному учреждению - Главному управлению Пенсионного фонда РФ N по "адрес" и "адрес" об обязании произвести определенные действия, взыскании судебных расходов
по кассационной жалобе ФИО2 на решение Лефортовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ
Заслушав доклад судьи ФИО9, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
установила:
ФИО2 обратился в суд с иском к ответчику ГУ - ГУ Пенсионного фонда РФ N по "адрес" и "адрес" о возложении обязанности внести уточнение (дополнение) в его индивидуальный лицевой счет и внести сведения о военной службе в вооруженных силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 года 00 месяцев 27 дней), период военной службы в "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 года 06 месяцев 01 день), то есть в льготном исчислении месяц за три месяца, период обучения в институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 года 11 месяцев 05 дней).
Исковые требования мотивированы тем, что ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец обращался к ответчику с заявлением о корректировке (дополнении) ИЛС и трудового стажа периодом военной службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ в льготном исчислении и периодом обучения в высшем учебном заведении - в Луганском государственном педагогическом институте, однако сведения ИЛС и стаж были дополнены только периодом службы по призыву в календарном исчислении. Полагая свои права нарушенными, он обратился с данным иском в суд.
Решением Лефортовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ, в удовлетворении исковых требований ФИО2 отказано.
В кассационной жалобе истец ФИО2 просит принятые по делу судебные постановления отменить, как незаконные. В обоснование несогласия с судебными постановлениями ссылается на неправильное применение судом норм материального права и нарушение норм процессуального права; несоответствие выводов суда установленным по делу фактическим обстоятельствам, в том числе: действующее на периоды службы и обучения пенсионное законодательство давало ему право на учет оспариваемых периодов в трудовой стаж, в том числе и в льготном исчислении.
Протокольным определением судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ произведена замена ответчика на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по "адрес" и "адрес" (далее также - ОСФР по "адрес" и "адрес").
Лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились, сведений о причинах неявки не представили. Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьей 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее также - ГПК РФ), считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Согласно статье 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права (часть 1).
Изучив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, проверив по правилам статьи 379.6 ГПК РФ в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, законность обжалуемых судебных постановлений, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены судебных актов.
Страховые пенсии устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях". Размер пенсии исчисляется с учетом страхового стажа и заработка каждого конкретного работника, приобретенного им до ДД.ММ.ГГГГ и страховых взносов, начисленных на финансирование пенсии его работодателем (страхователями) за период после ДД.ММ.ГГГГ, но не ранее чем с даты регистрации в органах ПФР.
В соответствии со ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ "О страховых пенсиях", в страховой стаж включаются периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись на территории Российской Федерации лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях", при условии, что за эти периоды начислялись и уплачивались страховые взносы в Пенсионный фонд Российской Федерации. Периоды работы и (или) иной деятельности, которые выполнялись лицами, указанными в части 1 статьи 4 Федерального закона "О страховых пенсиях", за пределами территории Российской Федерации, включаются в страховой стаж в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации или международными договорами Российской Федерации, либо в случае уплаты страховых взносов в Пенсионный фонд Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации".
С ДД.ММ.ГГГГ страховые пенсии в Российской Федерации устанавливаются в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ, для расчета страховой пенсии учитывается индивидуальный пенсионный коэффициент.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 400-ФЗ в страховой стаж наравне с периодами работы и (или) иной деятельности засчитывается, в том числе, период прохождения военной службы.
Величина индивидуального пенсионного коэффициента за периоды, имевшие место до ДД.ММ.ГГГГ исчисляется по нормам Федерального закона N 173-ФЗ, согласно п. 3 ст. 30 которого расчетный размер трудовой пенсии по старости при оценке пенсионных прав может быть определен по выбору застрахованного лица в порядке, установленном п. 3 либо п. 4 ст. 30 данного Федерального закона.
В соответствии с п. 3 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ в целях определения расчетного размера страховой пенсии по старости под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, в которую включается, в том числе, служба в Вооруженных силах РФ.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, включаемых в общий трудовой стаж согласно п. 3 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности.
В соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ в целях определения расчетного размера страховой пенсии по старости под общим трудовым стажем понимается суммарная продолжительность трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, в которую включаются, в том числе, периоды службы в Вооруженных Силах РФ.
Исчисление продолжительности периодов трудовой и иной общественно полезной деятельности до ДД.ММ.ГГГГ, включаемых в общий трудовой стаж в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ, производится в календарном порядке по их фактической продолжительности, за исключением периодов военной службы по призыву, которые включаются в общий трудовой стаж в соответствии с п. 4 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ в двойном размере.
При назначении пенсии выбирается наиболее выгодный вариант расчета или с учетом п. 3 ст. 30 или п. 4 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ.
Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ Nн утверждена форма для информирования застрахованных лиц о состоянии индивидуального лицевого счета - форма СЗИ-ИЛС "Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица".
В форме СЗИ-ИЛС учитываются сведения, полученные от работодателей, а также сведения о периодах осуществления другой социально значимой деятельности (прохождение военной службы по призыву, уход за детьми до достижения ими возраста полутора лет, уход за инвалидом, проживание с супругом военнослужащим, получение пособия по беременности).
Учет сведений о периоде обучения в форме СЗИ-ИЛС не предусмотрен. В выписку из индивидуального лицевого счета, предназначенную для назначения пенсии, включен период обучения в институте.
Информация о периодах трудовой деятельности до регистрации в системе индивидуального (персонифицированного) учета (до 2002 г.) включаются в ИЛС на основании сведений, содержащихся в форме СЗВК-К "Сведения о трудовом стаже застрахованного лица за период до регистрации в системе обязательного пенсионного страхования", утвержденной постановлением правления ПФР от ДД.ММ.ГГГГ Nп "Об утверждении форм и форматов сведений, используемых для регистрации граждан в системе индивидуального (персонифицированного) учета, и порядка заполнения форм указанных сведений". Форма СЗВК-К заполняется на основании трудовой книжки и подается в орган ПФР работодателем или лично застрахованным лицом.
Согласно ст. 14 Федерального закона "О страховых пенсиях" при подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, до регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета за указанный период и (или) документов, выдаваемых работодателями или соответствующими государственными (муниципальными) органами в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
При подсчете страхового стажа периоды, которые предусмотрены статьями 11 и 12 настоящего Федерального закона, после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица в соответствии с Федеральным законом от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" подтверждаются на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
В соответствии с п. 43 Правил подсчета и подтверждения страхового стажа для установления страховых пенсий, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 1015, периоды работы и (или) иной деятельности после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются документами об уплате соответствующих обязательных платежей, выдаваемыми в установленном порядке территориальным органом Пенсионного фонда Российской Федерации на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета.
Аналогичные положения содержатся в пункте 3 Порядка подтверждения периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости, утвержденного Приказом Минздравсоцразвития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N 258н.
Из положений статьи 3 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" следует, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования")
В силу пунктов 1, 2 статьи 11 Федерального закона "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" страхователи представляют в органы Пенсионного фонда Российской Федерации по месту их регистрации сведения об уплачиваемых страховых взносах на основании данных бухгалтерского учета, а сведения о страховом стаже - на основании приказов и других документов по учету кадров. Страхователь представляет о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования").
По смыслу приведенных нормативных положений, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в Пенсионный фонд Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
По общему правилу периоды работы после регистрации гражданина в качестве застрахованного лица подтверждаются выпиской из индивидуального лицевого счета застрахованного лица, сформированной на основании сведений индивидуального (персонифицированного) учета. В случае отсутствия в сведениях индивидуального (персонифицированного) учета данных о периодах работы и (или) иной деятельности, с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и оспаривания достоверности таких сведений гражданином, претендующим на назначение страховой пенсии по старости, и, как следствие, недостоверность сведений индивидуального (персонифицированного) учета могут быть подтверждены в судебном порядке путем представления гражданином письменных доказательств.
При оценке пенсионных прав, иные периоды наравне с периодами трудовой деятельности подлежат оценке, в том числе и на предмет включения того или иного периода в льготном исчислении, право оценки принадлежит территориальному органу пенсионного фонда, при этом внесение иных периодов в ИЛС не требуется, оценка производится по представленным документам (период военной службы подтверждается военным билетом или справками о прохождении службы, период обучения - дипломом об окончании или справками об обучении).
Как установлено судом и подтверждается материалами дела, ФИО2, ДД.ММ.ГГГГ года рождения, не является получателем страховой пенсии по старости.
ДД.ММ.ГГГГ и ДД.ММ.ГГГГ истец обращался в отдел заблаговременной работы территориального пенсионного органа с заявлением о корректировке (дополнении) индивидуального лицевого счета застрахованного лица периодами военной службе в вооруженных силах с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 года 00 месяцев 27 дней), период военной службы в "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (03 года 06 месяцев 01 день), то есть в льготном исчислении месяц за три месяца, период обучения в институте с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (02 года 11 месяцев 05 дней).
По результатам обращения, в индивидуальный лицевой счет ФИО2 внесены сведения о периоде обучения истца в Ворошиловградском педагогическом институте "адрес".
В ответе на обращения ответчиком истцу также разъяснено, что в форме СЗИ-ИЛС учитываются сведения, полученные от работодателей, а также сведения о периодах осуществления другой социально значимой деятельности (прохождение военной службы по призыву, уход за детьми до достижения ими возраста полутора лет, уход за инвалидом, проживание; с супругом военнослужащим, получение пособия по безработице). Учет сведений о периоде обучения в форме СЗИ-ИЛС не предусмотрен.
Из материалов дела также следует, что ФИО2 зарегистрирован в системе индивидуального (персонифицированного) учета ДД.ММ.ГГГГ.
Разрешая спор по существу, исследовав и оценив представленные в материалы дела доказательства в их совокупности и взаимосвязи, суд первой инстанции пришел к выводу об отсутствии правовых оснований для удовлетворения исковых требований ФИО2, исходя из того, что приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от ДД.ММ.ГГГГ Nн утверждена форма для информирования застрахованных лиц о состоянии индивидуального лицевого счета - форма СЗИ-ИЛС "Сведения о состоянии индивидуального лицевого счета застрахованного лица". В форме СЗИ-ИЛС учитываются сведения, полученные от работодателей, а также сведения о периодах осуществления другой социально значимой деятельности (прохождение военной службы по призыву, уход за детьми до достижения ими возраста полутора лет, уход за инвалидом, проживание с супругом военнослужащим, получение пособия по беременности). Учет сведений о периоде обучения в форме СЗИ-ИЛС не предусмотрен.
В выписку из индивидуального лицевого счета, предназначенную для назначения пенсии, наряду с периодом службы в армии, включен период обучения истца в педагогическом институте, о чем ему сообщено ответчиком на обращение.
Таким образом, судом установлено, что индивидуальные сведения лицевого счета застрахованного лица, предназначенного для назначения пенсии, по заявлению ФИО2 дополнены периодом службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (календарно) и периодом обучения в институте ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
При этом период службы по призыву с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ (календарно) отражен в форме СЗИ-ИЛС, период обучения в данной форме не отражен, поскольку не предусмотрено. Так же как не предусмотрено включение в ИЛС периодов в льготном порядке исчисления, в данном случае периода службы в особых боевых условиях.
Проверяя законность и обоснованность решения суда в апелляционном порядке, судебная коллегия с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием согласилась, дополнительно указав, что выводы суда соответствуют фактическим обстоятельствам дела, подтверждаются доказательствами, имеющимися в деле, в том числе формой СЗИ-ИЛС, сообщениями ГУ-ГУ ПФР N по "адрес" и "адрес" в адрес истца, которые оценены судом в соответствии с требованиями ст. 67 ГПК РФ.
Судебная коллегия отметила, что суд первой инстанции, отклоняя доводы истца о необходимости отражения в ИЛС льготного порядка подсчета периода службы в армии, обоснованно указал, что при оценке пенсионных прав в порядке, предусмотренном ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", иные периоды (службы в армии и обучения) наравне с периодами трудовой деятельности подлежат оценке, в том числе, и на предмет включения того или иного периода в льготном исчислении, право оценки принадлежит территориальному органу пенсионного фонда, при этом внесение иных периодов в ИЛС не требуется, оценка производится по представленным документам (период военной службы подтверждается военным билетом или справками о прохождении службы, период обучения - дипломом об окончании или справками об обучении).
Судебная коллегия указала, что доводы истца, по сути, повторяют доводы его иска о том, что ранее действовавшим законодательством, в период прохождения им военной службы и обучения, предусматривалась обязанность включения указанных периодов в трудовой стаж, в том числе, военной службы в льготном исчислении в связи с участием в боевых действиях в "адрес", а именно, подпунктами "и", "к" пункта 109 "Положения о порядке назначения и выплаты государственных пенсий", утвержденного постановлением ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N; подпунктом "а" пункта 1 Постановления Центрального Комитета КПСС, ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ N "О льготах военнослужащим, рабочим и служащим, находящихся в составе ограниченного контингента Советских войск на территории Демократической Республики Афганистан, их семьям"; пунктами "в", "д" статьи 67, статьёй 68 Закона ФИО1 от ДД.ММ.ГГГГ "О пенсионном обеспечении граждан в ФИО1"; статьями 90-91, абзацами 4, 8 статьи 94 Закона РФ от ДД.ММ.ГГГГ N "О государственных пенсиях в Российской Федерации" предусмотрено включения военной службы и учёбы в высшем учебном заведении в общий трудовой стаж, в том числе в льготном исчислении, в воинских частях в период боевых действий- в тройном размере, а воинская служба по призыву - в двойном размере.
Между тем, оценка пенсионных прав производится по различным вариантам, в том числе по правилам ранее действовавшего законодательства (п.п. 2-5 ст. 30 Федерального закона N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации"), на нормы которого ссылается истец. Оценка пенсионных прав производится пенсионным органом при назначении пенсии. Оспариваемые истцом периоды внесены пенсионным органом в календарном исчислении в его лицевой счет для целей назначения пенсии.
Судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции, проверив законность обжалуемых судебных постановлений, считает, что выводы суда первой и апелляционной инстанций основаны на правильном применении норм материального права и соответствуют установленным по делу фактическим обстоятельствам, подтвержденным исследованными в судебном заседании относимыми и допустимыми доказательствами, которым судебными инстанциями дана оценка по правилам статьи 67 ГПК РФ.
Доводы кассационной жалобы, приведенные в обоснование несогласия с выводами судов, повторяют позицию заявителя по делу, являлись предметом рассмотрения суда первой и апелляционной инстанций, получили соответствующую правовую оценку, оснований не согласиться по доводам жалобы и материалам дела не имеется.
Несогласие заявителя жалобы с оценкой доказательств судами первой и апелляционной инстанций и с их выводами об установленных на основе оценки доказательств обстоятельствах дела само по себе основанием для отмены в кассационном порядке судебных постановлений, принятых по этому делу, не является.
С учетом изложенного судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных ст. 379.7 ГПК РФ оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Второго кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Лефортовского районного суда "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Московского городского суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, кассационную жалобу ФИО2 - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.