Судья Второго кассационного суда общей юрисдикции Ионова А.Н., рассмотрев кассационную жалобу ГУ-ГУ ПФР N10 по г. Москве и МО на определение Басманного районного суда города Москвы от 23 сентября 2022 года и апелляционное определение Московского городского суда от 19 декабря 2022 года
по гражданскому делу по иску ГУ-ГУ ПФР N10 по г. Москве и МО к Фонду поддержки искусств "Арт-Линия" об обязании предоставить индивидуальные сведения о застрахованном лице,
УСТАНОВИЛ:
ГУ - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области обратилось в суд с иском к ООО "APT-ЛИНИЯ" об обязании предоставить индивидуальные сведения о застрахованном лице, а именно корректирующие по форме СЗВ-Корр за календарный 2021 года, корректирующие сведения о трудовой деятельности за календарный 2021 года по форме СЗВ-ТД в отношении Ивашкевич Т.Н, умершего 29.06.2021.
Определением Басманного районного суда города Москвы от 23 сентября 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением Московского городского суда от 19 декабря 2022 года, ГУ - ГУ ПФР N10 по г. Москве и Московской области отказано в принятии искового заявления к ООО "APT-ЛИНИЯ" об обязании предоставить индивидуальные сведения о застрахованном лице.
Определением Второго кассационного суда общей юрисдикции от 10 февраля 2023 года произведена замена ГУ-Главного управления ПФР N 10 по г. Москве и Московской области на отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по г. Москве и Московской области.
В кассационной жалобе заявитель просил отменить постановления судов первой и апелляционной инстанции как принятые с нарушением норм материального и процессуального права.
Кассационная жалоба в соответствии с ч. 10 ст. 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации рассматривается в суде кассационной инстанции судьей единолично, без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, проверив по правилам ст. 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации в пределах доводов, содержащихся в кассационной жалобе, судья кассационного суда пришел к следующему.
Отказывая в принятии искового заявления ГУ - ГУ ПФР N10 по г. Москве и Московской области, руководствуясь п. 1 ч. 1 ст. 134 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, суд первой инстанции пришел к выводу, что у территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации не имеется права на обращение в суд с заявлением о понуждении страхователя представлять сведения, необходимые для осуществления индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
Суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции, вопреки доводам частной жалобы ГУ - ГУ ПФР N10 по г. Москве и Московской области указав, что право территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации на обращение в суд с предъявленным иском может возникнуть лишь при наличии условий, установленных в ст. 3, 4, 46 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации.
Такие выводы судов первой и апелляционной инстанции нельзя признать законными ввиду следующего.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 134 ГПК РФ судья отказывает в принятии искового заявления в случае, если заявление подлежит рассмотрению в порядке конституционного или уголовного судопроизводства, производства по делам об административных правонарушениях либо не подлежит рассмотрению в судах; заявление предъявлено в защиту прав, свобод или законных интересов другого лица государственным органом, органом местного самоуправления, организацией или гражданином, которым названным кодексом или другими федеральными законами не предоставлено такое право; в заявлении, поданном от своего имени, оспариваются акты, которые не затрагивают права, свободы или законные интересы заявителя.
Правовая основа и принципы организации индивидуального (персонифицированного) учета сведений о гражданах Российской Федерации в целях обеспечения реализации их прав в системе обязательного пенсионного страхования, учета сведений о трудовой деятельности, а также в целях предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций установлены Федеральным законом от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования".
Статьей 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ установлено, что целями индивидуального (персонифицированного) учета являются, в том числе создание условий для назначения страховых и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица; обеспечение достоверности сведений о стаже и заработке (доходе), определяющих размер страховой и накопительной пенсий при их назначении (абзацы первый - третий статьи 3 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ).
Органом, осуществляющим индивидуальный (персонифицированный) учет в системе обязательного пенсионного страхования, является Пенсионный фонд Российской Федерации (статья 5).
В силу положений статьи 11 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ страхователь представляет в органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице, в том числе, сведения о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ.
Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляет прием и учет сведений о застрахованных лицах в системе индивидуального (персонифицированного) учета, а также внесение указанных сведений в индивидуальные лицевые счета застрахованных лиц в порядке и сроки, которые определяются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти (статья 8.1 Федерального закона от 1 апреля 1996 года N 27-ФЗ).
Согласно статье 28 Федерального закона от 28 декабря 2013 года N 400-ФЗ "О страховых пенсиях" работодатели несут ответственность за достоверность сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования.
На основании пункт 1 статьи 13 Федерального закона от 15 декабря 2001 года N 167-ФЗ "Об обязательном пенсионном страховании" органам Пенсионного фонда Российской Федерации предоставлено право проводить у страхователей проверки документов, связанных с назначением (перерасчетом) и выплатой обязательного страхового обеспечения, представлением сведений индивидуального (персонифицированного) учета застрахованных лиц; требовать и получать у страхователей необходимые документы, справки и сведения по вопросам, возникающим в ходе указанных проверок; требовать от руководителей и других должностных лиц проверяемых организаций, а также от физических лиц, которые самостоятельно уплачивают обязательные платежи, устранения выявленных нарушений законодательства Российской Федерации об обязательном пенсионном страховании. Пунктом 2 вышеуказанной статьи установлена обязанность пенсионного органа осуществлять контроль за правильностью представления и достоверностью сведений, необходимых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета.
Статьей 16 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ "Об индивидуальном (персонифицированном) учете в системе обязательного пенсионного страхования" предусмотрено, что органы Пенсионного фонда Российской Федерации имеют право требовать от страхователей, в том числе физических лиц, самостоятельно уплачивающих страховые взносы, своевременного и правильного представления сведений, определенных настоящим Федеральным законом. При этом органы Пенсионного фонда Российской Федерации обязаны обеспечивать своевременное включение в соответствующие индивидуальные лицевые счета сведений, представленных налоговыми органами и страхователями, в том числе физическими лицами, самостоятельно уплачивающими страховые взносы, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, зарегистрированными лицами, а также надежное хранение этих сведений; осуществлять контроль за правильностью представления страхователями, органами, предоставляющими государственные или муниципальные услуги, сведений, определенных настоящим Федеральным законом, в том числе по их учетным данным.
В соответствии со статьей 18 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ споры между органами Пенсионного фонда Российской Федерации, страхователями и застрахованными лицами по вопросам индивидуального (персонифицированного) учета разрешаются судом.
Согласно пункту 37 Инструкции о порядке ведения индивидуального (персонифицированного) учета сведений о зарегистрированных лицах, утвержденной приказом Минтруда России от 22 апреля 2020 года N 211н, контроль за полнотой, достоверностью и своевременностью представления страхователем индивидуальных сведений в Пенсионный фонд Российской Федерации, осуществляется территориальными органами Пенсионного фонда Российской Федерации в отношении каждого работающего у страхователя застрахованного лица.
В соответствии с пунктом 38 указанной Инструкции, при обнаружении в представленных страхователем индивидуальных сведениях ошибок и (или) их несоответствия индивидуальным сведениям, имеющимися у Пенсионного фонда Российской Федерации, а также несоответствия их формам и форматам, установленным Пенсионным фондом Российской Федерации, страхователю вручается уведомление об устранении в течение пяти рабочих дней имеющихся ошибок и несоответствий лично под расписку, или уведомление направляется по почте заказным письмом или передается в электронном виде по телекоммуникационным каналам связи.
Страхователь в течение пяти рабочих дней со дня получения уведомления территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации о представлении соответствующих исправлений представляет в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации уточненные индивидуальные сведения.
За непредставление в установленные сроки индивидуальных сведений о каждом застрахованном лице либо представление страхователем неполных и (или) недостоверных сведений о застрахованных лицах страхователь несет ответственность в соответствии со статьей 17 Федерального закона от 01 апреля 1996 года N 27-ФЗ (пункт 40).
По смыслу приведенных нормативных положений в их системной взаимосвязи, индивидуальный (персонифицированный) учет используется в целях назначения страховой и накопительной пенсий в соответствии с результатами труда каждого застрахованного лица на основе страхового стажа конкретного застрахованного лица и его страховых взносов, обязанность по уплате которых законом возложена на страхователей. Страхователь (работодатель) представляет в территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации о каждом работающем у него застрахованном лице сведения, в том числе о периодах деятельности, включаемых в стаж на соответствующих видах работ, после получения которых, Пенсионный фонд Российской Федерации вносит эти сведения в индивидуальный лицевой счет застрахованного лица. При этом страхователи (работодатели) несут ответственность за достоверность сведений, представляемых ими для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, а территориальные органы Пенсионного фонда Российской Федерации осуществляют функции контроля за полнотой и достоверностью представления страхователем таких индивидуальных сведений.
Отказывая в принятии искового заявления со ссылкой на отсутствие у пенсионного органа права на обращение в суд с настоящим иском, суды первой и апелляционной инстанций указанные правовые нормы во внимание не приняли, не учли, что обращение в суд ГУ - ГУ ПФР N 10 по г. Москве и Московской области, как территориального органа Пенсионного фонда Российской Федерации, который не вправе самостоятельно вносить корректировку в данные индивидуального (персонифицированного) учета, но на который возложена функция контроля за полнотой и достоверностью представления страхователем сведений, представляемых для ведения индивидуального (персонифицированного) учета в системе обязательного пенсионного страхования, имело место в связи с реализацией пенсионным органом его полномочий, возложенных на него действующим законодательством.
При изложенных обстоятельствах, судом первой и апелляционной инстанций были допущены нарушения норм материального и процессуального права, которые являются существенными, не могут быть устранены судом кассационной инстанции, что в силу части 3 статьи 379.7 ГПК РФ является основанием для отмены судебных актов.
С учетом изложенного, определение Басманного районного суда города Москвы от 23 сентября 2022 года и апелляционное определение Московского городского суда от 19 декабря 2022 года подлежат отмене с направлением дела на новое рассмотрение в Басманный районный суд г. Москвы.
Руководствуясь статьями 379.7, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судья
определил:
определение Басманного районного суда города Москвы от 23 сентября 2022 года и апелляционное определение Московского городского суда от 19 декабря 2022 года отменить, дело направить на новое рассмотрение в Басманный районный суд г. Москвы.
Судья:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.