Вы можете открыть актуальную версию документа прямо сейчас.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Приложение N 1
к Решению Искательского поселкового Совета
от 13 октября 2011 г. N 130
Положение
"О территориальном общественном самоуправлении
в муниципальном образовании "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей"
Настоящее Положение в соответствии с действующим законодательством, Уставом муниципального образования "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей" регулирует вопросы организации, функционирования и правового положения территориального общественного самоуправления в муниципальном образовании "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей" (далее в тексте - МО "Рабочий поселок Искателей", поселок Искателей).
1. Общие положения
1.1. В настоящем Положении используются следующие основные понятия:
- территориальное общественное самоуправление - самоорганизация граждан по месту жительства на части территории МО "Рабочий поселок Искателей" границы, которой устанавливаются Советом муниципального образования "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей" (далее - Искательским поселковым Советом) по предложению населения, для самостоятельного и под свою ответственность осуществления собственных инициатив по вопросам местного значения, реализуемых населением непосредственно или через создаваемые им органы территориального общественного самоуправления;
- органы территориального общественного самоуправления - органы, избранные на собраниях или конференциях граждан, объединившихся по месту жительства, для выполнения функций территориального общественного самоуправления по осуществлению собственных инициатив в решении вопросов местного значения.
Структура органов территориального общественного самоуправления устанавливается в его Уставе.
В структуру органов территориального общественного самоуправления могут входить как коллегиальные (совет, комитет), так и единоличные органы (староста, председатель совета, комитета).
1.2. Правовую основу осуществления территориального общественного самоуправления на территории поселка Искателей составляют Конституция Российской Федерации, Федеральный закон от 06.10.2003 N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", иные федеральные законы, законы Ненецкого автономного округа, Устав муниципального образования "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей", настоящее Положение, иные нормативные правовые акты органов местного самоуправления "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей".
1.3. Организация территориального общественного самоуправления на территории осуществляется в целях решения жителями поселка по месту жительства следующих вопросов обеспечения жизнедеятельности территориального сообщества:
- защиты прав и законных интересов жителей соответствующей территории поселка в органах государственной власти и местного самоуправления;
- подготовки и внесения предложений в планы и программы социально-экономического развития МО "Рабочий поселок Искателей";
- организации акций милосердия и благотворительности, содействия органам местного самоуправления, благотворительным фондам, иным организациям, гражданам и их объединениям в проведении таких акций;
- осуществления общественного контроля над использованием муниципальной собственности МО "Рабочий поселок Искателей", расположенной на соответствующей территории;
- содействия правоохранительным органам в поддержании общественного порядка;
- осуществления общественного контроля над соблюдением предприятиями торговли и бытового обслуживания прав потребителей в порядке и формах, установленных действующим законодательством;
- содействия в проведении культурных, спортивных, лечебно-оздоровительных и других мероприятий;
- осуществления общественного контроля над содержанием жилого фонда, инженерных коммуникаций, своевременным и качественным выполнением жилищно-эксплуатационными организациями работ по их капитальному и текущему ремонту в соответствии с утвержденными планами работ;
- содействия жилищно-эксплуатационным организациям в осуществлении мероприятий, направленных на снижение потерь тепловой, электрической энергии, газа и воды в жилищном хозяйстве;
- внесения в порядке, установленном законодательством, предложений и проектов правовых актов в органы государственной власти, органы местного самоуправления по вопросам выделения земельных участков под скверы, стоянки автомобилей, гаражи и для других общественно полезных целей, создания и ликвидации объектов торговли, общественного питания, бытового обслуживания, образования, здравоохранения, культуры;
- осуществления общественного контроля над качеством уборки территории, очистки дорог, вывозом снега и мусора, решением иных вопросов благоустройства;
- содействия органам санитарного, эпидемиологического и экологического контроля;
- информирования населения соответствующей территории о решениях органов государственной власти, органов местного самоуправления, принятых по предложению или при участии органов территориального общественного самоуправления.
1.4. Граждане, постоянно или преимущественно проживающие на территории МО "Рабочий поселок Искателей", достигшие 16-летнего возраста, могут принимать участие в организации и осуществлении территориального общественного самоуправления по месту жительства, избирать и быть избранными в состав органов территориального общественного самоуправления (ТОС).
Граждане, не проживающие на территории ТОС, но имеющие на его территории недвижимое имущество, принадлежащее им на праве собственности, также могут участвовать в работе соответствующих собраний (конференций).
1.5. Жители МО "Рабочий поселок Искателей" имеют равные права на осуществление территориального общественного самоуправления как непосредственно, так и через своих представителей, вправе получать полную и достоверную информацию о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
1.6. Территориальное общественное самоуправление основывается на принципах:
- законности;
- свободного волеизъявления граждан на собраниях (конференциях);
- выборности и подконтрольности органов и выборных лиц территориального общественного самоуправления собраниям (конференциям) членов территориального сообщества;
- добровольного участия граждан в разработке и принятии решений по осуществлению собственных инициатив по вопросам местного значения;
- сочетания интересов населения, как участвующего, так и не участвующего в территориальном общественном самоуправлении, уважения их прав и интересов;
- самостоятельности и ответственности в принятии и реализации решений;
- гласности и учета общественного мнения.
1.7. Акты территориального общественного самоуправления не могут противоречить действующему законодательству Российской Федерации, Ненецкого автономного округа, Уставу муниципального образования МО "Рабочий поселок Искателей", нормативным правовым актам органов местного самоуправления МО "Рабочий поселок Искателей".
2. Формы осуществления территориального общественного самоуправления
2.1. Территориальное общественное самоуправление осуществляется населением непосредственно путем проведения собраний (конференций) граждан, а также посредством создания органов территориального общественного самоуправления.
2.2. Порядок подготовки и проведения собрания (конференции) граждан определяется законом Ненецкого автономного округа "О местном самоуправлении в Ненецком автономном округе", Уставом МО "Рабочий поселок Искателей", настоящим Положением и нормативными правовыми актами органов местного самоуправления МО "Рабочий поселок Искателей".
2.3. Территориальное общественное самоуправление в МО "Рабочий поселок Искателей" осуществляется в следующих границах:
- микрорайон - составная часть жилой застройки МО "Рабочий поселок Искателей", представляющая собой, как правило, исторически сложившийся комплекс объектов жилого, социально-бытового, рекреационного, коммунального назначения и объектов инженерной инфраструктуры.
Границы микрорайонов МО "Рабочий поселок Искателей" определяются Искательским поселковым Советом по предложению населения, проживающего на данной территории.
Органы территориального общественного самоуправления микрорайонов поселка являются высшим звеном системы поселковых органов территориального общественного самоуправления, которые могут формироваться по следующему принципу:
- улица (переулок и т.д.) - несколько одно- или двухэтажных многоквартирных жилых домов и (или) домов частного сектора, расположенных на одной улице, переулке и т.д.;
- многоквартирный (многоэтажный) жилой дом - жилой дом с количеством этажей более двух, имеющий, как правило, 20 и более жилых помещений (квартир);
- подъезд многоквартирного (многоэтажного) жилого дома.
Органы территориального общественного самоуправления многоквартирного (многоэтажного) жилого дома, улицы взаимодействуют с органами территориального общественного самоуправления микрорайона. Органы территориального общественного самоуправления подъезда многоквартирного (многоэтажного) жилого дома взаимодействуют с органами территориального общественного самоуправления многоквартирного (многоэтажного) жилого дома, улицы.
2.4. Собрание граждан считается правомочным при участии в нем не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
2.5. Для осуществления территориального общественного самоуправления могут проводиться конференции граждан - собрания представителей граждан (делегатов) соответствующей территории МО "Рабочий поселок Искателей" для обсуждения вопросов местного значения и принятия по ним решения.
Конференция граждан по вопросам организации и осуществления территориального общественного самоуправления считается правомочной, если в ней принимают участие не менее двух третей избранных на собраниях граждан делегатов, представляющих не менее половины жителей соответствующей территории, достигших шестнадцатилетнего возраста.
Делегаты конференции могут избираться на собраниях граждан, проживающих на территории, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление, согласно установленной норме представительства - 1 делегат от жителей одно- или двухэтажного многоквартирного жилого дома или 1 делегат от жителей подъезда многоквартирного (многоэтажного) жилого дома, или 1 делегат от семей нанимателей (собственников) 3-5 индивидуальных жилых домов.
Уставом территориального общественного самоуправления могут быть предусмотрены иные нормы представительства.
2.6. Обязательными условиями образования территориального общественного самоуправления на определенной территории являются:
1) в пределах одних и тех же границ не может быть более одного территориального общественного самоуправления;
2) границы территорий территориального общественного самоуправления не могут пересекаться;
3) граница территории территориального общественного самоуправления не может выходить за границу территории МО "Рабочий поселок Искателей";
4) территория, на которой осуществляется территориальное общественное самоуправление (если в его состав входит более одного жилого дома), неразрывна;
5) территории, закрепленные в установленном порядке за учреждениями, предприятиями и организациями, не входят в состав территории, на которой действует территориальное общественное самоуправление.
2.7. Изменение границ территории, на которой образовано территориальное общественное самоуправление, осуществляется Искательским поселковым Советом.
3. Порядок образования и деятельности органов территориального общественного самоуправления
3.1. Территориальное общественное самоуправление создается по инициативе населения, на основе добровольного волеизъявления граждан.
Запрещается создание территориального общественного самоуправления на территории МО "Рабочий поселок Искателей", на которой в соответствии с действующим законодательством уже осуществляется территориальное общественное самоуправление и созданы соответствующие органы.
3.2. Органы территориального общественного самоуправления избираются на собраниях (конференциях) граждан по месту их жительства, которые проводятся по инициативе не менее 10 процентов граждан, проживающих на соответствующей территории города и подтвердивших свое волеизъявление личными подписями.
Созданная гражданами инициативная группа оповещает жителей соответствующей территории, а также органы местного самоуправления о времени, месте проведения собрания (конференции) граждан и решаемых вопросах не позднее чем за 14 дней.
Инициативная группа готовит: проект повестки собрания (конференции); проект устава создаваемого ТОС, а также проекты иных документов для принятия на собрании (конференции); проводит учет жителей (собственников недвижимого имущества) или их представителей, проживающих на территории ТОС; уполномочивает своего представителя для открытия и ведения собрания (конференции) до избрания председателя собрания (конференции).
3.3. Собрание (конференция) принимает решение: о создании и осуществлении на соответствующей территории территориального общественного самоуправления; дает наименование созданному ТОС, определяет цели его деятельности и перечень вопросов местного значения, в решении которых намерены принимать участие органы создаваемого ТОС; обсуждает и утверждает устав ТОС, структуру его выборных органов; избирает выборные органы создаваемого ТОС.
Решения собрания (конференции) принимаются открытым голосованием простым большинством голосов. Процедура проведения собрания (конференции) отражается в протоколе, который ведется в свободной форме секретарем собрания (конференции) и подписывается председателем и секретарем собрания (конференции).
3.4. Устав ТОС является учредительным документом органа территориального общественного самоуправления. В уставе территориального общественного самоуправления указываются:
1) территория, на которой оно осуществляется;
2) цели, задачи, формы и основные направления деятельности территориального общественного самоуправления;
3) порядок формирования, прекращения полномочий, права и обязанности, срок полномочий органов территориального общественного самоуправления;
4) порядок принятия решений;
5) порядок приобретения имущества, а также порядок пользования и распоряжения указанным имуществом и финансовыми средствами;
6) порядок прекращения осуществления территориального общественного самоуправления.
Описание границ территории, в пределах которой осуществляет деятельность орган территориального общественного самоуправления (в том числе в виде перечня многоквартирных и индивидуальных жилых домов, жители которых участвуют в осуществлении ТОС), вносится в устав территориального общественного самоуправления после его установления Искательским поселковым Советом.
3.5. Исходя из конкретных местных условий, в устав территориального общественного самоуправления могут быть включены и другие нормы, регламентирующие деятельность его органов.
3.6. Органы территориального общественного самоуправления подотчетны и подконтрольны населению и не реже одного раза в год отчитываются об итогах своей деятельности перед собранием (конференцией) граждан соответствующей территории. Срок полномочий органов территориального общественного самоуправления устанавливается в уставе ТОС и не может превышать 4 лет.
3.7. Выделение территориальному общественному самоуправлению средств из бюджета МО "Рабочий поселок Искателей" осуществляется в соответствии с Уставом МО "Рабочий поселок Искателей" и (или) иными нормативными правовыми актами Искательского поселкового Совета.
3.8. Администрация МО "Рабочий поселок Искателей" имеет право контролировать целевое использование средств, выделенных территориальному общественному самоуправлению из средств бюджета МО "Рабочий поселок Искателей", а также осуществлять проверку представленных органами территориального общественного самоуправления документов и материалов в связи с использованием предоставленных из бюджета МО "Рабочий поселок Искателей" денежных средств.
3.9. Территориальное общественное самоуправление, получившее средства из бюджета МО "Рабочий поселок Искателей", представляет в Администрацию МО "Рабочий поселок Искателей" текущие и итоговые письменные отчеты об использовании выделенных из бюджета финансовых средств.
4. Компетенция территориального общественного самоуправления и его органов
4.1. Территориальное общественное самоуправление вправе определять, по согласованию с органами местного самоуправления МО "Рабочий поселок Искателей", приоритеты развития соответствующей территории, при этом интересы жителей указанной территории не должны противоречить интересам жителей МО "Рабочий поселок Искателей" в целом.
4.2. На основании мотивированного обращения органов территориального общественного самоуправления решением Искательского поселкового Совета или постановлением главы МО "Рабочий поселок Искателей" им могут делегироваться отдельные полномочия органов местного самоуправления для реализации их на территории осуществления территориального общественного самоуправления. По делегированным полномочиям органы территориального общественного самоуправления подотчетны Искательскому поселковому Совету и главе МО "Рабочий поселок Искателей".
4.3. К исключительным полномочиям собрания, конференции граждан, осуществляющих территориальное общественное самоуправление, относятся:
1) установление структуры органов территориального общественного самоуправления;
2) принятие устава ТОС, внесение в него изменений и дополнений;
3) избрание органов территориального общественного самоуправления;
4) определение основных направлений деятельности территориального общественного самоуправления;
5) утверждение сметы доходов и расходов территориального общественного самоуправления и отчета о ее исполнении;
6) рассмотрение и утверждение отчетов о деятельности органов территориального общественного самоуправления.
4.4. Органы территориального общественного самоуправления:
1) представляют интересы населения, проживающего на соответствующей территории;
2) обеспечивают исполнение решений, принятых на собраниях и конференциях граждан;
3) в соответствии с законодательством могут осуществлять хозяйственную деятельность по содержанию жилищного фонда, инженерной инфраструктуры, по благоустройству территории, иную хозяйственную деятельность, направленную на удовлетворение социально-бытовых потребностей граждан, как за счет средств указанных граждан, так и на основании договора между органами территориального общественного самоуправления и органами местного самоуправления за счет средств местного бюджета;
4) вправе вносить в органы местного самоуправления проекты муниципальных правовых актов, подлежащие обязательному рассмотрению этими органами и должностными лицами местного самоуправления, к компетенции которых отнесено принятие указанных актов.
4.5. Решения органов территориального общественного самоуправления в течение 7 дней со дня их принятия доводятся до сведения органов местного самоуправления и заинтересованных лиц, а также всех жителей соответствующей территории через средства массовой информации либо иным способом, указанным в принятом решении.
5. Взаимодействие органов территориального общественного самоуправления с органами местного самоуправления
5.1. Органы местного самоуправления содействуют органам территориального общественного самоуправления в осуществлении ими своих полномочий и координируют их деятельность.
5.2. Органы местного самоуправления МО "Рабочий поселок Искателей":
- создают необходимые условия для становления и развития системы территориального общественного самоуправления;
- оказывают содействие населению в осуществлении права на территориальное общественное самоуправление;
- предоставляют помощь инициативным группам граждан в проведении собраний (конференций) граждан, вправе принимать в них участие;
- содействуют разработке уставов ТОС, решений органов территориального общественного самоуправления;
- приостанавливают действие решений органов территориального общественного самоуправления в случаях превышения ими своих полномочий;
- определяют иные формы взаимодействия с органами территориального общественного самоуправления.
5.3. Представители органов территориального общественного самоуправления вправе присутствовать при рассмотрении органами местного самоуправления вопросов, затрагивающих интересы их территории в порядке, предусмотренном регламентами органов местного самоуправления.
6. Порядок регистрации территориального общественного самоуправления
и его органов на территории МО "Рабочий поселок Искателей".
6.1. Регистрация уставов ТОС и учет органов территориального общественного самоуправления осуществляется администрацией МО "Рабочий поселок Искателей" в порядке, установленном настоящим Положением.
6.2. Для регистрации устава территориального общественного самоуправления орган территориального общественного самоуправления или уполномоченное для этого учредительным собранием (конференцией) граждан лицо направляет в Администрацию МО "Рабочий поселок Искателей" следующие документы:
а) письменное заявление, удостоверенное подписью председателя учредительного собрания (конференции);
б) протокол учредительного собрания (конференции);
в) схему и описание границ территории, на которой будет осуществляться территориальное общественное самоуправление;
г) список участников собрания (конференции) с указанием их фамилии, имени, отчества, даты рождения, адреса места жительства и личной подписи участника;
д) пронумерованный, прошнурованный устав территориального общественного самоуправления в трех экземплярах.
6.3. Администрация МО "Рабочий поселок Искателей" вправе в десятидневный срок с момента получения документов, указанных в пункте 6.2 настоящей главы, вернуть их для устранения недостатков и (или) нарушений с приложением письменного мотивированного обоснования возврата в следующих случаях:
а) если не предоставлен полный перечень документов, указанных в пункте 6.2 настоящей главы;
б) если установлено, что в представленных документах имеется недостоверная информация;
в) если представленные документы подготовлены с нарушением Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации", Устава муниципального образования "Рабочий поселок Искателей", настоящего Положения, иных нормативно-правовых актов Российской Федерации.
6.4. В случае принятия документов, указанных в пункте 6.2 настоящей главы, глава МО "Рабочий поселок Искателей" в течение пятнадцати дней с момента их получения разрабатывает проект решения об утверждении территориальных границ деятельности территориального общественного самоуправления, который впоследствии вносится в Искательский поселковый Совет для принятия.
6.5. После принятия Искательским поселковым Советом решения об утверждении территориальных границ деятельности территориального общественного самоуправления Администрация МО "Рабочий поселок Искателей" в десятидневный срок издает постановление о регистрации устава территориального общественного самоуправления и о включении в реестр территориальных общественных самоуправлений, зарегистрированных на территории муниципального образования "Городское поселение "Рабочий поселок Искателей" (далее - реестр), которое подлежит опубликованию (обнародованию).
Администрация МО "Рабочий поселок Искателей" ведет реестр органов территориального общественного самоуправления, действующих на территории МО "Рабочий поселок Искателей", в который включаются следующие сведения:
- наименование органа территориального общественного самоуправления;
- территориальные границы деятельности органа территориального общественного самоуправления;
- срок полномочий органа территориального общественного самоуправления;
- фамилия, имя, отчество руководителя органа территориального общественного самоуправления, уполномоченного действовать от его имени.
В случае приобретения органом территориального общественного самоуправления статуса юридического лица в реестр включаются сведения о внесении органа территориального общественного самоуправления в единый государственный реестр юридических лиц, а также идентификационный номер налогоплательщика.
6.6. Для регистрации изменений и дополнений, вносимых в устав территориального общественного самоуправления в порядке, установленном настоящим Положением, в Администрацию МО "Рабочий поселок Искателей" представляются:
а) изменения и дополнения, вносимые в устав территориального общественного самоуправления;
б) решения собрания (конференции) о внесении изменений и дополнений в устав территориального общественного самоуправления;
в) заявление, в котором подтверждается, что изменения и дополнения, вносимые в устав, соответствуют установленным законодательствам требованиям и порядку принятия решения о внесении этих изменений и дополнений.
6.7. Отказ в регистрации устава (изменений и дополнений) территориального общественного самоуправления может быть обжалован в судебном порядке в соответствии с законодательством.
7. Порядок реорганизации и прекращения деятельности органов территориального общественного самоуправления
7.1. Органы территориального общественного самоуправления прекращают свои полномочия в порядке, предусмотренном уставом ТОС, по решению собрания (конференции) жителей соответствующей территории или по решению суда.
7.2. Реорганизация, ликвидация органов территориального общественного самоуправления, являющихся юридическими лицами, осуществляется в соответствии с действующим законодательством.
7.3. Решение о реорганизации, ликвидации органа территориального общественного самоуправления направляется в Администрацию МО "Рабочий поселок Искателей" для внесения в реестр соответствующей записи.
7.4. После принятия решения о прекращении деятельности территориального общественного самоуправления бюджетные средства и имущество, находящееся на балансе органа территориального общественного самоуправления, приобретенное за счет бюджетных средств, переходит в состав муниципальной собственности.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.