Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу заместителя начальника Балтийской таможни Алёшкина Е.А. на вступившие в законную силу постановление судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 14 февраля 2023 года и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 05 апреля 2023 года, вынесенные в отношении ООО "Кристалин" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 14 февраля 2023 года, оставленным без изменения решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 05 апреля 2023 года, производство по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, в отношении ООО "Кристалин" прекращено на основании пункта 2 части 1 статьи 24.5 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях в связи с отсутствием состава административного правонарушения.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, заместитель начальника Балтийской таможни Алёшкин Е.А. просит судебные акты отменить, дело направить на новое рассмотрение в связи с неправильным применением судебными инстанциями норм материального и процессуального права.
ООО "Кристалин", извещенное о подаче жалобы, возражения на них не представило.
Изучение материалов дела и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
В соответствии с частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях недекларирование по установленной форме товаров, подлежащих таможенному декларированию, за исключением случаев, предусмотренных статьей 16.4 настоящего Кодекса, влечет наложение административного штрафа на граждан и юридических лиц в размере от одной второй до двукратного размера стоимости товаров, явившихся предметами административного правонарушения, с их конфискацией или без таковой либо конфискацию предметов административного правонарушения; на должностных лиц - от десяти тысяч до двадцати тысяч рублей.
Как следует из материалов дела, основанием для возбуждения в отношении ООО "Кристалин" дела об административном правонарушении послужили нижеследующие обстоятельства:
26 августа 2022 года в 17 часов 27 минут ООО "Кристалин" на Северо-Западный таможенный пост (ЦЭД) Балтийской таможни, расположенной по адресу: Санкт-Петербург, муниципальный округ Лиговка-Ямская, ул. Кременчугская, д. 21, корп. 2, стр. 1, представлена декларация на товар (далее - ДТ) N с целью помещения товаров под таможенную процедуру "выпуск для внутреннего потребления". Согласно сведениям, заявленным в ДТ N: - отправитель товара: компания "Shanzhen Nongxin Ruida Import&Export Co, ltd" (КНР); получатель товара, декларант и лицо, ответственное за финансовое урегулирование: ООО "Кристалин"; Товар в а/м N: "изделие, прессованное из природного минерала пирофиллита... " в количестве 100 шт, вес брутто/нетто товара 135 кг/115 кг. При проведении таможенного контроля в результате таможенного досмотра (АТД N) установлено, что фактическое количество товара превышает количество, заявленное в ДТ N на 105 шт.
В соответствии с частью 1 статьи 104 ТК ЕАЭС товары подлежат таможенному декларированию при их помещении под таможенную процедуру либо в случаях, предусмотренных пунктом 4 статьи 258, пунктом 4 статьи 272 и пунктом 2 статьи 281 настоящего Кодекса.
Согласно части 4 статьи 105 ТК ЕАЭС перечень сведений, подлежащих указанию в таможенной декларации, ограничивается только сведениями, которые необходимы для исчисления и уплаты таможенных платежей, применения мер защиты внутреннего рынка, формирования таможенной статистики, контроля соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, а также для контроля соблюдения международных договоров и актов в сфере таможенного регулирования и законодательства государств-членов.
Частью 1 статьи 106 ТК ЕАЭС определено, что в декларации на товары подлежат указанию сведения, помимо прочего, о весе товаров брутто или объеме, а также количестве товаров в дополнительных единицах измерения, если Единым таможенным тарифом Евразийского экономического союза в отношении декларируемого товара установлена дополнительная единица измерения, по каждому коду Товарной номенклатуры внешнеэкономической деятельности, а также иные сведения, определяемые Комиссией.
В соответствии с подпунктом 29 пункта 15 раздела 2 Порядка заполнения декларации на товары, утвержденного Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257, в графе 31 "Грузовые места и описание товаров" указываются сведения о декларируемом товаре, необходимые для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, применения мер защиты внутреннего рынка, обеспечения соблюдения запретов и ограничений, принятия таможенными органами мер по защите прав на объекты интеллектуальной собственности, идентификации, отнесения к одному десятизначному классификационному коду в соответствии с ТН ВЭД ЕАЭС, а также о грузовых местах.
Под номером 1 указываются, помимо прочего, наименование (фирменное, коммерческое или иное традиционное наименование) товара и сведения о производителе (изготовителе) (при наличии сведений о нем), товарных знаках, марках, моделях, артикулах, сортах, стандартах и иных технических и коммерческих характеристиках, а также сведения о количественном и качественном составе декларируемого товара; сведения о характеристиках и параметрах товара в единицах измерения, отличных от основной или дополнительной единицы измерения (количество и условное обозначение), в том числе в соответствии с классификатором дополнительных характеристик и параметров, используемых при исчислении таможенных пошлин, налогов, а также дата выпуска (изготовления) товара в случае, если такие сведения необходимы для исчисления и взимания таможенных и иных платежей, взимание которых возложено на таможенные органы, применения мер защиты внутреннего рынка и (или) обеспечения соблюдения запретов и ограничений.
По смыслу вышеуказанных норм в графе 31 таможенной декларации подлежат указанию сведения о количественном составе декларируемого товара, в частности, о характеристиках и параметрах товара в единицах измерения, отличных от основной или дополнительной единицы измерения (количество и условное обозначение), если такие сведения необходимы для исчисления и взимания таможенных и иных платежей.
Исходя из имеющихся в материалах дела коммерческих документов (инвойс и контракт (т.1 л.д.10, 11)), количество перемещаемого через таможенную границу и декларируемого товара установлено в штуках по 1, 6 доллар США за 1 штуку, всего 100 штук. Исходя из указанных обстоятельств, в графе 31 таможенной декларации подлежало указание количества декларируемого товара в штуках, поскольку данные сведения необходимы для исчисления и взимания таможенных платежей.
Согласно пункту 30 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 24.10.2006 N 18 "О некоторых вопросах, возникающих у судов при применении Особенной части Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях" при разграничении административных правонарушений, ответственность за которые предусмотрена частями 1 и 2 статьи 16.2 КоАП РФ, необходимо исходить из следующего.
Частью 1 статьи 16.2 КоАП РФ установлена ответственность за недекларирование товаров и (или) транспортных средств, когда лицом фактически не выполняются требования таможенного законодательства по декларированию и таможенному оформлению товара, то есть таможенному органу не заявляется весь товар либо его часть (не заявляется часть однородного товара либо при декларировании товарной партии, состоящей из нескольких товаров, в таможенной декларации сообщаются сведения только об одном товаре или к таможенному оформлению представляется товар, отличный от того, сведения о котором были заявлены в таможенной декларации).
Если же товар по количественным характеристикам задекларирован полностью, но декларантом либо таможенным брокером (представителем) в таможенной декларации заявлены не соответствующие действительности (недостоверные) сведения о качественных характеристиках товара, необходимых для таможенных целей, эти действия образуют состав административного правонарушения, предусмотренный частью 2 статьи 16.2 КоАП РФ, при условии, что такие сведения послужили основанием для освобождения от уплаты таможенных пошлин, налогов или для занижения их размера.
Задачами производства по делам об административных правонарушениях являются всестороннее, полное, объективное и своевременное выяснение обстоятельств каждого дела, разрешение его в соответствии с законом, обеспечение исполнения вынесенного постановления, а также выявление причин и условий, способствовавших совершению административных правонарушений (статья 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях).
Согласно статьям 26.2, 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях судья, должностное лицо, в производстве которого находится дело об административном правонарушении, устанавливает наличие или отсутствие события правонарушения, виновность лица, привлекаемого к административной ответственности, а также иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела, на основании доказательств, оценка которых должна основываться на всестороннем, полном и объективном исследовании всех обстоятельств дела в их совокупности. При этом, использование доказательств, полученных с нарушением закона, не допускается.
Однако указанные требования закона при рассмотрении жалобы на постановление судьи районного суда выполнены не были.
Прекращая производство по делу об административном правонарушении, судебные инстанции исходили из того, что количество товара по основной единице измерения, установленной ТН ВЭД ЕАЭС (кг) в таможенной декларации указано правильно, а декларирование количества товара в штуках в отношении перемещаемого Обществом товара таможенным законодательством не предусмотрено.
Между тем, судебными инстанциями не учтено, что Решением Комиссии Таможенного союза от 20.05.2010 N 257 в соответствии с частью 1 статьи 106 ТК ЕАЭС установлено, что в графе 31 таможенной декларации подлежат указанию сведения о количественном составе декларируемого товара, в частности, о характеристиках и параметрах товара в единицах измерения, отличных от основной или дополнительной единицы измерения (количество и условное обозначение), если такие сведения необходимы для исчисления и взимания таможенных и иных платежей. Судебными инстанциями не дана надлежащая оценка тому обстоятельству, что ООО "Кристалин" в таможенной декларации заявлено о перемещаемом товаре в количестве 100 штук, хотя фактически Общество перемещало через таможенную границу данный товар в количестве 205 штук.
Приведенные обстоятельства свидетельствуют о существенных нарушениях процессуальных требований Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, что не позволило всесторонне, полно и объективно рассмотреть дело и в силу пункта 3 части 2 статьи 30.17 настоящего Кодекса является основанием для отмены постановления судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 14 февраля 2023 года и решения судьи Санкт-Петербургского городского суда от 05 апреля 2023 года, вынесенных в отношении ООО "Кристалин" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, и возвращения дела на новое рассмотрение в Кировский районный суд Санкт-Петербурга.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление судьи Кировского районного суда Санкт-Петербурга от 14 февраля 2023 года и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 05 апреля 2023 года, вынесенные в отношении ООО "Кристалин" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 1 статьи 16.2 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, отменить.
Возвратить дело на новое рассмотрение в Кировский районный суд Санкт-Петербурга.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.