Судья Третьего кассационного суда общей юрисдикции Рябинин К.В., рассмотрев жалобу защитника акционерного общества "ЭнергоПроект-Инжиниринг" (далее - АО "ЭнергоПроект-Инжиниринг") Сергиевской Д.Д. на вступившие в законную силу постановление начальника Восточного межрайонного отдела департамента государственного лесного надзора по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 06 апреля 2021 года, решение судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 октября 2021 года и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 16 февраля 2023 года, вынесенные в отношении АО "ЭнергоПроект-Инжиниринг" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях
установил:
постановлением начальника Восточного межрайонного отдела департамента государственного лесного надзора по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 06 апреля 2021 года, оставленным без изменения решением судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 октября 2021 года и решением судьи Санкт-Петербургского городского суда от 16 февраля 2023 года, АО "ЭнергоПроект-Инжиниринг" признано виновным в совершении административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, подвергнуто административному наказанию в виде административного штрафа в размере 350000 рублей.
В жалобе, поданной в Третий кассационный суд общей юрисдикции, защитник АО "ЭнергоПроект-Инжиниринг" Сергиевская Д.Д. просит оспариваемые акты отменить, ссылаясь на ненадлежащую оценку судебными инстанциями имеющихся в деле доказательств и неправильное толкование норм материального права.
Изучение материалов дела об административном правонарушении и доводов жалобы позволяет сделать следующие выводы.
Частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях предусмотрена административная ответственность за нарушение правил пожарной безопасности в лесах в условиях особого противопожарного режима, режима чрезвычайной ситуации в лесах, возникшей вследствие лесных пожаров, что влечет наложение административного штрафа на граждан в размере от сорока тысяч до пятидесяти тысяч рублей; на должностных лиц - от шестидесяти тысяч до девяноста тысяч рублей; на юридических лиц - от шестисот тысяч до одного миллиона рублей.
В соответствии с частью 3 статьи 53 Лесного кодекса Российской Федерации правила пожарной безопасности в лесах и требования к мерам пожарной безопасности в лесах в зависимости от целевого назначения земель и целевого назначения лесов устанавливаются Правительством Российской Федерации. Порядок осуществления рубок лесных насаждений определяется правилами заготовки древесины, правилами санитарной безопасности в лесах, правилами пожарной безопасности в лесах, правилами ухода за лесами (часть 3 статьи 16 Лесного кодекса Российской Федерации).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2007 N 417 утверждены Правила пожарной безопасности в лесах (далее - Правила).
Согласно п. 16 Правил при проведении рубок лесных насаждений одновременно с заготовкой древесины следует производить очистку мест рубок (лесосек) от порубочных остатков.
В силу п. 17 Правил при проведении очистки мест рубок (лесосек) осуществляются: а) весенняя доочистка в случае рубки в зимнее время; б) укладка порубочных остатков в кучи или валы шириной не более 3 метров для перегнивания, сжигания или разбрасывание их в измельченном виде по площади места рубки (лесосеки) на расстоянии не менее 10 метров от прилегающих лесных насаждений. Расстояние между валами должно быть не менее 20 метров, если оно не обусловлено технологией лесосечных работ.
Согласно п. 19 Правил срубленные деревья в случае оставления их на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона должны быть очищены от сучьев и плотно уложены на землю.
Заготовленная древесина, оставляемая на местах рубок (лесосеках) на период пожароопасного сезона, должна быть собрана в штабеля или поленницы и отделена противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1, 4 метра.
В соответствии с п. 20 Правил места рубки (лесосеки) в хвойных равнинных лесах на сухих почвах с оставленной на период пожароопасного сезона заготовленной древесиной, а также с оставленными на перегнивание порубочными остатками отделяются противопожарной минерализованной полосой шириной не менее 1, 4 метра. Места рубок (лесосеки) площадью свыше 25 гектаров должны быть, кроме того, разделены противопожарными минерализованными полосами указанной ширины на участки, не превышающие 25 гектаров.
В силу п. 34 Правил просеки, на которых находятся линии электропередачи и линии связи, в период пожароопасного сезона должны быть свободны от горючих материалов.
Согласно п. 35 Правил при строительстве, реконструкции и эксплуатации линий электропередачи, линий связи и трубопроводов обеспечиваются рубка лесных насаждений, складирование и уборка заготовленной древесины, порубочных остатков и других горючих материалов.
Как следует из материалов дела, в целях реализации полномочий Комитета государственного экологического надзора Ленинградской области (далее Комитет) по осуществлению на землях лесного фонда федерального государственного лесного надзора (лесной охраны), федерального государственного пожарного надзора в лесах 30 сентября 2020 года в 13:34 в ходе рейдового осмотра, проводимого по Распоряжению от 24 сентября 2020 года N в выделе 1, 2, 26, 27 квартала 199 Тервенического участкового лесничества Лодейнопольского лесничества был зафиксирован факт размещения 4 штабелей из сортиментов древесины хвойных и лиственных пород в полосе отвода линии электропередач (далее - ЛЭП). Установлено, что все 4 штабеля древесины были складированы вдоль стены растущего леса, минерализованная полоса вокруг штабелей древесины отсутствовала. Объем древесины, размещенной на линии ЛЭП, составлял около 140 м. куб. Древесина в штабелях не окорена. Иных мест, на которых могла складироваться древесина на линии ЛЭП не установлено, как и минерализованных полос на линии ЛЭП.
Кроме этого, при осмотре ЛЭП был зафиксирован факт не очистки линии ЛЭП от порубочных остатков на площади около 50 м.кв. Кроме того, за пределами линии ЛЭП имелись кучи с порубочными остатками, а также спиленные деревья на линии ЛЭП оставлены у пня, не раскряжеваны и не распилены на сортименты, были завалены за пределы линии ЛЭП и находились за пределами полосы отвода лесосеки (линии ЛЭП). Рубка трассы ЛЭП производилась АО "ЭнергоПроект-Инжиниринг" на основании договора аренды лесного участка от 24.09.2019 N и поданной лесной декларации от 03.03.2020.
Приказом комитета по природным ресурсам Ленинградской области от N с 10 апреля 2020 года на территории Ленинградской области установлен пожароопасный сезон. Постановлением Правительства Ленинградской области от 01.05.2020 N на территории Ленинградской области установлен особый противопожарный режим.
Обстоятельства совершения АО "ЭнергоПроект-Инжиниринг" административного правонарушения подтверждаются собранными по делу доказательствами, которым дана оценка на предмет допустимости, достоверности, достаточности в соответствии с требованиями статьи 26.11 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В ходе рассмотрения данного дела об административном правонарушении в соответствии с требованиями статьи 24.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях были всесторонне, полно, объективно и своевременно выяснены обстоятельства совершенного административного правонарушения. В силу требований статьи 26.1 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях установлены событие административного правонарушения, лицо, допустившее нарушение установленных правил, виновность указанного лица в совершении административного правонарушения, иные обстоятельства, имеющие значение для правильного разрешения дела.
АО "ЭнергоПроект-Инжиниринг", имея возможность для соблюдения правил и норм, за нарушение которых предусмотрена административная ответственность, не приняло все зависящие от него меры по их соблюдению, в связи с чем обоснованно привлечено к административной ответственности, предусмотренной частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Административное наказание АО "ЭнергоПроект-Инжиниринг" назначено ниже низшего размера, предусмотренного санкцией части 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Имеющие правовое значение доводы направлены на переоценку установленных по делу фактических обстоятельств, для чего отсутствуют основания, не ставят под сомнение наличие в действиях АО "ЭнергоПроект-Инжиниринг" объективной стороны состава административного правонарушения, предусмотренного частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
Несогласие заявителя с оценкой имеющихся в деле доказательств и с толкованием судебными инстанциями норм Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях не свидетельствует о том, что судами допущены нарушения норм материального права и (или) предусмотренные Кодексом Российской Федерации об административных правонарушениях процессуальные требования.
Доводы, аналогичные изложенным в настоящей жалобе, были предметом проверки в ходе производства по делу, правомерно отклонены по мотивам, приведенным в обжалуемых актах.
Нарушений норм процессуального закона в ходе производства по делу не допущено, нормы материального права применены правильно.
Порядок и срок давности привлечения АО "ЭнергоПроект-Инжиниринг" к административной ответственности соблюдены.
Обстоятельств, которые в силу пунктов 2 - 4 части 2 статьи 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях могли бы являться основанием к изменению или отмене обжалуемых актов, не установлено.
Руководствуясь статьями 30.13 и 30.17 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, судья
постановил:
постановление начальника Восточного межрайонного отдела департамента государственного лесного надзора по осуществлению переданных полномочий Российской Федерации в сфере лесных отношений комитета государственного экологического надзора Ленинградской области от 06 апреля 2021 года, решение судьи Дзержинского районного суда Санкт-Петербурга от 14 октября 2021 года и решение судьи Санкт-Петербургского городского суда от 16 февраля 2023 года, вынесенные в отношении акционерного общества "ЭнергоПроект-Инжиниринг" по делу об административном правонарушении, предусмотренном частью 3 статьи 8.32 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях, оставить без изменений, жалобу защитника акционерного общества "ЭнергоПроект-Инжиниринг" Сергиевской Д.Д. - без удовлетворения.
Судья Третьего кассационного суда К.В. Рябинин
общей юрисдикции
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.