Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Морозковой Е.Е, судей Косицыной-Камаловой И.Р. и Рябинина К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело (N2а-373/2023) по кассационной жалобе Каракчиевой "данные изъяты" на решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 22 февраля 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 24 апреля 2023г. (N33а-3568/2023) по административному иску прокурора Княжпогостского района о признании незаконным решения совета сельского поселения "Серёгово", о прекращении полномочий главы сельского поселения и депутата совета сельского поселения.
Заслушав доклад судьи Морозковой Е.Е, возражения прокурора второго отдела Управления по обеспечению участия прокуроров в гражданском и арбитражном процессе Генеральной прокуратуры Российской Федерации Малышева Я.В, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
26 декабря 2022г. советом сельского поселения "Серёгово" (далее - Совет) принято решение N5-11/3 не прекращать досрочно полномочия депутата и главы сельского поселения "Серёгово" Каракчиевой Т.Г. (далее - решение Совета N5-11/3).
Прокурор Княжпогостского района Республики Коми в интересах Российской Федерации, сельского поселения "Серёгово" и неопределенного круга лиц обратился с административным исковым заявлением к Совету и Каракчиевой Т.Г. о признании незаконным решения Совета N5-11/3, досрочном прекращении полномочий депутата и главы Каракчиевой Т.Г. в связи с вступлением в законную силу в отношении неё обвинительного приговора.
В обоснование указал, что оспариваемое решение Совета не соответствует положениям Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ"Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации".
Решением Княжпогостского районного суда от 22 февраля 2023г. административное исковое заявление прокурора удовлетворено.
Признано незаконным решение Совета сельского поселения "Серёгово" от 26 декабря 2022г. N5-11/3 "О досрочном прекращении полномочий депутата и главы сельского поселения "Серёгово" Каракчиевой "данные изъяты"
Прекращены полномочия главы сельского поселения "Серёгово" и депутата Совета сельского поселения "Серёгово" Каракчиевой Т.Г. в связи с вступлением в законную силу приговора мирового судьи Кылтовского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми от 4 мая 2022г. по делу N1-12/2022 в соответствии с пунктом 6 части 6 статьи 36, пунктом 5 части 10 статьи 40 Федерального закона от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации". Решение обращено к немедленному исполнению.
Апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 24 апреля 2023г. решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 22 февраля 2023г. оставлено без изменений.
В кассационной жалобе Каракчиева Т.Г. просит отменить постановленные по делу судебные акты, ссылаясь на существенное нарушение норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, изучив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
В соответствии с ч.2 ст.329 КАС РФ при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (ч.2 ст.328 КАС РФ).
Таких нарушений из обжалуемых судебных постановлений не усматривается, доводы жалобы не могут повлечь их отмену в кассационном порядке.
В соответствии со статьей 1 Федерального закона от 17 января 1992г. N2202-1 "О прокуратуре Российской Федерации" прокуратура Российской Федерации наделена полномочиями осуществлять от имени Российской Федерации надзор за исполнением действующих на ее территории законов.
В силу части 1 статьи 39, части 4 статьи 218 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации прокурор вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением в защиту прав, свобод и законных интересов граждан, неопределенного круга лиц или интересов Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований, а также в других случаях, предусмотренных федеральными законами.
Федеральный закон от 6 октября 2003г. N131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N131-ФЗ), принятый на основании статей 72 (пункт "н" части 1), 76 (часть 1) и 131 (часть 1) Конституции Российской Федерации, в положениях частей 7-11 статьи 40 определилдля депутатов, членов выборных органов местного самоуправления, выборных должностных лиц местного самоуправления ограничения, запреты и обязанности, связанные с таким статусом, а также предусмотрел за их несоблюдение и неисполнение определенные правовые меры, в том числе досрочное прекращение полномочий.
Так, согласно пункту 6 части 6 статьи 36 и пункту 5 части 10 статьи 40 Федерального закона N131-ФЗ полномочия главы муниципального образования, депутата, члена выборного органа местного самоуправления или выборного должностного лица местного самоуправления прекращаются досрочно в случае вступления в отношении него в законную силу обвинительного приговора суда.
Из материалов дела следует, что Каракчиева Т.Г. является депутатом Совета сельского поселения "Серёгово" пятого созыва. Решением Совета от 10 октября 2021г. N5-1/4 Каракчиева Т.Г. избрана главой сельского поселения.
Вступившим в законную силу 21 июня 2022г. приговором мирового судьи Кылтовского судебного участка Княжпогостского района Республики Коми от 4 мая 2022 года Каракчиева Т.Г. признана виновной в совершении преступления, предусмотренного частью 1 статьи 139 Уголовного кодекса Российской Федерации.
26 декабря 2022г. Советом принято оспариваемое решение N5-11/3.
Разрешая заявленные требования и принимая решение об удовлетворении административного иска прокурора, суд первой инстанции пришел к выводу, что прокурором представлены доказательства незаконности решения Совета, поскольку решение о досрочном прекращении полномочий депутата и главы сельского поселения принимается при условии вступления в законную силу обвинительного приговора суда в отношении такого лица.
Суд апелляционной инстанции, сославшись на положения Федерального закона N131-ФЗ, установленные по делу фактические обстоятельства, собранные и оцененные судом доказательства, правовые позиции Конституционного Суда Российской Федерации, с выводами суда первой инстанции согласился, отметив следующее.
С учетом установленных по делу обстоятельств, суд первой инстанции верно исходил из того, что обязанность принять решение о досрочном прекращении полномочий депутата и главы сельского поселения возникает у Совета сельского поселения в силу императивного требования закона.
Конституционный Суд Российской Федерации в определении от 15 апреля 2008г. N285-0-0 разъяснил, что Федеральный закон "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" закрепляет законность деятельности и ответственность органов местного самоуправления, депутатов и иных выборных лиц местного самоуправления в качестве принципов местного самоуправления (часть 2 статьи 1, статьи 70 - 72). Одной из форм ответственности и элементом статуса главы муниципального образования, депутата, члена выборного органа местного самоуправления, выборного должностного лица местного самоуправления является предусмотренное названным Федеральным законом досрочное прекращение их полномочий в случае вступления в отношении них в законную силу обвинительного приговора суда (пункт 6 части 6 статьи 36 и пункт 5 части 10 статьи 40). Это мера публично-правовой ответственности, которая применяется на основании данного Федерального закона и в порядке, определенном уставом муниципального образования (пункт 6 части 6 статьи 36, пункт 5 части 10 статьи 40, пункт 8 части 1 статьи 44).
Решение уполномоченного органа (по общему правилу представительного органа муниципального образования) о досрочном прекращении полномочий указанных лиц принимается при условии, что обвинительный приговор суда в отношении них вступил в законную силу. При этом не имеют значения характер преступления и вид наказания за него; определяющей является презумпция того, что лицо, конфликтующее с уголовным законом, не отвечает нравственным требованиям.
Отнесение к исключительной компетенции совета сельского поселения принятие решения о прекращении полномочий главы поселения не означает, что граждане лишены возможности защитить свои права через суд, следовательно, прокурор на основании полномочий, предоставленных ему законом вправе обратиться в суд с заявлением или вступить в дело в любой стадии процесса, если требуется защита прав граждан и охраняемых законом интересов общества или государства.
В этом случае принятие решения о прекращении полномочий такого лица находиться в компетенции суда независимо от принятых представительным органом местного самоуправления решений об отказе в прекращении его полномочий.
Доводы о тождественности спора основаны на неверном толковании норм права и подлежат отклонению, поскольку предметом настоящего административного дела является оспаривание законности решения Совета N5-11/3.
Уголовный кодекс Российской Федерации предусматривает возможность назначения наказания в виде лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью.
Прекращение же полномочий главы муниципального образования, депутата, члена выборного органа местного самоуправления или выборного должностного лица местного самоуправления в связи с вступлением в силу обвинительного приговора, не относится к видам наказаний и иным мерам уголовно-правового характера, назначаемым в качестве мер государственного принуждения по приговору суда.
Предусмотренное Федеральным законом N131-ФЗ прекращение полномочий, как уже было указано, является мерой публично-правовой ответственности.
Выводы судов основаны на правильном применении норм приведенного выше законодательства.
При рассмотрении дела суды правильно определили обстоятельства, имеющие значение для дела, оценили собранные по делу доказательства в соответствии с требованиями ст.84 КАС РФ, и применили закон, подлежащий применению к спорным правоотношениям.
Выводы судебных инстанций являются верными, в решении суда первой инстанции и апелляционном определении мотивированы, основаны на приведенном правовом регулировании, в кассационной жалобе по существу не опровергнуты.
Доводы, изложенные в кассационной жалобе, по существу являлись предметом проверки судов, названным доводам дана надлежащая оценка судами первой и апелляционной инстанций.
Несогласие с выводами судов не является правовым основанием для отмены обжалуемых актов.
Суждение, высказанное в кассационной жалобе, о тождественности настоящего дела, административному делу Княжпогосткого районного суда Республики Коми N2а-939/2022(судебные акты по указанному делу отменены кассационным определением судебной коллегии по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции от 17 мая 2023г. N88а-8790/2023), является необоснованным.
В рамках административного дела Княжпогостского районного суда Республики Коми N2а-939/2022 рассматриваются иные (отличные от заявленных в настоящем административном деле) требования прокурора (о признании незаконным решения совета сельского поселения "Серёгово" от 24 августа 2022г. N5-9/6 об отказе в досрочном прекращении полномочий главы сельского поселения "Серёгово" Каракчиевой Т.Г, о признании незаконным бездействия совета сельского поселения "Серёгово", о возложении на совет сельского поселения "Серёгово" обязанности по рассмотрению вопроса о досрочном прекращении полномочий главы сельского поселения "Серёгово" Каракчиевой Т.Г.).
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 22 февраля 2023г. и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 24 апреля 2023г. оставить без изменения, кассационную жалобу Каракчиевой "данные изъяты"-без удовлетворения.
Решение Княжпогостского районного суда Республики Коми от 22 февраля 2023г, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Коми от 24 апреля 2023г. и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном объеме изготовлено 4 сентября 2023г.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.