Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А, рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Воробьев В.В. на решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 08 декабря 2022 года по административному делу N 2а - 5690/2022 по исковому заявлению Воробьев В.В. к Министерству юстиции Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, заместителю министра юстиции Российской Федерации Свириденко О. М, первому заместителю министра иностранных дел Российской Федерации Титову В. Г. о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 01 апреля 2022 года, согласованного с Министерством иностранных дел Российской Федерации, о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, обязании исключить из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, обязании в месячный срок со дня вступления решения в законную силу сообщить в суд и административному истцу об устранении допущенных нарушений.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, выслушав объяснения Воробьёва В.В, поддержавшего доводы кассационной жалобы, представителя Министерства юстиции Российской Федерации Постарнака А.М, судебная коллегия
установила:
Воробьёв В.В. обратился в суд с административным исковым заявлением к Министерству юстиции Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 01 апреля 2022 года, согласованного с Министерством иностранных дел Российской Федерации, о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, обязании исключить административного истца из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, обязании в месячный срок со дня вступления решения в законную силу сообщить в суд и административному истцу об устранении допущенных нарушений.
В обоснование требований указал, что Министерством юстиции Российской Федерации принято распоряжение о признании его иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента. Копия распоряжения в его адрес направлена не была. Признание административного истца таковым возлагает на него дополнительные обязанности. Утверждает о том, что иностранного финансирования он не получал, а с 21 декабря 2021 года единственным источником его доходов является денежное вознаграждение, выплачиваемое из средств государственного бюджета Республики Коми, в связи с замещением государственной должности Республики Коми. Доказательств, подтверждающих иностранное финансирование, административными ответчиками не представлено.
Определением суда к участию в административном деле привлечены в качестве соответчиков заместитель министра юстиции Российской Федерации Свириденко О.М, первый заместитель министра иностранных дел Российской Федерации Титов В.Г.
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 июня 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 08 декабря 2022 года, отказано в удовлетворении административного искового заявления Воробьёва В.В. к Министерству юстиции Российской Федерации, Министерству иностранных дел Российской Федерации, заместителю министра юстиции Российской Федерации Свириденко О.М, первому заместителю министра иностранных дел Российской Федерации Титову В.Г. о признании незаконным распоряжения Министерства юстиции Российской Федерации от 01 апреля 2022 года, согласованного с Министерством иностранных дел Российской Федерации, о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, обязании исключить из реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, обязании в месячный срок со дня вступления решения в законную силу сообщить в суд и административному истцу об устранении допущенных нарушений.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 22 июня 2023 года, дополнениях, поступивших 21.08.2023 года, Воробьёв В.В, со ссылкой на существенное нарушение судами норм материального и процессуального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела, просит об отмене судебных актов и направлении дела на новое рассмотрение.
В возражениях на кассационную жалобу Министерство юстиции Российской Федерации просит оставить судебные акты без изменения.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
В соответствии со статьёй 6 Закона Российской Федерации от 27 декабря 1991 года N 2124-1 "О средствах массовой информации" физическое лицо или российское юридическое лицо, распространяющие сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учреждённым иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующие в создании указанных сообщений и материалов, может быть признано выполняющим функции иностранного агента, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой информации. Информация о таких физическом лице или российском юридическом лице включается в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
Положения Федерального закона от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" могут быть применены к таким физическому лицу или российскому юридическому лицу в порядке, установленном федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций (абзац 7).
Решение о включении в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, или об исключении из него информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, и о лицах, указанных в части седьмой настоящей статьи, принимается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере регистрации некоммерческих организаций, по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно - правовому регулированию в сфере международных отношений Российской Федерации (абзац 6).
Из Положения о Министерстве юстиции Российской Федерации, утвержденного Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004 года N 1313, Министерство юстиции Российской Федерации ведёт реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, а также принимает решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации.
Пунктом 9 Порядка формирования и ведения реестра иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, утвержденного приказом Министерства юстиции Российской Федерации от 24 сентября 2020 года N 216, предусмотрено, что основанием для принятия решения о включении в реестр информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 Порядка, является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 2 Порядка согласно части пятой статьи 6 и части пятой статьи 25.1 Закона Российской Федерации N 2124-1 "О средствах массовой информации" включению в реестр подлежит информация: а) о юридическом лице, зарегистрированном в иностранном государстве, или иностранной структуре без образования юридического лица независимо от их организационно-правовой формы, физическом лице, распространяющих предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио-, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно-телекоммуникационной сети "Интернет"), если они получают денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников; б) о физическом лице или российском юридическом лице, распространяющем сообщения и материалы, которые созданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) российским юридическим лицом, учрежденным иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента, и (или) участвующим в создании указанных сообщений и материалов, если оно получает денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц, иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента, российских юридических лиц, учрежденных иностранными средствами массовой информации, выполняющими функции иностранного агента, российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, и (или) от российских юридических лиц, учрежденных такими иностранными средствами массовой
информации.
В силу пункта 3 Порядка формирование и ведение реестра осуществляет Министерство юстиции Российской Федерации.
В соответствии с пунктами 8, 9, 14 Порядка решение о включении в реестр или об исключении из него информации о лицах, указанных в подпунктах "а" и "б" пункта 2 настоящего Порядка, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством иностранных дел Российской Федерации. Основанием для принятия решения о включении в реестр такой информации является заявление о включении информации в реестр и (или) документы, поступившие от органов государственной власти Российской Федерации.
На основании положений абзацев 4 и 6 статьи 6 Закона Российской Федерации N 2124-1 "О средствах массовой информации" иностранное средство массовой информации, выполняющее функции иностранного агента, несет права и обязанности, предусмотренные Федеральным законом от 12 января 1996 года N 7-ФЗ "О некоммерческих организациях" для некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента. Решение о включении в реестр информации об иностранном средстве массовой информации, выполняющем функции иностранного агента, принимается Министерством юстиции Российской Федерации по согласованию с Министерством, иностранных дел Российской Федерации.
Иностранные средства массовой информации, выполняющие функции иностранного агента, обязаны в соответствии с действующим законодательством: сопровождать материалы, издаваемые и (или) распространяемые ими, вне зависимости от формы и способа распространения на территории Российской Федерации, указанием на то, что эти материалы изданы и (или) распространены иностранным средством массовой информации, выполняющим функции иностранного агента; представлять документы, содержащие отчет о своей деятельности, о персональном составе руководящих органов и работников (один раз в полгода); документы о целях расходования денежных средств и использования иного имущества, в том числе полученных от иностранных источников (ежеквартально); один раз в полгода размещать в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" или предоставлять средствам массовой информации для опубликования отчет о своей, деятельности в объеме сведений, представляемых в уполномоченный орган или его территориальный орган; в течение одного месяца со дня признания физического лица, распространяющим предназначенные для неограниченного круга лиц печатные, аудио, аудиовизуальные и иные сообщения и материалы (в том числе с использованием информационно - телекоммуникационной сети "Интернет") и получающим денежные средства и (или) иное имущество от иностранных государств, их государственных органов, международных и иностранных организаций, иностранных граждан, лиц без гражданства либо уполномоченных ими лиц и (или) от российских юридических лиц, получающих денежные средства и (или) иное имущество от указанных источников, такое лицо учреждает российское юридическое лицо и уведомляет об этом Министерство юстиции Российской Федерации.
Судами первой и второй инстанции установлено и следует из материалов дела, что распоряжением Министерства юстиции РФ от 01 апреля 2022 года N 367-р, принятым по согласованию с Министерством иностранных дел РФ, Воробьев В.В. включен в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента.
02 марта 2022 года Федеральная служба по надзору в сфере связи, информационных технологий и массовых коммуникаций информировала Министерство юстиции РФ о распространении Воробьевым В.В. печатных, аудио-, аудиовизуальных и иных сообщений и материалов, предназначенных для неограниченного круга лиц на следующих ресурсах: "ВКонтакте" https://vk.com/arvidsever, "Facebook" https://www.faceboook.com/arvidsever, "Instagram" https://www.instagram. com/arvidsever, "Twitter" https ://www. twitter. com/arvidsever, "Одноклассники" https://ok.ru/arvidsever, "YouTube" https://www. youtube, com/user/arvidsever, "Telegram" https://t.me/justicepoet, интернет-источник, не зарегистрированный в качестве СМИ, "Vvorobyev.tilda.ws/.
За период с марта 2021 года по март 2022 года выявлены следующие факты распространения Воробьевым В.В. сообщений и материалов иностранных средств массовой информации "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)", "Север.Реалии" и SIA "Medusa Project", выполняющие функции иностранного агента:
"Я обречен. А хочется жить". Как ссыльная интеллигенция строила Воркуту" (https://t.me/justicepoet/1887) от 09.01.2022;
"Везет свою семью на смерть" Массовые расстрелы в Сандармохе" (https://t.me/justicepoet/l 882) от 04.01.2022;
"Не на сто процентов красный, но мышей ловить умеет. Спецкор "Медузы" Андрей Перцев рассказывает, как рокер и либертарианец Виктор Воробьев стал главным коммунистом в парламенте Коми" (https://t.me/justicepoet/1839) от 30.11.2021;
"Серп, молот и скандинавский крест. Федералист в парламенте Коми" (https://vk.com/wall770885_l 1821, https://t.me/justicepoet/1778) от 10.11.2021.
За период с марта 2021 года по март 2022 года выявлены факты участия Воробьева В.В. в создании материалов иностранных средств массовой информации "Север.Реалии", "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)", "Север.Реалии" и SIA "Medusa Project", выполняющие функции иностранного агента:
"Главы партий призвали исключить из фракции депутата Госсовета Коми за антивоенное выступление" (https://www.severreal.org/a/glavy-partiy- prizvali-isklyuchit-iz-fraktsii-deputata-gossoveta-komi-za-antivoennoe- vystuplenie/31729990.html) от 01.03.2022;
"Не на сто процентов красный, но мышей ловить умеет. Спецкор "Медузы" Андрей Перцев рассказывает, как рокер и либертарианец Виктор Воробьев стал главным коммунистом в парламенте Коми" (https ://meduza/io/feature/2021/11/30/ne-na-sto-protsentov-krasnyy-no-myshey-lovit-umeet) от ЗОЛ 1.2021;
"Серп, молот и скандинавский крест. Федералист в парламенте Коми" (https://www.sloboda.org/a/serp-molot-i-skandinavskiy-krest-federalist-v- parlamente-komi/31551 164.html, https://www.severreal.Org/a/ serp-molot-i- skandinavskiy-krest-federalist-v-parlamente-komi/31554375.html) от 14.04.2021.
02 марта 2022 года Федеральная служба по финансовому мониторингу передала в Министерство юстиции Российской Федерации информацию о получении Воробьевым В.В. с мая 2019 по февраль 2022 года иностранного финансирования, а именно в марте 2020 года 1 операция на сумму 2140 рублей от иностранного источника (Великобритания), а также опосредованного иностранного финансирования: в ноябре 2020 года операция на сумму 25000 рублей от ООО "Апология", в феврале 2021 года операция на сумму 70000 рублей от ООО "Новые региональные медиа", в апреле 2021 года две операции на сумму 90 430 рублей от МОО "Правозащитный центр "Мемориал", включенного 21 июля 2014 года в реестр некоммерческих организаций, выполняющих функции иностранного агента.
Включение Воробьева В.В. в реестр согласовано с Министерством иностранных дел Российской Федерации, что подтверждено выпиской из письма от 01 апреля 2022 года N 5120/дспо.
04 апреля 2022 года в адрес административного истца направлено уведомление о включении его в реестр.
Названным уведомлением Воробьев В.В. проинформирован о принятом Министерством юстиции Российской Федерации решении с разъяснением установленных законодательством требований.
Отказывая в удовлетворении заявленных административным истцом требований, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что установленные факты распространения информации иностранных средств массовой информации на своей персональной страничке в социальных сетях "ВКонтакте", "Telegram", и участия в создании материалов иностранных средств массовой информации "Север.Реалии", "Радио Свободная Европа/Радио Свобода (РСЕ/РС)", "Север.Реалии" и SIA "Medusa Project", выполняющий функции иностранного агента, наличие сведений о поступлении денежных средств на счета Воробьева В.В. от иностранных источников, у Министерства юстиции Российской Федерации имелись законные основания для принятия оспариваемого распоряжения от 01 апреля 2022 года N 367-р о включении административного истца в реестр иностранных средств массовой информации, выполняющих функции иностранного агента. Оспариваемое распоряжение Министерства юстиции Российской Федерации вынесено надлежащим должностным лицом в пределах его должностных полномочий, в установленном законом порядке и при наличии предусмотренных законом оснований.
Такие выводы основаны на правильном применении судами норм действующего законодательства, регулирующего спорные правоотношения, и соответствуют обстоятельствам административного дела.
Доводы кассационной жалобы Воробьева В.В. о допущенных судом первой инстанции процессуальных нарушениях, выразившихся в прерывании председательствующим аудиопротоколирования судебного заседания для исследования письменных доказательств категории "для служебного пользования", поступивших из Министерства юстиции Российской Федерации, являлись предметом рассмотрения суда апелляционной инстанции и были правомерно отклонены как несостоятельные, не влекущие отмену решения суда первой инстанции.
Иные доводы кассационной жалобы основаны на ошибочном толковании норм материального права, были предметом изучения судов и им дана надлежащая оценка, они направлены на оспаривание выводов судов первой и апелляционной инстанций об установленных обстоятельствах дела и не служат предусмотренными статьей 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены судебных актов.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 июня 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 08 декабря 2022 года по административному делу N 2а - 5690/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу Воробьев В.В. - без удовлетворения.
Решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от 14 июня 2022 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного суда Республики Коми от 08 декабря 2022 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 04 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.