Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Бельмас Н.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу УФСИН России по Республике Карелия, ФСИН России на решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 28 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 3 апреля 2023 года по административному делу N 2а -1466/2022 по административному исковому заявлению Захарьева Д. И. к ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия, УФСИН России по Республике Карелия, ФСИН России о присуждении компенсации за нарушение условий содержания.
Заслушав доклад судьи Бельмас Н.А, судебная коллегия
установила:
Захарьев Д.И. обратился в суд с административным исковым заявлением в котором просил взыскать компенсацию за нарушение условий содержания в размере 350000 руб.
В обоснование требований указал, что в период содержания в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия с 7 октября 2021 г. по 23 октября 2022 г. Захарьев Д.И. не был обеспечен горячим водоснабжением
Решением Сегежского городского суда Республики Карелия от 28 декабря 2022 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 3 апреля 2023 года, заявленные требования удовлетворены частично. С Российской Федерации в лице ФСИН России за счет казны Российской Федерации в пользу Захарьева Д.И. взыскана компенсация за нарушение условий содержания в исправительном учреждении, выразившееся в необеспечении возможности поддержания необходимого уровня гигиены в связи с отсутствием в камерах горячего водоснабжения в периоды с 7 октября по 28 октября 2021 г, с 3 ноября по 8 ноября 2021 г, с 19 ноября 2021 г. по 30 января 2022 г, с 6 февраля по 4 марта 2022 г, с 9 марта по 14 мая 2022 г, с 20 мая по 4 июня 2022 г, с 9 июня по 11 июня 2022 г, с 17 июня по 29 июня 2022 г, с 6 июля по 23 октября 2022 г. в размере 20000 руб.
В кассационной жалобе, поступившей в Третий кассационный суд общей юрисдикции 29 июня 2023 года представитель заявителей просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушением судами норм материального права, несоответствие выводов судов обстоятельствам дела.
Проверив материалы административного дела, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции приходит к следующему.
Согласно статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта.
Таких нарушений судами допущено не было.
В силу части 1 статьи 12.1 Уголовно-исполнительного кодекса Российской Федерации лицо, осужденное к лишению свободы и отбывающее наказание в исправительном учреждении, в случае нарушения условий его содержания в исправительном учреждении, предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации, имеет право обратиться в суд в порядке, установленном Кодексом административного судопроизводства Российской Федерации, с административным исковым заявлением к Российской Федерации о присуждении за счет казны Российской Федерации компенсации за такое нарушение.
Так, в соответствии с частью 1 статьи 227.1 КАС РФ лицо, полагающее, что нарушены условия его содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, одновременно с предъявлением требования об оспаривании связанных с условиями содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих в порядке, предусмотренном настоящей главой, может заявить требование о присуждении компенсации за нарушение установленных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении.
Требование о присуждении компенсации за нарушение условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении рассматривается судом одновременно с требованием об оспаривании решения, действия (бездействия) органа государственной власти, учреждения, их должностных лиц, государственных служащих по правилам, установленным настоящей главой, с учетом особенностей, предусмотренных настоящей статьей (часть 3 указанной нормы).
При рассмотрении административного искового заявления, поданного в соответствии с частью 1 настоящей статьи, суд устанавливает, имело ли место нарушение предусмотренных законодательством Российской Федерации и международными договорами Российской Федерации условий содержания под стражей, содержания в исправительном учреждении, а также характер и продолжительность нарушения, обстоятельства, при которых нарушение допущено, его последствия (часть 5 статьи 227.1 КАС РФ).
Согласно статьям 1 и 8 Федерального закона "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" граждане имеют право на благоприятную среду обитания, факторы которой не оказывают вредного воздействия на человека. Под факторами среды обитания понимаются биологические (вирусные, бактериальные, паразитарные и иные), химические, физические (шум, вибрация, ультразвук, инфразвук, тепловые, ионизирующие, неионизирующие и иные излучения), социальные (питание, водоснабжение, условия быта, труда, отдыха) и иные факторы среды обитания, которые оказывают или могут оказывать воздействие на человека и (или) на состояние здоровья будущих поколений.
В силу статьи 24 Федерального закона от 15.07.1995 N103-ФЗ "О содержании под стражей подозреваемых и обвиняемых в совершении преступлений" оказание медицинской помощи и обеспечение санитарно-эпидемиологического благополучия в местах содержания под стражей организуются в соответствии с законодательством в сфере охраны здоровья. Администрация указанных мест обязана выполнять санитарно- гигиенические требования, обеспечивающие охрану здоровья подозреваемых и обвиняемых.
Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 20.10.2017 N 1454/пр утвержден и введен в действие с 21 апреля 2018 г. Свод правил. Исправительные учреждения и центры уголовно-исполнительной системы. Правила проектирования (в двух частях). СП 308.1325800.2017.
Действительно, в соответствии с пунктом 1.1 СП 308.1325800.2017 настоящий свод правил распространяется на проектирование, строительство, реконструкцию и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений исправительных, лечебных исправительных, лечебно-профилактических учреждений и исправительных центров уголовно-исполнительной системы, а также включает основные требования к планировке и застройке территорий исправительных учреждений, исправительных центров, лечебно-исправительных и лечебно-профилактических учреждений.
Между тем, приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 15.04.2016 N 245/пр утвержден и введен в действие с 4 июля 2016 г. Свод правил. Следственные изоляторы уголовно - исполнительной системы. Правила проектирования. СП 247.1325800.2016, который устанавливает нормы проектирования и распространяется на строительство, реконструкцию, расширение, техническое перевооружение и капитальный ремонт зданий, помещений и сооружений, предназначенных для размещения и функционирования следственных изоляторов (СИЗО).
Согласно пунктам 19.1, 19.3 и 19.5 СП 247.1325800.2016 здания СИЗО должны быть оборудованы хозяйственно-питьевым и противопожарным водопроводом, горячим водоснабжением, канализацией и водостоками согласно требованиям СП 30.13330, СП 31.13330, СП 32.13330, СП 118.13330 и приведенным в ВСН 01-89 Предприятия по обслуживанию автомобилей. В каждое камерное помещение (в том числе палату и боксированную палату медицинской части, карцер) следует предусматривать отдельные вводы систем холодного и горячего водоснабжения. На ответвлении от внутренней сети хозяйственно-питьевого водопровода в коридорах камерного сектора и на вводах в камерные помещения режимных зданий (в том числе карцеры, палаты медицинской части) необходимо предусматривать установку отключающей арматуры. Присоединять санитарно-технические приборы, расположенные в разных камерных помещениях (в том числе палатах и боксированных палатах медицинской части, карцерах) в уровне одного этажа, к общему канализационному стояку не допускается. Подводку холодной и горячей воды следует предусматривать: к технологическому оборудованию, требующему обеспечения холодной и горячей водой; к санитарно-техническим приборам, требующим обеспечения холодной и горячей водой (умывальникам, раковинам, мойкам (ваннам), душевым сеткам и т.п.); ко всем зданиям СИЗО, требующим обеспечения холодной и горячей водой, в зависимости от выбранной конструктивной схемы теплоснабжения учреждения.
Судами установлено и следует из материалов административного дела следует, что Захарьев Д.И. содержался в ФКУ СИЗО-2 УФСИН России по Республике Карелия с 7 октября по 28 октября 2021 г, с 3 ноября по 8 ноября 2021 г, с 19 ноября 2021 г. по 30 января 2022 г, с 6 февраля по 4 марта 2022г, с 9 марта по 14 мая 2022 г, с 20 мая по 4 июня 2022 г, с 9 июня по 11 июня 2022 г, с 17 июня по 29 июня 2022 г, с 6 июля по 23 октября 2022 г. в камерах NN: 8, 22, 26, 32, 33, 43, 45, 49, 50, 51, 52, 53, 54, которые не были обеспечены горячим водоснабжением. Горячая вода для стирки и гигиенических целей выдавалась подозреваемым, обвиняемым и осужденным в установленное распорядком дня время только по их запросу либо в период посещения бани.
Удовлетворяя заявленные административным истцом требования в части, суд первой инстанции, с выводами которого согласилась апелляционная инстанция, исходил из того, что в указанный период отбывания наказания в исправительном учреждении условия содержания административного истца не отвечали требованиям действующего законодательства, а именно, необеспечении в периоды с 7 октября по 28 октября 2021 г, с 3 ноября по 8 ноября 2021 г, с 19 ноября 2021 г. по 30 января 2022 г, с 6 февраля по 4 марта 2022 г, с 9 марта по 14 мая 2022 г, с 20 мая по 4 июня 2022 г, с 9 июня по 11 июня 2022 г, с 17 июня по 29 июня 2022 г, с 6 июля по 23 октября 2022 г. надлежащих условий содержания административного истца ввиду отсутствия горячего водоснабжения в камере, и определилразмер подлежащей взысканию компенсации за нарушение условий содержания Захарьева Д.И в размере 20000 руб.
Определяя размер компенсации в сумме 20 000 рублей, судом были учтены конкретные обстоятельства, при которых были допущены нарушения, характер и продолжительность нарушений, отсутствие последствий для административного истца, а также принципы разумности и справедливости.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и второй инстанций.
Суды обоснованно пришли к выводу о том, что действующее законодательство не содержит запрета на применение положений СП 247.1325800.2016 к объектам СИЗО, введенным в эксплуатацию до 2016 г. Иное поставило бы в неравное положение лиц, содержащихся в данных учреждениях, спроектированных и введенных в эксплуатацию до 2016 г, с теми, кто находится в зданиях пенитенциарной системы, введенных в эксплуатацию после 2016 г, что привело бы к неоправданной дифференциации прав осужденных, нарушению принципа равенства всех перед судом и законом (статья 19 Конституции Российской Федерации).
Доводы кассационной жалобы УФСИН России по Республике Карелия, ФСИН России основаны на ошибочном толковании норм материального права, получили оценку в суде апелляционной инстанции и не могут быть приняты во внимание, поскольку сводятся, по сути, к переоценке исследованных судами доказательств и оспариванию обоснованности выводов судов об установленных ими по делу фактических обстоятельствах при том, что суд кассационной инстанции в силу своей компетенции, установленной положениями частей 2 и 3 статьи 329, а также применительно к статье 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств дела, проверять лишь правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, и правом устанавливать новые обстоятельства по делу и давать самостоятельную оценку собранным по делу доказательствам не наделен.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
Руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 28 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 3 апреля 2023 года по административному делу N 2а -1466/2022 - оставить без изменения, кассационную жалобу УФСИН России по Республике Карелия, ФСИН России - без удовлетворения.
Решение Сегежского городского суда Республики Карелия от 28 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Верховного Суда Республики Карелия от 3 апреля 2023 года, кассационное определение могут быть обжалованы в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который исчисляется со следующего дня после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Мотивированное кассационное определение изготовлено 04 сентября 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.