Судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Кулешовой Е.А, судей Корнюшенкова Г.В, Рябинина К.В, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по кассационной жалобе правительства Ленинградской области на решение Ленинградского областного суда от 13 марта 2023 года (N 3а-47/2023) и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 7 июня 2023 года по административному исковому заявлению первого заместителя прокурора Ленинградской области о признании не действующим в части постановления правительства Ленинградской области от 4 декабря 2017 года N 541 "Об утверждении Генерального плана муниципального образования Пчевское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области".
Заслушав доклад судьи Кулешовой Е.А, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Парфеновой Е.Г, полагавшую судебные акты подлежащими оставлению без изменения, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением правительства Ленинградской области от 4 декабря 2017 года N 541 утвержден Генеральный план муниципального образования Пчевское сельское поселение Киришского муниципального района Ленинградской области (далее также - постановление от 4 декабря 2017 года N 541, Генеральный план).
На картографической части Генерального плана на карте с отображением зон с особыми условиями использования территории и карте функциональных зон отображены санитарно-защитные зоны на территории д. Городище, д. Пчева, д. Чирково и д. Мотохово Пчевского сельского поселения.
Постановление от 4 декабря 2017 года N 541 опубликовано 5 декабря 2017 года на официальном интернет-портале Администрации Ленинградской области http://www.lenobl.ru.
Прокурор Ленинградской области в интересах неопределенного круга лиц обратился в суд с административным исковым заявлением, в котором просил признать не действующим постановление от 4 декабря 2017 года N 541 в части установления санитарно-защитных зон в д. Городище, д. Пчева. д. Чирково, д. Мотохово Киришского муниципального района Ленинградской области.
В обоснование заявленных требований указал, что по результатам осуществления прокуратурой надзора за законностью правовых актов органов исполнительной власти Ленинградской области выявлено, что постановлением от 4 декабря 2017 года N 541 произвольно и в отсутствие правовых оснований установлены санитарно-защитные зоны в д. Городище, д. Пчева, д. Чирково, д. Мотохово Киришского муниципального района Ленинградской области. Вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования и градостроительного зонирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, установленные с соблюдением требований федерального законодательства.
Решением Ленинградского областного суда от 13 марта 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 7 июня 2023 года, признан не действующим со дня вступления в законную силу решения суда Генеральный план в части установления санитарно-защитных зон в д. Городище, д. Пчева, д. Чирково, д. Мотохово Киришского муниципального района Ленинградской области.
В кассационной жалобе на решение Ленинградского областного суда от 13 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 7 июня 2023 года, поступившей в суд первой инстанции 7 июля 2023 года, правительство Ленинградской области ставит вопрос об отмене судебных актов, полагая их постановленными с неправильным применением норм материального и процессуального права.
В соответствии с частью 2 статьи 329 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации при рассмотрении административного дела в кассационном порядке суд проверяет правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права судами, рассматривавшими административное дело, в пределах доводов кассационных жалобы, представления.
Основаниями для отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта (часть 2 статьи 328 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации).
По данному административному делу нарушений, влекущих отмену судебных постановлений в кассационном порядке, допущено не было.
Согласно пунктам 1 и 3 части 1 статьи 8, части 1 статьи 24, части 1 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации, части 1 статьи 7, пункту 20 части 1 статьи 14 Федерального закона от б октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" в редакции, действовавшей на дату принятия оспариваемых нормативных правовых актов, утверждение генерального плана, правил землепользования и застройки поселения относилось к вопросам местного значения поселения. Генеральный план, правила землепользования и застройки поселения утверждаются муниципальным правовым актом представительного органа местного самоуправления поселения.
В соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 1 Областного закона Ленинградской области от 7 июля 2014 года N 45-оз "О перераспределении полномочий в области градостроительной деятельности между органами государственной власти Ленинградской области и органами местного самоуправления Ленинградской области" к полномочиям правительства Ленинградской области относятся полномочия органов местного самоуправления Ленинградской области в области градостроительной деятельности по утверждению генеральных планов поселений, городских округов, внесение в них изменений.
Постановлением правительства Ленинградской области от 16 марта 2015 года N 68 утвержден Порядок рассмотрения в администрации Ленинградской области проектов документов территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, проектов изменений в документы территориального планирования муниципальных образований Ленинградской области, представляемых на утверждение в правительство Ленинградской области (далее - Порядок рассмотрения).
Согласно пункту 4.2 Порядка рассмотрения документ территориального планирования муниципального образования утверждается постановлением правительства Ленинградской области.
Суды, проанализировав положения указанных нормативных правовых актов, сделали вывод о том, что постановление от 4 декабря 2017 года N 541 принято в пределах предоставленных полномочий правительству Ленинградской области, с соблюдением порядка введения в действие, в том числе правил опубликования, и по этим основаниям не оспаривалось.
Согласно частям 1 и 4 статьи 3 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее - ГрК РФ) законодательство о градостроительной деятельности состоит из настоящего Кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить настоящему Кодексу.
В части, не урегулированной законодательством о градостроительной деятельности, к этим отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия народов Российской Федерации и иное законодательство Российской Федерации (часть 3 статьи 4 ГрК РФ), к которому относится и законодательство о санитарном благополучии населения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Согласно пункту 6 статьи 1 ГрК РФ градостроительное зонирование территорий муниципальных образований осуществляется в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов.
К документам территориального планирования муниципального образования относится генеральный план поселения (пункт 2 части 1 статьи 18 ГрК РФ).
Санитарно-защитные зоны, устанавливаемые в соответствии с законодательством Российской Федерации, относятся к зонам с особыми условиями использования территорий (пункт 4 статьи 1 ГрК РФ) и отображаются на картах генерального плана муниципального образования з составе материалов по его обоснованию (подпункт 7 части 8 статьи 23 ГрК РФ).
Характеристики зон с особыми условиями использования территорий включаются в положение о территориальном планировании генерального плана в случае, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов местного значения (пункт 1 части 4 статьи 23 ГрК РФ), а также в материалы по обоснованию генерального плана в текстовой форме, если установление таких зон требуется в связи с размещением объектов федерального, регионального или местного значения (пункты 4 и 5 части 7 статьи 23 ГрК РФ).
Пунктами 1 и 2 статьи 12 Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения" установлено, что при планировке и застройке городских и сельских поселений должно предусматриваться создание благоприятных условий для жизни и здоровья населения путем комплексного благоустройства городских и сельских поселений и реализации иных мер по предупреждению и устранению вредного воздействия на человека факторов среды обитания. При разработке нормативов градостроительного проектирования, схем территориального планирования, генеральных планов городских и сельских поселений, решении вопросов размещения объектов гражданского, промышленного и сельскохозяйственного назначения и установления их санитарно-защитных зон должны соблюдаться санитарные правила.
Требования к размеру санитарно-защитных зон, основания для пересмотра этих размеров, методы и порядок их установления для отдельных промышленных объектов и производств и (или) их комплексов, ограничения на использование территории санитарно-защитной зоны, требования к их организации и благоустройству определены постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 25 сентября 2007 года N74, которым введены в действие СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 "Санитарно-защитные зоны и санитарная классификация предприятий, сооружений и иных объектов" (далее - СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03).
Согласно разделу VII СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 для промышленных объектов и производств, сооружений, являющихся источниками воздействия на среду обитания и здоровье человека, в зависимости от мощности, условий эксплуатации, характера и количества выделяемых в окружающую среду загрязняющих веществ, создаваемого шума, вибрации и других вредных физических факторов, а также с учетом предусматриваемых мер по уменьшению неблагоприятного влияния их на среду обитания и здоровье человека в соответствии с санитарной классификацией промышленных объектов и производств устанавливаются ориентировочные размеры санитарно-защитных зон.
В соответствии с пунктами 4.2, 4.3 СанПиН 2.2.1/2.1.1.1200-03 предусмотрено, что установление, изменение размеров установленных санитарно-защитных зон для промышленных объектов и производств I и II класса опасности осуществляется постановлением Главного государственного санитарного врача Российской Федерации, для промышленных объектов и производств III, IV и V классов опасности размеры санитарно-защитных зон могут быть установлены, изменены на основании решения и санитарно- эпидемиологического заключения Главного государственного санитарного врача субъекта Российской Федерации или его заместителя.
Суды, с учетом приведенных норм, а также анализа положений Федерального закона от 6 октября 2003 года N 131-ФЗ "Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации" и Федерального закона от 30 марта 1999 года N 52-ФЗ "О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения", пришли к обоснованному выводу о том, что вопросы установления размера и границ санитарно-защитных зон не отнесены к полномочиям органов местного самоуправления, а отображению в документах территориального планирования подлежат зоны с особыми условиями использования территории, которые определены с соблюдением требований соответствующего законодательства.
Из сообщений Управления Роспотребнадзора по Ленинградской области от 30 января 2023 года N 47-00-02/46-948-2023 и от 10 марта 2023 года N 47-00-02/16-2432-2023 следует, что решений об установлении санитарно-защитных зон в д. Городище, д. Пчева, д. Чирково, д. Мотохово Киришского муниципального района Ленинградской области Управлением не принималось.
Соответственно, отображение в Генеральном плане санитарно-защитных зон в д. Городище, д. Пчева, д. Чирково, д. Мотохово Киришского муниципального района Ленинградской области, не утвержденных в установленном порядке, противоречит актам большей юридической силы.
При таких обстоятельствах являются верными выводы судов о нарушении приведенных положений законодательства при отображении в Генеральном плане указанных санитарно-защитных зон.
Процессуальных нарушений, влекущих отмену судебных актов в кассационном порядке, по делу не установлено.
Повторяющимся в кассационной жалобе доводам правительства Ленинградской области судом апелляционной инстанции была дана надлежащая оценка, с которой суд кассационной инстанции соглашается.
Учитывая, что основанием отмены или изменения судебных актов в кассационном порядке кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов, изложенных в обжалованном судебном акте, обстоятельствам административного дела, неправильное применение норм материального права, нарушение или неправильное применение норм процессуального права, если оно привело или могло привести к принятию неправильного судебного акта, а в данном случае таких нарушений судами первой и апелляционной инстанции не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы не имеется.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 328, 329, 330 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, судебная коллегия по административным делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
оставить решение Ленинградского областного суда от 13 марта 2023 года и апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 7 июня 2023 года без изменения, кассационную жалобу Правительства Ленинградской области - без удовлетворения.
Решение Ленинградского областного суда от 13 марта 2023 года, апелляционное определение судебной коллегии по административным делам Второго апелляционного суда общей юрисдикции от 7 июня 2023 года и настоящее кассационное определение могут быть обжалованы в судебную коллегию Верховного Суда Российской Федерации в шестимесячный срок, который начинает исчисляться на следующий день после принятия апелляционного определения и из которого исключаются срок составления мотивированного определения суда апелляционной инстанции, в случае когда его составление откладывалось, а также время рассмотрения кассационной жалобы.
Председательствующий
Судьи
Кассационное определение в полном
объеме изготовлено 20 сентября 2023 года.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.