Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г.
судей Сенчуковой Е.В, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационные жалобы ФИО1, ГБУ "Комплексный центр социальной защиты населения "адрес"" на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ по гражданскому делу N по иску ФИО1 к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, ГБУ "Комплексный центр социальной защиты населения "адрес"", ГБУ "Комплексный центр социальной защиты населения "адрес"", Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по "адрес" о возложении обязанности произвести перерасчет, компенсации морального вреда, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Шлопак С.А, судебная коллегия
установила:
ФИО1 обратился в суд с иском к Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми о возложении обязанности произвести перерасчет и выплату региональной социальной доплаты к пенсии за период с 2015 г. по 2020 г, взыскании компенсации морального вреда в размере 1000000 рублей.
В обоснование заявленных исковых требований истец указал, что является инвалидом ФИО2 группы, получает пенсию. В 2020 году прибыв в ФКУ ИК-19, сотрудником администрации было разъяснено, что ему положена региональная выплата, в связи с этим он обратился в ЦСЗН "адрес" с заявлением о выплате региональной доплаты, а также о перерасчете выплаты с 2015 г. по 2020 "адрес" выплата ему была назначена, однако отказано в перерасчете выплаты с 2015 г. по 2020 "адрес" 2020 года он не знал, что ему положена региональная доплата, сотрудники центра социальной защиты населения не довели до него информацию о возможности получить данную выплату, полагает, что нарушены его права со стороны ответчика. Истец указал, что сотрудниками пенсионного органа и социальной защиты ему не разъяснялось право на получение региональной доплаты к пенсии, что лишило его возможности, как инвалида, получать гарантированное государством социальное обеспечение
Решением Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении исковых требований ФИО1 отказано.
Определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ постановлено перейти к рассмотрению дела по апелляционной жалобе ФИО1 по правилам производства в суде первой инстанции без учета особенностей, предусмотренных главой 39 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ), в качестве соответчиков привлечены ГБУ "Комплексный центр социальной защиты населения "адрес"", ГБУ "Комплексный центр социальной защиты населения "адрес"", Отделение фонда пенсионного и социального страхования РФ по "адрес".
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ решение Сыктывкарского городского суда Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ отменено. По делу принято новое решение.
На ГБУ "Комплексный центр социальной защиты населения "адрес"" возложена обязанность произвести перерасчет и выплату региональной социальной доплаты к пенсии ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ.
С ГБУ "Комплексный центр социальной защиты населения "адрес"" в пользу ФИО1 взыскана компенсация морального вреда в размере 20 000 руб. В удовлетворении остальной части исковых требований ФИО1 оказано.
В кассационных жалобах заявители просят об отмене постановленных судебных актов, ссылаясь на неправильное применение судом норм материального и процессуального права.
Истец и представители ответчиков надлежащим образом извещен о времени и месте рассмотрения дела в кассационном порядке, в судебное заседание суда кассационной инстанции не явились.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, руководствуясь частью 5 статьи 379.5 ГПК РФ, считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся участвующих в деле лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы, изложенные в кассационных жалобах, возражениях на них, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит оснований для отмены состоявшихся по делу судебных постановлений по следующим основаниям.
В соответствии с частью 1 статьи 379.6 ГПК РФ кассационный суд общей юрисдикции проверяет законность судебных постановлений, принятых судами первой и апелляционной инстанций, устанавливая правильность применения и толкования норм материального права и норм процессуального права при рассмотрении дела и принятии обжалуемого судебного постановления, в пределах доводов, содержащихся в кассационных жалобе, представлении, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 ГПК РФ основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких оснований для пересмотра оспариваемых судебных постановлений в кассационном порядке по доводам кассационных жалоб не установлено.
Как установлено судом и следует из материалов дела, ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 Бюро N-филиал ФКУ "ГБ МСЭ по "адрес"" впервые установлена инвалидность 3 группы.
ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 обратился в УПФР в "адрес" Республики Коми с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности, которая назначена с ДД.ММ.ГГГГ в соответствии с п. 1 ст. 11 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 166-ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации".
С ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 назначена ежемесячная денежная выплата инвалидам в соответствии с п. 1 ст. 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации".
ДД.ММ.ГГГГ в ГБУК РК "Центр социальной защиты населения "адрес"", по месту нахождения исправительного учреждения, в котором отбывает наказание истец, поступило заявление ФИО1 об установлении региональной социальной доплаты к пенсии, которая установлена с ДД.ММ.ГГГГ.
ГБУ РК "ЦСЗН "адрес"" в ответе от ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 отказало в перерасчете региональной социальной доплаты к пенсии с 2015 года по 2020 год со ссылкой на действующее законодательство, предусматривающее выплату указанной доплаты по заявлению получателя, которое подано только в сентябре 2020 года.
Разрешая исковые требования по существу, суд первой инстанции не нашел законных оснований для удовлетворения требований истца, поскольку региональная социальная доплата к пенсии назначена истцу с момента подачи им соответствующего заявления.
С данным выводом суда первой инстанции суд апелляционной инстанции не согласился в силу следующего.
Согласно статье 2 Конституции Российской Федерации в Российской Федерации обеспечивается государственная поддержка инвалидов и пожилых граждан и иные гарантии социальной защиты.
Согласно статье 7 Конституции Российской Федерации, Российская Федерация - социальное государство, политика которого направлена на создание условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека (часть 1); в Российской Федерации охраняются труд и здоровье людей, устанавливается гарантированный минимальный размер оплаты труда, обеспечивается государственная поддержка семьи, материнства, отцовства и детства, инвалидов и пожилых граждан, развивается система социальных служб, устанавливаются государственные пенсии, пособия и иные гарантии социальной защиты (часть 2).
В силу статье 39 Конституции Российской Федерации каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом.
В силу статьи 2 Федерального закона от 24.11.1995 N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" социальная поддержка инвалидов - система мер, обеспечивающая социальные гарантии инвалидам, устанавливаемая законами и иными нормативными правовыми актами, за исключением пенсионного обеспечения.
Правовые и организационные основы оказания государственной социальной помощи малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан установлены Федеральным законом от 17.07.1999 N 178-ФЗ "О государственной социальной помощи" (далее - Федеральный закон N 178-ФЗ).
Государственная социальная помощь - это предоставление малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам, а также иным категориям граждан, указанным в названном федеральном законе, социальных пособий, социальных доплат к пенсии, субсидий, социальных услуг и жизненно необходимых товаров (абзац второй статьи 1 Федерального закона N 178-ФЗ).
Согласно пункту 1 статьи 12.1 Федерального закона N 178-ФЗ общая сумма материального обеспечения пенсионера, проживающего на территории Российской Федерации, не осуществляющего работу и (или) иную деятельность, в период которой он подлежит обязательному пенсионному страхованию, пенсия (пенсии) которому установлена (установлены) в соответствии с законодательством Российской Федерации, не может быть меньше величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации.
В соответствии с пунктом 5 статьи 12.1 Федерального закона N 178-ФЗ региональная социальная доплата к пенсии устанавливается пенсионеру уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в случае, если общая сумма его материального обеспечения, определенная в соответствии с частями второй и третьей настоящей статьи, не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в соответствии с пунктом 3 статьи 4 Федерального закона "О прожиточном минимуме в Российской Федерации" в субъекте Российской Федерации по месту его жительства или по месту его пребывания, превышающей величину прожиточного минимума пенсионера в целом по Российской Федерации. Региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в таком размере, чтобы указанная общая сумма его материального обеспечения с учетом данной доплаты достигла величины прожиточного минимума пенсионера, установленной в данном субъекте Российской Федерации.
В силу пункта 6 статьи 12.1 Федерального закона N 178-ФЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2022) социальная доплата к пенсии, предусмотренная настоящей статьей, устанавливается с 1-го числа месяца, следующего за месяцем обращения за ней с соответствующим заявлением и со всеми необходимыми документами (за исключением случаев, предусмотренных частью 7 настоящей статьи), но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату на срок, на который установлена соответствующая пенсия.
В соответствии со статьей 2 Закона Республики Коми от ДД.ММ.ГГГГ N-РЗ "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" в Республике Коми малоимущим семьям, малоимущим одиноко проживающим гражданам и иным категориям граждан предоставляется государственная социальная помощь, в том числе региональная социальная доплата к пенсии.
Согласно части шестой статьи 5 Закона Республики Коми от 12.11.2004 N 56-РЗ (в редакции, действовавшей до 01.01.2022) Правила обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, порядок ее установления, выплаты и пересмотра ее размера определяются Правительством Республики Коми.
Пунктом 7 Правил предусмотрено, что для установления региональной социальной доплаты к пенсии пенсионер (за исключением детей-инвалидов и детей, не достигших возраста 18 лет, которым установлена страховая пенсия по случаю потери кормильца) представляет в государственное учреждение Республики Коми - центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения по месту жительства или месту пребывания заявителя, на территории которого территориальными органами ОПФР по РК ему осуществляется пенсионное обеспечение, или в многофункциональный центр предоставления государственных и муниципальных услуг, расположенный на территории Республики Коми, заявление по форме, утвержденной приказом Министерства труда, занятости и социальной защиты Республики Коми и документы.
С 01.01.2022 были внесены изменения в нормативно-правовые акты, в соответствии с частью седьмой статьи 12.1 Федерального закона от 17.07.1999 N 178-ФЗ и пункта 8 Порядка установления региональной социальной доплаты к пенсии и пересмотра ее размера региональная социальная доплата к пенсии устанавливается в беззаявительном порядке со дня, с которого назначена соответствующая пенсия, но во всех случаях не ранее чем со дня возникновения права на указанную социальную доплату.
В соответствии с п. 2 Постановления Правительства РК от 26.01.2022 N 25 "О внесении изменений в постановление Правительства Республики Коми от 31.12.2004 N 281 "О мерах по реализации Закона Республики Коми "Об оказании государственной социальной помощи в Республике Коми" настоящее постановление вступает в силу по истечении десяти дней после его официального опубликования и распространяется на правоотношения, возникшие с 1 января 2022 г.
Таким образом, до 01.01.2022 установление региональной социальной доплаты к пенсии носило, действительно, заявительный характер.
Впервые обращение истца с заявлением об установлении региональной социальной доплаты к пенсии поступило в ГБУ РК "ЦСЗН г.Ухты" 28.09.2020.
В силу пункта 3 Положения о Пенсионном фонде Российской Федерации, утвержденного постановлением Верховного Совета Российской Федерации от 27 декабря 1991 г. N 2122-1 (в редакции Указа Президента Российской Федерации от 24 декабря 1993 г. N 2888, Федерального закона от 5 мая 1997 г. N 77-ФЗ), Пенсионный фонд Российской Федерации обеспечивает разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Реализация целей социальной политики Российской Федерации, как они определены Конституцией Российской Федерации, является одной из основных конституционных обязанностей государства, осуществляемых государством через соответствующие органы.
Обязанности по реализации социальной политики Российской Федерации в области государственного пенсионного обеспечения возложены на Пенсионный фонд Российской Федерации, в рамках исполнения которых Пенсионный фонд Российской Федерации и его региональные отделения в числе прочего обеспечивают разъяснительную работу среди населения по вопросам, относящимся к компетенции Пенсионного фонда Российской Федерации.
Следовательно, при обращении гражданина в территориальный орган Пенсионного фонда Российской Федерации по вопросам пенсионного обеспечения, гражданин имеет право на получение от пенсионного органа информации о его правах, в том числе о возможности получения мер социальной защиты (поддержки), возникающих в связи с жизненным событием, по поводу которого он обратился в пенсионный орган, и этому праву корреспондирует обязанность пенсионного органа предоставить гражданину указанную информацию.
На момент установления истцу социальной пенсии по инвалидности Постановлением Правительства Республики Коми от 31.12.2004 N 281 были утверждены Правила обращения за региональной социальной доплатой к пенсии, порядок её установления, выплаты и пересмотра её размера и регулировали процедуру обращения пенсионеров за региональной социальной доплатой к пенсии и вопросы установления, выплаты и пересмотра размера региональной социальной доплаты к пенсии.
Судом апелляционной инстанции учтено, что в соответствии с пунктом 4 Правил (в редакции по состоянию на 05.10.2015) в целях установления региональных социальных доплат к пенсии Министерство труда и социальной защиты Республики Коми и Государственное учреждение - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Республике Коми осуществляют обмен в установленном порядке соответствующей информацией в электронной форме и на бумажном носителе.
В силу части первой статьи 6.9 Федерального закона N 178-ФЗ ", введенной в действие с 29.12.2015, единая государственная информационная система социального обеспечения (далее - информационная система) является федеральной государственной информационной системой, создаваемой в целях обеспечения граждан, органов государственной власти, органов местного самоуправления, а также организаций, предоставляющих меры социальной защиты (поддержки), социальные услуги в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иные социальные гарантии и выплаты, информацией о мерах социальной защиты (поддержки), социальных услугах в рамках социального обслуживания и государственной социальной помощи, иных социальных гарантиях и выплатах, предоставляемых населению в Российской Федерации за счет средств федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов, путем использования инфраструктуры, обеспечивающей информационнотехнологическое взаимодействие информационных систем, используемых для предоставления государственных и муниципальных услуг и исполнения государственных и муниципальных функций в электронной форме, входящей в инфраструктуру электронного правительства.
Таким образом, пенсионный орган при обращении гражданина с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности ФИО1 должен был разъяснить гражданину его права, связанные с его пенсионным обеспечением, в том числе право на получение региональной социальной доплаты к пенсии, и необходимость подачи заявления в орган социальной защиты населения для назначения ежемесячной выплаты в целях своевременной реализации права на нее, а также в соответствии с пунктом 4 Правил произвести обмен информацией с органами социальной защиты.
В случае невыполнения пенсионным органом названной обязанности, приведшего к несвоевременному обращению инвалида, в орган социальной защиты населения с заявлением о выплате региональной социальной доплаты к пенсии, указанное лицо имеет право на выплату недополученных спорных сумм за прошедшее время без ограничения каким-либо сроком. В противном случае будет нарушено установленное Конституцией Российской Федерации право на социальное обеспечение инвалида в размере, определенном законом.
Указанная позиция нашла свое отражение в определении Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N-КГ21-6-КЗ.
Судом апелляционной инстанции отмечено, что в материалах пенсионного дела ФИО1 N N, 3750133, представленного УСФР по "адрес" Республики Коми, отсутствуют доказательства того, что при обращении истца с заявлением о назначении социальной пенсии по инвалидности была выполнена обязанность по информированию истца о праве на получение региональной социальной доплаты к пенсии в случае, если сумма материального обеспечения инвалида не достигает величины прожиточного минимума пенсионера, для реализации которого следует обратиться в центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения с соответствующим заявлением.
При изложенных обстоятельствах, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о том, что пенсионный орган не разъяснил истцу право на возможность получения региональной социальной доплаты к назначенной социальной пенсии по инвалидности, в связи с чем ФИО1 обратился с соответствующим заявлением в органы соцзащиты только ДД.ММ.ГГГГ. При этом сотрудники пенсионного органа не могли не знать, что получаемая истцом сумма социальной пенсии и ЕДВ, ниже размера прожиточного минимума.
В соответствии с пунктом 7 Порядка обращения за региональной социальной доплатой к пенсии (в редакции, действовавшей на ДД.ММ.ГГГГ) пенсионер обращается в ГБУ Республики Коми - центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения или МФЦ по месту жительства или месту пребывания, на территории которого территориальными органами ОПФР по РК ему осуществляется пенсионное обеспечение.
В соответствии с пунктом 7 Порядка обращения за региональной социальной доплатой к пенсии (в редакции, действовавшей на ДД.ММ.ГГГГ) пенсионер обращается в ГБУ Республики Коми - центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной защиты населения или МФЦ по месту жительства или месту пребывания, на территории которого территориальными органами ОПФР по РК ему осуществляется пенсионное обеспечение.
При обращении истца о перерасчете региональной доплаты к пенсии за период с 2015 по 2020 год, ГБУ РК "Центр социальной защиты населения "адрес"" отказал со ссылкой на отсутствие соответствующего заявления.
Согласно сведениям ОСФР по "адрес" с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ ФИО1 являлся получателем пенсии по инвалидности и единовременной денежной выплаты инвалидам в соответствии с пунктом 1 статьи 28.1 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 181-ФЗ "О социальной защите инвалидов в РФ".
При суммировании указанных выплат, учитывая, что прожиточный минимум пенсионера в "адрес" в 2015-2020 годах составлял соответственно 9078 рублей, 9577 рублей, 9821 рубль, 10192 рубля, 10742 рубля. 11534 рубля, исходя их сведений ГБУ РК "ЦСЗН "адрес"" о расчете размера возможной региональной социальной доплаты к пенсии, суд апелляционной инстанции полагал, что в период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ истец имел право на получение региональной социальной доплаты к пенсии, поскольку его доход был меньше величины прожиточного минимума.
Вместе с тем, исходя из положений части ФИО2 статьи 196 ГПК РФ, разрешая спор по заявленным истцом требованиям, апелляционная инстанция пришла к выводу о возложении обязанности произвести перерасчет и выплату региональной социальной доплаты к пенсии ФИО1 за период с ДД.ММ.ГГГГ по ДД.ММ.ГГГГ на ГБУ РК "Центр социальной защиты населения "адрес"", как орган, осуществляющий расчет и выплату указанной доплаты в отношении истца.
С учетом изложенного в удовлетворении исковых требований ФИО1 о перерасчете региональной социальной доплаты к пенсии и её выплате к ответчикам Министерству труда, занятости и социальной защиты Республики Коми, ГБУ РК "Центр по предоставлению государственных услуг в сфере социальной зашиты населения "адрес"", Отделению Фонда пенсионного и социального страхования РФ по "адрес" отказано.
Разрешая требования истца о компенсации морального вреда, суд апелляционной инстанции исходил из положений статей 150, 151, 1099 Гражданского кодекса Российской Федерации, содержащимися в пункте 12 постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О практике применения судами норм о компенсации морального вреда" разъяснениями, учитывая, что социальное обеспечение инвалидов и пенсионеров направлено на создание получателем региональной доплаты к пенсии достойных условий жизни, обеспечение его минимальным материальным обеспечением, поддержание его жизнедеятельности, обеспечение достоинства личности, которых истец был лишен, судебная коллегия суда апелляционной инстанции пришла к выводу о взыскании в его пользу компенсации морального вреда с ГБУ РК "ЦСЗН "адрес"", как лица нарушившего его права на социальное обеспечение, гарантированное государством.
Определяя размер компенсации морального вреда, подлежащего взысканию в пользу истца, суд апелляционной инстанции исходил из характера причиненных истцу - инвалиду 3 группы, имеющему право на социальное обеспечение по инвалидности в соответствии с федеральными законами Российской Федерации, физических и нравственных страданий, связанных с отсутствуем его социального обеспечения равном минимальному размеру оплаты труда, и, учитывая период нарушения его прав, установилразмер компенсации морального вреда в 20 000 руб, исходя из того, что такой размер соответствует требованиям разумности и справедливости.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что вопреки доводам кассационной жалобы ГБУ "Комплексный центр социальной защиты населения г.Ухты", выводы, содержащиеся в обжалуемом судебном постановлении, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судом, и нормам материального права, регулирующим спорные отношения сторон.
Таким образом, разрешая заявленные требования, суд апелляционной инстанции правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы, при апелляционном рассмотрении дела также не допущено.
При разрешении доводов кассационной жалобы ответчика, направленных на оспаривание выводов суда, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 ГПК РФ суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Соответственно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу судебного акта, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.
Несогласие заявителя с выводами судов, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебного акта кассационным судом общей юрисдикции.
Изложенные в кассационной жалобе доводы основаны на ошибочном толковании норм материального и процессуального права, повторяют доводы, которые были предметом судебного исследования, данным доводам в судебных постановлениях дана соответствующая оценка, указаны мотивы и сделаны выводы, по которым данные доводы судом не приняты, оснований не согласиться с которыми не имеется.
Так, ссылка ГБУ "Комплексный центр социальной защиты населения "адрес"" на то, что ФИО1 обращался в пенсионный орган, который не дал соответствующих разъяснений при назначении пенсии по инвалидности, а на момент назначения пенсии истец должен был обращаться в ГБУ "Комплексный центр социальной защиты населения "адрес"", несостоятельна, поскольку, как правильно отметил суд апелляционной инстанции, истец обратился в орган социальной защиты населения, имел право на получение региональной доплаты, оснований для ограничения истца в получении такой доплаты каким-либо сроком не имеется. При этом, как указано выше, Министерство труда и социальной защиты Республики Коми и Пенсионный фонд Российской Федерации осуществляли, в том числе на ДД.ММ.ГГГГ, обмен в установленном порядке соответствующей информацией.
Иных доводов кассационная жалоба ГБУ "Комплексный центр социальной защиты населения "адрес"" не содержит.
Доводы кассационной жалобы истца о несогласии с установленным апелляционной инстанцией размером компенсации морального вреда не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 ГПК РФ, направлены на переоценку выводов суда, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и увеличения размером компенсации морального вреда, поскольку размер определен, исходя из всех установленных по делу обстоятельств.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Коми от 6 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационные жалобы ФИО1, ГБУ "Комплексный центр социальной защиты населения "адрес"" - без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.