Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Шевчук Т.В, судей Бабеншевой Е.А, Осиповой Е.М, рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело N2-317/2022 по иску Савенка А.Н. к администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области об установлении сервитута по кассационной жалобе администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области на апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 29 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Шевчук Т.В, объяснения представителя Савенка А.Н. по доверенности Попова Н.Н, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
установила:
Савенок А.Н. обратился в суд с иском к администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области, в котором просил установить частный сервитут в отношении принадлежащего муниципальному образованию земельного участка с кадастровым номером N для прохода и проезда к принадлежащему истцу земельному участку, общей площадью 155 кв.м, с кадастровым номером N, расположенному по адресу: "адрес"
Решением Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 14 октября 2022 года в удовлетворении исковых требований Савенку А.Н. отказано.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 29 марта 2023 года решение Бокситогорского городского суда Ленинградской области от 14 октября 2022 года отменено. Исковые требования Савенка А.Н. удовлетворены. Предоставлено право ограниченного бессрочного пользования (сервитут) на часть земельного участка площадью 239 кв.м с целью обеспечения проезда и прохода к принадлежащему Савенку А.Н, земельному участку с кадастровым номером: N, расположенному по адресу: "адрес", в соответствующих координатах характерных точек. Установлена единовременная плата за право ограниченного бессрочного пользования земельным участком (сервитут) с кадастровым номером N площадью 239 кв.м в размере 3000 рублей.
В кассационной жалобе администрация Бокситогорского муниципального района Ленинградской области просит об отмене апелляционного определения, как постановленного с нарушением норм материального и процессуального права.
Проверив материалы дела, обсудив доводы кассационной жалобы, возражений, судебная коллегия не находит оснований для удовлетворения жалобы.
Согласно статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений судом апелляционной инстанции при рассмотрении данного дела не допущено.
Как установлено судом, по договору купли-продажи от 5 февраля 2021 года Савенок А.Н. приобрел здание городского туалета, назначение- нежилое, общей площадью 43, 6 кв.м с кадастровым номером N и земельный участок общей площадью 155 кв.м+/- 4 кв.м с кадастровым номером: N, категория земель: земли населенных пунктов, вид разрешенного использования: для эксплуатации здания городского туалета, для иных видов жилой застройки, расположенные по адресу: "адрес"
Схема расположения земельного участка, находящегося в неразграниченной государственной собственности, предназначенного для эксплуатации здания, была утверждена постановлением администрации Бокситогорского городского поселения Бокситогорского муниципального района Ленинградской области от 2 июля 2012 года N 183.
6 сентября 2012 года кадастровым инженером Бокситогорского МУП "Проект-геодезия" Акимовым Е.Л. по заданию заместителя главы администрации Бокситогорского городского поселения в результате выполнения кадастровых работ подготовлен межевой план земельного участка, расположенного по адресу: "адрес", из которого следует, что при его формировании кадастровым инженером определены сведения о земельных участках, посредством которых обеспечивается доступ к образуемому земельному участку- земли (земельные участки) общего пользования N, а именно асфальтовое покрытие (подъезд к участку) со стороны "адрес", что подтверждается схемой расположения земельных участков и чертежом земельных участков и их частей.
11 сентября 2012 года межевой план представлен в орган кадастрового учета. 8 октября 2012 года сведения о данном земельном участке были внесены в государственный кадастр недвижимости, граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, участку присвоен кадастровый N, что подтверждается кадастровым паспортом земельного участка от 8 октября 2012 года.
Впоследствии администрация Бокситогорского муниципального района произвела отчуждение принадлежащего ей муниципального имущества в виде указанного земельного участка и здания бывшего городского туалета, в настоящее время собственником данных объектов недвижимости является истец.
Также установлено, что постановлением администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области от 31 августа 2007 года N445 земельный участок для использования в целях эксплуатации здания автостанции, расположенный по адресу: "адрес", площадью 3220 кв.м был предоставлен в аренду МУП "Бокситогорское пассажирское автотранспортное предприятие".
Земельный участок поставлен на государственный кадастровый учет, присвоен кадастровый N, что подтверждается кадастровым планом земельного участка от 19 сентября 2007 года.
На основании указанного постановления 11 октября 2007 года утвержден план границ данного земельного участка площадью 3220 кв.м.
2 августа 2010 года между администрацией Бокситогорского муниципального района Ленинградской области (арендодатель) и ООО "Пассажиравтотранс" (арендатор) заключен договор аренды N 5/2010-23, согласно которому в аренду предоставлено муниципальное движимое и недвижимое имущество объектов транспорта общего пользования для осуществления перевозок пассажиров.
В перечне объектов муниципальной собственности, передаваемых в аренду (приложение N 1 к договору) и в акте приема-передачи (приложение N 3 к договору) земельный участок для использования в целях эксплуатации здания автостанции не указан.
Согласно пункту 1 данного договора арендная плата за пользование объектом состоит из арендной платы за объект и земельной составляющей арендной платы. Приказом Федерального дорожного агентства от 28 июня 2011 года N162 "О присвоении категории объектам транспортной инфраструктуры" автостанции администрации Бокситогорского муниципального района присвоена четвертая категория, и она внесена в Реестр категорированных объектов транспортной инфраструктуры автомобильного транспорта, дорожного хозяйства и транспортных средств автомобильного транспорта (реестровый N АТА0000943), что подтверждается соответствующим уведомлением от 6 июля 2011 года N 10-29/9106.
4 декабря 2013 года кадастровым инженером ООО "Геопроект" Максимовой О.В. по заданию администрации Бокситогорского муниципального района в результате выполнения кадастровых работ подготовлен межевой план земельного участка площадью 740 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", вид разрешенного использования: для использования в целях эксплуатации здания автостанции.
Сведения о данном земельном участке внесены в государственный кадастр недвижимости, граница земельного участка установлена в соответствии с требованиями земельного законодательства, ему присвоен кадастровый N.
Впоследствии путем объединения земельных участков с кадастровыми номерами N и N, согласно межевому плану от 2 октября 2013 года и заключению кадастрового инженера от 2 октября 2013 года, образован земельный участок площадью 3960+/-15 кв.м, вид разрешенного использования: для использования в целях эксплуатации здания автостанции, расположенный по адресу: "адрес", находящийся в собственности муниципального образования Бокситогорский муниципальный район "адрес", 16 октября 2013 года участок поставлен на государственный кадастровый учет и ему присвоен кадастровый N.
На территории земельного участка ответчика с кадастровым номером N расположено здание автовокзала.
Территория данного земельного участка частично огорожена, установлен шлагбаум и ограничивающие проезд дорожные знаки. Проезд и проход к земельному участку Савенка А.Н. осуществлялся по земельному участку ответчика через шлагбаум, пульт от которого был передан истцу предыдущим собственником его участка.
В 3 квартале 2021 года ООО "Пассажиравтотранс" устно запретило истцу проезд через участок ответчика, сославшись на то, что данный земельный участок находится в аренде у ООО "Пассажиравтотранс", и должна быть обеспечена транспортная безопасность.
21 июля 2021 года Савенок А.Н. обратился в ООО "Пассажиравтотранс" с заявлением, в котором просил не препятствовать проезду автотранспорта и проходу людей к принадлежащему ему зданию.
Письмом ООО "Пассажиравтотранс" от 23 июля 2021 года N88 в предоставлении проезда/прохода через земельный участок с кадастровым номером N истцу отказано.
20 октября 2021 года Савенок А.Н. обратился к главе администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области с заявлением об установлении частного сервитута для прохода и проезда к принадлежащему ему земельному участку с кадастровым номером: N через земельный участок ответчика с кадастровым номером: N
Письмом от 11 ноября 2021 года администрация Бокситогорского муниципального района Ленинградской области отказала истцу в установлении сервитута на основании пп. 2 п. 4 ст. 39.26 Земельного кодекса Российской Федерации.
Согласно объяснениям сторон, фотографий и планов, фактически доступ к земельному участку Савенка А.Н. со стороны улицы Павлова посредством проезда/прохода через земельный участок ответчика возможен. Указанный доступ предусмотрен при формировании земельного участка. Доступ к участку истца также может быть обеспечен со стороны земельного участка N, находящегося в пользовании АО "Нева энергия", и земельного участка N со стороны "адрес" (земли неразграниченной государственной собственности). Однако доступ со стороны данных земельных участков ограничен, поскольку данные земельные участки по всей границе с участком истца огорожены бетонным забором, по которому на высоте около 1 метра от земли проходят трубы с коммуникациями, проезд/проход к участку истца со стороны "адрес" также дополнительно ограничен бетонным забором, ограждающим здание насосной станции МУП "Благоустройство".
Представленными сметой и ведомостью подтверждается, что оборудование прохода/проезда через указанные земельные участки сопряжено с большими финансовыми затратами и объемом работ.
Судом установлено, что администрацией Бокситогорского муниципального района изначально при формировании земельного участка, принадлежащего в настоящее время истцу, был определен доступ к нему посредством земельного участка из земель общего пользования- асфальтовое покрытие (подъезд к участку) со стороны "адрес", который впоследствии был сформирован как самостоятельный земельный участок с кадастровым номером N площадью 740 м и в дальнейшем объединен с земельным участком с кадастровым номером N в связи с формированием земельного участка с кадастровым номером N
При этом вопрос об изменении условий доступа к участку истца не разрешался, каких-либо решений об обеспечении доступа к участку истца иным способом не выносилось.
Судом сделан вывод о том, что невозможность проезда истца на принадлежащий ему участок не связана с какими-либо причинами, зависящими от истца или его правопредшественников, а вызвана исключительно действиями ответчика.
В настоящее время фактически существующих на местности альтернативных путей проезда/прохода к участку истца и расположенному на нем зданию, в том числе со стороны улиц, относящихся к дорогам общего пользования, не имеется.
Соответственно, без использования земельного участка ответчика истец лишен объективной возможности обеспечить проход/проезд к своему зданию и земельному участку иным способом, а ответчик в случае установления сервитута не будет лишен возможности использовать свой участок в соответствии с разрешенным использованием (для использования в целях эксплуатации здания автостанции).
Действующее законодательство о транспортной безопасности не содержит запрета на установление сервитута на земельные участки, используемые для эксплуатации здания автостанции, при условии соблюдения условий допуска в зону транспортной безопасности, а также пропускного и внутриобъектового режима на объекте транспортной инфраструктуры.
Суд апелляционной инстанции, отменяя решение суда исходил из следующего.
Согласно ч. 1 ст. 1 Федерального закона от 9 февраля 2007 года N 16- ФЗ "О транспортной безопасности" транспортная безопасность- состояние защищенности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств от актов незаконного вмешательства. Субъекты транспортной инфраструктуры-юридические лица, индивидуальные предприниматели и физические лица, являющиеся собственниками объектов транспортной инфраструктуры и (или) транспортных средств или использующие их на ином законном основании. В силу ч. 1 ст. 4 названного Закона обеспечение транспортной безопасности объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств возлагается на субъекты транспортной инфраструктуры, перевозчиков, если иное не установлено настоящим Федеральным законом и иными федеральными законами.
Приказом Минтранса России от 8 февраля 2011 года N 42 утверждены Требования по обеспечению транспортной безопасности, учитывающие уровни безопасности для различных категорий объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта. В соответствии с п. 2 Требований они определяют систему мер, реализуемых субъектами транспортной инфраструктуры для защиты объектов транспортной инфраструктуры и транспортных средств железнодорожного транспорта от потенциальных, непосредственных и прямых угроз совершения актов незаконного вмешательства.
Согласно пункту 4 требования являются обязательными для исполнения всеми субъектами транспортной инфраструктуры и распространяются на всех юридических и/или физических лиц, находящихся на ОТИ. На субъект транспортной инфраструктуры п. 5.6 Требований возлагает обязанность разработать, принять и исполнять внутренние организационно -распорядительные документы, направленные на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ и являющиеся приложением к плану обеспечения транспортной безопасности ОТИ.
На основании положений пунктов 5.27-5.29 Требований по обеспечению транспортной безопасности, субъект транспортной инфраструктуры обязан организовать пропускной и внутриобъектовый режимы на ОТИ в соответствии с внутренними организационно-распорядительными документами субъекта транспортной инфраструктуры, направленными на реализацию мер по обеспечению транспортной безопасности ОТИ, и утвержденными планами обеспечения транспортной безопасности; воспрепятствовать проникновению любых лиц в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ вне установленных (обозначенных) контрольно-пропускных пунктов (постов); воспрепятствовать преодолению любыми лицами контрольно - пропускных пунктов (постов) без соблюдения условий допуска, наличия и действительности пропусков и иных установленных видов разрешений в зону транспортной безопасности или на критические элементы ОТИ.
Постановлением Правительства РФ от 15 ноября 2014 года N 1208 утверждены Требования по соблюдению транспортной безопасности для физических лиц, следующих либо находящихся на объектах транспортной инфраструктуры или транспортных средствах, по видам транспорта. В соответствии с п. 2 данных Требований физические лица, следующие либо находящиеся на объекте транспортной инфраструктуры или транспортном 12 средстве, в частности, обязаны: а) осуществлять проход (проезд) в зону транспортной безопасности в соответствии с правилами проведения досмотра, дополнительного досмотра и повторного досмотра в целях обеспечения транспортной безопасности, включающими перечень необходимых документов, устанавливаемыми Министерством транспорта Российской Федерации по согласованию с Министерством внутренних дел Российской Федерации и Федеральной службой безопасности Российской Федерации; б) выполнять требования сил обеспечения транспортной безопасности, направленные на обеспечение транспортной безопасности, а также не предпринимать действий, препятствующих выполнению ими служебных обязанностей.
Таким образом, приведенными нормами в целях обеспечения транспортной безопасности предусмотрены определенные обязанности для субъектов транспортной инфраструктуры и ограничения для посетителей территорий данных объектов, однако запрет находиться объекте транспортной инфраструктуры отсутствует.
Кроме того, поскольку судом первой инстанции не установлено имеющее значение для дела обстоятельство, а именно, входит ли испрашиваемый для установления сервитута земельный участок в границы транспортной безопасности, судебной коллегией принято решение о расширении круга доказательств.
ООО "Пассажиравтотранс" представило в суд апелляционной инстанции документы (план-схему объекта транспортной инфраструктуры и уведомление Росавтодора в адрес администрации), из которых следует, что границы транспортной безопасности для автостанции были установлены в июне 2011 года в соответствии с приказом Федерального дорожного агентства от 28 июня 2011 года N 162.
Таким образом, границы транспортной безопасности установлены в границах земельного участка с кадастровым номером N площадью 3220 кв.м до объединения его с участком с кадастровым номером N площадью 740 кв.м.
То есть, территория земельного участка с кадастровым номером N не входит в существующие в настоящее время границы территории, на которую распространяются требования и ограничения, предусмотренные Федеральным законом от 9 февраля 2007 года N 16-ФЗ "О транспортной безопасности" и изданными во исполнение указанного закона Постановлений Правительства РФ.
Соответственно, часть земельного участка с кадастровым номером N, в отношении которой истец просит установить сервитут, также не входит в границы транспортной безопасности.
Указанные выше обстоятельства подтверждаются также заключением кадастрового инженера от 23 марта 2023 года, согласно которому доступ к земельному участку с кадастровым номером N возможно обеспечить по уже существующему проезду от "адрес" по земельному участку с кадастровым номером N. Данный сервитут соответствует существовавшему ранее проезду по земельному участку с кадастровым номером N, не пересекает границы участка с кадастровым номером N
Ссылаясь на положения ст. 131, 274 Гражданского кодекса Российской Федерации, статей 2, 12, 27 Федерального закона от 21 июля 1997 года N122-ФЗ "О государственной регистрации прав на недвижимое имущество и сделок с ним", пункты 10, 12 Обзора судебной практики по делам об установлении сервитута на земельный участок, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 26 апреля 2017 года, суд апелляционной инстанции пришел к выводу о наличии оснований для установления частного сервитута по предложенному кадастровым инженером варианту, который не пересекает границы транспортной безопасности и является единственно возможным для обеспечения проезда и прохода к земельному участку и зданию, принадлежащих истцу.
Суд установил, что заявленный истцом единовременный размер платы за сервитут в размере 3000 рублей, исчисленный в соответствии с Постановлением Правительства Ленинградской области от 6 июля 2015 года N 255 "Об утверждении правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, и земельных участков, расположенных на территории Ленинградской области, государственная собственность на которые не разграничена", учитывает конкретные условия данного сервитута и включает в себя затраты, возникающие у собственника объекта недвижимости в связи с ограничением его права собственности или созданием условий для реализации собственником объекта недвижимости, для обеспечения использования которого сервитут установлен, права ограниченного пользования, в том числе затраты, связанны с необходимостью организации проезда истца через принадлежащий собственнику земельный участок
В соответствии с абзацем вторым п. 2 Правил определения размера платы по соглашению об установлении сервитута в отношении земельных участков, находящихся в собственности Ленинградской области, и земельных участков, расположенных на территории Ленинградской области, государственная собственность на которые не разграничена, утвержденных Постановлением Правительства Ленинградской области от 6 июля 2015 года 18 N 255, на территории Бокситогорского муниципального района Ленинградской области размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается как 0, 50 процента кадастровой стоимости земельного участка за каждый год срока действия сервитута, если иное не установлено настоящими Правилами.
В случае если сервитут устанавливается в отношении части земельного участка, размер платы по соглашению об установлении сервитута определяется пропорционально площади этой части земельного участка в соответствии с настоящими Правилами (п. 5 Правил). Савенок А.Н. в обоснование иска представил расчет платы за сервитут, произведенный в соответствии с указанными Правилами.
Стоимость сервитута площадью 239 кв.м при общей площади земельного участка 3960 кв.м и его кадастровой стоимости 159462, 20 рублей, рассчитанная как 0, 50 процента кадастровой стоимости, составляет 48, 12 рублей в год.
При разрешении спора судом правильно применены нормы материального права, выводы суда соответствуют установленным фактическим обстоятельствам дела.
Вопреки доводам кассационной жалобы администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области судом установлен частный сервитут без пересечения границ транспортной безопасности, в отсутствие доказательства наличия иного проезда, что согласуется с положениями статьи 274 Гражданского кодекса РФ. Всем представленным доказательствам судом дана оценка по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, доводы заявителя кассационной жалобы о несогласии с данной оценкой доказательств и установленными судом обстоятельствами не могут служить основанием для пересмотра судебных постановлений в кассационном порядке, поскольку в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права судами не допущено, оснований для удовлетворения кассационной жалобы об отмене апелляционного определения не имеется.
Руководствуясь статьями 390 и 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Ленинградского областного суда от 29 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу администрации Бокситогорского муниципального района Ленинградской области - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.