Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Беспятовой Н.Н, судей Птоховой З.Ю, Черных И.Н.
рассмотрела в открытом судебном заседании гражданское дело по иску ФИО1 к Территориальному управлению Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области об оспаривании расчета арендной платы за земельный участок и обязании произвести расчет арендной платы в установленном договоре порядке, по кассационной жалобе Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области на решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 29 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 22 марта 2023 года.
Заслушав доклад судьи Беспятовой Н.Н, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
ФИО1 обратилась в суд с иском к Территориальному управлению Росимущества в Калининградской области (далее также - ТУ ФАУГИ) об оспаривании расчета арендной платы за земельный участок с кадастровым номером N за период 2019-2022 годы, являющийся приложением к письму ТУ ФАУГИ от 18 марта 2022 года N 39-ЛИ-04/1454, и обязании ТУ ФАУГИ произвести расчет арендной платы за земельный участок с кадастровым номером N за период 2019-2022 годы в соответствии с пунктом 4.4 договора N ФС-2015/08-41 аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации от 3 сентября 2015 года, а именно: в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582. ФИО1 на основании соглашения от 10 ноября 2016 года о передаче прав и обязанностей арендатора по договору N ФС-2015/08-41 аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, от 3 сентября 2015 года является арендатором земельного участка с кадастровым номером N расположенного по адресу: Калининградская область, Зеленоградский район, НП "Куршская коса". 22 января 2022 года ФИО1 направила в ТУ ФАУГИ запрос расчета арендной платы за земельный участок с кадастровым номером N, за 2019, 2020, 2021, 2022 годы. 22 марта 2022 года ФИО1 получила письмо (исх. 39-ЛИ-04/1454 от 18 марта 2022 года) из ТУ ФАУГИ с проектом соглашения от 17 марта 2022 года о внесении изменений в договор NФС-2015/08-41 аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации от 3 сентября 2015 года. 28 марта 2022 года ФИО1 направила в ТУ ФАУГИ возражения по вопросу заключения дополнительного соглашения, которое изменяет порядок расчета арендной платы за земельный участок с кадастровым номером N. 9 июня 2022 года ФИО1 получила письмо (исх. 39-АД-04/3084 от 27 мая 2022 года) из
ТУ ФАУГИ с уведомлением о намерении разрешить спор о порядке расчета арендной платы в судебном порядке. Истец полагает отказ ТУ ФАУГИ в предоставлении расчета арендной платы в соответствии с условиями договора незаконным. Новый порядок расчета арендной платы, предложенный ТУ ФАУГИ в соглашении, установлен в связи с тем, что спорный участок по данным ЕГРН с момента его образования отнесен к категории земель лесного фонда, поэтому арендная плата за его использование должна рассчитываться с учетом положений статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации (при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка), с чем истица не согласна. Истец указала, что факт отнесения арендованного участка к категории земель лесного фонда, сам по себе не может свидетельствовать о правомерности установления расчета арендной платы за такую территорию в соответствии с положениями, предусмотренными в постановлениях Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310 и от 11 ноября 2017 года N 1363, то есть по ставкам платы за единицу площади лесного участка, поскольку земельный участок, занятый находящимся в федеральной собственности национальным парком, изъят из оборота (подпункт 1 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации), а участки из состава земель лесного фонда лишь ограничены в обороте (подпункт 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации). ФИО1, являясь арендатором земельного участка, лишена возможности изменить категорию земельного участка, а работы, проводимые с июля 2015 года Минприроды России и Федеральным агентством по управлению государственным имуществом по вопросу ошибочности отнесения земельных участков, находящихся в границах национальных парков, к категории земель лесного фонда до настоящего момента не закончены.
Указанная позиция подтверждена постановлением Тринадцатого арбитражного апелляционного суда от 28 декабря 2021 года по делу А21-11439/2019. Кроме того, истец указала, что для земельных участков, являющимися смежными с земельным участком с кадастровым номером N которые также отнесены к категории земли - земли лесного фонда, и расположены на территории Национального парка "Куршская коса", на основании решений судов, установлен порядок расчета арендной платы в соответствии с подпунктом "а" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, в размере 0, 01% от кадастровой стоимости земельного участка.
Решением Ленинградского районного суда г. Калининграда от 29 ноября 2022 года исковые требования ФИО1 удовлетворены частично.
Признан недействительным расчет арендной платы за земельный участок с кадастровым номером N, за период 2019-2022 годы, являющийся приложением к письму Территориального управления Росимущества в Калининградской области от 18 марта 2022 года N 39-ЛИ-04/1454, и на Территориальное управление Росимущества в Калининградской области возложена обязанность в течение одного месяца со дня вступления настоящего решения в законную силу, произвести расчет арендной платы за земельный участок с кадастровым номером N за период 2019-2022 годы в соответствии с пунктом 4.4 договора N ФС-2015/08-41 аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации от 3 сентября 2015 года, а именно в соответствии с частью 4 подпункта "а" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582.
С Территориального управления Росимущества в Калининградской области в пользу ФИО1 взысканы расходы по уплате государственной пошлины в размере 2 031 руб.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 22 марта 2023 года решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 29 ноября 2022 года оставлено без изменения, апелляционная жалоба Территориального управления Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области - без удовлетворения.
В кассационной жалобе Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Калининградской области ставит вопрос об отмене решения и апелляционного определения как незаконных, постановленных с нарушением норм материального и процессуального права.
О времени и месте рассмотрения дела лица, участвующие в деле, извещены надлежащим образом путем направления почтового извещения, сведения о движении жалобы размещены на сайте суда в сети "Интернет".
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации полагает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
В соответствии со статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанции, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Таких нарушений при разрешении дела судами первой и апелляционной инстанций не допущено.
Как установлено судами и следует из материалов дела, ФИО1 на основании соглашения от 10 ноября 2016 года о передаче прав и обязанностей арендатора по договору N ФС-2015/08-41 аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации, от 3 сентября 2015 года, является арендатором земельного участка с кадастровым номером N, расположенного по адресу: "адрес"
Судом установлено, что указанный земельный участок относится к категории земли - земли лесного фонда, площадь участка составляет 1 405 кв.м, разрешенное использование - для размещения домов отдыха, пансионатов, кемпингов, для использования в целях организации и обеспечения регулируемого туризма и отдыха на базе дома отдыха "Лесное".
22 января 2022 года ФИО1 направила в ТУ ФАУГИ запрос расчета арендной платы за земельный участок с кадастровым номером N, за 2019, 2020, 2021, 2022 годы.
22 марта 2022 года ФИО1 получила письмо (исх. 39-ЛИ-04/1454 от 18 марта 2022 года) из ТУ ФАУГИ с проектом соглашения от 17 марта 2022 года о внесении изменений в договор NФС-2015/08-41 аренды земельного участка, находящегося в собственности Российской Федерации от 3 сентября 2015 года.
28 марта 2022 года ФИО1 направила в ТУ ФАУГИ возражения по вопросу заключения дополнительного соглашения, которое изменяет порядок расчета арендной платы за земельный участок с кадастровым номером N.
9 июня 2022 года ФИО1 получила письмо (исх. 39-АД-04/3084 от 27 мая 2022 года) из ТУ ФАУГИ с уведомлением о намерении разрешить спор о порядке расчета арендной платы в судебном порядке.
Удовлетворяя исковые требования частично, суд исходил из того, что оснований для изменения размера арендной платы ТУ ФАУГИ в соответствии с действующим законодательством, которое разделяет пользование участками и участками лесного фонда, расположенными в границах особо охраняемых природных территорий, не имелось.
Проверяя законность решения, суд апелляционной инстанции согласился с выводами суда первой инстанции и их правовым обоснованием.
Не усматривая оснований для апелляционного вмешательства в постановленное по делу решение, суд апелляционной инстанции исходил из следующего.
Согласно статье 7 Земельного кодекса Российской Федерации, земли в Российской Федерации по своему целевому назначению подразделяются на несколько категорий. Изложенное означает, что все земли на территории Российской Федерации делятся на некие укрупненные группы в зависимости от вариантов их возможного использования с учетом тех общих природных свойств, которыми обладает та или иная территория, и установленного в связи с этим режима (порядка) осуществления в их границах различных видов деятельности. В числе указанных в названной статье категорий Земельный кодекс РФ помимо прочих выделяет земли особо охраняемых территорий и объектов, а также земли лесного фонда.
Из преамбулы Федерального закона от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях" (далее также - Закон N 33-ФЗ) следует, что особо охраняемые природные территории представляют собой участки земли, водной поверхности и воздушного пространства над ними, где располагаются природные комплексы и объекты, которые имеют особое природоохранное, научное, культурное, эстетическое, рекреационное и оздоровительное значение, которые изъяты решениями органов государственной власти полностью или частично из хозяйственного использования и для которых установлен режим особой охраны.
В силу статьи 2 названного Закона N 33-ФЗ с учетом особенностей режима особо охраняемых природных территорий к таковым в числе прочих относят национальные парки.
Согласно Положению о национальных природных парках Российской Федерации, утвержденному постановлением Правительства Российской Федерации от 10 августа 1993 года N 769, национальные парки являются природоохранительными учреждениями, территории (акватории) которых включают природные комплексы и объекты, имеющие особую экологическую, историческую и эстетическую ценность, и предназначены для использования в природоохранных, рекреационных, просветительских, научных и культурных целях.
В соответствии с пунктом 2 статьи 12 Закона N 33-ФЗ земельные участки и природные ресурсы, расположенные в границах национальных парков, по общему правилу находятся в федеральной собственности и отчуждению не подлежат.
Таким образом, изложенное свидетельствует о том, что особо охраняемая природная территория в виде национального парка представляет собой совокупность сразу нескольких природных ресурсов, к которым по смыслу упомянутого Закона N 33-ФЗ можно отнести как землю, так и лес, что подтверждается указанием в статье 16 названного Закона на управление земельными участками в границах национальных парков, в том числе и теми, на которых располагаются леса, специально создаваемыми федеральными государственными бюджетными учреждениями, а также содержащимся в статье 5 Лесного кодекса Российской Федерации понятием леса как природного ресурса.
Согласно подпункту 1 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации земельные участки, занятые находящимися в федеральной собственности государственными природными заповедниками и национальными парками, изъяты из оборота, если иное не предусмотрено названным Кодексом и Законом N 33-ФЗ.
Как следует из статьи 17 Закона N 33-ФЗ, земельные участки, которые находятся в федеральной собственности и расположены в границах соответствующих функциональных зон национальных парков, могут предоставляться гражданам и юридическим лицам в аренду в целях осуществления рекреационной деятельности в соответствии с земельным законодательством.
Пунктом 1 статьи 397 Земельного кодекса Российской Федерации предусмотрено, что размер арендной платы за земельный участок, находящийся в государственной или муниципальной собственности, определяется в соответствии с основными принципами определения арендной платы, установленными Правительством Российской Федерации. В отношении земельных участков, находящихся в федеральной собственности, порядок определения размера арендной платы и предоставленные в аренду без торгов, также устанавливается Правительством Российской Федерации, если иное не установлено Земельным кодексом Российской Федерации или другими федеральными законами (пункт 3 той же статьи).
Согласно пункту 3 Правил определения размера арендной платы, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации в случае предоставления земельного участка в аренду без проведения торгов для целей, указанных в данном пункте, арендная плата определяется на основании кадастровой стоимости земельного участка и рассчитывается в размере 0, 01 процента, в том числе в отношении земельного участка, изъятого из оборота, если земельный участок в случаях, установленных федеральными законами, может быть передан в аренду.
В разделе 1 договора указано, что договор был заключен сторонами на основании приказа Минэкономразвития N 293 от 12 июля 2010 года, которым регламентируется порядок подготовки и заключения договоров аренды в отношении земельных участков, расположенных в границах национальных парков.
В пункте 1.1 того же раздела договора указано, что в отношении спорного участка имеются ограничения в его использовании, связанные с тем, что он входит в рекреационную зону национального парка "Куршская коса" и в отношении него установлен режим особой охраны территории названного парка, в связи с чем участок передается исключительно под организацию туризма и отдыха в пределах его территории.
С учетом особенностей спорной местности в подпункте 5.2.2 договора установлена обязанность арендаторов участка строго соблюдать лесное законодательство по охране и защите лесов, а также режим особой охраны территории названного национального парка в соответствии с Федеральным законом от 14 марта 1995 года N 33-ФЗ "Об особо охраняемых природных территориях", а также Положением о федеральном государственном учреждении "Национальный парк "Куршская коса", утвержденным приказом Минприроды России от 9 ноября 2012 года N 380.
Таким образом, изложенное в совокупности с распоряжением ТУ ФАУГИ от 3 сентября 2015 года N 560-р о предоставлении земельного участка с кадастровым номером 39:05:020301:725 в аренду на 49 лет, в котором прямо указано на его ограничение в обороте в силу статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации, а также установление на его территории режима хозяйствования, проживания и природопользования в соответствии с Законом N ЗЗ-ФЗ и упомянутым Положением о ФГБУ "Национальный парк "Куршская коса", свидетельствует о том, что арендуемый в настоящий момент участок, находится на территории обозначенного выше национального парка, то есть в пределах особо охраняемой природной территории, что в свою очередь, принималось во внимание сторонами при заключении спорного договора и определении режима ведения на нем допустимых видов деятельности.
Новый порядок расчета арендной платы, предложенный ТУ ФАУГИ в соглашении, произведен в связи с тем, что спорный участок по данным ЕГРН с момента его образования отнесен к категории земель лесного фонда, поэтому арендная плата за его использование должна рассчитываться с учетом положений статьи 73 Лесного кодекса Российской Федерации (при использовании лесного участка без изъятия лесных ресурсов минимальный размер арендной платы определяется как произведение ставки платы за единицу площади лесного участка и площади арендуемого лесного участка).
Между тем, суд с такими доводами ТУ ФАУГИ согласиться нельзя.
В соответствии с частью 1 статьи 6 Лесного кодекса Российской Федерации, леса располагаются на землях сельскохозяйственного назначения и иных землях, установленных в соответствии с Земельным кодексом Российской Федерации.
Следовательно, буквальное содержание приведенных положений указывает на то, что Лесной кодекс Российской Федерации предусматривает возможность отнесения земель, покрытых лесами, не только к категории земель лесного фонда, но и к землям иных категорий, а значит, по мнению федерального законодателя, сам факт произрастания на той или иной территории леса как отдельного природного ресурса еще не означает, что данная территория априори составляет земли лесного фонда.
Сам факт наличия на спорном участке лесных насаждений, образующих лес, подтверждается условиями заключенного между сторонами договора аренды.
Согласно подпунктам 5.2.12, 5.2.13, 5.2.16, 5.2.29 договора на арендатора участка возложены обязанности по разработке и представлению арендодателю проекта освоения лесов с положительным заключением государственной экспертизы, осуществлению использование находящихся на участке лесов способами, предотвращающими повреждение или уничтожение деревьев, кустарников, лесной подстилки, живого надпочвенного покрова, земель лесного фонда, а также исключающими негативное воздействие на состояние и воспроизводство лесов, состояние водных и других природных объектов, животного мира, по осуществлению санитарно-оздоровительных мероприятий, лесовосстановление и уход за лесами на земельном участке на условиях, в объемах и сроки, которые будут указаны в упомянутом проекте их освоения, по ежегодной подаче лесной декларации в орган, осуществляющий учет земель на территории национального парка "Куршская коса" (ФГБУ "Национальный парк "Куршская коса").
При этом национальный парк представляет собой сложную совокупность природных ресурсов, взаимодействие которых друг с другом в границах определенной территории составляет особую ценность названного объекта. Иначе говоря, указанная совокупность природных ресурсов образует такой самостоятельный объект как особо охраняемая природная территория, отдельные составляющие которой представляют указанную ценность лишь в своем единстве.
Тот факт, что арендуемый ФИО1 участок отнесен к категории земель лесного фонда, сам по себе не может свидетельствовать о правомерности установления расчета арендной платы за такую территорию в соответствии с положениями, предусмотренными в постановлениях Правительства Российской Федерации от 22 мая 2007 года N 310 и от 11 ноября 2017 года N 1363, то есть по ставкам платы за единицу площади лесного участка, поскольку земельный участок, занятый находящимся в федеральной собственности национальным парком, изъят из оборота (подпункт 1 пункта 4 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации), а участки из состава земель лесного фонда лишь ограничены в обороте (подпункт 2 пункта 5 статьи 27 Земельного кодекса Российской Федерации).
Спорный земельный участок имеет существенные ограничения в порядке его использования, который обусловлены его статусом как леса (с соответствующими ограничениями), так и национального парка (также с соответствующими ограничениями). Именно в связи с наличием ограничений в пользовании земельными участками национальных парков Правительством Российской Федерации и установлена соответствующая ставка арендной платы для таких земель, которая корреспондирует принципам соотнесения налагаемых на арендатора участка ограничений при его использовании (в виде установления особого режима хозяйствования в пределах его территории) с экономической целесообразностью его использования.
Кроме того, подлежит учету то, что для ряда земельных участков, являющимися смежными с земельным участком с кадастровым номером N, которые также отнесены к категории земли - земли лесного фонда, и расположены на территории Национального парка "Куршская коса", на основании решений судов, установлен порядок расчета арендной платы в соответствии с частью 4 подпункта "а" пункта 3 Правил определения размера арендной платы, а также порядка, условий и сроков внесения арендной платы за земли, находящиеся в собственности Российской Федерации, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, в размере 0, 01% от кадастровой стоимости земельного участка.
В этой связи судом принят во внимание принцип запрета необоснованных предпочтений при определении арендной платы при аренде земельных участков, находящихся в государственной или муниципальной собственности, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 16 июля 2009 года N 582, в соответствии с которым порядок расчета размера арендной платы за земельные участки, принадлежащие соответствующему публично-правовому образованию и отнесенные к одной категории земель, используемые или предназначенные для одних и тех же видов деятельности и предоставляемые по одним и тем же основаниям, не должен различаться.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что вопреки доводам автора кассационной жалобы, выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные отношения сторон.
Приведенные в кассационной жалобе доводы были предметом подробного исследования суда апелляционной инстанции, в обжалуемом определении судебной коллегии им дана надлежащая правовая оценка, сомнений в законности которой не имеется.
Ссылки в кассационной жалобе на то, что оспариваемые судебные акты приняты с нарушением норм материального права, не являются основанием к их отмене, поскольку основаны на неправильном толковании норм права применительно к установленным судом фактическим обстоятельствам настоящего спора, направлены на иную оценку обстоятельств дела, установленных и исследованных судом в соответствии с правилами статей 12, 56 и 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации. Судами вопрос о применении норм права рассмотрен всесторонне и в состоявшихся решении суда и апелляционном определении указаны нормы права, которые должны применяться для урегулирования спорных отношений.
Доводы заявителя по существу повторяют его позицию при разбирательстве дела в судах обеих инстанций, являлись предметом всесторонней проверки суда первой инстанции и суда апелляционной инстанции при рассмотрении апелляционной жалобы ответчика, получили надлежащую оценку с подробным правовым обоснованием и, по сути, касаются фактических обстоятельств дела и доказательственной базы по спору. Вновь приведенные в кассационной жалобе они не могут повлечь отмену судебных постановлений.
Доводы кассационной жалобы не содержат правовых оснований для отмены обжалуемых судебных актов в кассационном порядке, направлены на переоценку установленных судами обстоятельств, основаны на ошибочном толковании норм права.
В силу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
При таких обстоятельствах, судебная коллегия не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Ленинградского районного суда г. Калининграда от 29 ноября 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Калининградского областного суда от 22 марта 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.