Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Стешовиковой И.Г, судей Лепской К.И, Сенчуковой Е.В.
рассмотрев в открытом судебном заседании кассационную жалобу Государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия" на решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 17 апреля 2023 года по делу N 2-6718/2022 по иску М.И.М. к Государственному казенному учреждению социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия" о признании незаконным отказа в присвоении звания "Ветеран труда" и возложении обязанности присвоить звание "Ветеран труда".
Заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Лепской К.И, выслушав объяснения истца М.И.М, возражавшей против удовлетворения доводов кассационной жалобы в полном объеме, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
истец М.И.М. обратилась в суд по тем основаниям, что она является получателем государственной пенсии по старости. Общий страховой (трудовой) стаж на территории Российской Федерации и Республики Беларусь суммарно составляет: 34 года 6 мес. 3 дн. Истец указывала, что она в 1988 году была награждена государственной наградой "70 лет Вооруженных сил СССР". 13 декабря 2021 года истец обратилась к ответчику с заявлением о присвоении звания "Ветеран труда". Решением ГКУ СЗ РК "Центр социальной защиты РК" от 27 декабря 2021 года истцу было отказано. Согласно ответу Министерства социальной защиты Республики Карелия от 31 января 2022 года юбилейная медаль "70 лет Вооруженных сил СССР" дает право на присвоение звания "Ветеран труда". Истец просила признать незаконным отказ ответчика в присвоении истцу звания "Ветеран труда" и обязать ответчика присвоить истцу звание "Ветеран труда" с 13 декабря 2021 года.
Решением Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28 декабря 2022 года с учетом определения того же суда об исправлении описки от 7 февраля 2023 года, оставленным без изменения апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 17 апреля 2023 года, исковые требования удовлетворены частично. Признаны незаконными решения ответчика от 27 декабря 2021 года N 361510/2102, от 11 марта 2022 года N 0701342/2022, от 29 июня 2022 года N 180316/2022, от 19 июля 2022 года N 20028/2202 об отказе в присвоении звания "Ветеран труда". Признано за истцом право на присвоение звания "Ветеран труда". На ответчика возложена обязанность присвоить истцу звание "Ветеран труда" с 13 декабря 2021 года. Взысканы с ответчика в пользу истца расходы по уплате государственной пошлины в сумме 300 руб.
В кассационной жалобе Государственное казенное учреждение социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия" просит об отмене судебных актов, ссылаясь на нарушения нижестоящими судами норм процессуального и материального права, правил оценки доказательств. Указывает на неверное установление судами юридически значимых обстоятельств по делу. Полагает, что юбилейная медаль "70 лет Вооруженных Сил СССР" не соответствует критериям, предъявляемым к государственным наградам СССР или Российской Федерации, В судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции иные участники процесса, извещенные судом о времени и месте рассмотрения дела по кассационной жалобе, не явились.
С учетом части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции рассмотрела кассационную жалобу в отсутствии не явившихся участников процесса (их представителей).
Проверив законность и обоснованность судебных актов в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены судебных актов нижестоящих судов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Как усматривается из материалов дела, истец с 1 декабря 2018 года является получателем пенсии по старости, назначенной в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 10 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в РФ" и пункта 2 статьи 32 Закона РФ "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС".
Как лицо, состоявшее на действительной военной службе, истец на основании Указа Президиума Верховного Совета СССР от 28 января 1988 года N 8400-XI награждена юбилейной медалью "70 лет Вооруженных Сил СССР".
С 7 сентября 2010 года Указом Президента Российской Федерации N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" определен перечень медалей и орденов, входящих в государственную наградную систему Российской Федерации.
Разрешая заявленные требования, установив фактические обстоятельства по делу, оценив, представленные в материалы дела доказательства по правилам статьи 67 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, при правильном применении норм материального права, регулирующих спорные правоотношения сторон, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что юбилейная медаль "70 лет Вооруженных Сил СССР" является государственной наградой СССР, дающей право на присвоение звания "Ветеран труда".
При этом суд первой инстанции исходил из того, что при разрешении настоящего спора не имеет правового значения то обстоятельство, что истец является получателем пенсии по старости, назначенной в соответствии с подпунктом 5 пункта 1 статьи 10 ФЗ "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации" и пункта 2 статьи 32 Закона Российской Федерации "О социальной защите граждан, подвергшихся воздействию радиации вследствие катастрофы на Чернобыльской АЭС", а не по основаниям, предусмотренным Федеральным законом N 400-ФЗ, поскольку действующим законодательством, регулирующим спорные правоотношения, присвоение звания "Ветеран труда" обусловлено, наличием страхового стажа не менее 20 лет для женщин, а не назначением заявителю страховой пенсии.
Принимая во внимание представленные третьим лицом сведения о страховом стаже истца на территории РФ в календарном исчислении 17 лет 4 месяца, а также о страховом стаже истца на территории Республики Беларусь 12 лет 1 месяц 13 дней, суд первой инстанции пришел к правомерному выводу о наличии у истца необходимой продолжительности страхового стажа для присвоения звания "Ветеран труда", в связи с чем удовлетворил исковые требования о признании незаконными решений ответчика от 27 декабря 2021 года N 361510/2102, от 11 марта 2022 года N 0701342/2022, от 29 июня 2022 года N180316/2022, от 19 июля 2022 года N 20028/2202 об отказе в присвоении звания "Ветеран труда" и признании за М.И.М. права на присвоение звания "Ветеран труда".
Проверяя законность решения в апелляционном порядке, суд апелляционной инстанции не усмотрел оснований для его отмены, так как согласился с выводами суда первой инстанции, ввиду чего судебная коллегия по мотивам, изложенным в апелляционном определении, оставила решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что вопреки доводам кассационной жалобы, выводы, содержащиеся в обжалуемых судебных постановлениях, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, и нормам материального права, регулирующим спорные отношения сторон.
Разрешая заявленные требования, суд правильно определилхарактер правоотношений сторон и нормы закона, которые их регулируют, исследовал обстоятельства, имеющие значение для разрешения спора.
Нарушений процессуального закона, исходя из доводов кассационной жалобы и материалов гражданского дела, при апелляционном рассмотрении дела также не допущено.
В соответствии с пунктом 1 статьи 7 ФЗ "О ветеранах" ветеранами труда являются лица: имеющие удостоверение "Ветеран труда"; 2) награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении; лица, начавшие трудовую деятельность в "данные изъяты" возрасте в период Великой Отечественной войны и имеющие трудовой (страховой) стаж не менее 40 лет для мужчин и 35 лет для женщин.
Согласно пункту 4 статьи 7 указанного Федерального закона порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" определяются законами и иными нормативными правовыми актами субъектов Российской Федерации.
В Республике Карелия порядок и условия присвоения звания "Ветеран труда" установлены Законом Республики Карелия "О порядке и условиях присвоения звания "Ветеран труда" и Порядком и условиях присвоения звания "Ветеран труда", утвержденных приказом Министерства социальной защиты Республики Карелия от 27 ноября 2020 года N 854-П.
В соответствии с пунктом 3 Порядка ветеранами труда признаются граждане Российской Федерации, проживающие на территории Республики Карелия, награжденные орденами или медалями СССР или Российской Федерации, либо удостоенные почетных званий СССР или Российской Федерации, либо награжденные почетными грамотами Президента Российской Федерации или удостоенные благодарности Президента Российской Федерации, либо награжденные ведомственными знаками отличия за заслуги в труде (службе) и продолжительную работу (службу) не менее 15 лет в соответствующей сфере деятельности (отрасли экономики) и имеющие трудовой (страховой) стаж, учитываемый для назначения пенсии, не менее 25 лет для мужчин и 20 лет для женщин или выслугу лет, необходимую для назначения пенсии за выслугу лет в календарном исчислении.
Доводы кассационной жалобы о том, что награда "70 лет Вооруженных Сил СССР" не является государственной наградой не могут быть приняты во внимание, поскольку согласно статьи 1 Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР, утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 3 июля 1979 года N 360-X "Об утверждении Общего положения об орденах, медалях и почетных званиях СССР" (в ред. от 22 августа 1988 года), ордена, медали и почетные звания СССР являются государственными наградами СССР.
В соответствии со статьями 5, 26 и 28 Общего положения от 3 июля 1979 года N 360-X для каждой медали СССР утверждается положение, а их вручение производится от имени и по поручению Президиума Верховного Совета СССР, военнослужащим, как правило, военным командованием в воинских частях.
Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 января 1988 года N 8400-XI в ознаменование 70-летия Вооруженных Сил СССР учреждена юбилейная медаль "70 лет Вооруженных Сил СССР", утверждено Положение о ней и внесены изменения в статье 17 Общего положения, утвержденного от 3 июля 1979 года N 360-X, согласно которым юбилейная медаль "70 лет Вооруженных Сил СССР" включена в перечень медалей СССР.
Согласно статье 2 Положения о юбилейной медали "70 лет Вооруженных Сил СССР", утвержденного Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 января 1988 года, вручение этой медали производится от имени Президиума Верховного Совета СССР командирами воинских частей.
С учетом изложенного, суд первой инстанции пришел к обоснованному выводу о том, что юбилейная медаль "70 лет Вооруженных Сил СССР" является государственной наградой СССР, медалью СССР (такое толкование норм права дано в определении Верховного Суда Российской Федерации от 21 января 2014 года N 211-КГ13-20).
Ссылка в жалобе ответчика на пункт 3 Указа Президента Российской Федерации от 7 сентября 2010 года N 1099 "О мерах по совершенствованию государственной наградной системы Российской Федерации" несостоятельна, так как этот нормативный акт не регламентирует вопросы государственной наградной системы СССР, при том, что истец был награжден медалью СССР в 1988 году, а не медалью Российской Федерации. В силу названной нормы установлено, что юбилейные медали Российской Федерации, награды, учреждаемые федеральными органами государственной власти и иными федеральными государственными органами, органами государственной власти субъектов Российской Федерации, общественными и религиозными объединениями, не являются государственными наградами Российской Федерации. Поскольку истец награжден не юбилейной наградой Российской Федерацией, а медалью СССР, к спорным отношениям названная норма не применяется.
Истец награжден медалью СССР, такая награда поименована в подпункте 2 пункта 1 стать 7 Федерального закона от 12 января 1995 года N 5-ФЗ "О ветеранах", факт наличия у истца необходимого трудового (страхового) стажа ответчиком не оспаривался, поэтому суд правомерно указал на право истца, на присвоение звания "Ветеран труда".
Доводы о том, что в отсутствие оцененного и подтвержденного компетентным органом количества страхового стажа, учитываемого для назначении пенсии, суд самостоятельно произвел подсчет стажа М.И.М, включая спорные периоды, не могут быть приняты во внимание, поскольку опровергаются содержанием обжалуемого апелляционного определения и материалами дела, согласно которым сведения о страховом стаже истца были представлены пенсионным органом (т.1 л.д.102-103).
Вопреки доводам кассационной жалобы нарушений принципов состязательности и равноправия сторон нижестоящими судами не допущено, судебные инстанции в соответствии с положениями статей 12, 56 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации создали все необходимые условия для всестороннего, полного и объективного рассмотрения дела, все представленные в материалы дела доказательства судами исследованы. Иная точка зрения относительно того, как должно быть разрешено дело, не свидетельствует о незаконности решения.
При разрешении доводов кассационной жалобы заявителя, направленных на оспаривание выводов суда относительно установленных им фактических обстоятельств, учитывается, что по смыслу части 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации суд кассационной инстанции, в силу своей компетенции, при рассмотрении жалобы должен исходить из признанных установленными судом первой и второй инстанций фактических обстоятельств, проверяя лишь правильность применения и толкования норм материального и процессуального права судами первой и второй инстанций, тогда как правом переоценки доказательств он не наделен.
Соответственно, не имеется оснований для повторного обсуждения вопроса о допустимости, относимости, достоверности и достаточности доказательств, положенных в основу судебных актов, либо отвергнутых судом, включая те из них, на которые заявитель ссылается в кассационной жалобе.
Несогласие заявителя с установленными по делу обстоятельствами и оценкой судами доказательств, с выводами судов, иная оценка им фактических обстоятельств дела, иное толкование положений законодательства не означает допущенной при рассмотрении дела судебной ошибки и не является основанием для пересмотра судебных актов кассационным судом общей юрисдикции.
Признав, что доводы кассационной жалобы не свидетельствуют о наличии обстоятельств, предусмотренных в статье 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, кассационный суд не находит оснований для ее удовлетворения и пересмотра обжалуемых судебных актов.
Руководствуясь ст. ст. 199, 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
определила:
решение Петрозаводского городского суда Республики Карелия от 28 декабря 2022 года и апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Верховного Суда Республики Карелия от 17 апреля 2023 года оставить без изменения, кассационную жалобу Государственного казенного учреждения социальной защиты Республики Карелия "Центр социальной работы Республики Карелия" -без удовлетворения.
Председательствующий
судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.