Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Стешовиковой И.Г, судей Сенчуковой Е.В, Шлопак С.А.
рассмотрела в открытом судебном заседании кассационную жалобу Сергеевой М.А. на решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 30 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 04 апреля 2023 г. по гражданскому делу N2-7124/2022 по иску Сергеевой М.А. к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области о включении периодов работы в специальный стаж, признания права на досрочную страховую пенсию, обязании назначить пенсию, заслушав доклад судьи Третьего кассационного суда общей юрисдикции Стешовиковой И.Г, объяснения истца Сергеевой М.А,
УСТАНОВИЛА:
Сергеева М.А. обратилась в суд с иском к Отделению Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области (ранее - Отделение Пенсионного фонда Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области), в котором просила признать за ней право на страховую пенсию досрочно и обязать ответчика досрочно назначить страховую пенсию, включить в специальный стаж периоды работы с 01 сентября 1990 г. по 09 августа 1991 г. и с 10 августа 1991 г. по 29 августа 1994 г.
В обоснование заявленных требований истец указала, что она осуществляла трудовую деятельность с 01 сентября 1988 г, с 01 сентября 1990 г. - педагогическую деятельность и имеет стаж педагогической деятельности более 25 лет, при обращении в пенсионный фонд с заявлением о досрочном назначении пенсии получила отказ, поскольку некоторые периоды деятельности осуществлялись в учреждениях, не предусмотренных ни Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781, ни Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей, дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", ни перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, к Постановлению Совета Министров от 17.12.1959 г. N 1397. С данным решением пенсионного органа истец не согласна, полагает его незаконным, в связи с чем обратилась с настоящим иском в суд.
Решением Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 30 сентября 2022 г. в удовлетворении заявленных требований Сергеевой М.А. отказано в полном объеме.
Апелляционным определением судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 04 апреля 2023 г. решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 30 сентября 2022 г. отменено в части отказа во включении периода работы в специальный стаж Сергеевой М.А. с 01 января 1992 г. по 10 августа 1994 г.
На Отделение Фонда пенсионного и социального страхования Российской Федерации по Санкт-Петербургу и Ленинградской области возложена обязанность включить в специальный стаж работы Сергеевой М.А. период с 01 января 1992 г. по 10 августа 1994 г. в Лезьенской школе-сад в должности учителя начальных классов и назначить досрочную страховую пенсию по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ с 11 января 2022 г.
В остальной части решение Выборгского районного суда Санкт- Петербурга от 30 сентября 2022 г. оставлено без изменения.
В кассационной жалобе истец просит отменить постановленные судебные акты в части отказа в удовлетворении требований, полагая, что судами нарушены нормы материального и процессуального права.
Ответчик представил возражения на кассационную жалобу.
В судебном заседании кассационного суда общей юрисдикции истец доводы кассационной жалобы поддержала и просила ее удовлетворить.
Иные лица, участвующие в деле, надлежащим образом извещенные о месте и времени рассмотрения дела, в судебное заседание кассационного суда общей юрисдикции не явились, в связи с чем, на основании части 5 статьи 379.5 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд находит возможным рассмотрение дела в их отсутствие.
Изучив материалы дела, проверив законность и обоснованность судебного акта, в пределах доводов кассационной жалобы согласно части 1 статьи 379.6 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, обсудив доводы кассационной жалобы, доводы возражений на неё, выслушав участников процесса, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции, не находит оснований для ее удовлетворения и отмены постановленных судебных актов.
В соответствии с частью 1 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации основаниями для отмены или изменения судебных постановлений кассационным судом общей юрисдикции являются несоответствие выводов суда, содержащихся в обжалуемом судебном постановлении, фактическим обстоятельствам дела, установленным судами первой и апелляционной инстанций, нарушение либо неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Нарушение или неправильное применение норм процессуального права является основанием для отмены или изменения судебных постановлений, если это нарушение привело или могло привести к принятию неправильных судебных постановлений (часть 3 статьи 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации).
По настоящему делу таких нарушений с учетом доводов кассационной жалобы не установлено.
Порядок и условия сохранения права на досрочное назначение страховой пенсии определены статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.
В соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ страховая пенсия по старости назначается ранее достижения возраста, установленного статьей 8 этого закона, при наличии величины индивидуального пенсионного коэффициента в размере не менее 30 лицам, не менее 25 лет осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, независимо от их возраста.
Частью 8 статьи 13 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ предусмотрено, что при исчислении страхового стажа в целях определения права на страховую пенсию периоды работы и (или) иной деятельности, которые имели место до дня вступления в силу названного Федерального закона и засчитывались в трудовой стаж при назначении пенсии в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения работы (деятельности), могут включаться в указанный стаж с применением правил подсчета соответствующего стажа, предусмотренных указанным законодательством (в том числе с учетом льготного порядка исчисления стажа), по выбору застрахованного лица.
Согласно части 2 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ списки соответствующих работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых назначается страховая пенсия по старости в соответствии с частью 1 данной статьи, правила исчисления периодов работы (деятельности) и назначения указанной пенсии при необходимости утверждаются Правительством Российской Федерации.
Аналогичные положения были предусмотрены и ранее действовавшими Федеральным законом от 17.12.2001 г. N173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (пункт 2 статьи 27) и Законом Российской Федерации от 20.11.1990 г. N 340-1 "О государственных пенсиях в Российской Федерации" (статья 83).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, засчитываются в стаж на соответствующих видах работ, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии по старости, при условии признания указанных периодов в соответствии с законодательством, действовавшим в период выполнения данной работы (деятельности), дающий право на досрочное назначение пенсии (часть 3 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ).
Периоды работы (деятельности), имевшие место до дня вступления в силу названного Федерального закона, могут исчисляться с применением правил, предусмотренных законодательством, действовавшим при назначении пенсии в период выполнения данной работы (деятельности) (часть 4 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 года N 400-ФЗ).
В целях реализации положений статей 30 и 31 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ Правительством Российской Федерации принято постановление от 16.07.2014 г. N 665 "О списках работ, производств, профессий, должностей, специальностей и учреждений (организаций), с учетом которых досрочно назначается страховая пенсия по старости, и правилах исчисления периодов работы (деятельности), дающей право на досрочное пенсионное обеспечение" (далее - Постановление Правительства Российской Федерации от 16.07.2014 г. N 665).
Подпунктом "м" пункта 1 названного Постановления установлено, что при определении стажа на соответствующих видах работ в целях досрочного пенсионного обеспечения в соответствии со статьей 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ при досрочном назначении страховой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, список должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществлявшим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, в соответствии с подпунктом 19 пункта 1 статьи 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781 "О списках работ, профессий, должностей, специальностей и учреждений, с учетом которых досрочно назначается трудовая пенсия по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации", и об утверждении правил исчисления периодов работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости в соответствии со статьей 27 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации";
Список должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 22.09.1999 г. N 1067 "Об утверждении Списка должностей, работа в которых засчитывается в выслугу, дающую право на пенсию за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей, и Правил исчисления сроков выслуги для назначения пенсии за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью в школах и других учреждениях для детей", с применением положений абзаца третьего пункта 3 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 ноября 1999 года по 31 декабря 2001 года включительно;
Список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам статьи 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", с применением положений пункта 2 указанного постановления - для учета соответствующей деятельности, имевшей место в период с 1 января 1992 года по 31 октября 1999 года включительно;
Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу дет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства"), - для учета периодов педагогической деятельности, имевшей место до 1 января 1992 года.
Судом при рассмотрении спора установлено, что 19 августа 2021 г. Сергеева М.А. обратилась в клиентскую службу г. Кировска Кировского района Ленинградской области с заявлением о назначении досрочной страховой пенсии по старости на основании пункта 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ, однако решением от 01 декабря 2021 года ей отказано ввиду отсутствия требуемого специального стажа (установлен стаж 22 года 05 месяцев 18 дней, при требуемых 25 лет).
Ответчиком в специальный стаж не включены периоды:
- с 01 сентября 1990 года по 09 августа 1991 года - работа в Мгинской спец. школе-интернат в должности старшей пионервожатой;
- с 10 августа 1991 года по 29 августа 1994 года работа в Лезьенской школе-сад в должности учителя начальных классов.
Как следует из трудовой книжки истца, в период с 01 сентября 1990 г. по 09 августа 1991 г. она работала во Мгинской специальной средней школе-интернат для слабовидящих детей в должности старшей пионервожатой.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении в части включения в специальный стаж периода работы с 01 сентября 1990 г. по 09 августа 1991 г. в должности старшей пионервожатой, суд первой инстанции исходил из того, что условия, предусмотренные Положением о порядке исчисления стажа для назначения пенсий за выслугу лет работникам просвещения и здравоохранения, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397, для включения в специальный стаж указанного периода работы соблюдены не были в связи с отсутствием факта работы истца в должностях, предусмотренных Перечнем N 1397 до 01 октября 1993 г, на оснований чего пришел к выводу, что работа истца в должности старшей пионервожатой не подлежит включению в специальный стаж работы, дающий право на досрочное назначение страховой пенсии в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции согласилась с данными выводами суда первой инстанции, поскольку абз. 4 п. 2 Положения от 17.12.1959 г. N 1397 предусматривалось, что в стаж работы учителей и других работников просвещения, кроме работы, указанной в пункте 1 настоящего Положения, засчитывается работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых, при этом учреждение "школа-интернат" не предусмотрена Перечнем учреждений организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденным Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397, также в данном перечне не поименована должность "старшая пионервожатая".
В силу пункта 4 Положения от 17.12.1959 г. N 1397 время работы, указанной в пунктах 1, 2 и 3 этого Положения, засчитывалось в стаж работы по специальности при условии, если не менее 2/3 стажа, требуемого для назначения пенсии в соответствии с этим положением, приходилось на работу в учреждениях, организациях и должностях, работа в которых давала работникам просвещения право на льготную пенсию.
Постановление Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства", утратило силу с 1 октября 1993 г. в связи с изданием постановления Совета Министров - Правительства Российской Федерации от 22.09.1993 г. N 953 "О внесении изменений, дополнений и признании утратившими силу решений Совета Министров РСФСР по некоторым вопросам пенсионного обеспечения за выслугу лет в связи с педагогической деятельностью, лечебной и творческой работой".
С 1 января 1992 года постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463 изменены правила исчисления стажа работы (деятельности) для назначения пенсий за выслугу лет работникам образования, и периоды иной деятельности, в том числе работа в училищах, школах, пионерских лагерях и детских домах в качестве штатных пионервожатых перестала учитываться при исчислении специального стажа для назначения досрочной пенсии лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей.
Из приведенных нормативных положений следует, что, устанавливая правовые основания и условия назначения пенсий и предусматривая для отдельных категорий граждан, занятых определенной профессиональной деятельностью, возможность досрочного назначения страховой пенсии по старости, законодатель связывает право на назначение пенсии ранее достижения общеустановленного пенсионного возраста не с любой работой, а лишь с такой, выполнение которой сопряжено с неблагоприятным воздействием различного рода факторов, повышенными психофизиологическими нагрузками, обусловленными спецификой и характером труда. Сохранение возможности зачета в стаж работы по специальности учителям и другим работникам просвещения иных периодов деятельности, в том числе работы в должности штатных пионервожатых, предусмотрено в силу пункта 4 Положения от 17.12.1959г. N 1397 только при наличии у этих лиц стажа педагогической деятельности, требуемого для назначения досрочной пенсии, который имел место до 1 января 1992 года в учреждениях, организациях и должностях, входящих в Перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет, утвержденный Постановлением Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397.
Судебная коллегия Третьего кассационного суда общей юрисдикции соглашается с выводами судов первой и апелляционной инстанций в указанной части и находит соответствующие доводы кассационной жалобы со ссылкой на нормы Положения от 17.12.1959 г. N 1397 подлежащими отклонению, поскольку начало педагогической деятельности истца имело место с 10 августа 1991 г, в связи с чем, нормы Положения от 17.12.1959 г. N 1397 не могут применяться для учета периодов педагогической деятельности истца при решении вопроса о признании права на досрочное пенсионное обеспечение, поскольку в период действия названного положения у истца отсутствовал стаж педагогической деятельности, что согласуется с вышеприведенным правовым регулированием.
Разрешая заявленные требования и отказывая в их удовлетворении в части включения в специальный стаж периода работы с 10 августа 1991 г. по 29 августа 1994 г, суд первой инстанции исходил из того, что образовательное учреждение школа-сад не предусмотрено ни Списком должностей и учреждений, работа в которых засчитывается в стаж работы, дающей право на досрочное назначение трудовой пенсии по старости лицам, осуществляющим педагогическую деятельность в учреждениях для детей, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 29.10.2002 г. N 781, ни Списком профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей, дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденный постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463 "Об утверждении Списка профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет", ни перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право не пенсию за выслугу лет, к Постановлению Совета Министров от 17.12.1959 г. N 1397.
При этом, суд первой инстанции принял во внимание, что ответчиком произведен запрос справки о работе истца в Лезьенской школе-сад с уточнением структурного подразделения, ответ на запрос не поступил; в ходе рассмотрения дела судом также были направлены запросы в Администрацию Кировского муниципального района Мгинское городское поселение и Архивный отдел Администрации МО Кировского района Ленинградской области по вопросу представления документов о структурном подразделении Лезьенская школа-сад, а также личное дело истца, однако согласно поступивших ответов, истребованная документация предоставлена быть не может в связи с ее отсутствием. Таким образом, нет документального подтверждения работы в структурном подразделении, предусмотренном перечисленными Списками, соответственно, период работы с 10 августа 1991 г. по 29 августа 1994 г. в Лезьенской школе-сад также не может быть учтен в специальный стаж работы, дающей право на назначение досрочной страховой пенсии по старости в соответствии с пунктом 19 части 1 статьи 30 ФЗ от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ.
Судебная коллегия суда апелляционной инстанции согласилась с выводами суда первой инстанции в части законности не включения истцу в специальный стаж периода работы с 10 августа 1991 г. по 01 января 1992 г. в Лезьенской школе-сад, поскольку перечнем учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право не пенсию за выслугу лет, к Постановлению Совета Министров от 17.12.1959 г. N 1397, учреждение "школа-сад" не поименовано.
Вместе с тем, судебная коллегия суда апелляционной инстанции не согласилась с выводами районного суда в части не включения периода работы истца с 01 января 1992 г. по 10 августа 1994 г, поскольку Постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463, действовавшим в период работы истца с 01 января 1992 г. по 10 августа 1994 г. в должности учителя начальных классов в Лезьенской школе-сад, был утвержден Список профессий и должностей работников образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет, в котором в разделе "Наименование должностей" предусмотрена должность "учитель", а в разделе "Наименование учреждений" - "школы - детские сады", в связи с чем, удовлетворила в данной части заявленные требования.
Кроме того, при включении спорного периода работы истца с 01 января 1992 г. по 10 сентября 1994 г. (2 года 09 месяцев 10 дней) в подсчет специального стажа, с учетом периодов, включенных в специальный стаж ответчиком (22 года 05 месяцев 18 дней), у истца возникло право на досрочное назначение страховой пенсии по старости по пункту 19 части 1 статьи 30 Федерального закона от 28.12.2013 г. N 400-ФЗ с 11 января 2022 г.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции полагает, что выводы, содержащиеся в судебных актах суда первой и апелляционной инстанции, соответствуют фактическим обстоятельствам дела, установленным судами, нормам материального права, регулирующим спорные правоотношения.
К периоду работы истца с 10.08.1991 г. по 01.01.1992 г. применяется перечень учреждений, организаций и должностей, работа в которых дает право на пенсию за выслугу лет (приложение к постановлению Совета Министров СССР от 17.12.1959 г. N 1397 "О пенсиях за выслугу лет работникам просвещения, здравоохранения и сельского хозяйства". В данном перечне учреждение "школа-сад" не поименовано, и в связи с этим, отсутствуют правовые основания для включения данного периода в специальный стаж.
В период работы истца с 01.01.1992 г. до 29.04.1994 г. действовал список профессий и должностей работников народного образования, педагогическая деятельность которых в школах и других учреждениях для детей дает право на пенсию за выслугу лет по правилам ст. 80 Закона РСФСР "О государственных пенсиях в РСФСР", утвержденным постановлением Совета Министров РСФСР от 06.09.1991 г. N 463, в котором в разделе "Наименование должностей" предусмотрена должность "учитель", а в разделе "Наименование учреждений" - "школы-детские сады", и в связи с вышеизложенным, поскольку достоверно установлено, что в спорный период истец работала в должности и в учреждении, дающих право на досрочное назначение страховой пенсии в связи с осуществлением педагогической деятельности, поэтому именно данный период подлежит включению в специальный стаж.
Таким образом, судебная коллегия суда апелляционной инстанции пришла к обоснованному выводу о наличии оснований для удовлетворения заявленных требований только в части периода работы в Лезьенской школе-сад с 01 января 1992 г. по 10 августа 1994 г.
Приведенные истцом в жалобе доводы о наличии оснований для включения спорных периодов, не включенных судом в стаж педагогической деятельности, являлись предметом исследования судебных инстанций, по существу сводятся к несогласию с выводами судов первой и апелляционной инстанций, изложенными в обжалуемых судебных постановлениях и направлены на иную оценку доказательств по делу, а потому основанием к отмене решения суда и определения судебной коллегии являться не могут, т.к. в соответствии с частью 3 статьи 390 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации кассационный суд общей юрисдикции не вправе устанавливать или считать доказанными обстоятельства, которые не были установлены либо были отвергнуты судом первой или апелляционной инстанции, предрешать вопросы о достоверности или недостоверности того или иного доказательства, преимуществе одних доказательств перед другими и определять, какое судебное постановление должно быть принято при новом рассмотрении дела.
Судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции не находит предусмотренных статьей 379.7 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации оснований для удовлетворения кассационной жалобы и отмены вступивших в законную силу судебных актов.
Руководствуясь статьями 390, 390.1 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации, судебная коллегия по гражданским делам Третьего кассационного суда общей юрисдикции
ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Выборгского районного суда Санкт-Петербурга от 30 сентября 2022 г, апелляционное определение судебной коллегии по гражданским делам Санкт-Петербургского городского суда от 04 апреля 2023 г. оставить без изменения, кассационную жалобу Сергеевой М.А. - без удовлетворения.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.