Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего судьи Калугина Д.М, судей Мироновой Н.В, Буруновой С.В, при секретаре судебного заседания Николаенкове Д.А.
рассмотрев в открытом судебном заседании административное дело с использованием систем видеоконференц-связи по административному исковому заявлению ООО "Панорама" к Министерству имущественных отношений "адрес" о признании недействующими нормативных правовых актов в части, по апелляционной жалобе Министерства имущественных отношений "адрес" на решение Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым административное исковое заявление удовлетворено.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, объяснения представителя административного ответчика - Министерства имущественных отношений - ФИО7, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованном на официальном сайте "адрес" www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, в печатном издании "Волжская коммуна", N(30543) ДД.ММ.ГГГГ определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год (далее - Перечень на 2019 год).
Приказом министерства имущественных отношений "адрес" ДД.ММ.ГГГГ N, опубликованном на официальном сайте "адрес" http://www.pravo.samregion.ru, ДД.ММ.ГГГГ, в печатном издании "Волжская коммуна", N(30955) ДД.ММ.ГГГГ определен Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год (далее - Перечень на 2021 год).
Общество с ограниченной ответственностью "Панорама" обратилось в Самарский областной суд с административным исковым заявлением, в котором с учетом уточнения административных исковых требований, просило признать недействующими со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год, утверждённый приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, в части включения в него под пунктом 34176 нежилого помещения с кадастровым номером N, перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, в части включения в него под пунктом 33342 нежилого помещения с кадастровым номером N
Административный истец указал, что ему на праве собственности в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ принадлежало нежилое помещение с кадастровым номером "адрес", площадью 1183, 5 кв. м, расположенное по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ нежилое помещение снято с кадастрового учета, из него образованы нежилые помещения с кадастровым номером N, собственником которого является общество с ограниченной ответственное "Панорама"", и с кадастровым номером N, собственником которого ФИО6
Объект недвижимости с кадастровым номером N включён в Перечни объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых лотовая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год и 2021 год.
Административный истец считает, что спорный объект недвижимости не отвечает критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, поскольку по техническому паспорту в нем расположены технические и вспомогательные помещения, оно расположено в здании многоквартирного жилого дома, на земельном участке с видом разрешенного использования: для дальнейшей эксплуатации многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями. Помещение в 2019 году пустовало, в 2021 году частично использовалось для размещения центра формирования интернет-заказов, включение указанного объекта недвижимости в Перечни влечет увеличение налогооблагаемой базы по налогу на имущество юридического лица и нарушает права и законные интересы административного истца.
Административный истец также указывает, что мероприятия по определению вида фактического использования спорного нежилого помещения по состоянию на юридически значимые даты (даты утверждения Перечней на 2019, 2021 гг.) не проводились.
Решением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования ООО "Панорама" о признании недействующими нормативных правовых актов в части удовлетворены.
Суд постановил:
- признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, в части включения в него под пунктом 34176 нежилого помещения с кадастровым номером N;
- признать недействующим со дня принятия Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утвержденный приказом министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, в части включения в него под пунктом 33342 нежилого помещения с кадастровым номером N
С решением Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ не согласилось Министерство имущественных отношений "адрес", предъявив апелляционную жалобу, в которой содержится требование об отмене упомянутого решения суда.
В обоснование требований, изложенных в апелляционной жалобе, Министерства имущественных отношений "адрес" указало, что при вынесении решения судом нарушены нормы материального права, что является основанием для отмены упомянутого решения. Суд, при вынесении решения руководствовался только сведениями технического учета, не принимая во внимание сведения ЕГРН, на основании которых Министерство включило нежилое помещение в Перечни, кроме того, часть помещений находящихся в аренде ООО "Умный ритейл" используются для осуществления торговой деятельности. Доводами апелляционной жалобы указано, что к участию в деле должно было быть привлечено Министерство управления финансами "адрес", как лицо координирующее деятельность в сфере налогообложения в регионе.
На апелляционную жалобу Министерства имущественных отношений "адрес" административным истцом представлены возражения о необоснованности доводов жалобы и законности принятого судебного решения.
В судебном заседании представитель Министерства имущественных отношений "адрес" - ФИО7, участвующая в рассмотрении дела посредством использования систем видео-конференц связи доводы апелляционной жалобы поддержала, просила отменить решение Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриев М.С. в заключении полагал решение Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение - об отказе в удовлетворении требований ООО "Панорама".
От представителя административного истца ФИО10 поступило заявление о рассмотрении дела в его отсутствие.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие неявившихся лиц.
Заслушав объяснения представителя административного ответчика Министерства имущественных отношений "адрес" - ФИО7,, участвующей в судебном заседании путем использования систем видеоконференц-связи, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
В соответствии со статьей 310 части 2 пунктов 1-4 КАС РФ основаниями для отмены или изменения решения суда в апелляционном порядке являются: неправильное определение обстоятельств, имеющих значение для административного дела; недоказанность установленных судом первой инстанции обстоятельств, имеющих значение для административного дела; несоответствие выводов суда первой инстанции, изложенных в решении суда, обстоятельствам административного дела; нарушение или неправильное применение норм материального права или норм процессуального права.
Такие нарушения были допущены судом первой инстанции при рассмотрении данного административного дела.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
Согласно статей 3, 14 и 15 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными. Налог на имущество организаций относится к региональным налогам. Налог на имущество физических лиц относится к муниципальным налогам.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 Налогового кодекса Российской Федерации установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, определяется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения.
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено:
1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них;
2) нежилые помещения, назначение, разрешенное использование или наименование которых в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости предусматривает размещение офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания либо которые фактически используются для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и бытового обслуживания.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
5. В целях настоящей статьи фактическим использованием нежилого помещения для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
В соответствие со статьей "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ГД "Об установлении единой даты начала применения на территории "адрес" порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" установлена единая дата начала применения на территории "адрес" порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения - ДД.ММ.ГГГГ.
На основании постановления "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N министерство имущественных отношений "адрес" уполномочено на утверждение перечня объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
В силу части 3 статьи 4, статьи 9. "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ГД "О нормативных правовых актах "адрес"" министерства и иные органы исполнительной власти "адрес", их должностные лица по вопросам, входящим в их компетенцию, принимают (издают) приказы.
В рамках переданных полномочий Министерством имущественных отношений "адрес" изданы приказы:
- от ДД.ММ.ГГГГ N, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2019 год;
- от ДД.ММ.ГГГГ N, которым утвержден Перечень объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения, на 2021 год.
При рассмотрении и разрешении административного дела, суд первой инстанции установил, что оспариваемые нормативно правовые акты приняты в пределах полномочий министерства имущественных отношений "адрес" с соблюдением требований законодательства к форме нормативного правого акта и введение его в действие, порядку опубликования и по указанным основаниям не оспаривается.
Из материалов дела следует, что обществу с ограниченной ответственностью "Панорама" в период с ДД.ММ.ГГГГ до ДД.ММ.ГГГГ на праве собственно принадлежало нежилое помещение с кадастровым номером 63:09:0301151:5111 площадью 1183, 5 кв. м, расположенное по адресу: "адрес".
ДД.ММ.ГГГГ нежилое помещение снято с кадастрового учета, из него образованы нежилые помещения с кадастровым номером N собственником которого является общество с ограниченной ответственное "Панорама"", и с кадастровым номером N, собственником которого ФИО6 (договор купли-продажи от ДД.ММ.ГГГГ л.д. 101).
Спорное нежилое помещение располагается на 1 этаже в шестиэтажном здании многоквартирного жилого дома кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес".
Многоквартирный жилой дом располагается на земельном участке с кадастровым номером N видом разрешенного использования: "для дальнейшей эксплуатации многоквартирного жилого дома со встроенно-пристроенными помещениями".
Согласно выписке из Единого государственного реестра недвижимости N КУВИ - N ДД.ММ.ГГГГ, нежилое помещение с кадастровым номером 63:09:0301151:5111 имеет назначение - "нежилое", наименование - "нежилое помещение площадью 1183, 5 кв. м, расположенное по адресу: "адрес" состоит из комнат на -1 этаже: N N, 6а, 7, 10, 12, 13, 14, 14а, 15, 16, 18, 19, 20, 21, 22, 23, 24, 25, 26; на 1 этаже: N N, 17, 18, 19, 20, 20А, 21, 22, 23, 24, 24А, 25, 26, 27, 28, 29, 30, 31, 31 А, 32, 33, 34 (здание лит А) магазин" (л.д. 139).
Удовлетворяя административный иск в части признания недействующими Перечни на 2019, 2021 годы в отношении помещения с кадастровым номером N, суд первой инстанции, оценив документы технического учета - технический паспорт, выполнен муниципальным предприятием городского округа Тольятти "Инвентаризатор" состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (дата инвентаризации), представленный в порядке электронного документооборота технический паспорт по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, экспликацию на нежилое помещение из технического паспорта на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", из реестра технической документации (РТД) МАП "Инвентаризатор", сведения ЕГРН, а также установив, что мероприятия по определению вида фактического использования здания на юридически значимые даты не проводились, при имеющихся противоречиях в документах технического учета спорного объекта недвижимости, пришел к выводу, что имеющиеся в сведения технического учета противоречивые данные относительно назначения нежилого помещения позволяют толковать их в пользу налогоплательщика, а как следствие - о необоснованности включения спорного помещения в Перечни на 2019, 2021 годы.
С указанными выводами суда, основанными на спорной технической документации, судебная коллегия согласиться не может.
Согласно пункта 3 статьи 3 КАС РФ одной из задач административного судопроизводства является правильное и своевременное рассмотрение и разрешение административных дел.
Достижение указанной задачи невозможно без соблюдения принципа состязательности и равноправия сторон при активной роли суда (пункт 7 статьи 6, статья 14 названного кодекса).
Данный принцип выражается, в том числе, в принятии предусмотренных КАС РФ мер для всестороннего и полного установления всех фактических обстоятельств по административному делу, для выявления и истребования по собственной инициативе доказательств в целях правильного разрешения дела (ч. 1 ст. 63, чч. 8, 12 ст. 226, ч. 1 ст. 306 данного кодекса), решение суда должно быть законным и обоснованным (ч. 1 ст. 176).
В соответствии с ч. 2 ст. 62 КАС РФ обязанность доказывания законности оспариваемых нормативных правовых актов, актов, содержащих разъяснения законодательства и обладающих нормативными свойствами, решений, действий (бездействия) органов, организаций и должностных лиц, наделенных государственными или иными публичными полномочиями, возлагается на соответствующие орган, организацию и должностное лицо. Указанные органы, организации и должностные лица обязаны также подтверждать факты, на которые они ссылаются как на основания своих возражений.
Частью 8 статьи 213 КАС РФ предусмотрено, что при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта суд выясняет: нарушены ли права, свободы и законные интересы административного истца или лиц, в интересах которых подано административное исковое заявление; соблюдены ли требования нормативных правовых актов, устанавливающих: полномочия органа, организации, должностного лица на принятие нормативных правовых актов; форму и вид, в которых орган, организация, должностное лицо вправе принимать нормативные правовые акты; процедуру принятия оспариваемого нормативного правового акта; правила введения нормативных правовых актов в действие, в том числе порядок опубликования, государственной регистрации (если государственная регистрация данных нормативных правовых актов предусмотрена законодательством Российской Федерации) и вступления их в силу; соответствие оспариваемого нормативного правового акта или его части нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу.
Обязанность доказывания обстоятельств, указанных в пунктах 2 и 3 части 8 настоящей статьи, возлагается на орган, организацию, должностное лицо, принявшие оспариваемый нормативный правовой акт (статья 213 часть 9 КАС РФ).
Часть 7 статьи 213 КАС РФ предписывает судам, при рассмотрении административного дела об оспаривании нормативного правового акта проверять законность положений нормативного правового акта, которые оспариваются, однако, при проверке законности этих положений суд не связан основаниями и доводами, содержащимися в административном исковом заявлении о признании нормативного правового акта недействующим, и выясняет обстоятельства, указанные в части 8 настоящей статьи, в полном объеме.
Юридически значимыми обстоятельства, подлежащими доказыванию при разрешении административного иска о признании недействующим нормативного правового акта, которым утвержден перечень объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, являются фактические обстоятельства, связанные с установлением назначения, разрешенного использования, наименования помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документах технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания или одновременно и тех и других объектов.
Между тем, в нарушение принципа состязательности и равноправия сторон, судом не были в полной мере исследованы обстоятельства о законности оспариваемых нормативных правовых актов в оспариваемой части, так как не были установлены юридически значимые обстоятельства, а именно: назначение частей помещения с кадастровым номером N по данным технического учета, в здании с кадастровым номером N, на юридически значимые даты ДД.ММ.ГГГГ, ДД.ММ.ГГГГ, то есть на даты утверждения административным ответчиком Перечней на 2019, 2021 годы. Судом в качестве относимого доказательства при установлении назначения помещений по данным технического учета, был принят и исследован технический паспорт, выполненный муниципальным предприятием городского округа Тольятти "Инвентаризатор" ДД.ММ.ГГГГ, представленный в материалы дела административным истцом.
Кроме того в качестве допустимого доказательства по делу судом принята копия экспликации на нежилое помещение из технического паспорта на жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", из реестра технической документации (РТД) МАП "Инвентаризатор", согласно которой в нежилом помещении расположены нежилые помещения, технические помещения, тамбуры, подсобные, коридоры, туалеты, нежилые помещения, в которой нет указания на дату по состоянию на которую изготовлен технический паспорт, ни даты составления указанной экспликации (л.д. 114).
Таким образом, судом назначение помещений по данным технического паспорта и экспликации в спорном помещении было определено не на юридически значимые даты.
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Суд апелляционной инстанции оценивает имеющиеся в административном деле, а также дополнительно представленные доказательства. О принятии новых доказательств суд апелляционной инстанции выносит определение. Новые доказательства могут быть приняты в случае, если они не могли быть представлены в суд первой инстанции по уважительной причине.
В связи с чем, судом апелляционной инстанции на основании статьи 306 КАС РФ в порядке подготовки административного дела к рассмотрению и в целях правильного разрешения настоящего административного дела в соответствии со статьей 63 КАС РФ у филиала ППК "Роскадастр" по "адрес" были запрошены сведения из Единого государственного реестра недвижимости о том, на основании какой технической документации ДД.ММ.ГГГГ поставлен на кадастровый учет объект недвижимости с кадастровым номером N, площадью 1183, 5 кв.м, расположенный по адресу: "адрес"; а так же о предоставлении копии технического паспорта по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ на вышеуказанное нежилое помещение.
Поступившие из филиала ППК "Роскадастр" по "адрес" сведения об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости в соответствии с частью 1 статьи 306 и частью 1 статьи 63 КАС РФ суд апелляционной инстанции принял в качестве новых доказательств, поскольку указанные документы и содержащиеся в них актуальные сведения о характеристиках нежилых помещений необходимы для правильного разрешения настоящего административного дела.
Судебной коллегией установлено, что сведения об объекте недвижимости - нежилом помещении с кадастровым номером N, площадью 1183, 5 кв.м, расположенном по адресу: "адрес", внесены в Единый государственный реестр недвижимости ДД.ММ.ГГГГ в рамках Приказа Министерства экономического развития Российской Федерации от ДД.ММ.ГГГГ N "О сроках и Порядке включения в государственный кадастр недвижимости сведений о ранее учтенных объектах недвижимости".
Согласно представленной филиалом ППК "Роскадастр" по "адрес" копии технического паспорта, составленной МУП "Инвентаризатор" о технических характеристиках объекта недвижимости - части здания, расположенного по адресу: "адрес", Лит. А-магазин, площадью 1183, 5 кв.м, составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, нежилое помещение состоит из комнат: на -1 этаже N N, 6а, 7, 10, 12-14, 14а, 15-16, 18, 19, 20, 21-26; на 1 этаже N N, 20а, 21-23, 24а, 24-30, 31а, 31-34.
Согласно экспликации к поэтажному плану части здания, расположенного по адресу: "адрес", Лит. А-магазин:
на -1 этаже располагаются помещения, имеющие следующее назначение: "склад", "эл.щитовая", "коридор", "раздевалка", "подсобное".
на 1 этаже располагаются помещения, имеющие следующее назначение: "торговый зал" (67, 6 кв.м), " туалет", "касса" (6, 3 кв.м.), "столовая" (15, 3 кв.м.), "коридор", "тамбур", "кабинет", "витрина" (20, 5 кв.м.), "торговый зал" (247, 4 кв. м). В соответствии с экспликацией, указанные нежилые помещения, их площадь, отнесена к торговой, в качестве вспомогательной площади, составляющей - 55, 7 кв. м и основной 480, 4 кв. м.
Таким образом, техническим паспортом на спорное помещение, подтверждается, что общая площадь нежилых помещений, назначение которых является торговым (основная и вспомогательная) в спорном нежилом здании составляет 536, 1 кв. м, из них основная - 480, 4 кв. м, вспомогательная - 55, 7 кв. м, что от общей площади помещения - 1183, 5 кв.м. составляет более 45, 4%.
Технический паспорт на объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 1183, 5 кв.м, расположенный по адресу: "адрес", представленный по запросу судебной коллегии ФГБУ "ФКП Росреестра", аналогичен техническому паспорту, представленному ППК "Роскадастр" по "адрес", содержит вышеуказанные сведения.
Кроме того, судом апелляционной инстанции на основании статьи 306 КАС РФ в порядке подготовки административного дела к рассмотрению и в целях правильного разрешения настоящего административного дела в соответствии со статьей 63 КАС РФ у филиала МУП "Инвентаризатор" "адрес" были запрошены - копии всех имеющихся технических паспортов по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, либо на другую иную дату до ДД.ММ.ГГГГ на здание расположенное по адресу: "адрес", а так же информация - имеются ли сведения о реконструкции нежилого помещения N, расположенного в указанном здании.
В соответствии с поступившим в адрес Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции ответом на запрос вх. N от ДД.ММ.ГГГГ, информация о реконструкции нежилого помещения N, расположенного в жилом доме по адресу: "адрес", в МУП "Инвентаризатор" отсутствует. В
Согласно представленной по запросу судебной коллегии копии технического паспорта, составленной МУП "Инвентаризатор" о технических характеристиках объекта недвижимости - многоквартирного дома, расположенного по адресу: "адрес", составленному по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, нежилые помещения в нем расположены: на - 1 этаже помещения: N N, 2, 3, 3а, 4, 5; на 1 этаже N N, 2, 3, 3а, 4, 5, 6, 7, 8, 8а, 8б, 9, 9б, 11, 12, 13, 14, 15.
Согласно экспликации к поэтажному плану части здания, площадью 1183, 1 кв.м, расположенного по адресу: "адрес", Лит. А, на 1 этаже помещения расположен магазин. Помещения на указанному этаже имеют назначение: "торговый зал" (67, 6 кв.м), " туалет", "касса" (6, 3 кв.м.), "столовая" (15, 3 кв.м.), "коридор", "тамбур", "кабинет", "витрина" (20, 5 кв.м.), "торговый зал" (247, 4 кв. м). В соответствии с экспликацией, указанные нежилые помещения, их площадь, отнесена к торговой, в качестве вспомогательной площади, составляющей - 55, 7 кв. м и основной 480, 4 кв. м.
Таким образом, техническим паспортом на многоквартирный дом, расположенный по адресу: "адрес", подтверждается, что общая площадь нежилых помещений, назначение которых является торговым, в нежилом помещении расположенном на 1 этаже указанного здания, составляет более 20%.
Проанализировав сведения, изложенные в техническом паспорте на здание - многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", составленный по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, а так же сведения технического паспорта, копии которого представлены по запросу судебной коллегии ФГБУ "ФКП Росреестра" и ППК "Роскадастр", составленного на объект недвижимости - нежилое помещение с кадастровым номером N, площадью 1183, 5 кв.м, расположенный по адресу: "адрес" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, судебной коллегией установлено, что на даты утверждения Перечней на 2019, 2021 годы площадь помещений, предусматривающих размещение торговых объектов, в помещении с кадастровым номером N составляет 536, 1 кв. м, что от общей площади помещения (1183, 5 кв.м. по данным ЕГРН и технического паспорта) составляет более 45, 4%.кв. м, в связи с чем, данный объект недвижимости подлежит признанию предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, что является самостоятельным основанием для его отнесения к объектам, соответствующим критериям, предусмотренным статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, соответственно нежилое помещение с кадастровым номером N включено в оспариваемые Перечни на 2019, 2021 годы.
Кроме того, материалами дела подтверждается, что согласно договора аренды нежилого помещения N ТЛТ-26/04 от ДД.ММ.ГГГГ, нежилое помещение использовалось для размещения центра формирования заказов интернет-магазина (л.д. 75).
Исходя из положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденного постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, при отсутствии достаточных сведений об объектах недвижимости в Едином государственном реестре недвижимости, документах технического учета (инвентаризации), требуется проверка фактического использования здания (помещения) на соответствие его критериям, определенным в статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и оформление уполномоченными органами акта осмотра.
Между тем, как установлено судом первой инстанции, осмотр спорных нежилых помещений, как и здания в котором они расположены, в целях установления фактического использования на момент формирования и утверждения Перечней на 2019, 2021 годы, до начала налоговых периодов (пункт 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации), министерством имущественных отношений "адрес" не проводился.
Доводы административного истца относительно представленного им в материалы дела акта осмотра выполненного ООО "ОГК-Самара" ДД.ММ.ГГГГ, который подтверждает, что помещение не используется как торговый объект, судебной коллегией отклоняются.
На территории "адрес" действует Порядок определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, утвержденный постановлением "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Порядок).
Так, в соответствии с пунктом 2 названного Порядка вид фактического использования объектов недвижимого имущества определяется министерством имущественных отношений "адрес" (далее - уполномоченный орган) с учетом положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации.
Для осуществления своих полномочий, указанных в пункте 9 настоящего Порядка, уполномоченный орган вправе привлекать подведомственные ему организации.
В соответствии с пунктом 3 Порядка для определения вида фактического использования объектов недвижимости для целей налогообложения используются, в том числе, акты осмотра объектов недвижимого имущества, указанные в пунктах 5 и 9 настоящего Порядка и свидетельствующие о фактическом использовании объектов недвижимости.
Пунктом 9 Порядка предусмотрено, что в случае если земельный участок, на котором расположены объекты недвижимости, не поставлен на государственный кадастровый учет либо в случае если на основании сведений из ЕГРН, полученных в соответствии с пунктом 8 настоящего Порядка, не представляется возможным определить один из видов использования объектов недвижимости, предусмотренных пунктом 1 настоящего Порядка (с учетом положений пунктов 3, 4, 4.1, 5 статьи 378.2 части второй Налогового кодекса Российской Федерации), предварительно письменно уведомив не менее чем за 5 дней правообладателей объектов недвижимости, уполномоченный орган либо подведомственная организация (в случае ее привлечения) осуществляет осмотр таких объектов недвижимости в течение 30 дней после получения данных сведений (за исключением случаев, если заявителями являются органы местного самоуправления в "адрес").
Таким образом, представленный административным истцом акт осмотра объекта недвижимости, составленный ООО "ОГК-Самара" ДД.ММ.ГГГГ, не соответствуют Порядку, изготовлен неуполномоченным органом, в связи с чем, не может служить доказательством фактического использования спорного нежилого помещения.
Акт осмотра, выполненный ООО "ОГК-Самара" ДД.ММ.ГГГГ, как и акт осмотра, выполненный Администрацией г.о. Тольятти ДД.ММ.ГГГГ, не имеют доказательственного значения для определения фактического использования помещения на даты утверждения Перечней на 2019, 2021 годы.
В соответствии с частью 2 статьи 309 КАС РФ по результатам рассмотрения апелляционных жалобы, представления суд апелляционной инстанции вправе отменить или изменить решение суда первой инстанции полностью или в части и принять по административному делу новое решение.
С учетом изложенного, обжалуемое решение суда в является незаконным, в связи с чем, подлежит отмене с принятием по административному делу нового решения об отказе в удовлетворении требований ООО "Панорма" о признании недействующими со дня принятия пункта N Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ; пункта 33342 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 309, 310 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Самарского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение, которым в удовлетворении требований ООО "Панорама" о признании недействующими со дня принятия:
- пункта 34176 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2019 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N;
- пункта 33342 Перечня объектов недвижимого имущества, находящихся на территории "адрес", в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость для целей налогообложения на 2021 год, утверждённый приказом Министерства имущественных отношений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, - отказать.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Шестой кассационный суд общей юрисдикции ("адрес") через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено - ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.