Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего
Сорокина М.С, судей
Красновой Н.П, Рогачевой Ю.А, при секретаре
Ш, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению общества с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие" о признании недействующим Приказа Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 10 января 2023 г. N 1 "Об утверждении производственной программы и тарифов на транспортировку сточных вод для МБУ "Городское хозяйство" на 2023 год", по апелляционной жалобе общества с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие" на решение Верховного Суда Республики Мордовия от 7 апреля 2023 года, которым в удовлетворении административного искового требования отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Красновой Н.П, объяснения представителя административного истца общества с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие" Б, представителей административного ответчика Государственного комитета по тарифам Республики Мордовия З, В, представителя заинтересованного лица МБУ городского поселения Рузаевка "Городское хозяйство" К, заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
приказом Республиканской службы по тарифам Республики Мордовия от 10 января 2023 г. N 1 "Об утверждении производственной программы и тарифов на транспортировку сточных вод для муниципального бюджетного учреждения городского поселения Рузаевка "Городское хозяйство" на 2023 год" утверждены производственная программы и тарифы на транспортировку сточных вод для муниципального бюджетного учреждения городского поселения Рузаевка "Городское хозяйство" (далее - МБУ г.п. Рузаевка "Городское хозяйство", Общество) на 2023 год.
Административный истец, считая оспариваемый нормативный правовой акт не соответствующим нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу, обратился в суд по следующим основаниям.
Согласно постановлению Правительства Республики Мордовия от 12 декабря 2017 г. N 642 "Об утверждении Положения о Республиканской службе по тарифам Республики Мордовия" (далее - Положение о РСТ Республики Мордовия) Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия является исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, осуществляющим в пределах своей компетенции функции по проведению единой государственной политики в области государственного регулирования цен (тарифов) и контроля за ценообразованием на территории Республики Мордовия.
Между тем, административный истец полагает, что пункт 11 Положения о РСТ Республики Мордовия не предусматривает полномочие Республиканской службы устанавливать тарифы на транспортировку сточных вод, следовательно, оспариваемый нормативный правовой акт принят с превышением полномочий.
Также указывает, что тариф установлен не для транзитной организации, поскольку согласно сведениям из ЕГРЮЛ, основным видом деятельности МБУ г.п. Рузаевка "Городское хозяйство" является "Управление эксплуатацией нежилого фонда за вознаграждение или на договорной основе" (68.32.2).
Административный истец полагает, что административный ответчик установилтариф на транспортировку сточных вод МБУ г.п. Рузаевка "Городское хозяйство", которое не отвечает соответствующим критериям отнесения к транзитным организациям, предусмотренным пунктами 45(1), 45(2) Правил холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 (далее - Правила N 644).
Кроме того административный истец полагает, что установленный тариф в размере 4, 72 руб. за 1 м3 является экономически необоснованным, поскольку административный ответчик при определении его размера неверно определилобъемы сточных вод, неправомерно использовал планируемые (прогнозные) объемы принимаемых сточных вод в количестве 540, 67 тыс. м3.
По указанным основаниям административный истец просил признать недействующим со дня принятия приказ РСТ Республики Мордовия от 10 января 2023 г. N 1.
Решением Верховного Суда Республики Мордовия от 7 апреля 2023 года в удовлетворении административного искового требования отказано.
В апелляционной жалобе административный истец просит отменить решение Верховного Суда Республики Мордовия от 7 апреля 2023 года, полагая его незаконным и необоснованным, принять по делу новый судебный акт об удовлетворении требований. В обоснование доводов апелляционной жалобы указывает на то, что МБУ г.п. Рузаевка "Городское хозяйство" не отвечает соответствующим критериям отнесения к транзитным организациям, предусмотренным пунктом 45(1) Правил N 644, поскольку не имеет наличие организованной деятельности аварийно-диспетчерской службы, в том числе заключенного договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, на срок не менее расчетного периода регулирования.
Ссылается на положения пункта 3.1 Методических указаний, утвержденных приказами Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", согласно которому тарифы на транспортировку сточных вод организациям не соответствующим критериям отнесения собственников или иных законных владельцев канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям, предусмотренным Правилами N 644, не устанавливаются.
Относительно апелляционной жалобы ООО "Рузаевское канализационное предприятие" Государственным комитетом по тарифам Республики Мордовия, участвующим в деле прокурором представлены возражения о необоснованности доводов апелляционной жалобы и законности решения суда первой инстанции.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель ООО "Рузаевское канализационное предприятие" Б, участвующая в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, апелляционную жалобу поддержала по доводам, изложенным в жалобе, просила удовлетворить апелляционную жалобу.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представители административного ответчика Государственного комитета по тарифам Республики Мордовия З, В, участвующие в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, апелляционную жалобу полагали не подлежащей удовлетворению.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель заинтересованного лица МБУ г.п. Рузаевка "Городское хозяйство" К, участвующая в судебном заседании путем использования системы видеоконференц-связи, апелляционную жалобу полагала не подлежащей удовлетворению.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на нее, заслушав объяснения представителя административного истца ООО "Рузаевское канализационное предприятие" Б, представителей административного ответчика Государственного комитета по тарифам Республики Мордовия З, В, представителя заинтересованного лица МБУ г.п. Рузаевка "Городское хозяйство" К, заключение старшего прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, судебная коллегия приходит к следующему.
Деятельность регулируемых организаций в сфере водоснабжения и водоотведения подлежит государственному регулированию в соответствии с Федеральным законом от 7 декабря 2011 г. N 416-ФЗ "О водоснабжении и водоотведении" (далее - Закон о водоснабжении и водоотведении), постановлениями Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 "О государственном регулировании тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения", от 29 июля 2013 г. N 641 "Об инвестиционных и производственных программах организаций, осуществляющих деятельность в сфере водоснабжения и водоотведения", приказами Федеральной службы по тарифам от 27 декабря 2013 г. N 1746-э "Об утверждении Методических указаний по расчету регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Методические указания N 1746-э), от 16 июля 2014 г. N 1154-э "Об утверждении Регламента установления регулируемых тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения" (далее - Регламент установления регулируемых тарифов N 1154-э).
Отказывая в удовлетворении требований, суд первой инстанции пришел к выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
С указанными выводами суда первой инстанции судебная коллегия соглашается в силу следующего.
Согласно материалам дела, 29 декабря 2022 г. МБУ г.п. Рузаевка "Городское хозяйство" обратилось в РСТ Республики Мордовия с заявлениями на утверждение производственной программы и установление тарифов в сфере водоотведения для потребителей, находящихся на территории городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия, на 2023 год (т. 1 л.д. 76-77, 78).
По результатам рассмотрения тарифной заявки РСТ Республики Мордовия подготовлено экспертное заключение по формированию тарифа на 2023 год на транспортировку сточных вод для муниципального бюджетного учреждения (т. 1 л.д. 120-126).
10 января 2023 г. РСТ Республики Мордовия принят Приказ N 1 "Об утверждении производственной программы и тарифов на транспортировку сточных вод для муниципального бюджетного учреждения городского поселения Рузаевка "Городское хозяйство" на 2023 год", утверждены производственная программы и тарифы на транспортировку сточных вод для МБУ г.п. Рузаевка "Городское хозяйство" (т. 1 л.д. 70-74).
Суд первой инстанции, проанализировав нормы федерального и регионального законодательства пришел к правильному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт принят уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в пределах предоставленной компетенции, в установленной форме, с соблюдением процедуры принятия, правил введения в действие и опубликования.
Согласно пункту 11 Положения о РСТ Республики Мордовия, Республиканская служба в пределах своей компетенции в сфере водоснабжения и водоотведения устанавливает, в том числе, тарифы на водоснабжение и водоотведение, утверждает инвестиционные программы и производственные программы и осуществляет контроль за выполнением инвестиционных и производственных программ.
Пунктом 31 Указа Главы Республики Мордовия от 21 сентября 2017 г. N 212-УГ образована Республиканская служба по тарифам Республики Мордовия, которой переданы полномочия в части установления подлежащих государственному регулированию цен и тарифов, в том числе в сфере электроэнергетики, теплоснабжения, водоснабжения и водоотведения, газоснабжения и утилизации (захоронения) твердых бытовых отходов и всех видов пассажирских перевозок граждан.
Аналогичные полномочия по установлению тарифов и утверждению производственных программ указаны в пункте 12 Положения о Государственном комитете по тарифам Республики Мордовия, утвержденного Постановлением Правительства Республики Мордовия от 30 января 2023 г. N 45.
Административный истец полагает, что пункт 11 Положения о РСТ Республики Мордовия не предоставляет полномочие устанавливать тарифы на транспортировку сточных вод, так как данным пунктом предусмотрено полномочие на регулирование водоотведения, а не на транспортировку сточных вод, в связи с чем полагает, что оспариваемый нормативный правовой акт принят с превышением полномочий.
Данный довод административного истца обоснованно отклонен судом первой инстанции как несостоятельный в силу следующего.
В соответствии с пунктом 2 части 7, пунктом 2 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении прием и транспортировка сточных вод относятся к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения, а тариф на транспортировку сточных вод - к регулируемым тарифам.
Оплата услуг по транспортировке сточных вод осуществляется по соответствующим тарифам (часть 3 статьи 17 Закона о водоснабжении).
Таким образом, как верно отмечено судом первой инстанции, к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся: прием и транспортировка сточных вод.
Полномочиями на установление тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения наделены соответствующие органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации в области государственного регулирования цен (тарифов) (пункт 1 части 1 статьи 5 Закона о водоснабжении и водоотведении).
В соответствии с Положением о РСТ Республики Мордовия Республиканская служба являлась исполнительным органом государственной власти Республики Мордовия, уполномоченным устанавливать подлежащие государственному регулированию цены (тарифы) в сфере водоснабжения и водоотведения в соответствии с Законом о водоснабжении, исходя из Основ ценообразования в сфере водоснабжения и водоотведения и Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Правительством Российской Федерации.
Отношения федеральных органов исполнительной власти, органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органов местного самоуправления поселений, городских округов (далее - органы местного самоуправления), организаций, осуществляющих холодное водоснабжение и (или) водоотведение (далее - организации водопроводно-канализационного хозяйства), заявителей, организаций, осуществляющих транспортировку воды, сточных вод, другие регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения, абонентов в сфере холодного водоснабжения и водоотведения по предоставлению холодной (питьевой и (или) технической) воды из централизованных и нецентрализованных систем холодного водоснабжения и по отводу сточных вод в централизованную систему водоотведения (далее соответственно - абоненты, водоотведение) регулируют Правила холодного водоснабжения и водоотведения, утвержденные постановлением Правительства Российской Федерации от 29 июля 2013 г. N 644 (далее -Правила N 644). К отношениям, возникающим между организациями водопроводно-канализационного хозяйства, собственниками и (или) пользователями помещений в многоквартирных домах и жилых домов и (или) товариществами собственников жилья либо жилищно-строительными, жилищными кооперативами и (или) иными специализированными потребительскими кооперативами, управляющими организациями, связанными с обеспечением предоставления собственникам и пользователям помещений в многоквартирном доме или жилом доме коммунальных услуг по холодному водоснабжению, водоотведению, положения Правил N 644 применяются в части, не урегулированной жилищным законодательством (пункт 1 Правил N 644).
Согласно пункту 45(1) Правил N 644, отнесение собственников или иных законных владельцев водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них к транзитным организациям осуществляется при их соответствии одному из критериев, указанных в пункте 45(2) Правил, либо в совокупности следующим критериям на дату подачи заявления об установлении цен (тарифов): а) владение на праве собственности и (или) на ином законном основании на срок более 12 месяцев канализационными сетями, используемыми для оказания услуг по транспортировке сточных вод в целях водоотведения абонентов гарантирующей организации, при этом неразрывная протяженность участков указанных сетей в пределах одной централизованной системы водоотведения составляет: для поселений, городских округов, в пределах которых она расположена, с суммарной численностью населения менее 250 тыс. человек не менее 500 метров (определяется отдельно для водопроводных и канализационных сетей); б) доля максимальной величины мощности (нагрузки) канализационных сетей й (или) сооружений на них, предназначенных для водоотведения на собственные нужды юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, являющихся собственниками или иными законными владельцами водопроводных и (или) канализационных сетей и (или) сооружений на них, не превышает 20 процентов общей максимальной величины мощности (нагрузки) канализационных сетей и (или) сооружений на них, принадлежащих на праве собственности и (или) на ином законном основании указанным юридическим лицам или индивидуальным предпринимателям; в) наличие организованной деятельности аварийно-диспетчерской службы, в том числе путем заключения договора на оказание услуг с организацией, осуществляющей деятельность по аварийно-диспетчерскому обслуживанию, на срок не менее расчетного периода регулирования; г) наличие официального сайта в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Согласно сведениям из ЕГРЮЛ в отношении МБУ г.п. Рузаевка "Городское хозяйство", одним из видов деятельности учреждения является деятельность по коду 37.00 "Сбор и обработка сточных вод" (т. 1 л.д. 18-24).
В соответствии с Классификатором ОКВЭД 2 группировка по коду 37.00 включает:
обеспечение функционирования коллекторных систем или средств по очистке сточных вод;
сбор и транспортировку бытовых или промышленных сточных вод от одного или нескольких пользователей, а также дождевой воды посредством сетей водоотведения, коллекторов, резервуаров и прочих средств (средств для транспортировки сточных вод и т.п.);
освобождение и очистку выгребных ям и загрязненных резервуаров, сливов и колодцев от сточных вод;
обслуживание туалетов с химической стерилизацией;
очистку сточных вод (включая бытовые и промышленные сточные воды, воды из плавательных бассейнов и т.д.) посредством физических, химических и биологических процессов, таких как растворение, экранирование, фильтрование, отстаивание и т.д.;
обслуживание и очистку коллекторов и сетей водоотведения, включая прочистку коллекторов гибким стержнем.
В соответствии с частью 7 статьи 31 Закона о водоснабжении к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения относятся:
водоотведение, в том числе очистка сточных вод, обращение с осадком сточных вод;
прием и транспортировка сточных вод;
- подключение (технологическое присоединение) к централизованной системе водоотведения.
При таких обстоятельствах суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что деятельность МБУ г.п. Рузаевка "Городское хозяйство" по коду 37.00 "Сбор и обработка сточных вод", подтвержденная выпиской из ЕГРЮЛ, относится к регулируемому виду деятельности в сфере водоотведения.
Как следует из материалов дела, на основании постановлений администрации городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия N 184 от 27 июня 2014 г, N 228 от 25 мая 2015 г, N 1051 от 29 сентября 2017 г. "О закреплении муниципального имущества на праве оперативного управления" за МБУ г.п. Рузаевка "Городское хозяйство" на праве оперативного управления закреплены объекты водоотведения (водопроводные и канализационные сети). Организацией были представлены выписки из Единого государственного реестра недвижимости об основных характеристиках и зарегистрированных правах на объект недвижимости, подтверждающие собственность на объекты водоотведения городского поселения Рузаевка Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
Согласно материалам дела, МБУ г.п. Рузаевка "Городское хозяйство" осуществляет эксплуатацию отдельных объектов централизованных систем холодного водоснабжения и водоотведения, оказывает услуги по транспортировке воды и сточных вод.
Постановлением администрации городского поселения Рузаевка от 28.07.2017 N 746 "О наделении статусом гарантирующих организаций" административный истец ООО "Рузканал" наделено статусом гарантирующей организации в сфере водоотведения.
ООО "Рузканал", являясь гарантирующей организацией в сфере водоотведения на территории города Рузаевка, осуществляет отведение сточных вод от конечных потребителей, в том числе, с использованием объектов водопроводно-канализационного хозяйства принадлежащего МБУ г.п. Рузаевка "Городское хозяйство".
Суд первой инстанции правомерно счел обоснованными доводы административного ответчика и заинтересованного лица о том, что МБУ г.п. Рузаевка "Городское хозяйство" полностью соответствует критериям пункта 45(1) Правил N 644, при этом верно исходил из того, что МБУ "Городское хозяйство":
- владеет на праве оперативного управления на срок более 12 месяцев канализационными сетями, используемыми для оказания услуг по транспортировке сточных вод, в целях водоотведения абонентов гарантирующей организации (иной организации, осуществляющей холодное водоотведение), при этом неразрывная протяженность участков указанных сетей в пределах одной;
- общая протяженность канализационных сетей МБУ "Городское хозяйство" составляет 16, 7 км, что подтверждается выписками из ЕГРН;
- доля максимальной величины мощности (нагрузки) канализационных сетей и (или) сооружений на них, принадлежащих на праве оперативного управления, предназначенных для собственных нужд, составляет менее 20%, а именно 0% от общей мощности транспортируемых стоков, т.к. по данным сетям транспортируются стоки только от абонентов ООО "Рузканал";
-имеется аварийно-диспетчерская служба, что подтверждается штатным расписанием;
в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" размещен официальный сайт - ruzaevka-rm.ru.
Вышеперечисленные обстоятельства подтверждаются выписками из ЕГРН, актами передачи в оперативное управление канализационных сетей и сооружений, копией штатного расписания, справкой (т. 2 л.д. 232), должностной инструкцией о функциональных обязанностях диспетчера ДД.ММ.ГГГГ N, постановлением Главы Рузаевского муниципального района Республики Мордовия N 598 от 27 октября 2020 г. и Положением о единой дежурно-диспетчерской службе Рузаевского муниципального района Республики Мордовия.
Судом первой инстанции сделаны правильные выводы о том, что факт того, что МБУ г.п. Рузаевка "Городское хозяйство" не соответствует критериям, перечисленным в пункте 45(2) Правил N 644 не означает, что МБУ г.п. Рузаевка "Городское хозяйство" не является транзитной организацией, как обладающей в совокупности критериями, перечисленными в пункте 45(1) Правил N 644.
Согласно представленным в материалы дела документам, аварийно-диспетчерское обслуживание канализационных сетей осуществляется работниками МБУ г.п. Рузаевка "Городское хозяйство" (слесарь ВКХ, водитель, диспенчер).
Вопреки позиции подателя апелляционной жалобы, статус МБУ "Городское хозяйство" как транзитной организации подтверждается фактами владения объектами водопроводно-канализационного хозяйства.
Расчет тарифов на транспортировку сточных вод произведен РСТ Республики Мордовия в соответствии с Основами ценообразования и Методическими указаниями.
В соответствии с пунктом 24 Основ ценообразования, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 (далее - Основы ценообразования), необходимая валовая выручка регулируемых организаций определяется исходя из экономически обоснованных расходов, необходимых им для осуществления регулируемого вида деятельности в течение периода регулирования и обеспечения достижения плановых значений показателей надежности, качества и энергетической эффективности объектов централизованных систем водоснабжения и (или) водоотведения, установленных на соответствующий период регулирования в соответствии с нормативными правовыми актами Российской Федерации в сфере водоснабжения и водоотведения.
Согласно пункту 29 Основ ценообразования тарифы на горячую воду (горячее водоснабжение), на питьевую воду (питьевое водоснабжение), на техническую воду, водоотведение, транспортировку холодной (горячей) воды, на транспортировку сточных вод устанавливаются на основании необходимой валовой выручки, определенной для соответствующего регулируемого вида деятельности, и расчетного объема отпуска воды, объема принятых сточных вод, оказываемых услуг. Указанные объемы определяются в соответствии с Методическими указаниями исходя из фактического отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год и динамики отпуска воды (приема сточных вод) за последние 3 года.
В соответствии с пунктом 15 Методических указаний N 1746-э при применении метода экономически обоснованных расходов (затрат) необходимая валовая выручка регулируемой организации определяется как сумма планируемых на очередной период регулирования расходов, перечень которых приведён в данном пункте.
В соответствии с пунктами 16, 17 Правил регулирования тарифов в сфере водоснабжения и водоотведения, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 13 мая 2013 г. N 406 (далее Правила регулирования тарифов), предложение об установлении тарифов состоит из заявления регулируемой организации об установлении тарифов и необходимых обосновывающих материалов.
Согласно пункту 16 Правил регулирования, установление тарифов производится органом регулирования посредством анализа и экспертизы предложения регулируемой организации об установлении тарифов и материалов, представленных данной организацией в обоснование данных предложений, в том числе копий бухгалтерской и статистической отчетности за 3 предшествующих периода регулирования и на последнюю отчетную дату.
На момент расчета тарифов на транспортировку сточных вод на 2023 год последним отчетным годом является 2021 год, следовательно, в динамике подлежат анализу три предшествующих периода регулирования- 2018, 2019, 2020 г.г.
Согласно пункту 4 Регламента установления регулируемых тарифов N 1154-э, в случае представления регулируемыми организациями неполного перечня материалов, указанных в пункте 17 Правил регулирования тарифов, а также в случае пропуска сроков подачи документов, орган регулирования тарифов открывает и рассматривает дело об установлении тарифов в отношении указанных регулируемых организаций на основании имеющихся у органа регулирования тарифов сведений об этих и (или) иных регулируемых организациях, осуществляющих регулируемые виды деятельности в сфере водоснабжения и (или) водоотведения в сопоставимых условиях (в том числе за предшествующие периоды регулирования), а также на основании результатов проверки их хозяйственной деятельности.
Подпунктом "ж" пункта 22 Основ ценообразования предусмотрено, что при определении расчетных значений расходов, учитываемых при установлении тарифов, орган регулирования тарифов использует экономически обоснованные объемы потребления сырья, материалов, выполненных работ (услуг) и цены (тарифы) на них, сведения о которых получены из таких источников информации, как данные бухгалтерского учета и статистической отчетности регулируемой организации за три предыдущих периода регулирования, за которые у органа регулирования тарифов имеются указанные данные.
Аналогичное положение содержится в подпункте "ж" пункта 16 Методических указаний N 1746-э.
По предложению МБУ г.п. Рузаевка "Городское хозяйство" расчетный объем принятых сточных вод на 2023 год составил 315, 82 тыс. м3
Согласно сведениям федерального статистического наблюдения, представленным МБУ г.п. Рузаевка "Городское хозяйство" в Территориальный орган Федеральной службы государственной статистики по Республике Мордовия за 2018, 2019, 2019, 2021 годы, общий объем приема сточных вод в каждом перечисленном году составил 540, 67 тыс. м3 (т. 2 л.д. 191-214).
Годовой объём сточных вод в расчёте тарифа принят тарифным органом в размере 540 тыс. м3.
Расчетный объем принятых сточных вод на 2023 год для МБУ г.п. Рузаевка "Городское хозяйство" определен в соответствии с пунктом 4 Методических указаний N 1746-Э, исходя из фактического объема отпуска воды (приема сточных вод) за последний отчетный год (2021 г.) и динамики отпуска воды (приема сточных вод)за последние три года.
В ходе рассмотрения дела ООО "Рузканал" не представил каких-либо сведений, опровергающих достоверность сведений о годовом объёме сточных вод, собираемых ООО "Рузканал" в канализационную систему МБУ г.п. Рузаевка "Городское хозяйство", оказывающего услугу по транспортировке сточных вод только ООО "Рузканал".
Таким образом, ООО "Рузканал" не представило сведений о том, что годовой объём транспортируемых сточных вод составляет больше 540 тыс. м3, более того, из судебных актов арбитражных судов (т. 2 л.д. 78-87) следует, что ООО "Рузканал" оспаривало как завышенный годовой объём транспортируемых сточных вод 469 тыс. м3.
С учетом вышеизложенного, суд первой инстанции пришел к правильному выводу, что оспариваемый нормативный правовой акт соответствует нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
В соответствии с пунктом 2 части 7, пунктом 2 части 8 статьи 31 Закона о водоснабжении прием и транспортировка сточных вод относятся к регулируемым видам деятельности в сфере водоотведения, а тариф на транспортировку сточных вод - к регулируемым тарифам.
В соответствии с пунктом 15 Основ ценообразования N 406 в случае если регулируемая организация в течение истекшего периода регулирования понесла экономически обоснованные расходы, не учтенные органом регулирования тарифов при установлении тарифов на ее товары (работы, услуги), или имеет недополученные доходы прошлых периодов регулирования, то такие расходы (недополученные доходы), а также расходы, связанные с обслуживанием заемных средств и собственных средств, направляемых на покрытие недостатка средств, учитываются в соответствии с методическими указаниями органом регулирования тарифов при установлении тарифов для такой регулируемой организации в полном объеме не позднее чем на 3-й годовой период регулирования, следующий за периодом регулирования, в котором указанные расходы (недополученные доходы) были подтверждены бухгалтерской и статистической отчетностью.
Таким образом, административный истец при установлении тарифов не лишен права заявить как плановые, так и фактически понесенные расходы за 2023 год на транспортировку сточных вод в следующий период регулирования, для включения этих затрат в НВВ на следующий период регулирования, то есть, они могут быть возмещены административному истцу в порядке пункта 15 Основ ценообразования.
Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Верховного Суда Республики Мордовия от 7 апреля 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу общества с ограниченной ответственностью "Рузаевское канализационное предприятие"? без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Верховный Суд Республики Мордовия.
Мотивированное апелляционное определение изготовлено 9 августа 2023 года.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.