Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
Председательствующего
Калугина Д.М, Судей
Мироновой Н.В, Буруновой С.В, при секретаре
Николаенкове Д.А, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры - Дмитриева М.С, рассмотрела в открытом судебном заседании, административное дело по административному исковому заявлению Звягиной Веры Васильевны, Киселева Игоря Вячеславовича, Апшоловой Натальи Викторовны, Сулимовой Татьяны Александровны, Коверда Галины Николаевны об оспаривании отдельных положений постановления Правительства Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской "адрес"", по апелляционной жалобе Звягиной Веры Васильевны, Киселева Игоря Вячеславовича, Апшоловой Натальи Викторовны, Сулимовой Татьяны Александровны, Коверда Галины Николаевны на решение Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Мироновой Н.В, объяснения представителя административных истцов, участвующего на основании доверенностям ФИО14, представителя административного ответчика Правительства Нижегородской "адрес" - ФИО15, представителя заинтересованного лица - Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской "адрес" ФИО16, заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением Правительства Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена государственная региональная адресная программа по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской "адрес". Указанное постановление опубликовано в печатном издании "Правовая среда" N (1759) от ДД.ММ.ГГГГ (приложение к газете "Нижегородские новости" N (5417) от ДД.ММ.ГГГГ).
Приложением к региональной программе является Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа "адрес", общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту по видам услуг и (или) работ на 2034-2043 годы.
В пункт 1559 раздела "городской округ "адрес"" приложения к государственной региональной адресной программе по проведению капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской "адрес" включен многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", с указанием вида работ по капитальному ремонту - ремонт крыши и планового периода проведения капитального ремонта крыши - на 2032-2034 годы.
Опубликованными в установленном порядке постановлениями Правительства Нижегородской "адрес" (от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N (ред. ДД.ММ.ГГГГ), от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N; от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N, от ДД.ММ.ГГГГ N) в постановление Правительства Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N внесены изменения, в том числе в части проведения планового периода проведения капитального ремонта крыши указанного многоквартирного жилого дома.
Административные истцы обратились в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением, в котором (с учетом изменения заявленных требований в порядке ст. 46 КАС РФ, принятых судом в ходе рассмотрения дела), просили:
- признать не действующим со дня принятия двадцатый столбец пункта 1559 раздела VII "Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа "адрес" Нижегородской "адрес", общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту по видам услуг и (или) работ на 2014-2043 годы" (Приложение к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской "адрес", утвержденного постановлением Правительства Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, в последней, действующей редакции постановления Правительства Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской "адрес", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N), в части установления планового периода проведения капитального ремонта крыши многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес", д. ДД.ММ.ГГГГ-2034 годы.
- обязать Правительство Нижегородской "адрес" включить многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес" части проведения работ по капитальному ремонту крыши в раздел 4 (2023-2025 годы) "Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа "адрес" Нижегородской "адрес", общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту по видам услуг и (или) работ на 2014-2043 годы" (Приложение 48 к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской "адрес", утвержденного постановлением Правительства Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, в последней, действующей редакции постановления Правительства Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской "адрес", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N).
В обоснование заявленных требований административные истцы Звягина В.В, Киселев И.В, ФИО13, Сулимова Т.А, Коверда Г.Н. указали, что являются собственниками квартир, расположенных на верхних этажах многоквартирного жилого "адрес", установление планового периода проведения капитального ремонта крыши многоквартирного жилого "адрес" на 2032-2034 годы нарушает их права как собственников жилых помещений многоквартирного дома, поскольку капитальный ремонт крыши ранее не проводился. Управляющей компанией было проведено техническое обследование конструкций крыши, согласно заключению, которой было установлено, что строительные конструкции из наплавляемых материалов и трубопроводов системы организованного внутреннего водостока находятся в аварийном состоянии и требуют проведения срочного капитального ремонта.
Решением Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ в удовлетворении административного искового заявления Звягиной В.В, Киселеву И.В, ФИО13, Сулимовой Т.А, Коверде Г.Н. отказано.
С принятым решением не согласились административные истцы, предъявив апелляционную жалобу, в которой просят решение Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований административных истцов в полном объеме.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, административные истцы указали, что указанное решение немотивированно и необоснованно, принято с нарушением норм материального и процессуального права. При принятии решения судом в полной мере не были раскрыты и проанализированы доводы истцов; судом не дана правовая оценка доводам административных истцов о том, что срок проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома по "адрес", запланированный на 2032-2034 гг, установлен произвольно без учета фактических и объективных оснований (без учета продолжительности эксплуатации конструкции крыши, а так же без учета данных технического обследования, которое говорит об аварийности ее состояния и необходимости проведения срочного капитального ремонта); судом не дана надлежащая оценка критериям срока хранения проекта муниципальной программы "до минования надобности", который не может истечь ранее срока проведения капитального ремонта, доказательств уничтожения проекта муниципальной программы суду не представлено; ответчиком и заинтересованными лицами не представлен расчет баллов, согласно которому был определен срок капитального ремонта крыши сначала на 2034-2043 гг, позднее с учетом изменений - на 2032-2034 гг.; истцами не было заявлено требование об установлении нового срока проведения капитального ремонта на 2022-2023 гг, напротив - с учетом уточнения исковых требований - заявлено требование о включении многоквартирного дома в уже существующий раздел IV (2023-2025 гг.) оспариваемого Перечня.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, Правительством Нижегородской "адрес" представлены возражения о их необоснованности и законности судебного решения.
Министерством энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской "адрес" представлен отзыв на апелляционную жалобу, в котором содержатся доводы о законности принятого судом решения и необходимости отказа в удовлетворении требований апелляционной жалобы.
Прокуратурой Нижегородской "адрес" также представлены возражения на апелляционную жалобу, согласно которым прокуратура Нижегородской "адрес" просит решение Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу административных истцов без удовлетворения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции представитель административных истцов ФИО14, поддержала доводы апелляционной жалобы, просила их удовлетворить - решение Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении требований административных истцов в полном объеме.
Представитель Правительства Нижегородской "адрес" ФИО15, в судебном заседании суда апелляционной инстанции, возражала против удовлетворения доводов жалобы, подчеркнула, что ее доводы сводятся к переоценке выводов суда, касательно установленных обстоятельств, просила решение Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения.
Представитель Министерства энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской "адрес" ФИО16 в судебном заседании суда апелляционной инстанции, с требованиями апелляционной жалобе не согласилась, просила решение Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу административных истцов без удовлетворения.
От административных истцов Звягиной В.В, Киселева И.В, ФИО13, Сулимовой Т.А, Коверды Г.Н. поступили заявления о рассмотрении апелляционной жалобы в их отсутствие.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Учитывая требования статьи 150 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы и возражений на нее, заслушав заключение прокурора Генеральной прокуратуры Российской Федерации, полагавшего, что решение является законным и обоснованным, отмене не подлежит, судебная коллегия по административным делам не находит оснований к отмене решения суда исходя из следующего.
В силу положений Конституции Российской Федерации по предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, к которым относится жилищное законодательство (пункт "к" части 1 статьи 72), издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации, которые не могут противоречить федеральным законам (части 2, 5 статьи 76).
Жилищные отношения, в том числе отношения по поводу формирования и использования фонда капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, регулирует Жилищный кодекс Российской Федерации (пункт 11.1 части 1 статьи 4), он относит к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме, принятие нормативных правовых актов, направленных на обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации (пункт 8.3 статьи 13, часть 1 статьи 167).
В целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации утверждается региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, которая формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя, в том числе перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции (часть 1 и пункт 1 части 2 статьи 168 названного Кодекса).
Согласно части 6 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации порядок подготовки и утверждения региональных программ капитального ремонта, требования к таким программам, порядок предоставления органами местного самоуправления сведений, необходимых для подготовки программ, устанавливаются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с данным Кодексом.
Отношения в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах на территории Нижегородской "адрес" регулируются Законом Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской "адрес" (далее Закон N-З).
В соответствии с Законом Нижегородской "адрес" N-З (статья 4), Положением о министерстве энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской "адрес", утвержденным постановлением Правительства Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, уполномоченным органом по формированию региональной программы капитального ремонта и ее актуализации, а также осуществлению методического и организационного обеспечения программы, является министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской "адрес".
Постановлением Правительства Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N утверждена региональная Программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской "адрес", в соответствии с которой определен Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа "адрес", подлежащих капитальному ремонту.
Постановлением Правительства Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменения в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской "адрес", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N" (опубликовано на официальном интернет-портале правовой информации www.pravo.gov.ru, ДД.ММ.ГГГГ), приложение N региональной Программы изложено в новой редакции. В указанной редакции под пунктом 1559 раздела VII Перечня включен многоквартирный дом, расположенный по адресу: Нижний Новгород, "адрес".
Как следует из материалов дела и установлено судом первой инстанции, - административные истцы Звягина В.В, Киселев И.В, ФИО13, Сулимова Т.А, Коверда Г.Н. являются собственниками квартир, расположенных на верхних этажах многоквартирного жилого "адрес".
Согласно региональной программе капитального ремонта в первоначальной редакции, утвержденной постановлением Правительства Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, установлен следующий период капитального ремонта крыши многоквартирного "адрес" города - 2034-2043 гг.
В столбец девятый пункта 5708 раздела 1V Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа "адрес", общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту по видам услуг и (или) работ на 2014-2043 годы, включен многоквартирный жилой дом, расположенный по адресу: "адрес", с указанием вида работ по капитальному ремонту - ремонт крыши и планового периода проведения капитального ремонта крыши: 2034-2043 годы (л.д.113, 114 т. 1).
Включение в региональную программу капитального ремонта работ по ведению капитального ремонта крыши указанного многоквартирного дома с периодом проведения работ 2034-2043 годы осуществлено на основании проекта муниципальной программы по проведению капитального ремонта, подготовленного администрацией "адрес".
Впоследствии постановлением Правительства Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменения в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской "адрес", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N" планируемый период проведения работ по капитального ремонта крыши многоквартирного жилого "адрес" перенесен на срок - 2032-2034 годы.
Административные истцы просили суд признать не действующим со дня принятия двадцатый столбец пункта 1559 раздела VII "Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа "адрес" Нижегородской "адрес", общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту по видам услуг и (или) работ на 2014-2043 годы" (Приложение к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской "адрес", утвержденного постановлением Правительства Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, в последней, действующей редакции постановления Правительства Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской "адрес", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N), в части установления планового периода проведения капитального ремонта крыши многоквартирного жилого дома по адресу: "адрес", д. ДД.ММ.ГГГГ-2034 годы;
- обязать Правительство Нижегородской "адрес" включить многоквартирный жилой дом по адресу: "адрес" части проведения работ по капитальному ремонту крыши в раздел 4 (2023-2025 годы) "Перечня многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа "адрес" Нижегородской "адрес", общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту по видам услуг и (или) работ на 2014-2043 годы" (Приложение 48 к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской "адрес", утвержденного постановлением Правительства Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, в последней, действующей редакции постановления Правительства Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменений в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской "адрес", утвержденной постановлением Правительства Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N).
Суд первой инстанции, отказывая в удовлетворении заявленных требований о признании нормативно-правового акта недействующим со дня принятия, пришел к правильному выводу о том, что оспариваемая Программа принята Правительством Нижегородской "адрес" в пределах полномочий, установленных положениями статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, и в рамках компетенции, определенной законодательством субъекта, нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, не противоречит.
При этом суд обоснованно исходил из предписаний подпункта 61 части 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", согласно которым к полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации по предметам совместного ведения, осуществляемым данными органами самостоятельно за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации (за исключением субвенций из федерального бюджета), относится, в том числе, регулирование отношений в сфере обеспечения проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Судебная коллегия, оценив представленные в материалы дела доказательства и руководствуясь приведенными выше нормами, пришла к выводу о том, что оспариваемый административными истцами нормативный акт принят уполномоченным органом, в пределах его компетенции, с соблюдением требований законодательства к форме нормативного акта, порядку принятия и введения в действие.
Отказывая в удовлетворении заявленных требований, суд первой инстанции не установилпротиворечия оспариваемого положения, предусматривающего включение многоквартирного "адрес" в Перечень многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа "адрес" Нижегородской "адрес", общее имущество в которых подлежит капитальному ремонту по видам услуг и (или) работ на 2014-2043 годы, являющийся Приложением к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской "адрес", утвержденного постановлением Правительства Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, в последней, действующей редакции постановления Правительства Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N федеральному и региональному законодательству.
Судебная коллегия Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции полагает возможным согласиться с выводом суда первой инстанции.
Пунктом 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации определено, что органы государственной власти и органы местного самоуправления в пределах своих полномочий обеспечивают условия для осуществления гражданами права на жилище, в том числе организуют обеспечение своевременного проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет взносов собственников помещений в таких домах на капитальный ремонт общего имущества в многоквартирных домах, бюджетных средств и иных не запрещенных законом источников финансирования.
К полномочиям органов государственной власти субъекта Российской Федерации в области жилищных отношений отнесено определение порядка установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме (пункт 8.3 статьи 13 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Правовые отношения в области проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах регулируются статьями 166 - 191 раздела IX "Организация проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах" Жилищного кодекса Российской Федерации.
Региональная программа капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утверждается высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации в целях планирования и организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, планирования предоставления государственной поддержки, муниципальной поддержки на проведение капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах за счет средств бюджета субъекта Российской Федерации, местных бюджетов, контроля своевременности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах собственниками помещений в таких домах, региональным оператором (часть 1 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации).
Утверждение и актуализация региональной программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в силу ч. 4 Закона N-З относится к полномочиям Правительства Нижегородской "адрес", уполномоченным органом по формированию региональной программы капитального ремонта и ее актуализации, а также осуществлению методического и организационного обеспечения программы, является министерство энергетики и жилищно-коммунального хозяйства Нижегородской "адрес".
Требования, предъявляемые к региональной программе капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, установлены в статье 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, в части 1 которой определено, что региональной программой капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах определяются предельные сроки проведения собственниками помещений в таких домах и (или) региональным оператором капитального ремонта многоквартирных домов.
Частью 2 этой же статьи предусмотрено, что региональная программа формируется на срок, необходимый для проведения капитального ремонта общего имущества во всех многоквартирных домах, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, и включает в себя:
1) перечень всех многоквартирных домов, расположенных на территории субъекта Российской Федерации, за исключением многоквартирных домов, признанных в установленном Правительством Российской Федерации порядке аварийными и подлежащими сносу или реконструкции. В соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации в региональную программу капитального ремонта могут не включаться многоквартирные дома, физический износ основных конструктивных элементов (крыша, стены, фундамент) которых превышает семьдесят процентов, и (или) многоквартирные дома, в которых совокупная стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту конструктивных элементов и внутридомовых инженерных систем, входящих в состав общего имущества в многоквартирных домах, в расчете на один квадратный метр общей площади жилых помещений превышает стоимость, определенную нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации;
2) перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах;
3) плановый период проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах;
4) иные сведения, подлежащие включению в региональную программу капитального ремонта в соответствии с нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации.
В соответствии со статьей 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, статьи 14 Закона Нижегородской "адрес" N-З, государственная программа по капитальному ремонту подлежит актуализации не реже чем один раз в год.
Согласно части 4 статьи 168 Жилищного кодекса Российской Федерации, внесение в региональную программу капитального ремонта при ее актуализации изменений, предусматривающих перенос установленного срока капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме на более поздний период, сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, осуществляется при наличии соответствующего решения общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме, за исключением случая, если:
1) сокращение перечня планируемых видов услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обусловлено отсутствием конструктивных элементов, в отношении которых должен быть проведен капитальный ремонт;
2) запланированный вид услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме был проведен ранее и при этом в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме определено, что повторные оказание таких услуг и (или) выполнение таких работ в срок, установленный региональной программой капитального ремонта, не требуются;
3) изменение способа формирования фонда капитального ремонта произошло по основаниям, предусмотренным частью 7 статьи 189 настоящего Кодекса. Срок проведения капитального ремонта в этом случае определяется в порядке установления необходимости проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме;
4) в порядке, установленном нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации, определена невозможность оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме (в том числе завершения ранее начатых оказания услуг и (или) выполнения работ) в связи с воспрепятствованием таким оказанию услуг и (или) выполнению работ собственниками помещений в многоквартирном доме, и (или) лицом, осуществляющим управление многоквартирным домом, и (или) лицом, выполняющим работы по содержанию и ремонту общего имущества в многоквартирном доме, выразившимся в недопуске подрядной организации в помещения в многоквартирном доме и (или) к строительным конструкциям многоквартирного дома, инженерным сетям, санитарно-техническому, электрическому, механическому и иному оборудованию многоквартирного дома;
5) внесение в региональную программу капитального ремонта изменений обусловлено изменением сроков проведения работ по ремонту внутридомовых инженерных систем газоснабжения, ремонту, замене, модернизации лифтов, ремонту лифтовых шахт, машинных и блочных помещений.
Аналогичные сведения содержаться в статье 14 Закона Нижегородской "адрес" N-З.
В соответствии с частью 4 статьи 189 ЖК РФ собственники помещений в многоквартирном доме не позднее чем через три месяца с момента получения предложений, указанных в части 3 настоящей статьи (если более продолжительный срок не установлен нормативным правовым актом субъекта Российской Федерации), обязаны рассмотреть указанные предложения и принять на общем собрании решение в соответствии с частью 5 статьи 189 ЖК РФ.
Согласно части 5 статьи 189 ЖК РФ в случае формирования фонда капитального ремонта на счете регионального оператора решением общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме о проведении капитального ремонта общего имущества в этом многоквартирном доме должны быть определены или утверждены: перечень услуг и (или) работ по капитальному ремонту; предельно допустимая стоимость услуг и (или) работ по капитальному ремонту исходя из предельной стоимости услуг и (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме, определенной в порядке, предусмотренном частью 4 статьи 190 ЖК РФ; лицо, которое от имени всех собственников помещений в многоквартирном доме уполномочено участвовать в приемке оказанных услуг и (или) выполненных работ по капитальному ремонту, в том числе подписывать соответствующие акты.
Решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме статьей 44 ЖК РФ отнесено к полномочиям общего собрания собственников помещений в многоквартирном доме.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 29 Закона N-З региональный оператор в целях обеспечения оказания услуг и (или) выполнения работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирном доме обязан не менее чем за три месяца до наступления года, в течение которого должен быть проведен капитальный ремонт общего имущества в многоквартирном доме в соответствии с программой капитального ремонта, подготовить и представить собственникам помещений в многоквартирном доме формирующим фонд капитального ремонта на счете регионального оператора предложения о сроке начала капитального ремонта, необходимом перечне и о объеме услуг и (или) работ, их стоимости, о порядке и об источниках финансирования капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и другие предложения, связанные с проведением такого капитального ремонта.
Таким образом, в целях проведения капитального ремонта крыши в 2023 году вышеуказанные предложения должны были быть сформированы региональным оператором и представлены собственникам в срок не позднее ДД.ММ.ГГГГ.
Решение о переносе периода проведения капитального ремонта кровли указанного многоквартирного жилого дома на иной срок общим собранием собственников помещений дома не принималось.
С доводами суда первой инстанции, проанализировавшего содержание положений региональной Программы капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской "адрес", утвержденной Постановлением Правительства Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, с учетом положений ст. 29 Закона N-З, положений 4.3.1, 4.3.2, 4.6.3 Регламента Правительства Нижегородской "адрес", о том, что установление срока проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома, обусловленного требованиями административных истцов, приведет к нарушению прав собственников помещений в данном доме и лишит возможности принятия соответствующих решений, суд апелляционной инстанции соглашается. При этом, суд апелляционной инстанции обращает внимание на то, что принятое решение суда не нарушает прав административных истцов на принятие общим собранием собственников помещений в многоквартирном доме решения об актуализации программы капитального ремонта с соблюдением процедуры, установленной действующим законодательством.
Исходя из положений действующего законодательства, региональная программа капитального ремонта является гибким правовым механизмом, который не исключает возможности изменения сроков проведения капитального ремонта и уточнения планируемых видов услуг (или) работ по капитальному ремонту общего имущества в многоквартирных домах в сторону увеличения их объема, и при наличии к тому основании соответствующих изменений (дополнений).
Региональная программа определяет предельные сроки проведения капитального ремонта собственниками помещений многоквартирных домов или региональным оператором капитального ремонта домов. Указанные сроки могут быть изменены при ежегодной актуализации Региональной программы в соответствии с частями 1, 2, 4 и 7 статьи 168, части 4.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации.
Закон Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской "адрес"" прямо предусматривает возможность изменения сроков проведения капитального ремонта общего имущества многоквартирного дома в Региональной программе по результатам технического мониторинга состояния дома (пункты 3 и 4 части 6 статьи 13).
Изменение сроков проведения капитального ремонта, указанных в Региональной программе, в случае необходимости осуществляется путем ее актуализации.
Также, федеральным законодательством предусмотрена возможность принятия собственниками помещений многоквартирного дома решения об изменении способа формирования фонда капитального ремонта путем перечисления взносов на капитальной ремонт на специальный счет в целях формирования фонда капитального ремонта в виде денежных средств, находящихся на специальном счете (п. 1, 3, 4 ст. 10 Закона Нижегородской "адрес" N-З).
В соответствии с частью 4.1 статьи 170 Жилищного кодекса Российской Федерации собственники помещений в многоквартирном доме вправе принять решение о проведении капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме в более ранние сроки, чем это установлено региональной программой капитального ремонта, при условии, что на дату принятия данного решения средств на специальном счете достаточно для финансирования капитального ремонта или выбраны иные способы его финансирования.
Судебная коллегия не может согласиться с доводами административных истцов о том, что вследствие оспариваемых положений об установлении срока проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома на 2032-2034 гг, нарушаются права административных истцов на здоровую и безопасную среду обитания.
При таких обстоятельствах, установление в Региональной программе срока проведения капитального ремонта крыши в многоквартирном доме по адресу: по "адрес" в 2032-2034 гг. не может расцениваться судом как нарушение прав административных истцов.
Доводы апелляционной жалобы о том, что срок проведения капитального ремонта крыши многоквартирного дома по "адрес", установлен произвольно, судом апелляционной инстанции отклоняется как основанный неверном толковании норм права.
Программа Нижегородской "адрес" по капитальному ремонту формируется на основании представленных органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Нижегородской "адрес" проектов муниципальных программ по проведению капитального ремонта, согласованных уполномоченным органом.
Уполномоченный орган на основании сведений и проектов муниципальных программ по проведению капитального ремонта, представленных органами местного самоуправления муниципальных районов, муниципальных округов, городских округов Нижегородской "адрес", в течение одного месяца со дня их поступления разрабатывает проект программы Нижегородской "адрес" по капитальному ремонту и направляет его на рассмотрение и утверждение в Правительство Нижегородской "адрес" в порядке и сроки, установленные регламентом Правительства Нижегородской "адрес".
В соответствии с частью 2 статьи 16 Закона Нижегородской "адрес" N-З, определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах для целей формирования и актуализации программы Нижегородской "адрес" по капитальному ремонту осуществляется исходя из критериев, которые могут быть дифференцированы по муниципальным образованиям (год ввода в эксплуатацию многоквартирного дома, дата последнего проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирном доме и др.). Порядок применения критериев очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах утвержден приказом министерства жилищно-коммунального хозяйства и топливно-энергетического комплекса Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N, разработанный в соответствии с Законом Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-З "Об организации проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской "адрес"". Вышеуказанный порядок также содержит критерии очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах.
Определение очередности проведения капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах в разрезе видов работ по капитальному ремонту при формировании и актуализации региональной программы осуществляется в соответствии с суммарным количеством баллов, присваиваемым многоквартирным домам согласно приложению к настоящему Порядку, в порядке убывания. Органы местного самоуправления самостоятельно определяют количество баллов для каждого из критериев в диапазоне согласно приложению к настоящему Порядку.
Исходя из изложенного, довод жалобы о произвольности определения срока проведения капитального ремонта дома по "адрес", является необоснованным. Более того, доказательств того, что многоквартирный "адрес" имеет преимущества в сроках проведения капитального ремонта крыши перед домами, в которых такой ремонт запланирован на более ранние сроки, в ходе рассмотрения дела не представлено.
Не может служить таким доказательством и заключение, выполненное ИП ФИО17, по техническому обследованию конструкций крыши МКД, расположенного по адресу: "адрес", в соответствии с которым, строительные конструкции покрытия из наплавляемых материалов и трубопроводов системы организованного внутреннего водостока МКД по адресу: "адрес" находятся в аварийном состоянии и требуют проведения срочного капитального ремонта.
Государственным комитетом по архитектуре и градостроительству при Госстрое СССР принят приказ ДД.ММ.ГГГГ N "Об утверждении ведомственных строительных норм госкомархитектуры "Положение об организации и проведении реконструкции, ремонта и технического обслуживания жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения" (далее - ВСН 58-88 (р).
В соответствии с пунктом 1.1 ВСН 58-88 (р) настоящее Положение устанавливает состав и порядок функционирования системы технического обслуживания, ремонта и реконструкции жилых зданий, объектов коммунального и социально-культурного назначения (далее - здания и объекты) по перечню согласно СНиП ДД.ММ.ГГГГ-85 независимо от ведомственной принадлежности и форм собственности.
В Приложении N к ВСН 58-88 (р), которое поименовано "Минимальная продолжительность эффективной эксплуатации элементов зданий и объектов", которое, как в нем указано носит рекомендательный характер определено, что минимальная продолжительность эффективной эксплуатации покрытия крыш (кровли) из рулонных материалов для жилых домов составляет 10 лет.
Из заключения ИП ФИО17 следует, что согласно ВСН 58-88 (р) продолжительность эксплуатации конструкций крыши и кровельного покрытия (замены конструкций) составляет для покрытия крыш из рулонных наплавляемых материалов 10 лет, капитальный ремонт кровельного покрытия не производился более 15 лет.
Между тем, ВСН 58-88 (р) не предусматривает конкретных сроков проведения капитального ремонта крыш из рулонных наплавляемых материалов, в нем отсутствует указание о запрете эксплуатации кровли по истечению минимального срока эксплуатации кровли, при условии, что он носит рекомендательный характер. Более того, истечение минимального срока эксплуатации кровли не предусмотрено Законом Нижегородской "адрес" 159-З в качестве критерия определения очередности капитального ремонта в Региональной программе, в связи с чем, ссылки административных истцов на противоречие оспариваемого положения пункту 6.1 статьи 2 Жилищного кодекса Российской Федерации судебной коллегией отклоняются.
Какие-либо нормативные правовые акты, предусматривающие обязательный капитальный ремонт кровли после истечения минимального срока ее эксплуатации, отсутствуют.
Не могут служить основанием для отмены решения суда и доводы о том, что судом не дана надлежащая оценка критериям срока хранения проекта муниципальной программы "до минования надобности", который не может истечь ранее срока проведения капитального ремонта, доказательств уничтожения проекта муниципальной программы суду не представлено.
Включение в региональную программу капитального ремонта работ по ведению капитального ремонта крыши указанного многоквартирного дома с периодом проведения работ 2034-2043 годы осуществлено на основании проекта муниципальной программы по проведению капитального ремонта, подготовленного администрацией "адрес".
Впоследствии постановлением Правительства Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N "О внесении изменения в региональную программу капитального ремонта общего имущества в многоквартирных домах, расположенных на территории Нижегородской "адрес", утвержденную постановлением Правительства Нижегородской "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N" планируемый период проведения работ по капитального ремонта крыши многоквартирного жилого "адрес" перенесен на срок - 2032-2034 годы.
Проект муниципальной программы по проведению капитального ремонта многоквартирных домов, расположенных на территории городского округа "адрес" Нижегородской "адрес", за 2014 в Министерстве энергетики и жилищно коммунального хозяйства отсутствует.
Указанному обстоятельству судом дана надлежащая правовая оценка, мотивы подробно изложены в обжалуемом судебном акте, в обоснование приведены соответствующие нормы, регулирующие возникшие отношения.
Довод апелляционной жалобы о том, что истцами не было заявлено требование об установлении нового срока проведения капитального ремонта на 2022-2023 гг, а напротив - с учетом уточнения исковых требований - заявлено требование о включении многоквартирного дома в уже существующий раздел IV (2023-2025 гг.) оспариваемого Перечня, судом апелляционной инстанции отклоняется в силу следующего.
Внесение изменений в региональную программу капитального ремонта в части включения многоквартирного дома в соответствующий раздел Перечня многоквартирных домов, общее имущество которых подлежит капитальному ремонту, потребовало бы внесения изменений в краткосрочный план реализации региональной программы капитального ремонта на 2023-2025 годы (часть 7 статьи 168 ЖК РФ). Указанное требование выходит за пределы полномочий судебного органа, который не может подменять установленную законом административную процедуру в силу положений ст. 215 КАС РФ.
Другие доводы, изложенные в апелляционной жалобе, аналогичны позиции административных истцов в суде первой инстанции, были предметом рассмотрения суда первой инстанции, им дана надлежащая правовая оценка, аргументированно изложенная в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у Судебной коллегии по административным делам оснований не имеется.
Поскольку судом первой инстанции правильно определены обстоятельства, имеющие значение для дела, и правильно применен закон, регулирующий спорные отношения, решение суда следует признать законным и обоснованным.
Руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, определила:
решение Нижегородского областного суда от ДД.ММ.ГГГГ - оставить без изменения, апелляционную жалобу Звягиной В.В, Киселева И.В, ФИО13, Сулимовой Т.А, Коверды Г.Н. - без удовлетворения.
Определение апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия.
Апелляционное определение может быть обжаловано в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции ("адрес") по правилам, установленным главой 35 КАС РФ, в течение шести месяцев через "адрес"вой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено - ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.