г. Нижний Новгород
8 августа 2023 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Калугина Д.М, рассмотрев без проведения судебного заседания административное дело по административному исковому заявлению Г. об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, по частной жалобе Г. на определение судьи Нижегородского областного суда от 3 мая 2023 года о возврате административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
Г. обратилась в Нижегородский областной суд с административным исковым заявлением об установлении кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N, в размере его рыночной стоимости.
Определением судьи Нижегородского областного суда от 6 апреля 2023 года административное исковое заявление Г. было оставлено без движения; административному истцу предложено устранить указанные в определении недостатки в срок до 21 апреля 2023 г.
Определением судьи Нижегородского областного суда от 3 мая 2023 года указанное административное исковое заявление возвращено на основании пункта 7 части 1 статьи 129 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации.
Не согласившись с указанным определением, заявитель жалобы просит определение отменить, указывая, что указанные в определении суда от 6 апреля 2023 года недостатки устранены в установленный судом срок, в связи с чем, оснований для возврата не имелось.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ), рассмотрение частной жалобы на определение суда первой инстанции осуществляется по правилам, установленным настоящей главой, без проведения судебного заседания в сроки, установленные статьей 305 настоящего Кодекса, судьями соответствующих судов единолично.
Исследовав материалы дела, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
В соответствии с пунктом 7 части 1 статьи 129 КАС РФ судья возвращает административное исковое заявление административному истцу в случае, если: не исправлены недостатки данного административного искового заявления и документов, приложенных к нему, в срок, установленный в определении об оставлении административного искового заявления без движения.
Возвращая административное исковое заявление, судья первой инстанции указал, что недостатки административного искового заявления, изложенные в определении об оставлении заявления без движения, административный истец не устранил.
Суд апелляционной инстанции не может согласиться с такими выводами суда первой инстанции в силу следующего.
Требования к форме и содержанию административного искового заявления об оспаривании кадастровой стоимости установлены положениями статей 125, 126, а также статьей 246 КАС РФ. Частью 2 статьи 246 КАС РФ установлен перечень документов, прилагаемых к административному исковому заявлению об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости.
Согласно пункту 9 Постановления Пленума Верховного Суда РФ от 30 июня 2015 года N28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" при принятии к производству заявления о пересмотре кадастровой стоимости суд проверяет его на соответствие требованиям статей 131 и 132 ГПК РФ, статей 125, 126, частей 1 - 3 статьи 246 КАС РФ.
Статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" до 1 января 2026 года установлен переходный период применения статей 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N237-ФЗ), особенности которого зависят от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ.
Постановлением Правительства Нижегородской области от 8 октября 2020 года N837 датой перехода к применению на территории Нижегородской области положений статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости установлено 1 января 2021 года.
Таким образом, на основании решения Правительства Нижегородской области о переходе к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ с 1 января 2021 года на территории Нижегородской области полномочиями по принятию решений о пересмотре кадастровой стоимости обладает ГБУ НО "Кадастровая оценка", решение которого об установлении или об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства, одновременно с оспариванием такого решения может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (части 11, 15 статьи 22.1 Федерального закона N237-ФЗ).
Согласно части 4 статьи 246 КАС РФ при несоблюдении положений частей 1 и 2 настоящей статьи судья выносит определение об оставлении административного искового заявления без движения в соответствии со статьей 130 настоящего Кодекса, о чем извещает административного истца, и представляет разумный срок для устранения недостатков.
Оставляя административное исковое заявление без движения, судья первой инстанции верно исходил из того, что в нарушении вышеуказанных положений законодательства Российской Федерации административным истцом не представлено доказательств того, что он обращался в Государственное бюджетное учреждение Нижегородской области "Кадастровая оценка" с заявлениями об установлении рыночной стоимости спорного объекта недвижимости; в административном исковом заявлении заявлено только одно требование: об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Во исполнение определения об оставлении административного искового заявления без движения административным истцом были направлены к приобщению к материалам дела документы.
Так, 7 апреля 2023 года через портал ГАС "Правосудие" Г. были направлены дополнение к административному исковому заявлению, решение Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" от 14 декабря 2022 года, пояснения оценщика, а также повторно административное исковое заявление с приложенными к нему ранее документами.
Кроме того, исходя из сведений, предоставленных Г, заявителем 13 апреля 2023 года через портал ГАС "Правосудие" также было направлено заявление об уточнении административных исковых требований от 13 апреля 2023 года, подписанное усиленной квалифицированной электронной подписью, а также решение Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" от 14 декабря 2022 года и ранее направленные документы в адрес суда.
Поскольку административным истцом исправлены недостатки, послужившие оставлению административного искового заявления без движения, вывод суда о необходимости возвращения административного искового заявления является ошибочным.
Согласно статьи 316 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, суд апелляционной инстанции, рассмотрев частную жалобу, представление прокурора, вправе: оставить определение суда первой инстанции без изменения, жалобу, представление прокурора без удовлетворения; отменить определение суда полностью или в части и разрешить вопрос по существу.
Таким образом, судом первой инстанции допущено существенное нарушение норм процессуального законодательства, возвращение административного искового заявления является необоснованным, а определение судьи о возврате административного искового заявления не соответствуют требованиям закона, в связи с чем, в соответствии со статьей 310 КАС РФ обжалуемое определение подлежит отмене с направлением материала на рассмотрение в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции
определил:
определение судьи Нижегородского областного суда от 3 мая 2023 года о возврате административного искового заявления - отменить.
Материал с административным исковым заявлением Г. об оспаривании решения Государственного бюджетного учреждения Нижегородской области "Кадастровая оценка" и установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости направить в суд первой инстанции для решения вопроса о принятии к производству.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Первый кассационный суд общей юрисдикции (г. Саратов) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Нижегородский областной суд.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.