Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего судьи Ходус Ю.А.
судей ФИО8, Калугина Д.М, при секретаре судебного заседания Николаенкове Д.А, с участием прокурора отдела управления Главного управления Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, рассмотрев в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению Щерчковой Надежды Валентиновны об оспаривании в части постановлений "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п, от ДД.ММ.ГГГГ N-п, от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении перечней объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", по апелляционной жалобе "адрес" на решение "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ, Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции ФИО8, прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции,
УСТАНОВИЛА:
Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованном ДД.ММ.ГГГГ в издании "Бюллетень законов "адрес", правовых актов губернатора "адрес", исполнительных органов государственной власти "адрес"" N том 1, а также размещенном ДД.ММ.ГГГГ на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, определен на 2021 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2021 год).
Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", опубликованном ДД.ММ.ГГГГ в издании "Бюллетень законов "адрес", правовых актов губернатора "адрес", исполнительных органов государственной власти "адрес"" N том 1, а также размещенном ДД.ММ.ГГГГ на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, определен на 2022 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2022 год).
Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении на 2023 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость", размещенном ДД.ММ.ГГГГ на официальном интернет-портале правовой информации http://www.pravo.gov.ru, определен на 2023 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость (далее - Перечень на 2023 год).
Административный истец Щерчкова Н.В. обратилась в "адрес"вой суд с административным иском, в обоснование которого указала, что является собственником объекта недвижимости - нежилого помещения, площадью 153, 6 кв.м, с кадастровым номером N, расположенном по адресу: "адрес", помещение 1-3, 13/1, которое включено в пункт 305 Перечня на 2021 год, пункт 638 Перечня на 2022 год, в пункт 4014 Перечня на 2023 год.
По мнению административного истца, указанный объект недвижимости не обладает признаками объекта налогообложения, в отношении которого налоговая база определяется как его кадастровая стоимость. Его включение в Перечни на 2021, 2022, 2023 года противоречит статье 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, нарушает права и законные интересы административного истца, так как незаконно возлагает на административного истца обязанность по уплате им налога на имущество организации в большем размере.
Административный истец просил суд признать недействующими со дня принятия: пункт 305 таблицы 2 приложения к постановлению "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п; пункт 638 таблицы 2 приложения к постановлению "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п; пункт 4014 таблицы 2 приложения к постановлению "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п.
"адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ административные исковые требования Щерчковой Н.В. удовлетворены. Суд постановил:
Признать не действующими со дня принятия:
- признать не действующим со дня принятия пункт 305 таблицы 2 приложения к постановлению "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость";
- признать не действующим со дня принятия пункт 638 таблицы 2 приложения к постановлению "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость";
- признать не действующим со дня принятия пункт 4014 таблицы 2 приложения к постановлению "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении на 2023 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость".
На "адрес" возложена обязанность опубликовать сообщение о принятом решении суда в течение одного месяца со дня его вступления в законную силу в официальном печатном издании "Бюллетень законов "адрес", правовых актов губернатора "адрес", исполнительных органов государственной власти "адрес"".
С "адрес" в пользу Щерчковой Надежды Валентиновны взысканы судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 900 рублей.
В апелляционной жалобе "адрес" просило решение "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ отменить, принять по делу новое решение об отказе в удовлетворении заявленных требований.
В обоснование доводов, изложенных в апелляционной жалобе, "адрес" указало, что объект недвижимости с кадастровым номером N, расположенный по адресу: "адрес", помещение 1-3, 13/1, включен в оспариваемые Перечни в соответствии с актом обследования фактического использования здания (строения, сооружения) и помещения от ДД.ММ.ГГГГ, в соответствии с которым, вся площадь спорного помещения используется под размещение офиса - в нем расположена нотариальная контора. Судом первой инстанции сделан неправильный вывод о том, что указанные сведения не могут быть безусловно определенными в целях применения положений ст. 378.2 НК РФ, таким образом, судом неверно определены обстоятельства, имеющие значение для административного дела, в результате чего решение "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ подлежит отмене.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе "адрес" представлены возражения о их необоснованности и законности судебного решения.
В судебном заседании административный истец Щерчкова Н.В, участвующая в деле посредством использования видеоконференц-связи, возражала против удовлетворения доводов жалобы "адрес", просила оставить решения "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ - без изменения.
В судебном заседании суда апелляционной инстанции прокурор отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриев М.С. в заключении полагал необходимым оставить решение суда без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены надлежащим образом в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, положения статьи 14 Международного пакта о гражданских и политических правах, гарантирующие равенство всех перед судом, в соответствии с которыми неявка лица в суд есть его волеизъявление, свидетельствующее об отказе от реализации своего права на непосредственное участие в разбирательстве, а потому не является преградой для рассмотрения дела, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Заслушав заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Дмитриева М.С, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений относительно апелляционной жалобы, судебная коллегия приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционных жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Положениями статей 208, 213 и 215 КАС РФ предусмотрено, что лица, в отношении которых применен нормативный правовой акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением о признании такого нормативного правового не действующим полностью или в части, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Нормативный правовой акт может быть признан судом недействующим полностью или в части, если установлено его противоречие (несоответствие) иному нормативному правовому акту, имеющему большую юридическую силу.
Установление общих принципов налогообложения и сборов в Российской Федерации находится в совместном ведении Российской Федерации и субъектов Российской Федерации. По предметам совместного ведения Российской Федерации и субъектов Российской Федерации издаются федеральные законы и принимаемые в соответствии с ними законы и иные нормативные правовые акты субъектов Российской Федерации (статьи 72 и 76 Конституции Российской Федерации).
На основании статей 3 и 14 Налогового кодекса Российской Федерации каждое лицо должно уплачивать законно установленные налоги, которые должны иметь экономическое основание и не могут быть произвольными.
Налог на имущество физических лиц является местным налогом, устанавливается и вводится в действие в соответствии с Налоговым кодексом Российской Федерации и нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований, и обязателен к уплате на территориях этих муниципальных образований (подпункт 2 статьи 15, пункт 1 статьи 399 Налогового кодекса Российской Федерации).
В силу статьи 400 Налогового кодекса Российской Федерации налогоплательщиками налога на имущество физических лиц признаются физические лица, обладающие правом собственности на имущество, признаваемое объектом налогообложения в соответствии со статьей 401 названного кодекса, подпунктом 6 пункта 1 которой предусмотрены иные здание, строение, сооружение, помещение.
Статьей 402 НК РФ (в редакции, действовавшей на момент принятия оспариваемых нормативных правовых актов) установлено, что налоговая база в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 этого кодекса, исчисляется исходя из кадастровой стоимости указанных объектов налогообложения, а также возложена обязанность на законодательный (представительный) орган государственной власти субъекта Российской Федерации (за исключением городов федерального значения Москвы, Санкт-Петербурга и Севастополя) установить в срок до ДД.ММ.ГГГГ единую дату начала применения на территории субъекта Российской Федерации порядка определения налоговой базы исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения (абзац третий пункта 1).
Из пункта 1, подпункта 2 пункта 2 статьи 406 Налогового кодекса Российской Федерации следует, что налоговые ставки устанавливаются нормативными правовыми актами представительных органов муниципальных образований в зависимости от применяемого порядка определения налоговой базы с учетом положений пункта 5 данной статьи.
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
В соответствии со статьями 1 и "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ПК "Об установлении единой даты начала применения на территории "адрес" порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" с ДД.ММ.ГГГГ на территории "адрес" введен налог на имущество физических лиц, исходя из кадастровой стоимости недвижимого имущества.
Статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации предусмотрено: 1. Налоговая база определяется с учетом особенностей, установленных настоящей статьей, как кадастровая стоимость имущества в отношении следующих видов недвижимого имущества, признаваемого объектом налогообложения:
1) административно-деловые центры и торговые центры (комплексы) и помещения в них.
3. В целях настоящей статьи административно-деловым центром признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях делового, административного или коммерческого назначения. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях делового, административного или коммерческого назначения, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки);
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях делового, административного или коммерческого назначения признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки).
4. В целях настоящей статьи торговым центром (комплексом) признается отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам и которое отвечает хотя бы одному из следующих условий:
1) здание (строение, сооружение) расположено на земельном участке, один из видов разрешенного использования которого предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания;
2) здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания. При этом:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов его общей площади для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
4.1. В целях настоящей статьи отдельно стоящее нежилое здание (строение, сооружение), помещения в котором принадлежат одному или нескольким собственникам, признается одновременно как административно-деловой центр, так и торговый центр (комплекс), если такое здание (строение, сооружение) предназначено для использования или фактически используется одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В целях настоящего пункта:
здание (строение, сооружение) признается предназначенным для использования одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, если назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания;
фактическим использованием здания (строения, сооружения) одновременно как в целях делового, административного или коммерческого назначения, так и в целях размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания признается использование не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
9. Вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
"адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ПК "Об установлении единой даты начала применения на территории "адрес" порядка определения налоговой базы по налогу на имущество физических лиц исходя из кадастровой стоимости объектов налогообложения" такой датой признано ДД.ММ.ГГГГ (статьи 1 и 2).
Особенности определения налоговой базы в отношении отдельных объектов недвижимого имущества, расположенных на территории "адрес" определены статьей "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ПК "О налоге на имущество организаций на территории "адрес" и о внесении изменений в "адрес" "О налогообложении в "адрес"" (далее "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ПК). Перечень объектов недвижимого имущества, указанных в пункте 1 части 1 данной статьи, определяется "адрес".
Пунктом 1 части 1 статьи "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ПК (в редакции "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ПК) установлено, что налоговая база как кадастровая стоимость объектов недвижимого имущества определяется в отношении административно-деловых центров и торговых центров (комплексов) общей площадью свыше 300 кв. м и помещений в них, за исключением помещений, находящихся в оперативном управлении органов государственной власти "адрес", органов местного самоуправления в "адрес", автономных, бюджетных и казенных учреждений "адрес".
В случае определения налоговой базы, исходя из кадастровой стоимости объекта налогообложения налоговые ставки в отношении объектов налогообложения, включенных в перечень, определяемый в соответствии с пунктом 7 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, а также объектов налогообложения, предусмотренных абзацем вторым пункта 10 статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации, устанавливаются в размере, не превышающем 2 процентов.
Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении на 2021 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен на 2021 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость.
Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении на 2022 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен на 2022 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость.
Постановлением "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении на 2023 год перечня объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость" определен на 2023 год Перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база исчисляется как их кадастровая стоимость.
Суд первой инстанции, проанализировав предписания подпункта 33 пункта 2 статьи 26.3 Федерального закона от ДД.ММ.ГГГГ N 184-ФЗ "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации", положения статей 372, 378.2, 399 и 402 Налогового кодекса Российской Федерации, статей 11, "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-ПК "О системе исполнительных органов государственной власти "адрес"", Постановление "адрес" от ДД.ММ.ГГГГ N-п "Об определении уполномоченного исполнительного органа государственной власти "адрес" и утверждении Порядка определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость", актов исполнительных органов государственной власти "адрес", порядке организации опубликования законов "адрес", сделал верный вывод о том, что оспариваемые нормативные правовые акты приняты уполномоченным органом, в пределах своей компетенции с соблюдением порядка их опубликования.
Нежилое помещение кадастровым номером N, принадлежащее по праву собственности административному истцу включено в пункт 305 таблицы 2 приложения Перечня на 2021 год, пункт 638 таблицы 2 приложения Перечня на 2022 год, в пункт 4014 таблицы 2 Приложения Перечня на 2023 год.
Согласно сведениям из Единого государственного реестра недвижимости, объект недвижимого имущества с кадастровым номером N расположенный по адресу: "адрес", помещение 1-3, 13/1, общей площадью 153, 6 кв.м, имеет назначение: "нежилое", наименование "нежилое помещение" (л.д. 24-26).
Из материалов дела следует, что помещение с кадастровым номером N расположено в многоквартирном доме с кадастровым номером N, назначение "многоквартирный дом", наименование "жилой дом со встроенными помещениями административного и общественного назначения и подземной автостоянкой", площадь нежилых помещений 4 617, 9 кв.м, который в свою очередь расположен на земельном участке с кадастровым номером N с видом разрешенного использования "многоквартирные дома разных типов со встроенно-пристроенными помещениями нежилого назначения на жилых этажах".
По сведениям, полученным из филиала ППК "Роскадастр" по "адрес" N от ДД.ММ.ГГГГ по состоянию на дату оспариваемых нормативных правовых актов земельный участок с кадастровым номером N имел следующие характеристики: площадь - 3863 кв.м, категория земель - "земли населенных пунктов", вид разрешенного использования "многоквартирные дома разных типов со встроенно-пристроенными помещениями нежилого назначения на жилых этажах".
Таким образом, здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого, безусловно, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, объектов бытового обслуживания населения.
Суд первой инстанции, проанализировав представленные документы, связанные с видом разрешенного использования земельного участка, пришел к верному выводу, что здание расположено на земельном участке, вид разрешенного использования которого, безусловно, не предусматривает размещение офисных зданий делового, административного и коммерческого назначения, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) бытового обслуживания; иных документов, подтверждающих иной вид разрешенного использования данного земельного участка в период включения указанного здания в оспариваемые Перечни, в материалах административного дела не содержится, таким образом, вид разрешенного использования земельных участков не может быть признан безусловно определенными в целях применения положений статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Таким образом, для включения в Перечни объектов, в отношении которых налоговая база определяется как кадастровая стоимость, необходимо, чтобы в объектах, являющихся административно-деловыми центрами и торговыми центрами (комплексами) или отдельно стоящими нежилыми зданиями, назначение, разрешенное использование или наименование помещений общей площадью не менее 20 процентов общей площади этого здания (строения, сооружения) в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, или документами технического учета (инвентаризации) таких объектов недвижимости, предусматривало размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания, или фактически использовались не менее 20 процентов их общей площади для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В соответствии с документами технического учета (инвентаризации) здания с кадастровым номером N (технический паспорт, составленный ФГУП "Ростехинвентаризация - Федеральное БТИ" по "адрес" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ (инвентарный N), площадь нежилых помещений составляет - 4 617, 9 кв.м, наименование объекта учета "жилой дом со встроенными помещениями административного и общественного назначения и подземной автостоянкой", который включает в себя помещения следующего назначения: "тамбур", "помещение", "лестничная клетка", "электрощитовая", "умывальная", "туалет", "комната уборочного инвентаря", "кабинет", "коридор", "пожарный пост", "мусорокамера", "лифтовая шахта", "балкон", "кухня", "лоджия", "терраса", "художественная мастерская", "машиноместо", "комната инструктора", "вестибюль", "душевая", "женская раздевалка", "мужская раздевалка", "тренажерный зал", "проезд", "спуск в подвал", "насосная пожаротушения", "насосная", "ИТП" (л.д. 49-56).
В соответствии с техническим паспортом нежилого помещения с кадастровым номером N составленным Муниципальным унитарным предприятием "Верещагинское бюро технической инвентаризации" по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ, помещение имеет назначение "нежилое", включающее в себя помещения следующего назначения: "холл", "лестничная клетка", "помещение для переговоров" (16, 4 кв.м.), "кабинет", "сан.узел", "кладовая", "архив", "помещение для приема пищи", "балкон" (л.д. 28-32).
Поскольку термин "кабинет" не является тождественным термину "офис", помещения с назначением "кабинет" не могут быть учтены в качестве офисных помещений.
Назначение помещений не предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры или торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания.
В данном случае из имеющихся в технической документации экспликаций к поэтажному плану не следует, что не менее 20 процентов общей площади, как спорного помещения, так и здания, в котором оно расположено, предусматривает размещение офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры, объектов торговли, общественного питания и бытового обслуживания.
Таким образом, в технических паспортах нежилого здания отсутствуют помещения, назначение которых можно было бы отнести к критериям установленным для объектов недвижимости в целях, установленных статьей 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации.
Следовательно, суд первой инстанции правильно констатировал, что в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, а также в соответствии с документами технического учета (инвентаризации) объектов недвижимости помещение в Перечень на 2021, 2022, 2023 годы включению не подлежало.
Доводы апелляционной жалобы о том, что спорный объект недвижимости был включен в оспариваемые пункты Перечней по виду фактического использования, судебной коллегией отклоняются в силу следующего.
Пунктом 9 статьи 378.2 НК РФ предусмотрено, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений определяется уполномоченным органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации в соответствии с порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений, устанавливаемым с учетом положений пунктов 3, 4, 5 настоящей статьи высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации.
Федеральный законодатель, устанавливая с ДД.ММ.ГГГГ особенности определения налоговой базы, исчисления и уплаты налога в отношении отдельных объектов недвижимого имущества исходя из их кадастровой стоимости, в статье 378.2 НК РФ предусмотрел требования к процедуре принятия нормативного правового акта, регулирующего отношения в названной сфере, обязав уполномоченный орган исполнительной власти субъекта Российской Федерации не позднее 1-го числа очередного налогового периода определять перечень объектов недвижимого имущества, указанных в подпунктах 1 и 2 пункта 1 названной статьи, указал, что вид фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений устанавливается в соответствии с принятым высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации порядком определения вида фактического использования зданий (строений, сооружений) и помещений (подпункт 1 пункта 7, пункт 9).
Исходя из системного анализа взаимосвязанных положений статьи 378.2 НК РФ, при принятии решения о включении в Перечень объекта по его фактическому использованию как административно-делового центра, помещения в котором фактически используется для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки), или торговым центром (комплексом), помещения в котором используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания и (или) объектов бытового обслуживания должен иметься акт обследования фактического использования объекта недвижимости, проведенного в отношении спорного нежилого здания до издания нормативного правового акта в строгом соответствии с Порядком определения вида фактического использования зданий, при условии, что содержание Акта позволяет сделать однозначный вывод о том, какие помещения и на какой площади используются для размещения торговых объектов, объектов общественного питания или бытового обслуживания, и (или) для размещения офисов и сопутствующей офисной инфраструктуры (включая централизованные приемные помещения, комнаты для проведения встреч, офисное оборудование, парковки) и что их общая площадь превышает 20 процентов от общей площади здания.
В материалах дела представлен акт обследования фактического использования нежилого помещения от ДД.ММ.ГГГГ (далее - Акт), содержание которого указывает, что вся площадь помещения с кадастровым номером N используется под офис нотариальной конторы (л.д. 73-74).
Однако, как верно указал суд первой инстанции, размещение в помещении нотариальной конторы не может свидетельствовать о его фактическом использовании в целях размещения офиса.
Оценив по правилам статьи 84 КАС РФ имеющиеся в материалах дела доказательства, включая Акт, в их совокупности и взаимосвязи, судебная коллегия вопреки доводам апелляционной жалобы соглашается с аргументированной позицией суда о том, что надлежащих доказательств соответствия фактического использования помещения на момент утверждения Перечней на N годы положениям статьи 378.2 НК РФ административным ответчиком не представлено.
Приходя к такому выводу, судебная коллегия учитывает, что деятельность нотариусов, занимающихся частной практикой, является особой юридической деятельностью, которая осуществляется от имени государства, в связи с чем, не является предпринимательством и не преследует цели извлечения прибыли. Нотариусов нельзя приравнивать к лицам, оказывающим услуги на коммерческой основе. Статьей 6 Основ законодательства о нотариате от ДД.ММ.ГГГГ N предусмотрен запрет нотариусу на: занятие предпринимательской и другой оплачиваемой деятельностью, за исключением преподавательской, научной или иной творческой деятельности; оказание посреднических услуг при заключении договоров.
Следовательно, размещение в помещении нотариальной конторы в любом случае не может свидетельствовать о его фактическом использовании в целях размещения офиса.
Поскольку содержание технической документации не свидетельствует о использовании более 20% общей площади спорного помещения, площадью в установленных статьей 378.2 НК РФ целях, суд пришел к правильному выводу о неправомерности включения спорного объекта в Перечни на 2021, 2022, 2023 годы и об удовлетворении заявленных административным истцом требований.
Определяя момент, с которого оспариваемые нормативные правовые акты должны быть признаны недействующими, суд первой инстанции применил пункт 1 части 2 статьи 215 КАС РФ и, учитывая, что оспариваемые нормы изначально вошли в противоречие с нормативными правовыми актами, имеющими большую силу, признал соответствующие пункты Перечней на 2021, 2022, 2023 годы недействующими со дня их принятия.
При обращении в суд административный истец оплатил государственную пошлину в размере 900 рублей (л.д. 5, 44), в связи с чем, суд первой инстанции на основании части 1 статьи 103 и части 1 статьи 111 КАС РФ взыскал с административного ответчика в пользу административного истца судебные расходы по оплате государственной пошлины в размере 900 рублей.
Указанные выводы суда первой инстанции являются обоснованными, соответствуют материалам дела, сделаны с учетом оценки представленных доказательств и основаны на правильном применении законодательства, регулирующего спорные правоотношения.
Доводы апелляционной жалобы административного ответчика о том, что спорный объект недвижимого имущества соответствовал критериям статьи 378.2 Налогового кодекса Российской Федерации и подпадал под порядок налогообложения на основании кадастровой стоимости объекта, судебная коллегия отклоняет, поскольку в силу прямого предписания, содержащегося в части 9 статьи 213 КАС РФ, административный ответчик обязан доказать законность включения объекта в перечень объектов недвижимого имущества, в отношении которых налоговая база определяется как их кадастровая стоимость.
Между тем административный ответчик относимых и допустимых доказательств, с достоверностью подтверждающих соответствие вышеуказанного здания критериям, установленным Налоговым кодексом Российской Федерации и необходимым для включения указанного объекта в Перечни на 2021, 2022, 2023 годы не представил, не содержится их и в апелляционной жалобе.
Решение суда основано на всестороннем, полном, объективном и непосредственном исследовании представленных сторонами доказательств, правовая оценка которым дана судом надлежащим образом. Нормы материального права, регулирующие спорные правоотношения применены судом правильно. Нарушений норм процессуального права, влекущих отмену или изменение решения, судом допущено не было.
Оснований для отмены или изменения решения суда не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение "адрес"вого суда от ДД.ММ.ГГГГ оставить без изменения, апелляционную жалобу "адрес" - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации в кассационном порядке в течение шести месяцев в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции ("адрес") через "адрес"вой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено - ДД.ММ.ГГГГ.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.