г. Нижний Новгород 15 августа 2023 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи Красновой Н.П, рассмотрев административное дело по административному исковому заявлению индивидуального предпринимателя главы КФХ Белова А.С. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков по частной жалобе индивидуального предпринимателя главы КФХ Белова Александра Сагитовича на определение Оренбургского областного суда от 15 июня 2023 года об отказе в принятии административного искового заявления
установил:
Индивидуальный предприниматель глава КФХ Белов А.С. (далее - ИП глава КФХ Белов А.С.) обратился в Оренбургский областной суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости следующих объектов недвижимости:
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года в размере 325 700 руб.;
земельного участка с кадастровым номером N по состоянию на 1 января 2019 года в размере 537 100 руб.
Определением Оренбургского областного суда от 15 июня 2023 года ИП главе КФХ Белову А.С. отказано в принятии административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельных участков.
Не согласившись с указанным определением суда, ИП глава КФХ Беловым А.С. подал частную жалобу, в которой указывает, что обжалуемое определение нарушает его права и законные интересы, лишает права повторного обращения в суд с аналогичным исковым заявлением. В обоснование доводов жалобы приводит положения статьи 128 Кодекса административного судопроизводства (далее - КАС РФ), в которой указывает на исчерпывающий перечень оснований для отказа в принятии административного искового заявления, полагает, что несоблюдение установленного федеральным законом обязательного досудебного порядка урегулирования данной категории административных споров является основанием для возврата искового заявления, соответственно, суду первой инстанции следовало применить положения статьи 129 КАС РФ. Просит определение Оренбургского областного суда от 15 июня 2023 года отменить, принять по делу новый судебный акт о возвращении административного искового заявления.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции осуществляется в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Законность и обоснованность определения суда первой инстанции проверена судом апелляционной инстанции с учетом положений части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Проверив материалы дела, оценив имеющиеся в деле доказательства, изучив доводы частной жалобы, суд апелляционной инстанции приходит к следующему.
Отказывая в принятии административного искового заявления, судья исходил из того, что административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установления рыночной стоимости подано минуя обращение в бюджетное учреждение, то есть административным истцом не соблюден внесудебный порядок оспаривания кадастровой стоимости объекта недвижимости, предусмотренный статьей 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" что в свою очередь влечет последствия, предусмотренные пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ.
Суд апелляционной инстанции с данными выводами суда соглашается ввиду следующего.
Порядок установления кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости установлен статьями 22 и 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" (далее - Федеральный закон N 237-ФЗ).
Согласно положениям статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Указанный порядок по общему правилу начинает действовать с 1 января 2023 года.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ) с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации:
а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости;
б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ;
в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) не осуществляется.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 декабря 2022 года N 1514-пп "О дате перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке" для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости на территории Оренбургской области осуществляется с 1 января 2023 года.
Таким образом, с 1 января 2023 года на территории Оренбургской области установлен внесудебный порядок рассмотрения заявлений об установлении кадастровой стоимости объектов недвижимости равной рыночной стоимости, учтенных в Едином государственном реестре недвижимости.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 сентября 2016 года N 683-п создано государственное бюджетное учреждение "Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области", в которое физические и юридические лица вправе обратиться, и которое, в свою очередь, вправе принять решение как об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости, так и об отказе в установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (часть 11 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ).
В связи с этим на территории Оренбургской области с 1 января 2023 года не применяются положения статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ, предусматривающие возможность оспаривания результатов определения кадастровой стоимости в комиссии, в случае ее создания в субъекте Российской Федерации или в суде, и не осуществляется рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ (пункт 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ).
В рассматриваемом случае заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости должно быть подано по правилам статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в бюджетное учреждение в сфере кадастровой оценки или многофункциональный центр и не подлежит рассмотрению в суде.
При этом заявитель вправе обжаловать принятое бюджетным учреждением решение в отношении заявления об установлении рыночной стоимости в суд в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости (часть 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ).
Из буквального толкования данного положения закона следует, что требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости равной рыночной является дополнительным и может быть заявлено только одновременно с требованием о признании незаконным решения бюджетного учреждения в сфере кадастровой оценки.
Согласно разъяснениям, изложенным в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 30 июня 2021 года, рыночная стоимость, устанавливаемая по правилам статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, определяется на дату, которая указана сторонами договора на проведение рыночной оценки объекта недвижимости и соответственно в отчете об оценке.
Оспаривая кадастровую стоимость земельных участков, административный истец обратился в Оренбургский областной суд 9 июня 2023 года, то есть после перехода к применению на территории Оренбургской области положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ о кадастровой оценке для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости.
Доказательств соблюдения внесудебного порядка административным истцом не представлено и в материалах дела данных доказательств не имеется.
Кроме того, при подаче административного искового заявления административным истцом заявлено только требование об установлении кадастровой стоимости земельного участка, которое является дополнительным и может быть заявлено только одновременно с требованием о признании незаконным решения бюджетного учреждения в сфере кадастровой оценки.
Просительная часть административного искового заявления не содержит требования о признании незаконным решения бюджетного учреждения в сфере кадастровой оценки. Как не представлено такое решение и в материалы дела.
Доводы частной жалобы сводятся к несогласию административного истца применения судом пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ при вынесении оспариваемого определения с указанием на необходимость применения части 1 статьи 129 КАС РФ и подлежат отклонению, в связи с разъяснениями Верховного Суда Российской Федерации, данными на вопрос 9 Обзора судебной практики N 2 (2021), где сделан акцент на то, что в случае подачи административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости минуя обращение в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления следует отказать применительно к подпункту 1 пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ (заявление не подлежит рассмотрению в судах).
Доводы частной жалобы о том, что в связи с отказом в принятии административного искового заявления административный истец лишен права оспорить кадастровую стоимость и признать ее равной рыночной, основаны на неверном толковании норм действующего законодательства, в связи с чем не опровергают вывода суда первой инстанции об отсутствии правовых оснований для принятия административного искового заявления.
Иные доводы частной жалобы на законность судебного постановления не влияют, в связи с чем, признаются несостоятельными.
При таком положении, вывод суда первой инстанции о наличии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, для отказа в принятии административного искового заявления является правильным.
С учетом изложенного, суд апелляционной инстанции находит определение Оренбургского областного суда от 15 июня 2023 года законным и обоснованным, предусмотренных статьей 310 КАС РФ оснований для его отмены не усматривает.
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, руководствуясь статьями 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определил:
определение Оренбургского областного суда от 15 июня 2023 года оставить без изменения, частную жалобу индивидуального предпринимателя главы КФХ Белова А.С. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (г. Самара), в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Оренбургский областной суд
Судья Н.П. Краснова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.