Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе:
председательствующего
Кузьмичева В.А, судей
Рогожиной Е.В, Савинова К.А, при секретаре
Юриной Т.М, с участием прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации - Яковлевой Ю.Д, рассмотрела в открытом судебном заседании с использованием систем видеоконференц-связи административное дело по административному исковому заявлению ФИО2, ФИО1 о признании не действующими в части Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007г. N 143, со дня вступления решения суда в законную силу, по апелляционной жалобе ФИО2, ФИО1 на решение Пермского краевого суда от 12 мая 2023 года, которым отказано в удовлетворении административного искового заявления.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Рогожиной Е.В, объяснения представителей административных ответчиков Пермской городской Думы - ФИО10, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края и Правительства Пермского края - ФИО11, заключение прокурора, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
УСТАНОВИЛА:
решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года N 143 утверждены Правила землепользования и застройки города Перми.
Текст документа опубликован в издании "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь", N 48, 10 июля 2007 года.
Решением Пермской городской Думы от 26 января 2010 года N 16 внесены изменения в решение Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года N143 "Об утверждении Правил землепользования и застройки г. Перми", в том числе глава 15 "Градостроительные регламенты в части видов и параметров разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства" изложена в новой редакции, карта градостроительного регламента территории города Перми изложена в новой редакции.
В соответствии с указанными изменениями на земельные участки с кадастровыми номерами N, N установлена территориальная зона Ц-6 (зона обслуживания промышленности, торговли, складирования и мелкого производства).
Первоначальный текст документа опубликован в издании "Официальный бюллетень органов местного самоуправления муниципального образования город Пермь", N 8, 9 февраля 2010 года.
ФИО1, ФИО2 обратились в Пермский краевой суд с административным иском о признании не действующими Правил землепользования и застройки города Перми, в части установления территориальной зоны Ц-6 в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, N.
В обоснование заявленных требований указали, что ФИО1 является собственником земельного участка с кадастровым номером N, земельный участок с кадастровым номером N принадлежит на праве собственности ФИО2
Правила землепользования и застройки города Перми, утвержденные решением Пермской городской Думы 26 июня 2007 года N 143, в части установления на принадлежащие им земельные участки с кадастровыми номерами N, N, не соответствуют Генеральному плану города Перми, нарушают права и законные интересы административных истцов, поскольку ограничивают виды разрешенного использования земельных участков.
Решением Пермского краевого суда от 12 мая 2023 года в удовлетворении административных исковых требований ФИО2, ФИО1 о признании не действующими со дня вступления решения суда в законную силу Правил землепользования и застройки города Перми, утвержденных решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года N14, 3 в части установления территориальной зоны Ц-6 (зона обслуживания промышленности, торговли, складирования и мелкого производства) в отношении земельных участков с кадастровыми номерами N, N, отказано.
В апелляционной жалобе административные истцы ФИО2, ФИО9 просят решение суда отменить, принять по делу новое решение об удовлетворении исковых требований, указывая, что судом неверно применены нормы материального права.
Административными ответчиками, заинтересованными лицами и прокурором, участвующим в деле в суде первой инстанции, представлены возражения относительно апелляционной жалобы, в которых указывают, что решение суда подлежит оставлению без изменения, апелляционная жалоба - без удовлетворения, ввиду необоснованности изложенных в ней доводов.
В судебном заседании представители административных ответчиков Пермской городской Думы - ФИО10, Министерства по управлению имуществом и градостроительной деятельности Пермского края и Правительства Пермского края - ФИО11, участвующие в судебном заседании посредством использования систем видеоконференц-связи, доводы возражений на апелляционную жалобу поддержали, просили решение суда отавть без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения.
Другие лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, о времени и месте судебного заседания извещены в соответствии с главой 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом положений части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав лиц, участвующих в деле, заключение прокурора, полагавшего решение суда подлежащим оставлению без изменения, апелляционную жалобу - без удовлетворения, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, возражений на апелляционную жалобу, оценив имеющиеся в деле доказательства, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с частью 1 статьи 208 КАС РФ с административным исковым заявлением о признании нормативного правового акта не действующим полностью или в части вправе обратиться лица, в отношении которых применен этот акт, а также лица, которые являются субъектами отношений, регулируемых оспариваемым нормативным правовым актом, если они полагают, что этим актом нарушены или нарушаются их права, свободы и законные интересы.
Как установлено судом первой инстанции и следует из материалов дела, административным истцам на праве собственности принадлежат земельные участки с кадастровыми номерами 59:01:4510444:447, 59:01:4510444:448, категория земель: земли населенных пунктов, виды разрешенного использования: стоянки и гаражи, в том числе многоэтажные встроенные, пристроенные, отдельно стоящие надземные, подземные.
Решением Пермской городской Думы от 26 января 2010 года N 16 внесены изменения в решение Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года N 143 "Об утверждении Правил землепользования и застройки г. Перми", в том числе глава 15 "Градостроительные регламенты в части видов и параметров разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства", также карта градостроительного регламента территории города Перми изложены в новой редакции.
В соответствии с указанными изменениями на земельные участки с кадастровыми номерами N, N установлена территориальная зона Ц-6 (зона обслуживания промышленности, торговли, складирования и мелкого производства).
Согласно Генеральному плану города Перми, утвержденному решением Пермской городской Думы от 17 декабря 2010 года N 205 в редакции, действовавшей до 1 января 2023 года, земельные участки административных истцов располагались в функциональной зоне СТН-Ж (зона средне- и малоэтажной застройки).
Постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2022 года N 1175-п внесены изменения в решение Пермской городской Думы от 17 декабря 2010 года N 205 "Об утверждении Генерального плана города Перми".
Изменения, внесенные Правительством Пермского края от 30 декабря 2022 года N 1175, в настоящее время вступили в силу, опубликованы на официальном сайте Правительства Пермского края 30 декабря 2022 года. Указанным постановлением Положение о территориальном планировании, Карты территориального планирования изложены в новой редакции.
Согласно новой редакции Генерального плана города Перми земельные участки административных истцов располагаются в функциональной зоне - территории, занятые преимущественно многоквартирной типовой жилой застройкой.
Следовательно, судом первой инстанции сделан верный вывод, что административные истцы, в отношении которых применен оспариваемый нормативный правовой акт и которые полагают, что данным актом нарушаются их права и законные интересы, на основании части 1 статьи 208 КАС РФ, во взаимосвязи с частью 1 статьи 5, частью 4 статьи 32 Градостроительного кодекса Российской Федерации (далее по тексту - ГрК РФ), вправе были обратиться в суд с настоящим административным исковым заявлением, которое подлежало рассмотрению по существу.
Статьей 3 ГрК РФ предусмотрено, что законодательство о градостроительной деятельности состоит из данного кодекса, других федеральных законов и иных нормативных правовых актов Российской Федерации, а также законов и иных нормативных правовых актов субъектов Российской Федерации. По вопросам градостроительной деятельности принимаются муниципальные правовые акты, которые не должны противоречить ГрК РФ.
Правила землепользования и застройки, исходя из содержания пункта 8 статьи 1 названного кодекса, являются документом градостроительного зонирования, который утверждаются нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга, и в которых устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
Процедура подготовки и принятия правил землепользования и застройки, их утверждения и внесения в них изменений, регламентированы статьями 30 - 35 ГрК РФ.
Проанализировав нормы федерального и регионального законодательства суд первой инстанции, верно, исходил из того, что оспариваемый нормативный правовой акт принят Пермской городской Думой в пределах ее компетенции, с соблюдением требований, предъявляемых к его форме и виду, процедуре принятия и правилам введения в действие и по данным основаниям не оспаривается.
Проверяя содержание оспариваемых положений на предмет их соответствия нормативным правовым актам, имеющим большую юридическую силу, суд первой инстанции, верно, руководствовался нормами законодательства о градостроительной деятельности, регулирующими спорные правоотношения, и пришел к правильному выводу о том, что требования административных истцов не подлежат удовлетворению.
Отношения по территориальному планированию, градостроительному зонированию, планировке территории, архитектурно-строительному проектированию, отношения по строительству объектов капитального строительства, их реконструкции, капитальному ремонту, сносу, а также по эксплуатации зданий, сооружений, регулируются законодательством о градостроительной деятельности (часть 1 статьи 4 ГрК РФ).
К градостроительным отношениям применяется земельное, лесное, водное законодательство, законодательство об особо охраняемых природных территориях, об охране окружающей среды, об охране объектов культурного наследия (памятников истории и культуры) народов Российской Федерации, иное законодательство Российской Федерации, если данные отношения не урегулированы законодательством о градостроительной деятельности (часть 3 статьи 4 ГрК РФ).
Градостроительное зонирование ГрК РФ определяет как зонирование территорий муниципальных образований в целях определения территориальных зон и установления градостроительных регламентов, которые включаются в правила землепользования и застройки и определяют правовой режим земельных участков, равно как всего, что находится над и под поверхностью земельных участков и используется в процессе их застройки и последующей эксплуатации объектов капитального строительства. В данных регламентах указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства, расположенных в пределах соответствующей территориальной зоны (часть 1 статьи 1 ГрК РФ).
Согласно пункту 8 статьи 1 ГрК РФ правила землепользования и застройки - это документ градостроительного зонирования, который утверждается нормативными правовыми актами органов местного самоуправления, нормативными правовыми актами органов государственной власти субъектов Российской Федерации - городов федерального значения Москвы и Санкт-Петербурга и в котором устанавливаются территориальные зоны, градостроительные регламенты, порядок применения такого документа и порядок внесения в него изменений.
В соответствии с частью 1 статьи 30 ГрК РФ правила землепользования и застройки разрабатываются в целях создания условий для устойчивого развития территорий муниципальных образований, сохранения окружающей среды и объектов культурного наследия, создания условий для планировки территорий муниципальных образований, обеспечения прав и законных интересов физических и юридических лиц, в том числе правообладателей земельных участков и объектов капитального строительства, создания условий для привлечения инвестиций, в том числе путем предоставления возможности выбора наиболее эффективных видов разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства.
Составной частью правил землепользования и застройки являются градостроительные регламенты (пункт 3 части 2 статьи 30 ГрК РФ), в которых указываются виды разрешенного использования земельных участков и объектов капитального строительства (пункт 1 части 6 статьи 30 ГрК РФ).
В соответствии со статьей 1 ГрК РФ территориальное планирование - планирование развития территорий, в том числе для установления функциональных зон, определения планируемого размещения объектов федерального значения, объектов регионального значения, объектов местного значения.
Территориальное планирование направлено на определение в документах территориального планирования назначения территорий исходя из совокупности социальных, экономических, экологических и иных факторов в целях обеспечения устойчивого развития территорий, развития инженерной, транспортной и социальной инфраструктур, обеспечения учета интересов граждан и их объединений, Российской Федерации, субъектов Российской Федерации, муниципальных образований (часть 1 статьи 9 ГрК РФ).
Согласно части 3 статьи 9 ГрК РФ документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии им решений и реализаций таких решений.
В силу части 1 статьи 18 ГрК РФ генеральные планы городских округов являются документами территориального планирования муниципальных образований.
Частями 9 и 10 статьи 31 ГрК РФ установлен принцип первичности генерального плана городского округа по отношению к правилам землепользования и застройки городского округа.
Несоответствие правил землепользования и застройки муниципального образования генеральному плану является основанием для рассмотрения вопроса о приведении правил в соответствие с указанным документом территориального планирования (часть 10 статьи 31 ГрК РФ).
Судом первой инстанции установлено и следует из материалов дела, что на дату утверждения Правил землепользования и застройки города Перми (утверждены решением Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года N 143) земельные участки административных истцов находились в территориальной зоне Ж-1 - зона застройки многоэтажными жилыми домами, предназначенной для высокоплотной застройки многоквартирными многоэтажными (5-16 этажей) жилыми домами, допускается размещение объектов социального и культурно-бытового обслуживания населения, преимущественно местного значения, иных объектов согласно градостроительным регламентам.
Решением Пермской городской Думы от 26 января 2010 года N 16 внесены изменения в решение Пермской городской Думы от 26 июня 2007 года N 143 "Об утверждении Правил землепользования и застройки г. Перми", согласно новой редакции Правил землепользования и застройки г. Перми на территорию, в которой расположены земельные участки административных истцов, установлена территориальная зона Ц-6 (зона обслуживания промышленности, торговли, складирования и мелкого производства).
Зона Ц-6 выделена для обеспечения правовых условий формирования коммерческой застройки непроизводственного назначения и обслуживающих центров в промышленных районах, в местах расположения производственных и коммунально-складских баз. Особенностью зоны является сочетание обслуживающих коммерческих объектов, объектов местного и городского значения, связанных с обеспечением производственной и другой деятельности.
Основные виды разрешенного использования: склады (6.9), складские площадки (6.9.1), деловое управление (4.1), среднее и высшее профессиональное образование (3.5.2), объекты торговли (торговые центры, торгово-развлекательные центры (комплексы) (4.2), магазины (4.4), рынки (4.3), спорт (5.1), выставочно-ярмарочная деятельность (4.10), банковская и страховая деятельность (4.5), обеспечение обороны и безопасности (8.0), обеспечение научной деятельности (3.9), связь (6.8), рекламные агентства, издательские и редакционные организации, целлюлозно-бумажная промышленность (6.11), обеспечение внутреннего правопорядка (8.3), стационарное медицинское обслуживание (3.4.2), амбулаторное ветеринарное обслуживание (3.10.1), общественное питание (4.6), бытовое обслуживание (3.3), амбулаторно-поликлиническое обслуживание (3.4.1), гостиничное обслуживание (4.7), туристическое обслуживание (5.2.1), оказание услуг связи (3.2.3), объекты пожарной охраны (пожарная часть, пожарное депо, отдельно стоящие здания теплодымокамеры и учебной башни), автомобильные мойки (4.9.1.3), заправка транспортных средств (4.9.1.1), служебные гаражи (4.9), государственное управление (3.8.1).
Вспомогательные виды разрешенного использования: зеленые насаждения, объекты наружного противопожарного водоснабжения (пожарные резервуары, водоемы), коммунальное обслуживание (3.1).
Условно разрешенные виды использования: автомобильный транспорт (7.2), легкая промышленность (6.3), религиозное использование (3.7), антенны сотовой, радиорелейной, спутниковой связи, телевизионные башни, коммунальное обслуживание (3.1), благоустройство территории (12.0.2), ремонт автомобилей (4.9.1.4), развлекательные мероприятия (4.8.1), строительная промышленность (6.6), хранение автотранспорта (2.7.1).
Согласно Генеральному плану города Перми, утвержденному решением Пермской городской Думы от 17 декабря 2010 года N 205, в редакции, действовавшей до 1 января 2023 года, принадлежащие административным истцам земельные участки располагались в функциональной зоне СТН-Ж (зона средне- и малоэтажной застройки).
Формирование СТН-Ж должно направляться следующими целевыми установками - созданием правовых, административных и экономических условий для:
1. преимущественно жилого использования территории;
2. возможности сочетания жилых домов не выше четырех этажей, блокированных жилых домов и индивидуальных жилых домов городского типа не выше трех этажей. Посредством внесения изменений в ПЗЗ могут устанавливаться зоны и/или подзоны размещения зданий жилого и нежилого назначения выше четырех этажей;
3. развития вдоль улиц общественно-деловых и культурно-бытовых центров, ориентированных на удовлетворение повседневных потребностей населения.
При реализации указанных целевых установок надлежит учитывать:
1. существующие особенности данного вида функциональных зон:
1.1. функциональные зоны данного вида являются периферийными поселками городского типа, где отсутствуют либо не развиты соответствующие виды инфраструктуры: отсутствуют дороги с твердым покрытием, отсутствуют централизованные системы водоснабжения и водоотведения, низкий уровень обслуживания городским общественным транспортом, высокая степень зависимости жителей от индивидуального транспорта (при его наличии), средняя и низкая обеспеченность школьными и дошкольными учреждениями, недостаток территорий общего пользования;
1.2. наличие смешанной застройки - средне- и многоэтажной многоквартирной застройки, как правило, невысокого качества (имеются новые дома в 9-10 этажей, шлакоблочные дома и пятиэтажные многоквартирные дома);
1.3. общую направленность развития на перспективу - трансформация в зоны малоэтажной застройки без расширения границ функциональной зоны. Предусматривать при формировании территориальных зон и/или подзон этажность объектов капитального строительства не выше четырех этажей;
2. показатели интенсивности использования территории на перспективу применительно к СТН-Ж в целом:
2.1. максимальная плотность нетто застройки всех видов объектов капитального строительства в границах земельных участков, площадь которых не превышает предельные размеры, указанные в таблице 2, - не более 6000 кв. м/га, в границах функциональной зоны - не более 2000 кв. м/га;
2.2. максимальная доля помещений нежилого назначения от общей площади помещений всех видов использования (с учетом наземной части объектов капитального строительства для размещения автомобильных стоянок) - 10%;
2.3. обеспеченность жилой застройки стояночными местами для индивидуальных автомобилей внутри кварталов - 1, 0 автомобиля на жилую единицу.
Постановлением Правительства Пермского края от 30 декабря 2022 года N 1175 Положение о территориальном планировании, Карты территориального планирования изложены в новой редакции, согласно которой земельные участки административных истцов располагаются в функциональной зоне - территории, занятые преимущественно многоквартирной типовой жилой застройкой.
Согласно пункту 2.2.7 Положения о территориальном планировании функциональная зона развития территорий с сохранением преобладающих параметров представлена территориями, фактическое использование которых характеризуется тем, что более 50% их занято одним видом использования - преобладающей функцией. Выделено четыре вида указанных территорий, в том числе территории, занятые преимущественно многоквартирной типовой жилой застройкой.
Развитие территорий, занятых преимущественно многоквартирной типовой жилой застройкой, определяется, как правило, качественными преобразованиями существующей застройки и городской инфраструктуры, ориентированными на повышение комфорта проживания в районах с сохранением сложившегося уровня интенсивности использования территории. Качественные преобразования определяются по следующим направлениям и видам мероприятий:
1. повышение уровня доступности городского общественного транспорта и мест активного и пассивного отдыха; формирование сети внешних и внутренних (локальных) связных маршрутов жилых улиц с приоритетом перемещений пешком и на велосипедах для рекреационных целей и выходов к остановкам общественного транспорта;
2. расширение спектра локальных культурно-бытовых услуг; выделение территориальных зон для осуществления производственных видов деятельности субъектами малого предпринимательства;
3. расширение разнообразия жилой и нежилой застройки меньшего масштаба относительно существующей застройки;
4. обеспечение условий устойчивого сохранения качества общественных пространств (с точки зрения управления, сбалансированного распределения ответственности, экономического развития, функциональности, доступности);
5. восстановление существующих и создание новых объектов рекреационной инфраструктуры; формирование связной ландшафтной сети и выходов к внешним природным объектам;
6. интеграция открытых пространств средних общеобразовательных учреждений без нарушения режимов их работы в систему рекреационных объектов районов.
Регламентация градостроительной деятельности, как следует из положений статьи 2 ГрК РФ, направлена в первую очередь на обеспечение комфортной среды обитания, комплексного учета потребностей населения и территорий в развитии и необходима для согласования государственных, общественных и частных интересов в данной области в целях обеспечения благоприятных условий проживания.
Поэтому, обладая достаточно широкой дискрецией в сфере градостроительства, органы государственной власти при изменении правового регулирования не могут действовать произвольно без объективного и разумного обоснования, должны соблюдать баланс частных и публичных интересов, конституционные принципы справедливости, равенства, соразмерности, которые, как указывал в своих решениях Конституционный Суд Российской Федерации, предполагают сохранение разумной стабильности правового регулирования, недопустимость внесения произвольных изменений в действующую систему норм.
Генеральный план представляет собой основополагающий документ территориального планирования, определяющий стратегию градостроительного развития территорий и условия формирования среды жизнедеятельности, и содержит в себе долгосрочные ориентиры их развития, что должно обусловливать высокий уровень стабильности данного документа.
Утверждение документов территориального планирования является проявлением дискреционных полномочий органов местного самоуправления, что, однако, не предполагает произвольных действий данных органов.
В соответствии со статьей 34 ГрК РФ при подготовке правил землепользования и застройки границы территориальных зон устанавливаются с учетом:
1) возможности сочетания в пределах одной территориальной зоны различных видов существующего и планируемого использования земельных участков;
2) функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом поселения (за исключением случая, установленного частью 6 статьи 18 настоящего Кодекса), генеральным планом городского округа, схемой территориального планирования муниципального района;
3) определенных настоящим Кодексом территориальных зон;
4) сложившейся планировки территории и существующего землепользования; планируемых изменений границ земель различных категорий;
6) предотвращения возможности причинения вреда объектам капитального строительства, расположенным на смежных земельных участках;
7) историко-культурного опорного плана исторического поселения федерального значения или историко-культурного опорного плана исторического поселения регионального значения.
Согласно положениям статьи 35 ГрК РФ в результате градостроительного зонирования могут определяться жилые, общественно-деловые, производственные зоны, зоны инженерной и транспортной инфраструктур, зоны сельскохозяйственного использования, зоны рекреационного назначения, зоны особо охраняемых территорий, зоны специального назначения, зоны размещения военных объектов и иные виды территориальных зон.
В состав жилых зон могут включаться:
1) зоны застройки индивидуальными жилыми домами;
2) зоны застройки индивидуальными жилыми домами и домами блокированной застройки;
3) зоны застройки среднеэтажными многоквартирными домами;
4) зоны застройки многоэтажными многоквартирными домами;
5) зоны жилой застройки иных видов.
В жилых зонах допускается размещение отдельно стоящих, встроенных или пристроенных объектов социального и коммунально-бытового назначения, объектов здравоохранения, объектов дошкольного, начального общего и среднего общего образования, культовых зданий, стоянок автомобильного транспорта, гаражей, объектов, связанных с проживанием граждан и не оказывающих негативного воздействия на окружающую среду. В состав жилых зон могут включаться также территории, предназначенные для ведения садоводства (часть 2).
В соответствии с пунктом 2.1.13 Положения о территориальном планировании Генерального плана города Перми (в действующей редакции), разрешенные виды использования земельных участков и предельные параметры определяются градостроительным зонированием. Параметры использования земельных участков определяются посредством комплексного анализа критериев транспортной доступности, уровня обслуживания социальной инфраструктурой, обеспечиваемого органами государственной власти Пермского края и (или) органами местного самоуправления города Перми, оценки природного ландшафта с учетом сложившейся морфологии застройки и уникальных особенностей конкретной территории, параметров функциональных зон Генерального плана, описание которых приведено в настоящем разделе.
С учетом приведенных положений законодательства, подготовка правил землепользования и застройки должно осуществляться с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, определенных генеральным планом городского округа, территориальные зоны, установленные правилами землепользования и застройки, конкретизируют положения генерального плана в целях определения правового режима использования земельных участков без изменения функциональных зон согласно генеральному плану.
Таким образом, для гармоничного развития территории задача органов местного самоуправления при разработке документов территориального планирования состоит в необходимости обеспечения справедливого баланса между общественными интересами и правами частных лиц путем согласования этих прав и интересов, в том числе в сфере обеспечения благоприятных условий проживания в муниципальных образованиях.
Согласно пункту 1.1.1. Положения о территориальном планировании генерального плана города Перми, утвержденного решением Пермской городской Думы от 17 декабря 2010 года N 205 (в редакции постановления Правительства Пермского края от 30 декабря 2022 года N 1175) основными целями территориального планирования Пермского городского округа являются: обеспечение методами территориального планирования устойчивого и адаптивного к экономическим и технологическим изменениям развития города, обуславливающего рациональное, эффективное и экономически оправданное использование городских ресурсов, гарантирующего комфортные и благоприятные условия для жителей города посредством определения назначения территорий и направления их развития с учетом интересов граждан и их объединений, исходя из совокупности социальных, демографических, экономических, экологических и иных факторов (пункт 1.1.1.1); представление городскому сообществу описания территориального развития города Перми, информации о планируемых органами государственной власти Пермского края и органами местного самоуправления города Перми мероприятиях по развитию городской инфраструктуры для обеспечения возможности физическим и юридическим лицам осуществлять планирование своей деятельности с учетом положений о территориальном планировании (пункт 1.1.1.2); обеспечение перспективного территориального развития города Перми в пределах границ освоенных территорий посредством повышения уровня их функционального разнообразия, размещения жилой и нежилой застройки, реконструкции и модернизации существующей городской инфраструктуры и застройки всех видов, повышения качества благоустройства (пункт 1.1.1.3).
Как следует из материалов дела, земельные участки, принадлежащие административным истцам, имеют вид разрешенного использования "стоянки и гаражи, в том числе многоэтажные встроенные, пристроенные, отдельно стоящие надземные, подземные".
На земельном участке с кадастровым номером N расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером N, степень готовности 8%, площадь 42 кв. м, на земельном участке с кадастровым номером 59:01:4510444:448 расположен объект незавершенного строительства с кадастровым номером N - проектируемое назначение "жилой дом", степень готовности объекта 8%, площадь застройки 42 кв. м.
Земельный участок с кадастровым номером N образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N площадью 905 кв. м с землями, государственная собственность на которые не разграничена, площадью 396 кв. м, на основании соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, заключенного между департаментом земельных отношений администрации г. Перми и ФИО12 В результате чего образован указанный земельный участок площадью 1301 кв. м, расположенный на землях населенных пунктов с разрешенным использованием - стоянки и гаражи, в том числе многоэтажные встроенные, пристроенные, отдельно стоящие надземные, подземные. По условиям соглашения у ФИО12 возникает право собственности на указанный земельный участок. Право собственности ФИО2 на данный земельный участок зарегистрировано 12 октября 2022 года.
Земельный участок с кадастровым номером N образован путем перераспределения земельного участка с кадастровым номером N, принадлежащего на праве собственности ФИО1 с землями, государственная собственность на которые не разграничена, в результате чего образован указанный земельный участок площадью 1674 кв. м, расположенный на землях населенных пунктов и с разрешенным использованием "стоянки и гаражи, в том числе многоэтажные встроенные, пристроенные, отдельно стоящие надземный, подземные".
На указанный земельный участок, согласно условиям соглашения о перераспределении земель и (или) земельных участков, возникает право собственности ФИО1, которое зарегистрировано 7 июня 2022 года.
Вид разрешенного использования исходных земельных участков с кадастровыми номерами N, N на момент их перераспределения значился как "стоянки и гаражи, в том числе многоэтажные встроенные, пристроенные, отдельно стоящие надземные, подземные".
Учитывая изложенное, суд первой инстанции пришел к верному выводу, что вид разрешенного использования земельных участков с кадастровыми номерами N и N соответствует установленной оспариваемым нормативным правовым актом территориальной зоне Ц-6 (зона обслуживания промышленности, торговли, складирования и мелкого производства) и не противоречит Генеральному плану города Перми, как в ранее действовавшей редакции, так и в редакции постановления Правительства Пермского края от 30 декабря 2022 года N 1175, которой предусмотрено развитие территорий, занятых преимущественно многоквартирной типовой жилой застройкой, в частности, качественными преобразованиями существующей застройки и городской инфраструктуры, ориентированными на повышение комфорта проживания в районах с сохранением сложившегося уровня интенсивности использования территории, в том числе расширение спектра локальных культурно-бытовых услуг, выделение территориальных зон для осуществления производственных видов деятельности субъектами малого предпринимательства, расширение разнообразия жилой и нежилой застройки меньшего масштаба относительно существующей застройки и другие преобразования территорий, занятой существующей застройкой. Градостроительный регламент территориальной зоны Ц-6 не противоречит назначению и описанию функциональной зоны - территории, занятые преимущественно многоквартирной типовой застройкой.
Включение земельных участков в указанную зону не создает препятствий для их дальнейшей эксплуатации и не исключает возможности использования земельных участков и расположенных на них объектов по их целевому назначению. Установление территориальной зоны Ц-6 не ограничивает права административных истцов в части выбора основных, вспомогательных и условно-разрешенных видов использования земельных участков.
Вопреки доводам апелляционной жалобы административных истцов о несоответствии территориальной зоны зоне функциональной, судебная коллегия полагает, что функциональная зона СТН-Ж, как и зона - территории, занятые преимущественно многоквартирной типовой жилой застройкой, не предполагает наличие в данной зоне исключительно объектов жилого назначения, при этом, в силу требований действующего законодательства, территориальные зоны в правилах землепользования и застройки устанавливаются с учетом функциональных зон и параметров их планируемого развития, что предполагает возможность размещения в функциональной зоне жилой застройки и объектов иного назначения с учетом планируемого развития территории и необходимости обеспечения наличия социальной и иной инфраструктуры, удовлетворяющей потребности населения.
Судебная коллегия соглашается с выводом суда первой инстанции, о том, что отсутствие в градостроительном регламенте в территориальной зоны Ц-6 перечня видов разрешенного использования земельных участков под жилищное строительство, о противоречии территориальной зоны Ц-6 функциональной зоне не свидетельствует, поскольку обязанность исполнения градостроительных регламентов не может рассматриваться как нарушение прав и законных интересов правообладателей земельных участков.
Таким образом, в материалы дела доказательств противоречия оспариваемого нормативного правового акта действующему законодательству не представлено.
Довод апелляционной жалобы о том, что суд первой инстанции проверил на соответствие территориальной зоны Ц-6 функциональной зоне, установленной в редакции постановления Правительства Пермского края от 30 декабря 2022 года N1175, не является основанием для отмены судебного акта, поскольку судом первой инстанции подробно проведен анализ представленных доказательств и дана надлежащая оценка доводам административных истцов.
Все доводы апелляционной жалобы повторяют позицию административных истцов, изложенную в суде первой инстанции, которые явились предметом всесторонней проверки суда первой инстанции, были оценены при рассмотрении дела, выводы, полученные на основании такой оценки, подробно отражены в обоснование решения суда и подтверждаются исследованными судом доказательствами по делу, с такой оценкой судебная коллегия согласна. Иное толкование заявителями апелляционной жалобы норм материального права и другая оценка обстоятельств дела не свидетельствуют об ошибочности выводов суда первой инстанции.
Нарушений норм материального и процессуального права, повлекших вынесение незаконного решения, в том числе и тех, на которые имеются ссылки в апелляционной жалобе, судом не допущено.
С учетом изложенного принятое по делу решение суда первой инстанции следует признать законным и обоснованным, оснований для отмены или изменения, предусмотренных статьей 310 КАС РФ, не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, ОПРЕДЕЛИЛА:
решение Пермского краевого суда от 12 мая 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу ФИО2, ФИО1 - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Седьмой кассационный суд общей юрисдикции (город Челябинск) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Пермский краевой суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 11 сентября 2023 г.
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.