г. Нижний Новгород
23 августа 2023 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Кузьмичева В.А, рассмотрев частную жалобу Свободы С.Ю. на определение Оренбургского областного суда от 30 июня 2023 года об отказе в принятии административного искового заявления Свободы С.Ю. об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка,
УСТАНОВИЛ:
Свобода С.Ю. обратился с административным исковым заявлением о признании недействительным решение Государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области" N 2370 от 21 июня 2023 года, установлении архивной кадастровой стоимости земельного участка с кадастровым номером N в размере его рыночной стоимости "данные изъяты" рублей по состоянию на 1 февраля 2012 года.
Определением Оренбургского областного суда от 30 июня 2023 года административное исковое заявления об оспаривании решения Государственного бюджетного учреждения "Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области принято к производству.
Определением Оренбургского областного суда от 30 июня 2023 года в принятии административного искового заявления об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости земельного участка отказано на основании пункта 1 части 1 статьи 128 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
В частной жалобе Свобода С.Ю. просит определение отменить как вынесенное с нарушением норм процессуального права, считает, что суд первой инстанции не учел, что административный истец просит установить кадастровую стоимость по состоянию на 1 января 2012 года, которая является архивной.
В соответствии с частями 2 и 2.1 статьи 315 КАС РФ рассмотрение частной жалобы осуществляется в апелляционном порядке по правилам, установленным главой 34 КАС РФ, без проведения судебного заседания судьей суда апелляционной инстанции единолично.
Проверив законность и обоснованность обжалуемого определения, правильность применения судом первой инстанции процессуального законодательства, в соответствии со статьей 308 КАС РФ в полном объеме, суд апелляционной инстанции приходит к следующим выводам.
Отказывая в принятии административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что статьей 6 Федерального закона от 31 июля 2020 года N 269-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации"" (далее - Федеральный закон N 269-ФЗ) до 1 января 2023 года установлен переходный период применения статей 22, 21 Федерального закона от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ, особенности которого зависят от принятия высшим исполнительным органом государственной власти субъекта Российской Федерации решения о дате перехода к применению положений статьи 22.1 указанного Федерального закона.
Согласно положениям статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Указанный порядок по общему правилу начинает действовать с 1 января 2023 года.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации:
а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;
б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ;
в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) не осуществляется.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 декабря 2022 года N 1514-пп установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ на территории Оренбургской области для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2023 года.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ предусмотрен механизм внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости - рассмотрение заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в государственных бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости.
Таким образом, законом установлен внесудебный порядок определения рыночной стоимости.
Часть 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ предусматривает возможность оспаривания в суде решения бюджетного учреждения. Требование об установлении рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с таким требованием и не носит самостоятельного характера. В том случае, если в суд подано административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости минуя обращение в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления следует отказать применительно к подпункту 1 пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ (заявление не подлежит рассмотрению в судах).
Отказывая в принятии административного иска, судья исходил из того, что для данной категории споров предусмотрен внесудебный порядок разрешения.
Между тем, вопреки выводам суда первой инстанции, новое правовое регулирование оспаривания кадастровой стоимости на территории Оренбургской области с 1 января 2023 года, связанное с переходом к применению статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, положениями которой не предусмотрена возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости во внесудебном порядке, не свидетельствует об отсутствии у административного истца права на ее оспаривание в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из материалов дела, с 22 августа 2017 года по 31 августа 2020 года Свобода С.Ю. являлся собственником земельного участка, кадастровая стоимость которого была утверждена Постановлением Правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012 года N 112-п "Об утверждении результатов государственной кадастровой оценки земель населенных пунктов на территории Оренбургской области" в размере "данные изъяты" рублей.
До подачи административного иска в суд административный истец обращался в Государственное бюджетное учреждение "Центр государственной кадастровой оценки Оренбургской области" с заявлением о пересмотре кадастровой стоимости, однако заявление возвращено без рассмотрения уведомлением от 21 июня 2023 года N 2310.
Из содержания административного искового заявления также следует, что актуальная кадастровая стоимость земельного участка установлена в размере "данные изъяты" рублей на основании постановления Правительства Оренбургской области от 25 октября 2022 года N 1123-пп по состоянию на 1 января 2022 года, однако административный истец оспаривает кадастровую стоимость земельного участка, определенную по состоянию на 1 января 2012 года в размере "данные изъяты" рублей, утвержденную постановлением Правительства Оренбургской области от 24 декабря 2012 года N 1122-п, которое было принято в соответствии с Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, а не в соответствии с Федеральным законом от 3 июля 2016 года N 237-ФЗ
В связи с чем, к спорным правоотношениям подлежит применению Федеральный закон N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации".
Отказывая в принятии административного искового заявления, суд первой инстанции не учел положения части 7 статьи 24 Федерального закона N 237-ФЗ, в силу которых государственная кадастровая оценка, проведение которой начато до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, и оспаривание результатов такой государственной кадастровой оценки проводятся в соответствии с Федеральным законом N 135-ФЗ.
В соответствии Постановлением Правительства Оренбургской области от 3 февраля 2021 года N 35-пп "О проведении государственной кадастровой оценки земельных участков, расположенных на территории Оренбургской области" на территории области проведена государственная кадастровая оценка земельных участков.
Земельный участок с кадастровым номером N вошел в перечень объектов недвижимости, подлежащих государственной кадастровой оценке на территории Оренбургской области, сформированный по состоянию на 1 января 2022 года. Кадастровая стоимость данного объекта утверждена постановлением Правительства Оренбургской области от 25 октября 2022 N 1123-пп в размере "данные изъяты" рублей по состоянию на 1 января 2022 года.
ДД.ММ.ГГГГ в Единый государственный реестр недвижимости внесены сведения о кадастровой стоимости в размере "данные изъяты" рублей в соответствии с положениями Федерального закона N 237-ФЗ "О государственной кадастровой оценке".
При указанных обстоятельствах, оспариваемая кадастровая стоимость земельного участка по состоянию на ДД.ММ.ГГГГ в размере "данные изъяты" рублей на момент перехода к применению на территории Оренбургской области положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости являлась архивной, что само по себе исключает возможность ее оспаривания по правилам настоящей статьи.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Согласно положениям части 4 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подается в суд в соответствии с правилами подсудности, установленными статьей 20 названного Кодекса. В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
Такой порядок установлен Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, который предусматривает порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости - в комиссии по рассмотрению соответствующих споров или в суде, при этом для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (статья 24.18).
Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что право на применение результатов пересмотра оспариваемой архивной кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости для целей, установленных законодательством, сохраняется, суд апелляционной инстанции полагает ошибочными выводы суда о наличии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, для отказа в принятии административного искового заявления.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что указанное определение является незаконным и подлежит отмене, а административный материал - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
Руководствуясь статьями 315, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, определил:
определение Оренбургского областного суда от 30 июня 2023 года отменить.
Материал по административному исковому заявлению Свободы С.Ю. об оспаривании результатов определения архивной кадастровой стоимости земельного участка, направить в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о его принятии к производству суда.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Оренбургский областной суд.
Судья
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.