г. Нижний Новгород
13 сентября 2023 года
Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции в составе судьи судебной коллегии по административным делам Савинова К.А, рассмотрев административный материал по административному исковому заявлению Жданова К.А. об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства в размере рыночной по частной жалобе Жданова К.А. на определение Оренбургского областного суда от 12 июля 2023 года об отказе в принятии административного искового заявления,
УСТАНОВИЛ:
Жданов К.А. 7 июля 2023 года обратился в суд с административным иском, в котором просит установить кадастровую стоимость объекта капитального строительства с кадастровым номером "Номер" в размере рыночной стоимости 4 439 000 рублей по состоянию на 9 октября 2015 года.
Определением Оренбургского областного суда от 12 июля 2023 года административному истцу отказано в принятии указанного административного искового заявления.
В частной жалобе административный истец ставит вопрос об отмене определения суда первой инстанции, поскольку считает, что судом первой инстанции допущены нарушения материального и процессуального права, а также неверно определены фактические обстоятельства дела. Так, административный истец считает несостоятельным вывод суда об утрате права административного истца на оспаривание кадастровой стоимости объекта недвижимости в судебном порядке в связи с распространением на него действия положений статьи 22.1 ФЗ от 3 июля 2016 года N 237 ФЗ "О государственной кадастровой оценке", поскольку считает, что у него сохранилась возможность применения архивной кадастровой стоимости спорных объектов недвижимости.
Относительно доводов, изложенных в частной жалобе Филиалом ППК Роскадастр по Оренбургской области представлены возражения на частную жалобу, в которых просят определение суда первой инстанции оставить без изменения, частную жалобу - без удовлетворения.
В соответствии с частями 2, 2.1 статьи 315 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ) рассмотрение частной жалобы на данное определение суда первой инстанции, осуществляется единолично судьей апелляционного суда без проведения судебного заседания.
Изучив материалы дела, доводы частной жалобы, возражения суд приходит к следующему.
В силу части 1 статьи 308 КАС РФ суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в жалобе.
Отказывая в принятии административного искового заявления, суд первой инстанции исходил из того, что возможность оспаривания в суде результатов определения кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости по состоянию на указанную административным истцом дату утрачена с 1 января 2023 года.
С таким выводом суд апелляционной инстанции согласиться не может по следующим основаниям.
Согласно положениям статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ заявление об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости подается в бюджетное учреждение, созданное субъектом Российской Федерации и наделенное полномочиями, связанными с определением кадастровой стоимости. Решение бюджетного учреждения в отношении заявления об установлении рыночной стоимости может быть оспорено в суде в порядке административного судопроизводства. Одновременно с оспариванием решения бюджетного учреждения в суд может быть также заявлено требование об установлении кадастровой стоимости объекта недвижимости в размере его рыночной стоимости.
Указанный порядок по общему правилу начинает действовать с 1 января 2023 года.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 6 Федерального закона N 269-ФЗ с даты, указанной в решении, в субъекте Российской Федерации:
а) применяются положения статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ в отношении всех объектов недвижимости, учтенных в ЕГРН;
б) не применяются положения статьи 22 Федерального закона N 237-ФЗ;
в) рассмотрение споров о результатах определения кадастровой стоимости на основании установления в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость, в соответствии со статьей 24.18 Федерального закона от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ "Об оценочной деятельности в Российской Федерации" (далее - Федеральный закон N 135-ФЗ) не осуществляется.
Постановлением Правительства Оренбургской области от 27 декабря 2022 года N 1514-пп установлена дата перехода к применению положений статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ на территории Оренбургской области для целей установления кадастровой стоимости объектов недвижимости в размере их рыночной стоимости - 1 января 2023 года.
Как разъяснено в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 2 (2021), статьей 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ предусмотрен механизм внесудебного установления кадастровой стоимости в размере рыночной стоимости - рассмотрение заявления об установлении рыночной стоимости объекта недвижимости в государственных бюджетных учреждениях субъектов Российской Федерации, осуществляющих определение кадастровой стоимости.
Таким образом, законом установлен внесудебный порядок определения рыночной стоимости.
Часть 15 статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ предусматривает возможность оспаривания в суде решения бюджетного учреждения. Требование об установлении рыночной стоимости может быть заявлено только одновременно с таким требованием и не носит самостоятельного характера. В том случае, если в суд подано административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости и установлении рыночной стоимости минуя обращение в бюджетное учреждение, в принятии такого заявления следует отказать применительно к подпункту 1 пункта 1 части 1 статьи 128 КАС РФ (заявление не подлежит рассмотрению в судах).
Таким образом, вопреки выводам суда первой инстанции, новое правовое регулирование оспаривания кадастровой стоимости на территории Оренбургской области с 1 января 2023 года, связанное с переходом к применению статьи 22.1 Федерального закона N 237-ФЗ, положениями которой не предусмотрена возможность оспаривания архивной кадастровой стоимости во внесудебном порядке, не свидетельствует об отсутствии у административного истца права на ее оспаривание в судебном порядке.
В соответствии с частью 1 статьи 4 КАС РФ каждому заинтересованному лицу гарантируется право на обращение в суд за защитой нарушенных или оспариваемых прав, свобод и законных интересов, в том числе в случае, если, по мнению этого лица, созданы препятствия к осуществлению его прав, свобод и реализации законных интересов либо на него незаконно возложена какая-либо обязанность, а также право на обращение в суд в защиту прав других лиц или в защиту публичных интересов в случаях, предусмотренных настоящим Кодексом и другими федеральными законами.
Исходя из положений части 1 статьи 245 КАС РФ, статьи 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ юридические лица и граждане вправе обратиться в суд с административным исковым заявлением об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости в случае, если результатами определения кадастровой стоимости затронуты их права и обязанности.
Статьей 24.18 Федерального закона N 135-ФЗ предусмотрено, что одним из оснований для пересмотра результатов определения кадастровой стоимости является установление в отношении объекта недвижимости его рыночной стоимости на дату, по состоянию на которую установлена его кадастровая стоимость.
Как следует из административного иска и приложенных документов, в период с 29 ноября 2019 года по 6 ноября 2021 года Жданову К.А. на праве собственности принадлежал жилой дом с кадастровым номером "Номер", расположенный по адресу: г. "Адрес"
Постановлением Правительства Оренбургской области от 16 ноября 2021 года N 1053-пп "Об утверждении результатов определения кадастровой стоимости зданий, помещений, сооружений, объектов незавершенного строительства, машино-мест на территории Оренбургской области" утверждена кадастровая стоимость указанного объекта недвижимости в размере 8 736 123, 24 руб. по состоянию на 1 января 2021 года.
Предыдущая кадастровая стоимость в отношении указанного объекта недвижимости применялась с 9 октября 2015 года по 1 января 2022 года.
В административном исковом заявлении отсутствует дата, по состоянию на которую устанавливается кадастровая стоимость, но есть упоминание об обжаловании архивной стоимости. При этом, к исковому заявлению приложен отчет N016-56-23ю в соответствии с которым рыночная стоимость объекта оценки определена по состоянию на 6 ноября 2021 года. Кроме того, сам административный истец в просительной части административного искового заявления указывает, что просит пересмотреть именно архивную кадастровую стоимость.
При указанных обстоятельствах, однозначно не известно: какую именно кадастровую стоимость хочет оспорить административный истец и на какую дату.
Из правовой позиции, изложенной в пункте 14 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 30 июня 2015 года N 28 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами дел об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости объектов недвижимости" следует, что требование о пересмотре кадастровой стоимости, ставшей архивной, может быть рассмотрено по существу, если на дату обращения в Комиссию или в суд сохраняется право на применение результатов такого пересмотра для целей, установленных законодательством.
Согласно положениям части 4 статьи 245 КАС РФ административное исковое заявление об оспаривании результатов определения кадастровой стоимости подается в суд в соответствии с правилами подсудности, установленными статьей 20 названного Кодекса. В случае, если федеральным законом установлено обязательное соблюдение досудебного порядка обращения в комиссию по рассмотрению споров о результатах определения кадастровой стоимости, обращение в суд возможно только после соблюдения этого порядка.
Такой порядок установлен Федеральным законом от 29 июля 1998 года N 135-ФЗ, который предусматривает порядок оспаривания результатов определения кадастровой стоимости - в комиссии по рассмотрению соответствующих споров или в суде, при этом для оспаривания физическими лицами результатов определения кадастровой стоимости в суде предварительное обращение в комиссию не является обязательным (статья 24.18).
Конституционное право на судебную защиту, как следует из статьи 46 (части 1 и 2) Конституции Российской Федерации во взаимосвязи с другими ее положениями, это не только право на обращение в суд, но и возможность получения реальной судебной защиты путем восстановления нарушенных прав и свобод, которая должна быть обеспечена государством.
Принимая во внимание изложенное, учитывая, что право на применение результатов пересмотра оспариваемой архивной кадастровой стоимости спорного объекта недвижимости для целей, установленных законодательством, сохраняется, суд апелляционной инстанции полагает ошибочными выводы суда о наличии оснований, предусмотренных пунктом 1 части 1 статьи 128 КАС РФ, для отказа в принятии административного искового заявления.
Таким образом, суд апелляционной инстанции приходит к выводу, что указанное определение является незаконным и подлежит отмене, а административный материал - направлению в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о принятии административного искового заявления к производству суда.
При суд апелляционной инстанции отмечает, что при наличии оснований, суд не лишен возможности применить последствия предусмотренные статьями 129-130, 246 КАС РФ.
Руководствуясь статьями 315, 316, 317 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации Четвертый апелляционный суд общей юрисдикции, определил:
определение Оренбургского областного суда от 12 июля 2023 года отменить.
Материал по административному исковому заявлению Жданова К.А. об установлении кадастровой стоимости объекта капитального строительства в размере рыночной, направить в суд первой инстанции для рассмотрения вопроса о его принятии к производству суда.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его вынесения и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Шестой кассационный суд общей юрисдикции (город Самара) по правилам, установленным главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, через Оренбургский областной суд.
Судья К.А. Савинов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.