Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции в составе
председательствующего Сорокина М.С, судей Бушминой А.Е, Калугина Д.М, при секретаре судебного заседания Николаенкове Д.А, рассмотрела в открытом судебном заседании административное дело по административному исковому заявлению Е. о признании постановления Избирательной комиссии Самарской области от 31 июля 2023 г. N61/394-77 "Об отказе в регистрации на должность кандидата в Губернаторы Самарской области Е, выдвинутого Региональным отделением в Самарской области политической партии "Демократическая партия России" необоснованным и его отмене, по апелляционной жалобе Е. на решение Самарского областного суда от 10 августа 2023 года, которым в удовлетворении административного искового заявления отказано.
Заслушав доклад судьи Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции Калугина Д.М, объяснения административного истца и представителя Регионального отделения в Самарской области политической партии "Демократическая партия России" Е, объяснения представителя Избирательной комиссии Самарской области П, заключение прокурора отдела Генеральной прокуратуры Российской Федерации Дмитриева М.С, судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции
установила:
постановлением Самарской Губернской Думы от 9 июня 2023 года N453 на 10 сентября 2023 года назначены выборы Губернатора Самарской области. Данное постановление опубликовано в газете "Волжская коммуна" 14 июня 2023 года (выпуск N 91 (31512)).
1 июля 2023 года решением Регионального отделения в Самарской области политической партии "Демократическая партия России" Е. выдвинут на должность кандидата в Губернаторы Самарской области.
8 и 26 июля 2023 года Е. в Избирательную комиссию Самарской области (далее также Избирательная комиссия) представлены документы для его регистрации в качестве кандидата в Губернаторы Самарской области.
27 июля 2023 года проведена проверка листа поддержки кандидата с подписью депутата представительного органа муниципального образования Самарской области в поддержку выдвижения кандидата. По результатам проверки составлен итоговый протокол проверки подписей, проставленных в листах поддержки кандидата на должность Губернатора Самарской области Е, в соответствии с которым количество заявленных и представленных листов поддержки кандидата составило 1 лист, количество достоверных подписей, проставленных в листах поддержки кандидата, - 1 подпись.
Постановлением Избирательной комиссии от 27 июля 2023 года N60/380-7 Е. извещен о выявленных в представленных им документах недостатках, а именно: об отсутствии документов, необходимых для уведомления о выдвижении и регистрации кандидата, а также о недостаточном количестве достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата, а также о наличии оснований для отказа ему в регистрации кандидатом на должность Губернатора Самарской области.
Постановлением Избирательной комиссии Самарской области от 31 июля 2023 года N61/394-7 "Об отказе в регистрации на должность кандидата в Губернаторы Самарской области Е, выдвинутого Региональным отделением в Самарской области политической партии "Демократическая партия России"" (далее также Постановление N61/394-7) Е. отказано в регистрации кандидатом на должность Губернатора Самарской области в соответствии с пунктами 3 и 6 части 11 статьи 25 Закона Самарской области N55-ГД, а именно: отсутствие документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата; недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, представленных для регистрации.
Поступившее 30 июля 2023 года в Избирательную комиссию заявление Е. об исправлении выявленных недостатков в ранее представленных им документах на выдвижение и регистрацию кандидата на должность Губернатора Самарской области, а также поступившее 31 июля 2023 года обращение к членам Комиссии с правом решающего голоса по вопросу принятия решения о регистрации Е. кандидатом на выборах Губернатора рассмотрены Избирательной комиссией, о чем заявителю 3 августа 2023 года направлен письменный ответ с разъяснениями по поставленным заявителем вопросам.
Е. обратился в Самарский областной суд с административным исковым заявлением о признании постановления Избирательной комиссии Самарской области от 31 июля 2023 года N61/394-7 "Об отказе в регистрации на должность кандидата в Губернаторы Самарской области Е, выдвинутого Региональным отделением в Самарской области политической партии "Демократическая партия России"" необоснованным и его отмене. Административный истец также просит признать вышеуказанное постановление необоснованным в части непредставления им документов, перечисленных в постановлении (за исключением 166-174 подписей муниципальных депутатов); установить факт несоблюдения равных условий при сборе подписей муниципальных депутатов в поддержку выдвижения кандидатов в Губернаторы Самарской области (в связи с фактическими сложившимися обстоятельствами при сборе подписей).
В обоснование заявленных требований административный истец указал на невозможность сбора необходимого для регистрации кандидатом количества подписей ввиду того, что при сборе подписей в поддержку выдвижения кандидатов в Губернаторы Самарской области был нарушен принцип равенства кандидатов в губернаторы при процедуре сбора подписей муниципальных депутатов в поддержку выдвижения кандидатов. Муниципальными депутатами, являющимися членами партий и руководствующимися, в первую очередь, интересами партии, принципом партийной дисциплины, а также иными личными интересами ему созданы препятствия в сборе подписей в поддержку выдвижения кандидатом в Губернаторы Самарской области, в том числе членами партии Единая Россия, являющимися муниципальными депутатами. Из 3 тысяч муниципальных депутатов, получивших обращение административного истца с просьбой поддержать его выдвижение, никто не поддержал его выдвижение кроме одного беспартийного депутата.
Полагает, что сдал в избирком все документы, необходимые для его выдвижения, соответственно отказ в регистрации кандидатом на должность Губернатора Самарской области в связи с отсутствием документов, необходимых для уведомления о выдвижении и (или) регистрации кандидата считает необоснованным.
Определением Самарского областного суда от 7 августа 2023 года к участию в деле в качестве заинтересованного лица привлечено Региональное отделение в Самарской области Политической партии "Демократическая партия России".
Решением Самарского областного суда от 10 августа 2023 года в удовлетворении административного искового заявления Е. отказано.
В апелляционной жалобе Е. ставится вопрос об отмене указанного судебного решения как незаконного. Заявитель апелляционной жалобы указывает, что вопреки выводам суда первой инстанции, пользуется поддержкой муниципальных депутатов и профессионально занимается политической деятельностью более 20 лет, однако в настоящее время созданы неравные условия при сборе подписей муниципальных депутатов, что подтверждается представленными в материалы дела доказательствами.
Полагает, что суд первой инстанции необоснованно отказал в удовлетворении ходатайства о допросе свидетелей, относительно обстоятельств сбора подписей муниципальных депутатов.
Также полагает, что судом первой инстанции не дана правовая оценка доводам административного истца о том, что им представлен исчерпывающий перечень документов, необходимый для его регистрации в качестве кандидата в Губернаторы Самарской области, а сбор подписей муниципальных депутатов в поддержку выдвижения кандидата затруднен существующими законодательными ограничениями, что и воспрепятствовало Е. собрать подписи в свою поддержку.
Относительно доводов, изложенных в апелляционной жалобе, избирательной комиссией Самарской области представлены возражения об их необоснованности.
В заседании суда апелляционной инстанции административный истец, представляющий также интересы Регионального отделения в Самарской области политической партии "Демократическая партия России" Е. просил отменить решение суда по доводам апелляционной жалобы. Представитель Избирательной комиссии просил отказать в удовлетворении апелляционной жалобы, решение суда оставить без изменения. Участвующий в деле прокурор полагал, что решение суда законно и отмене не подлежит.
Иные лица, участвующие в деле, в судебное заседание суда апелляционной инстанции не явились, извещены в соответствии с требованиями положений главы 9 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации (далее - КАС РФ).
Учитывая требования статьи 150 КАС РФ, судебная коллегия считает возможным рассмотреть дело в отсутствие не явившихся по делу лиц.
Законность и обоснованность решения суда первой инстанции проверена судебной коллегией с учетом части 1 статьи 308 КАС РФ, по смыслу которой суд апелляционной инстанции рассматривает административное дело в полном объеме и не связан основаниями и доводами, изложенными в апелляционной жалобе, представлении и возражениях относительно жалобы, представления.
Заслушав объяснения явившихся по делу лиц, заключение прокурора, оценив имеющиеся в деле доказательства, проверив материалы дела, обсудив доводы апелляционной жалобы, представленных возражений, судебная коллегия приходит к следующему.
В соответствии с положениями части 3 статьи 3, части 2 статьи 32 Конституции Российской Федерации высшим непосредственным выражением власти народа являются референдум и свободные выборы и, в связи с этим граждане Российской Федерации имеют право избирать и быть избранными в органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме.
Правоотношения, по поводу которых возник спор, регламентированы Федеральным законом от 12 июня 2002 года N67-ФЗ "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" (далее также Федеральный закон N 67-ФЗ), Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации" (далее также Федеральный закон N414-ФЗ), Законом Самарской области от 14 июня 2012 года N55-ГД "О выборах Губернатора Самарской области" (далее также Закон Самарской области N55-ГД). Положения указанных законов приводятся в редакции, действующей на период возникновения спорных правоотношений.
В соответствии с пунктом 1.1. статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ при выявлении неполноты сведений о кандидатах, отсутствия каких-либо документов, представление которых в избирательную комиссию для уведомления о выдвижении кандидата (кандидатов), списка кандидатов и их регистрации предусмотрено законом, или несоблюдения требований закона к оформлению документов соответствующая избирательная комиссия не позднее чем за три дня до дня заседания избирательной комиссии, на котором должен рассматриваться вопрос о регистрации кандидата, списка кандидатов, извещает об этом кандидата, избирательное объединение.
Пунктом 24 статьи 38 Федерального закона N67-ФЗ установлен исчерпывающий перечень оснований для отказа в регистрации кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, к числу которых относится, в том числе недостаточное количество достоверных подписей депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований, представленных для регистрации кандидата (подпункт "д.1").
Аналогичная норма содержится в пункте 6 части 11 статьи 25 Закона Самарской области N55-ГД.
Доказательствами по делу подтверждается, что оспариваемое Постановление N61/394-7 принято 31 июля 2023 года по результатам анализа представленных 8 и 26 июля 2023 года Е. документов для регистрации кандидата на должность Губернатора Самарской области. Рассмотрение вопроса о регистрации было проведено Избирательной комиссией 31 июля 2023 года, при этом о выявленных недостатках, послуживших основанием для отказа в регистрации Е. в качестве кандидата в Губернаторы Самарской области последний был извещен соответствующим постановлением Избирательной комиссии от 27 июля 2023 года, то есть в установленные вышеприведенными законоположениями сроки. При этом Избирательная комиссия, при принятии оспариваемого постановления, действовала в пределах своих полномочий с соблюдением установленной законом процедуры принятия правового акта и его формы, что не оспаривается участниками спора.
Как следует из материалов административного дела и также не оспаривается участвующими лицами административным истцом, в Избирательную комиссию в числе документов для регистрации последним представлены листы поддержки кандидата, содержащие одну подпись депутата представительных органов муниципальных образований Самарской области, вместо 166.
Анализируя содержание оспариваемого постановления, суд первой инстанции исходил из того, что в соответствии с действующим законодательством, административным ответчиком определено количество подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, находящихся на территории Самарской области необходимых для регистрации кандидата на должность Губернатора Самарской области, указанное количество носит обязательный для исполнения характер, однако административные истцом соответствующе количество подписей в свою поддержку не собрано и в Избирательную комиссию не представлено. С учетом изложенного, принимая оспариваемое решение, Избирательная комиссия действовала правомерно.
С таким выводом суда первой инстанции судебная коллегия согласна, поскольку он соответствует обстоятельствам дела и основан на законе.
Пунктом 17 статьи 37 Федерального закона от 12 июня 2002 года N67-ФЗ определено, что на выборах высшего должностного лица субъекта Российской Федерации в поддержку выдвижения кандидатов собираются подписи депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований. Число указанных подписей определяется законом субъекта Российской Федерации в соответствии с Федеральным законом от 21 декабря 2021 года N414-ФЗ "Об общих принципах организации публичной власти в субъектах Российской Федерации".
Согласно части 6 статьи 22 Федерального закона N414-ФЗ выдвижение кандидата на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации должны поддержать от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных образований и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных образований субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа указанных депутатов, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав этих муниципальных образований. Депутаты представительного органа муниципального района, состоящего из глав поселений, входящих в состав муниципального района, и из депутатов представительных органов указанных поселений, а также депутаты представительного органа городского округа с внутригородским делением, формируемого путем избрания из состава представительных органов внутригородских районов этого городского округа, учитываются только один раз.
Частью 7 названной статьи предусмотрено, что в числе лиц, поддержавших кандидата, должны быть от 5 до 10 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов, муниципальных и городских округов субъекта Российской Федерации. Число лиц, необходимое для такой поддержки кандидата, устанавливается законом субъекта Российской Федерации и определяется в процентном отношении от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов, муниципальных и городских округов на день принятия решения о назначении выборов высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, из числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов, муниципальных и городских округов субъекта Российской Федерации. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов, муниципальных и городских округов субъекта Российской Федерации (часть 7).
В соответствии с положениями части 11 статьи 22 Федерального закона N414-ФЗ порядок сбора указанных подписей и порядок их проверки определяются законом субъекта Российской Федерации в соответствии с федеральным законом, устанавливающим основные гарантии избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации.
В соответствии с частями 1-3, 6 статьей 23 Закона Самарской области N55-ГД выдвинутый избирательным объединением кандидат обязан собрать в поддержку выдвижения подписи депутатов представительных органов муниципальных образований, находящихся на территории Самарской области.
Количество подписей, необходимых для регистрации кандидата, составляет 5 процентов от общего числа депутатов представительных органов муниципальных образований, находящихся на территории Самарской области, предусмотренного уставами этих муниципальных образований на день принятия решения о назначении выборов Губернатора, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных образований, находящихся на территории Самарской области.
В числе лиц, указанных в части 1 настоящей статьи, поддержавших кандидата, должно быть 5 процентов депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов и (или) избранных на муниципальных выборах глав муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, находящихся на территории Самарской области, от общего числа депутатов представительных органов муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, предусмотренного уставами этих муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов на день принятия решения о назначении выборов Губернатора, и числа избранных на муниципальных выборах и действующих на день принятия указанного решения глав муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, находящихся на территории Самарской области. При этом кандидат должен быть поддержан указанными лицами не менее чем в трех четвертях муниципальных районов, муниципальных округов и городских округов, находящихся на территории Самарской области.
Число лиц (в абсолютном выражении), которое необходимо для поддержки выдвижения кандидата в соответствии с частями 2 и 3 настоящей статьи, а также число муниципальных образований (в абсолютном выражении), указанное в части 3 настоящей статьи, определяются Избирательной комиссией Самарской области не позднее чем через три дня со дня официального опубликования решения о назначении выборов Губернатора.
Постановлением Избирательной комиссии Самарской области от 15 июня 2023 года N51/304-7 "О вопросах, связанных со сбором подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, находящихся на территории Самарской области, в поддержку выдвижения кандидатов при проведении выборов Губернатора Самарской области в 2023 году" определено, что для регистрации кандидата на должность Губернатора Самарской области необходимо представить 166 подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, находящихся на территории Самарской области.
Отсутствие необходимого количества подписей депутатов представительных органов муниципальных образований, является основанием для отказа в регистрации кандидата на должность Губернатора Самарской области, как верно указал суд первой инстанции. При этом, вопреки доводам апелляционной жалобы, судом первой инстанции дана правовая оценка доводам административного истца о том, что им представлен исчерпывающий перечень документов, необходимый для его регистрации в качестве кандидата в Губернаторы Самарской области. Со ссылкой на приведенные выше законоположения, а также разъяснения, данные в пунктах 95-97 Постановления Пленума Верховного Суда Российской Федерации от 27 июня 2023 г. N24 "О некоторых вопросах, возникающих при рассмотрении судами административных дел о защите избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" указанные доводы обоснованно отвергнуты, как несостоятельные.
В свою очередь сам по себе действующий правовой механизм выдвижения кандидатов на должность высшего должностного лица субъекта Российской Федерации, в том числе Губернатора Самарской области, предполагающий сбор подписей в свою поддержку муниципальных депутатов, не может рассматриваться как ограничивающее избирательные права граждан и нарушающее равенство общественных объединений перед законом, что следует из правовой позиции Конституционного Суда Российской Федерации, изложенной в Постановлении от 24 декабря 2012 г. N32-П "По делу о проверке конституционности отдельных положений федеральных законов "Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации" и "Об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации" в связи с запросом группы депутатов Государственной Думы" (далее также Постановление Конституционного Суда Российской Федерации от 24 декабря 2012 г. N32-П). Доводы апелляционной жалобы об обратном основаны на неверном толковании норм действующего законодательства.
В свою очередь доказательств использования законодательно установленных требований в целях создания необоснованных преимуществ кандидатам, представляющим определенную политическую силу, или произвольного исключения из избирательного процесса кандидатов, находящихся в оппозиции, в том числе лицами, о допросе которых ходатайствует заявитель апелляционной жалобы, в суды обеих инстанции, вопреки положениям части 1 статьи 62 КАС РФ, административным истцом не представлено. Факт наличия запрета с чьей - либо стороны поддерживать того или иного кандидата, в том числе административного истца, ни одним из депутатов представительных органов муниципальных образований, находящихся на территории Самарской области, не подтвержден.
Также судебная коллегия считает необходимым отметить, что действующее правовое регулирование спорных правоотношений не позволяет преодолеть отсутствие подписей в поддержку выдвижения кандидата путем представления иных доказательств наличия подобной поддержки, в том числе, исходя из содержания переписки с депутатами, как ошибочно полагает заявитель апелляционной жалобы. Кроме того, указанная поддержка, исходя из представленных в материалы дела ответов на обращение Е. к муниципальным депутатам о сборе подписей в свою поддержку в качестве кандидата в Губернаторы Самарской области, выражалась депутатами в связи с активной жизненной, а также политической позицией административного истца, однако не указывала о поддержке выдвижения последнего в качестве кандидата. По тем же мотивам судебная коллегия отклоняет доводы апелляционной жалобы о том, что административный истец профессионально занимается политической деятельностью более 20 лет, что не оспаривается участниками спора.
В абзаце 2 страницы 10 оспариваемого решения суда, с содержанием которого выражает несогласие заявитель апелляционной жалобы, цитируется правовая позиция Конституционного Суда Российской Федерации из Постановления от 24 декабря 2012 г. N32-П. Подобное несогласие не может послужить основанием для отмены состоявшегося судебного решения.
В целом доводы апелляционной жалобы, фактически повторяют правовую позицию заявителя жалобы при рассмотрении дела по существу, получившую надлежащую правовую оценку суда первой инстанции, аргументированно изложенную в обжалуемом судебном акте, не согласиться с которой у судебной коллегии оснований не имеется. О наличии нарушений требований законодательства Российской Федерации о выборах, а также о незаконности каких-либо действий (бездействий) со стороны Избирательной комиссии данные доводы не свидетельствуют.
Учитывая изложенное и принимая во внимание, что нарушений норм материального и процессуального права, которые в соответствии со статьей 310 КАС РФ привели или могли привести к неправильному рассмотрению дела, судом первой инстанции не допущено, оснований для отмены или изменения решения суда первой инстанции не имеется.
Судебная коллегия по административным делам Четвертого апелляционного суда общей юрисдикции, руководствуясь статьями 309, 311 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации, определила:
решение Самарского областного суда от 10 августа 2023 года оставить без изменения, апелляционную жалобу Е. - без удовлетворения.
Определение суда апелляционной инстанции вступает в законную силу со дня его принятия и может быть обжаловано в течение шести месяцев в кассационном порядке в Судебную коллегию по административным делам Верховного Суда Российской Федерации в соответствии с главой 35 Кодекса административного судопроизводства Российской Федерации через Самарский областной суд.
Мотивированное апелляционное определение составлено 24 августа 2023 года
Председательствующий
Судьи
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.